В марте 1977 года, рассказывая о выставке Владимира Васильевича Воробьева, проходившей в галерее на улице Л.Толстого, «Ульяновская правда» писала: «Здесь собралась молодежь: студенты фармацевтического училища, учащиеся технических училищ. Останавливались у живописных, графических и скульптурных работ В.В.Воробьева, рассматривали их, обменивались мнениями. Для многих Воробьев был совершенно незнакомым художником, они и имя его слышали впервые…».
Если тогда В.В.Воробьев был художником мало кому в Ульяновске знакомым, а точнее – почти забытым, что говорить о днях нынешних. Это имя помнят лишь специалисты – искусствоведы и историки. Иногда оно «всплывает» в краеведческих статьях. Но… Бывает порой, что люди творческих профессий становятся «заложниками» одной своей работы. Так, имя актера, талантливо сыгравшего десятки ролей, нередко ассоциируется лишь с одной – самой запомнившейся. Нечто подобное произошло и с Воробьевым. Он изготовил памятную доску для дома Ульяновых на Московской улице – вторую по счету. Первая, ошибочно сообщавшая, что Ленин родился в этом доме, провисела недолго. «Воробьевскую» доску в 1927 г. тоже сменила новая – работы А.А.Пластова, и увидеть ее можно лишь на нескольких старых снимках. Но так получилось, что художник, оставивший огромный след в искусстве и общественной жизни Симбирска-Ульяновска, вошел в историю, главным образом, как автор «второй ленинской доски».
В той же статье 1977 года говорилось: «На выставке есть автопортрет Воробьева, написанный в 1917 году [фото 1]. Резкий, энергичный поворот головы, смелый взгляд карих глаз, в каждой черточке открытого лица дерзость, отвага и спокойная уверенность человека, чувствующего в себе большую силу, большие возможности». Кем же был этот незаурядный, бесспорно талантливый человек – художник, график, скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства? Всегда интересны люди, сделавшие себя сами, вопреки холодным ветрам судьбы.
Он родился в Москве в 1895 году. Отец, московский рабочий, на глазах сына погиб на баррикадах 1905 года. Большая семья – неграмотная мать и восемь детей – осталась почти без средств к существованию. Между тем, у Владимира с детства проявились талант и тяга к творчеству. Он учился на бесплатных курсах рисования при Обществе трезвости, потом поступил в престижное Строгановское художественно-промышленное училище. Чтобы оплачивать обучение, брался за любую работу. Упорный труд не проходил даром: на Всероссийской выставке художников промышленности в 1915 году студент Воробьев занял первое место.
Зная обстоятельства его жизни, не приходится удивляться, что революцию Владимир встретил с радостью. С жаром взялся за оформление рабочих клубов и московских улиц. К 1 мая на одном из особняков Тверской улицы было помещено его панно «Путь к социализму». А к ноябрьским праздникам 1918 года он написал триптих «От старого, через революцию, к будущему», установленный на Троицкой башне Московского кремля.
К тому времени он уже окончил Строгановку и учился во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). Перед талантливым молодым художником открывались большие перспективы. И вдруг – письмо из Симбирска. В городе, где едва отгремели бои гражданской, срочно требовались художники. Губком направил в Москву запрос об оказании помощи в организации секции изобразительного искусства при отделе народного образования. В 1918 году вхутемасовцы В.В.Воробьев, Н.В.Воробьев, Н.В.Филиппов, В.А.Васильев приехали в Симбирск. Для Владимира Васильевича предполагавшаяся 2-месячная командировка продлилась почти 8 лет.
В Симбирске для молодых художников открылось широкое поле творчества. Воробьев с товарищами оформлял улицы и революционные праздники, выпускал плакаты, сотрудничал с газетами «Заря», «Пролетарский путь», «Красная жатва», журналами «Общественник», «Искусство жизни», «Бегемот», «Комар», участвовал в выставках.
Это было время поиска новых форм. К праздникам художники создавали не только панно на зданиях, но и объемные сооружения. К 7 ноября 1919 года В.В.Воробьев и Н.В.Филиппов соорудили на улице К.Маркса (Гончарова) вместо обычной трибуны гигантскую – выше 10 метров – красную пирамиду (фото 2). С 4-х сторон ее украшали панно на темы революции, к которым вели широкие ступени. У подножия – площадка для ораторов и театрализованных представлений.
Художники тогда активно работали в симбирских «Окнах РОСТА». Вскоре, в 1921-1922 гг. начали массовыми тиражами издаваться художественные агитационные плакаты. Автором многих из них был В.В.Воробьев.
