Автор: Редакция “Дыхания земли”

Территориальную схему обращения с отходами в Ульяновской области приняли в 2016 г. Ликование по поводу предстоящего избавления региона от свалок, в которых он начал тонуть, было недолгим.

Вначале июня 2017 года по иску Симбирской экологической компании суд поставил на документе жирный крест. Тем самым в основание предстоящей коммунальной реформы была заложена большая мина.

НЕ БОРОЛИСЬ, НО НАПОРОЛИСЬ

Надо было искать выход из сложившейся ситуации. Но в условиях начавшейся склоки и бесконечных разбирательств о терсхеме как-то подзабыли. А когда спохватились, время на подготовку к реформе почти не осталось: поджимали сроки, а федеральный центр опозданий не любит и с наказанием не откладывает. Многое пришлось делать впопыхах, второпях, на бегу. Получилось что-то сырое, неудобоваримое, а потому сильно бьющее по интересам жителей региона. Не удивительно после этого, что первого января 2019 года реформа, которую поначалу видели как благо, обрушилась на моих земляков подобно огромной снежной глыбе. Она придавила не только рядовых граждан, но и армию чиновников, ответственных за реализацию реформы.

Перебои с вывозом мусора начались практически с первых же дней действия реформы. На «горячие линии» посыпались сотни жалоб от разгневанных и недоумевающих жителей региона. Первым отреагировал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он провел аппаратное совещание, где вынес на обсуждение вопросы перехода на новую систему обращения с ТКО. Была высказана необходимость в принятии управленческих и организационных решений, которые позволят избежать сбоев в работе региональных операторов.

Принято решение о выстраивании системы контроля за улучшением содержания контейнерных площадок. А то ведь дело доходит до дикости: емкости поджигают, опрокидывают, даже заливают бетоном, как это было на улице Чайковского, 56 в Ульяновске. Регоператору первой зоны пришлось привлекать дополнительную технику и бригады рабочих, чтобы вывезти контейнеры с площадки на базу. Подлежат ли эти емкости ремонту? Большой вопрос. Вандалы нынче пошли смелые. Их не пугает даже уголовная ответственность за порчу имущества. Впрочем, их еще надо найти.

Кстати, о контейнерах. Как и у кого узнать, согласованы ли с санэпиднадзором и управлением архитектуры схемы размещения контейнерных площадок? Почему многие емкости для сбора и хранения ТКО пластиковые? Они, конечно, красивые, но и горят не менее эффектно. Спрашивается, для кого тогда написаны обязательные для исполнения нормы СанПиН, которые предусматривают исключительно металлические контейнеры и требования к площадкам под них.

ИМЕЕТСЯ ВОПРОС

Везде ли сохранили систему бесконтейнерного сбора мусора? Это относится к частному сектору. А его в том же Ульяновске целые кварталы и микрорайоны. До недавнего времени было так: по каждой улице, о чем знали жители, в конкретно установленное время проезжала мусоровозка и забирала от людей все, от чего они хотели избавиться. Быстро, аккуратно и без проблем. Сейчас все иначе. Тут и там понаставили контейнеры, причем системы не видно совсем: у одних жителей они буквально под носом, другим до них несколько сот метров.

Есть ли график очистки контейнеров, непонятно, потому что часто можно видеть, что они переполнены, следовательно, открыты. Соответственно этому вокруг них постоянно можно видеть стаи ворон, этих летающих крыс, других пернатых, кошек и собак, забредают даже лисы. Содержимое контейнеров растаскивается окрест. Сейчас, в суровую зимнюю пору, это не столь страшно, хотя и неприятно. Но с наступлением тепла все это будет подтаивать и гнить, а над городскими улицами поплывет тошнотворный запах. Если с уборкой из контейнеров что-то становится ясно, то с уборкой вокруг них пока сплошной туман. Дворники? Спасибо, если они подметут клочок асфальта возле вашего подъезда. Опять же, это не их обязанность. Здесь вам и экология, и санитарное состояние, и «благоприятная» окружающая среда.

А вот в Сурском районе, например, поступили умно. Здесь бестарный вывоз ТКО в сельских поселениях решили сохранить. Но прежде обсудили ситуацию на заседании Экологического совета района. Сошлись во мнении о том, что тарный способ, конечно же, наиболее приемлемый и удобный для населения. Опять же, о бестарном способе вывоза ТКО региональным оператором знают не все сельские жители.

