Часть 1. 1952-1954.
Долгое время в Ульяновске (как и в Симбирске) пароходные пристани и грузовой порт размещались выше моста через Волгу. Со временем эти сооружения перестали отвечать потребностям растущего города. А грядущее заполнение водохранилища заставило решать проблему срочно и кардинально.
Авторы Генплана Ульяновска 1946 года – архитекторы «Ленгпрогора» – особо выделяли необходимость сооружения благоустроенного порта-убежища. Предложив несколько вариантов его размещения, проектировщики справедливо заметили, что окончательное решение можно принять лишь после проведения всех расчетов и изысканий в связи с предстоящим строительством Куйбышевского гидроузла. Правда, в октябре 1946 года Ульяновск посетила комиссия Минречфлота для выбора площадки под строительство грузового порта и речного вокзала. Самой подходящей комиссия сочла «территорию между дамбой железнодорожной линии и причалом горперевоза» – выше моста, как и прежде. Но позже для строительства было выбрано другое место.
Сооружение речного порта началось в конце 1952 года. К удивлению горожан, строить его начали в нескольких километрах от берега, в подгорье южной части Ульяновска. Проектировщики знали – после подъема уровня воды Волга подойдет к этому месту и образует бухту, удобную для размещения порта-гавани. 30 апреля 1957 года новый порт принял первый пароход. Местная и центральная пресса широко освещала ход большой стройки. Поэтому подумалось, что лучше всего о возведении Ульяновского речного порта расскажут публикации тех лет. Далее приведены короткие выдержки из небольшой части огромного числа статей.
Ход строительства запечатлел в сотнях рисунков художник-краевед Александр Иванович Титовский. Для этого ему пришлось получить специальное разрешение. В иллюстративной части представлено несколько его работ из серии «Строительство речного порта в Ульяновске».
***
УЛЬЯНОВСКИЙ ПОРТ НА КУЙБЫШЕВСКОМ МОРЕ
(Журнал «Огонек», 1952, № 17)
…Порт в Ульяновске будет одним из крупнейших на Большой Волге. Уже сейчас, когда только строится плотина в районе Жигулей, можно представить его будущий облик. В Государственном институте проектирования на речном транспорте нас ознакомили с результатами изысканий и расчетов, произведенных в Ульяновске. Главный инженер проекта В.Л.Щевелев разворачивает широкие листы синьки.
– Место, на котором появится порт, – говорит он, – отстоит сейчас от воды на пять с лишним километров. На чертеже представлена обширная песчаная низменность. Ее зальют воды Куйбышевского моря. Территория порта будет намыта землесосами… Самое интересное сооружение – волнолом, земляная дамба, облицованная камнем и железобетоном. Расположившись в форме дуги, она защитит акваторию от ветров. Защитой от западных ветров, господствующих в Ульяновске, послужит высокий естественный берег…
***
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 6 ноября 1952 г.)
…Куйбышевская плотина образует огромное водохранилище… Из года в год будут расти перевозки. В этих условиях большое значение приобретает один из старейших городов Поволжья – Ульяновск. Заглянем в его завтрашний день как морского портового города…
Ульяновский порт – это большая гавань, хорошо защищенная от непогоды, приспособленная к тому, чтобы суда могли укрыться от шторма. В порту караваны барж, плоты, грузовые пароходы, теплоходы под защитой каменной дамбы – волнолома будут в безопасности заниматься разгрузкой и погрузкой. Оснащенный новейшей техникой, наш порт в 1955 году сможет переработать грузов в 11 раз больше, чем сейчас.
Чтобы создать территорию порта, предстоит намыть более 2-х млн. кубометров песка. Вдоль искусственного берега почти на километр протянется укрепленная причальная стена. Рядом с причалами для пассажирских судов расположится здание речного вокзала, а дальше пойдут грузовые причалы. Неподалеку раскинется благоустроенный городок водников.