Фотографии в то время местная печать еще не использовала, газеты почти исключительно иллюстрировались гравюрами. Среди художников, часто публиковавших рисунки в симбирских газетах, – Д.И.Архангельский, П.С.Добрынин и другие. Воробьев быстро вошел в их число. Созданное изображение нужно было вырезать по линолеуму, и с этих клише рисунок печатался в газете – очень трудоемкий процесс. Владимир Васильевич сделал более 3000 линогравюр для печати в газетах. В журналах печатались выполненные им сложные композиции, часто с красивой резьбой. Самой известной его работой стал портрет В.И.Ленина – первый, созданный в технике линогравюры (фото 10). Он был напечатан в траурных выпусках газет «Пролетарский путь» и «Красная жатва» в январе 1924 года, большим тиражом разошелся по губернии, вывешивался в клубах, читальнях, домах.
В 1921 г. в городе открылся художественный техникум – ИЗОМУЗТЕО (изобразительное, музыкальное, театральное отделения). В отделении изобразительного искусства преподавали А.Н.Остроградский, И.П.Гурьев, П.С.Добрынин и др. Существовал техникум недолго – до 1923 года. Потом художественное обучение взрослых и детей велось в многочисленных студиях. В.В.Воробьев руководил одной из них, в т.н. лесной школе. П.Г.Панин, впоследствии известный художник, «певец Волги», с особым удовольствием вспоминал занятия у Воробьева, который учил «по-настоящему крепко рисовать фигуру».
В городе часто проходили выставки, в которых, наряду с симбирскими мэтрами, участвовали молодые художники. В июне 1921 года открылась выставка «Современное искусство». Рядом с картинами Д.И.Архангельского, П.С.Добрынина висели и работы Воробьева: портреты командира симбирской рабочей бригады В.Пеньевского, заведующего симбирским отделением РОСТА Бурдова и др. Газета «Заря», особо отмечая его творчество, писала, что это «прекрасные произведения живописи, поражающие необычайной яркостью и световой насыщенностью красок, а также верной, чеканной художественной формой… Надо признать весьма большое дарование молодого художника…».
В.В.Воробьев вспоминал: «В трудных условиях работали, не хватало самого необходимого, не было нужных материалов». На городском базаре он остановился у телеги с глиняными горшками; залюбовался их плавными формами, цветом обожженной глины. «Откуда вы их привезли?», – спросил у торговки. «Да здесь же сами и делаем». Воробьев пришел в маленькую мастерскую в северной части города. Хозяева разрешили художнику пользоваться гончарным кругом, печью для обжига. Сначала подсмеивались, а когда увидели, как он вылепил из глины полуметрового бегемота-корреспондента для журнала «Бегемот», стали относиться с большим уважением.
В этой мастерской В.В.Воробьев создал первый скульптурный барельеф В.И.Ленина. Изготовил его из глины – другого материала не было. Потом пришел к выводу, что естественный цвет обожженной глины не соответствует образу. С трудом нашел необходимые компоненты и сделал глазурь. В печи покрытый глазурью барельеф стал выглядеть, как изготовленный из темного металла. Потом он долго находился в молодежном клубе.
С первых дней жизни в Симбирске Владимир Васильевич был очарован новым для него городом. Он торопился запечатлеть его улицы, дома, спуски. Было непривычно видеть на улицах еще недавно фронтового города человека с мольбертом. Прохожие смотрели косо, порой отпускали грубые реплики. Не обращая внимания, художник писал целыми днями. В его симбирских рисунках, хранящихся в краеведческом музее, чувствуются талант и поэтичность. А их необычайная достоверность, точная передача малейших деталей делают рисунки ценнейшими документами прошлого.
Конечно, особо привлекали его ленинские места – могло ли быть иначе? Воробьев первым из симбирских художников сделал их многочисленные зарисовки. Его первые рисунки дома Ульяновых на Московской улице датированы 1919 годом. Эти и более поздние листы, при несомненных художественных достоинствах, отличает удивительная точность, делающая их документальным материалом.
В доме на Московской тогда жило несколько семей. Горели примусы, чадили керосинки. Одна искра, и… Воробьев вспоминал, что его потрясло это. Первой мыслью было – привлечь внимание к дому, обозначить его ценность, сохранить. Решил изготовить памятную доску. Не найдя другого материала, вырезал на столешнице надпись «Здесь жил В.И.Ульянов-Ленин», на своих плечах отнес доску на Московскую улицу и укрепил на фасаде дома.
Воробьев провел на Московской много дней. Сделал десятки рисунков дома с разных сторон, произвел обмеры. Постепенно копился материал. Это и описания, и результаты замеров, и карандашные наброски, и тщательно выполненные графические листы, и акварели. На основании точнейших обмеров дома художник составил его архитектурный план. А в 1923 – начале 1924 г. изготовил первый в истории макет дома Ульяновых. В нем тогда размещался историко-революционный музей. Дом, существенно перестроенный прежними владельцами, еще не был реставрирован. Воробьев создал макет именно этого, не реставрированного дома.
Макет стал главным экспонатом губернской промышленной выставки, посвященной 3-й годовщине Октября, а потом отправлен в Москву. Симбирский губком подарил его II съезду Советов СССР, который проходил в феврале 1924 года. Во время работы съезда «домик Ульяновых» стоял на сцене, на специально сделанном постаменте. Центральные «Известия» 1 февраля 1924 г. сообщали: «…У стола президиума выставлена замечательно хорошо изготовленная небольшая модель дома Ульяновых в Симбирске, по Московской улице, № 48. Модель, изготовленная художником В.Воробьевым, освещается (внутри и снаружи) электричеством».
Большинство источников, не вдаваясь в подробности, сообщали, что «макет до наших дней не сохранился». В частности, об этом писала искусствовед Н.А.Агафонова (1970). А по Н.Клюхину («Правда», 18.06.1981): «В.Воробьев присутствовал на праздновании юбилея Музея В.И.Ленина в Ульяновске. В дар городу он преподнес макет дома Ульяновых, выполненный им в 20-х годах».
В.В.Воробьев участвовал в оформлении экспозиции историко-революционного музея, открывшегося в доме Ульяновых в 1923 году. В 1926-м, когда началась подготовка к созданию Дома-музея В.И.Ленина, ему же заказали новую мемориальную доску. Вероятно, художник просто не успел выполнить эту работу, т.к. в том же году уехал из Ульяновска. Мраморную доску, существующую доныне, изготовил А.А.Пластов.
В 1920-х, в Симбирске, художник начал работу над альбомом линогравюр «Симбирск – родина Ленина». Создал множество городских пейзажей, портреты известных симбирян: Н.М.Карамзина, И.А.Гончарова; членов семьи Ульяновых… Продолжил работу над альбомом в Москве. Но так и не смог сказать себе, что она завершена. Снова и снова, до конца жизни, возвращался он к этому замыслу, к ставшему родным Симбирску-Ульяновску.
С 1926 года В.В.Воробьев жил и работал в Москве. Был членом МОСХ, работал в Госиздате, оформлял Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, улицы и музеи столицы. Участвовал в Великой Отечественной войне и вновь вернулся к работе. Создал много прекрасных работ. Но все эти годы его не отпускала симбирская тема – самая дорогая страница жизни.
Газета «Правда» в 1981 году писала: «В маленькой квартире одного из старейших живописцев страны Владимира Васильевича Воробьева тесно от картин и скульптур. Традиционное убранство жилища художника имеет особенность. На акварелях и рисунках преобладают пейзажи послереволюционного Симбирска, места, связанные с жизнью семьи Ульяновых».
Работ В.В.Воробьева сохранилось немного, но они не были забыты. Так, его «Крестьянин» (фото 10), написанный в Симбирске в 1919 г., не раз экспонировался на московских выставках, сейчас находится в Государственном выставочном центре «РОСИЗО». Художник до конца жизни поддерживал связь с Ульяновском. В конце 60-х его работу – портрет командира симбирской рабочей бригады В.Г.Пеньевского – приобрел областной краеведческий музей. Позже в музей передан ряд хранившихся у Воробьева симбирских рисунков: виды города, портреты и т.д. Некоторые из них были представлены на выставке «Симбирск-Ульяновск глазами современников», проходившей в феврале 2018 г. в музее И.А.Гончарова. Несколько работ В.В.Воробьева находятся в областном художественном музее: его автопортрет, портреты В.С.Бурдова, Д.М.Ольшанской и др.
Художник часто приезжал в Ульяновск, встречался с музейными работниками и жителями города, рассказывал о годах, проведенных в Симбирске, своем творческом пути. Был он и на открытии выставки в 1977 году, с которой начался этот рассказ. Тогда прошла его встреча с учащимися технического училища № 5, которую подробно описывал «Ульяновский комсомолец».
***
Использованы материалы статей:
1. Н.Агафонова «Шершавым языком плаката» («Ульяновская правда» от 23 сентября 1967 г.)
2. Н.Агафонова «Самый первый…» («Ульяновская правда» от 16 мая 1970 г.)
3. Т.Верещагина «Ожившие страницы истории» («Ульяновская правда» от 13 марта 1977 г.)
4. З.Рудашевский «Встреча с художником» («Ульяновский комсомолец» от 6 апреля 1977 г.)
5. Н.Клюхин «Симбирский альбом» («Правда» от 18 июня 1981 г.)
6. С.Олина «К вопросу о мемориальных досках Дома-музея В.И.Ленина» («Вестник Ленинского мемориала», вып. 2, 2001) и др.
________________________
Владимир Васильевич Воробьев. Автопортрет. 1917.
УОХМ