Ульяновский порт должен вступить в строй одновременно с заполнением Куйбышевского моря. На строительство уже выделены миллионы рублей. В Ульяновск прибыли молодые специалисты – выпускники Ленинградского института инженеров водного транспорта. В адрес стройки поступают материалы, оборудование…
Ф.Вьюшкин, начальник Ульяновского порта
***
НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ УЛЬЯНОВСКОГО ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 8 февраля 1953 г.)
Все оживленнее становится на стройплощадке порта. Экскаватор вынул первые ковши грунта. Работают бульдозеры и самосвалы. Ежедневно прибывают материалы и оборудование. Уже получено свыше 1000 тонн стального шпунта, ожидается мощный копер для его забивки. Строители готовятся к весне, когда развернутся основные работы…
***
У СТРОИТЕЛЕЙ РЕЧНОГО ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 8 апреля 1953 г.)
…Работы по строительству порта развертываются все шире. Строители ведут подготовку площадки для намыва грунта, сооружают опоры эстакады, на которых будут уложены трубы пульпопроводов. В 2-м квартале предстоит намыть полмиллиона кубометров грунта для волнолома. Эта работа будет выполняться мощными земснарядами, которые прибудут в Ульяновск, когда Волга очистится ото льда. Готовятся к сдаче два 8-квартирных дома для строителей, общежитие, столовая.
***
ПОРТ БОЛЬШОЙ ВОЛГИ
(«Ульяновская правда» от 1 мая 1953 г.)
…Ульяновский порт сооружается правее ст. Ульяновск-2, у подошвы южных склонов. Он будет иметь 10 причалов длиною 800 м. Слева расположатся пассажирские причалы – транзитный и линии местного сообщения; затем грузовые причалы. Напротив пассажирского причала будет выстроено монументальное здание речного вокзала, со всех сторон окруженное зелеными насаждениями. На территории разместятся здания управления порта, узла связи, складов, мастерских и др. Выше территории порта выстроятся два квартала домов речников с магазинами, клубом, поликлиникой, яслями. С городом порт свяжут две асфальтированные дороги. Территорию порта пересекут несколько железнодорожных путей.
Огромную работу предстоит проделать строителям. Для устройства причальной набережной необходимо забить 3800 тонн стального шпунта и смонтировать нескольких сот тонн металлоконструкций. Территория порта должна сравняться с причальной стенкой, которая будет возвышаться на 10 м. Для этого потребуется уложить более 800.000 кубометров грунта. На водохранилище будут подниматься волны в 3 метра и более. Поэтому в 400 метрах от причала будет сооружен волнолом длиной 1700 м. Это земляной вал шириной в основании 84 м., вверху 4 м., высотой над уровнем грунта 14 м. Для его образования необходимо намыть 1.250.000 кубометров грунта. Со стороны Волги волнолом покроется железобетонными плитами, а со стороны акватории мостится камнем.
В наше распоряжение передается несколько мощных землесосных снарядов; непрерывно поступают механизмы и оборудование. Сейчас идет забивка шпунтов причальной стенки, готовится территория порта. Построено несколько жилых домов, производственные помещения. Строители заверяют, что порт будет построен к навигации 1955 года.
А.Исаев, начальник управления строительства Ульяновского речного порта
***
ТРУДОВОЙ ЭНТУЗИАЗМ СТРОИТЕЛЕЙ ПОРТА
(«Ульяновская правда» от 10 июня 1953 г.)
На южных склонах горы не умолкает гул моторов, лязг ковшей экскаваторов. Огромная территория изменяется на глазах. Десятки самосвалов перевозят грунт для территории порта…
Полным ходом идет сооружение волнолома. Земснаряды «Волжский-28» и «Волжский-18» за короткий срок намыли 70.000 кубометров грунта. На днях прибудут еще три мощных землесосных снаряда; каждый из них будет подавать до 35.000 кубометров грунта в сутки. Коперщики забили 350 металлических шпунтов, образовав 160 метров причальной стенки – около трети всего плана работ. Началось сооружение городка речников в районе городской электростанции. Возводится трехэтажное общежитие…
***
НА БЕРЕГУ БУДУЩЕГО МОРЯ
(«Ульяновская правда» от 6 ноября 1953 г.)
Там, где недавно был склон горы, уже поднялась на 7 метров обширная портовая территория. На ней разместятся мощные портальные краны, склады и технические службы. На эту территорию экскаваторы и самосвалы уже насыпали 330.000 кубометров грунта… У огромной металлической стенки возвышается ажурная башня копра. Поднять многотонную шпунтину и забить ее на 8-метровую глубину помогают копры, созданные советской индустрией. Напротив причальной линии, на высоких эстакадах, лежат металлические трубы – пульпопроводы длиною в несколько километров. Их сделали советские трубопрокатные заводы. Отечественные земснаряды намывают грунт в тело будущего волнолома…
С.Новолодский
***
В СРОК ПОСТРОИТЬ УЛЬЯНОВСКИЙ ПОРТ
(«Ульяновская правда» от 16 декабря 1953 г.)
Первые строители порта прибыли в Ульяновск в конце ноября 1952 года. Что же сделал коллектив за этот год? Начали мы с создания производственной базы. Построены гараж, мастерские, лесопильные цеха, линия электропередачи, железнодорожная ветка, автодорога, склады, жилые дома для строителей, административные здания и др.
Территория порта уже ясно обозначилась. В нее уложено более 480.000 кубометров грунта, что составляет 60% всего объема. Часть территории намывается способом гидромеханизации. Земснаряды транспортируют по трубам протяженностью около 2-х километров и укладывают до 300 кубометров песчаного грунта в час. Причальная набережная из металлического шпунта уже протянулась на 400 метров. Рядом с ней растет вторая шпунтовая (анкерная) стенка… Заметно вырос контур волнолома…
В 1954 году нам предстоит полностью закончить причальную набережную, завершить подсыпку территории порта, построить на ней несколько сооружений. Большие работы нужно выполнить по намыву грунта в тело волнолома и укреплению его железобетонными плитами и каменным мощением.
А.Исаев, начальник строительства Ульяновского речного порта
***
БИЕНИЕ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ
(«Ульяновский комсомолец» от 14 марта 1954 г.)
В прошлую весну яблони цвели особенно дружно. Весь склон был покрыт белым цветом. Но с каждым днем деревьев становилось все меньше. Какие-то люди вырывали их и увозили. Людмила смотрела на это сквозь слезы. Она невзлюбила этих людей и еще тех, что обосновались во вновь выстроенном домике и назывались речниками. Она понимала, что деревья бывшего сада переносят, чтобы построить на этом месте большой и красивый речной порт, но ничего не с собой поделать. Все плакала. Потом ей предложили остаться работать с речниками, и она неожиданно для себя согласилась. Все это вспомнилось табельщице Людмиле Гончаевой, когда ей поручили провести беседу в одном из общежитий: рассказать строителям о будущем порте…
Порт будет одним из крупнейших на Волге. За время одной навигации в нем побывает около 600.000 пассажиров. Сотни тысяч тонн разных грузов будут переправляться через порт в разные концы страны… А чтобы намеченное сбылось, нужно построить пассажирские и грузовые причалы, защитить их волноломом от бурных волнений, воздвигнуть благоустроенный речной вокзал. Специальная ветка соединит порт с железнодорожной магистралью Москва – Урал. Труда надо вложить очень много…
Сейчас возводится волнолом, сооружается шпунтовая стенка. Продолжает благоустраиваться городок строителей. Рабочие живут в удобных домах. В городке есть магазин и столовая, библиотека, скоро будет клуб…
Л.Бару
***
ВСЕГДА ВПЕРЕДИ
(Журнал «Смена», 1954, № 12)
…По Волге плывут плоты. В реке отражается чистое небо. А справа от Венца, у самого берега, виднеется трубопровод. День и ночь земснаряд намывает 2-километровую дамбу – защитный волнолом порта…
Ульяновский порт станет одним из самых крупных на Волге. Он будет иметь свою железнодорожную ветку, мощные краны, ремонтные мастерские, пассажирский вокзал… Велик объем работ. Круглые сутки снуют на строительстве десятки самосвалов. Вгрызаются в землю экскаваторы. Около шпунтовой стенки оглушительно ревут два компрессора, и, взлетая вверх, колотит по шпунту чугунная баба…
– Зимой нам нелегко пришлось, – рассказывает коперщик Иван Логачев. – Длина шпунта 18 метров. Его сразу не вобьешь. А тут морозы ударили, стало не хватать пара для копра. Решили перейти на сжатый воздух. Так и работали беспрерывно…
И.Дик
***
ГИДРОМЕХАНИЗАТОРЫ
(«Ульяновская правда» от 28 апреля 1954 г.)