Митинг на улице К.Маркса (Гончарова) 7 ноября 1919 года. Сооруженная художниками В.В.Воробьевым и Н.В.Филипповым 10-метровая пирамида алого цвета, украшенная четырьмя панно, с ведущими к ним ступенями и площадкой для выступлений.
ГАНИ УО

В.В.Воробьев:
1) Силуэт по Венцу. Вид с Подгорья. 1920.
2) Вид на Подгорье с Нового Венца. 1919.
УОКМ

В.В.Воробьев:
1) Смоленский спуск к пристани. 1920.
2) Подгорье. Спуск к Волге. 1919.
УОКМ

В.В.Воробьев:
1) Стрелецкая улица, Никольская церковь. 1919.
2) Спасская улица и гимназия. 1919.
УОКМ

В.В.Воробьев:
1) Улица Стрелецкая (угол Сенной). 1919.
2) Дом на Московской улице.
УОКМ

В.В.Воробьев:
1) Дом на Стрелецкой улице, в котором жила семья Ульяновых.
2) Дом Ульяновых на Московской улице. Вид со двора. 1919.
УОКМ

В.В.Воробьев:
1) Чертеж надгробного памятника И.Н.Ульянова на Покровском кладбище. 1919.
2) Крест надгробного памятника И.Н.Ульянова. 1919.
УОКМ

В.В.Воробьев. Дом Ульяновых на Московской улице. 1919.
УОКМ

В.В.Воробьев:
1) Портрет В.И.Ленина, напечатанный в январе 1924 г. в газетах «Пролетарский путь» и «Красная жатва».
2) Портрет крестьянина. 1919. ГМВЦ «РОСИЗО»