Волнолом нового речного порта – большое сооружение… Возводят его гидромеханизаторы – экипажи электроземснарядов, намывщики, монтажники и плотники. Опоры эстакады пульпопровода уже сейчас показывают контуры будущего волнолома…
На земснаряде № 314 несет вахту багермейстер Виктор Стрюков. Вместе с начальником земснаряда Павлом Шевченко они выбрали забой у южного берега Чувича. Грунт забоя скрыт под водой. Но опытный багермейстер по вибрации агрегата, по работе механизма определяет, какую пульпу гонит земснаряд…
На волноломе за ходом намыва внимательно следят намывщики. От них зависит успех работы, которую ведут земснаряды. Многие из них проявляют смелость, ловкость, смекалку… На намытом грунте видны леса эстакады 2-го яруса. Плотники с помощью вибраторов забивают опоры, устанавливают на них эстакаду.
С.Александров
***
КРЕПЛЕНИЕ ПРИЧАЛЬНОЙ НАБЕРЕЖНОЙ
(«Ульяновская правда» от 21 мая 1954 г.)
Все дальше уходит металлическая причальная стенка строящегося порта. Копровщики уже приступили к забивке последней сотни шпунтин. Высоко поднялась площадка портовой набережной. Она еще не сомкнулась с металлической стенкой. Между насыпью и 10-метровой стеной остается как бы ущелье. В его западном конце работает копер, а в восточном ведется монтаж крепления причальной набережной. Это новый этап в строительстве порта. Причальная стенка, состоящая из вбитых на 8-метровую глубину шпунтин, крепится металлическими тягами к анкерной стенке.
Вот автокран понес к причальной стенке металлическую балку. Вставив болты, монтажники прикрепили балку к причальной стенке… Рядом с насыпью рокочет трактор. Он подвозит короткие анкерные шпунты. Их забивают, сооружая невысокую, но крепкую анкерную стенку. Показывая на пространство между низкой анкерной и высокой причальной стенкой, инженер И.И.Кириенко говорит:
– Это пространство называется пазухой. И все это будет засыпано песком до высоты причальной стенки…
С.Новолодский
Окончание далее
_________________
Панорама будущего Ульяновского речного порта (проект).
«Ульяновская правда» от 1 мая 1953 года

1) Репродукция картины В.И.Харитоновой «Новый Ульяновский речной порт».
«Ульяновская правда» от 8 апреля 1954 года
2) Проект здания речного вокзала в Ульяновске.
Журнал «Огонек», 1952, № 17

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Земляные работы у причальной стенки. 1950-ые гг.
2) Идут самосвалы. 1950-ые гг.
УОКМ

Строительство речного порта. Экскаваторы на выемке грунта. Осень 1953 года.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Намыв волнолома. 1950-ые гг.
2) Намыв волнолома пульпопроводом. 1950-ые гг.
УОКМ

На строительстве Ульяновского речного порта. Намыв волнолома.
1) Земснаряд «Волжский-28». «Ульяновская правда» от 12 мая 1953 года
2) Экипаж земснаряда № 314. «Ульяновская правда» от 16 апреля 1954 года

Строительство речного порта.
1) Намыв грунта для волнолома. Май 1953 года.
2) Пульпопровод для намыва волнолома. Октябрь 1953 года.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Забивка шпунтов электровибратором. 1954.
2) Паровой копер на работе по бетонированию верхних этажей волнолома. 1955.
УОКМ

Район строительства речного порта. Январь 1954 года.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске»:
1) Работа земснарядов по выемке грунта. 1955.
2) Общий вид на строительство речного порта. 1954.
УОКМ