Но придется, пусть и временно, его применять, потому что контейнеры в достаточном количестве сегодня отсутствуют. Их запланировано установить до конца первого квартала. Что касается поселений, есть и такие, где услуга по вывозу ТКО пока не оказывается, там счета выставляться не будут. С этим решением вышли к народу. Революций не было, люди все поняли правильно.

Заодно на Экосовете района обсудили проблему очистки дорог в зимний период. Пришли к выводу о том, что порядка здесь явно мало. Бездорожье мешает подъезду мусоровозов к контейнерам и задерживает работу регионального оператора. На орехи досталось главам поселений. Им указали на необходимость приведения подъездных путей к площадкам, равно как и всех дорог, в надлежащее состояние.

Можно, конечно, говорить, что повезло Чердаклинскому и Старомайнскому районам. На совещании по реализации реформы системы обращения с ТКО регоператор третьей зоны прилюдно сообщил, что проводятся переговоры с поставщиками о закупке для этих муниципалитетов около 500 контейнеров. Спешим успокоить: не всем и не все сразу. Хочется верить, что в конце концов проблема найдет свое решение.

Радует, что находит обсуждение возможность установления для бюджетных учреждений социальной сферы платы за вывоз ТКО по фактическому накоплению. А вот что касается микробизнеса, то здесь для вывоза отходов потребуются нормативные обоснования. Кстати, как и в прошлые годы, можно будет продолжить акции по сбору макулатуры в школах, детсадах, вузах, прочих бюджетных организациях

Так что работы хватит всем. Прежде всего минприроды. Дмитрия Федорова не перестает беспокоить тот факт, что до сих пор не все главы муниципальных образований и поселений представили утвержденные схемы расстановки контейнеров. Извечная российская проблема – тянуть до последнего. По этой причине вопрос принят ведомством на особый контроль. А еще требуется стабильный контроль за своевременным вывозом ТБО (вопрос пока решается тяжело), обеспечение четкости в соблюдении маршрутов и времени работы мусоровозов, реагирование на нужды, запросы, жалобы населения. Сюда же входит разъяснительная работа среди жителей по вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО. Сложной видится задача по отработке совместно с регоператорами системы начисления платы за сбор и вывоз мусора… Всего не перечесть.

СПОХВАТИЛИСЬ.

Сложность проблемы, к сожалению, с огромным опозданием, в регионе оценили еще раньше. Недаром в связи с поручением губернатора в конце минувшего года была создана специальная комиссии под председательством первого зампредседателя правительства Ульяновской области Андрея Тюрина. В качестве главной задачи ей вменялось обеспечение контроля над работой регоператоров. Когда он озвучил первые итоги мониторинга, вскрылись истинные объемы той работы, которую предстоит сделать.

Стало очевидным, что в качестве главной задачи для муниципалитетов на первое место выходит оказание помощи регоператорам в заключении договоров с частным бизнесом. Почему с ним? Потому что выяснилось, что как минимум половина всех бизнес-структур в муниципалитетах несет отходы в контейнеры МКД. Не надо объяснять, что в этих условиях регоператоры не всегда успевают своевременно вывезти мусор. Много замечаний к содержанию контейнерных площадок, большинство из которых находится в очень неприглядном состоянии.

Члены комиссии «заглянули на огонек» в зону деятельности первого регоператора. Он потрудился на славу. Оснастил площадки евроконтейнерами и бункерами для сбора ТКО, закупил сверх норматива более 1500 контейнеров на 40 миллионов рублей, обновил автопарк мусоровозов. А вот расчистку контейнерных площадок экипажи мусоровозов вынуждены проводить собственными силами, что ведет к увеличению сроков отгрузки и задержкам графика. Более того, главы администраций муниципальных образований по Ульяновску и некоторым районам области не удосужились ко времени утвердить реестры контейнерных площадок. Трудно после этого говорить о согласованной работе.

Примерно то же самое можно было видеть в зоне деятельности четвертого регоператора. Здесь члены комиссии выявили факты некачественной расчистки дорог, подъездов к контейнерным площадкам и самих площадок в Мелекесском районе. В Димитровграде 20% контейнерных площадок оказались неподготовленными, из центра города не вывезен крупногабаритный мусор.

В зоне деятельности второго оператора тоже не обошлось без нарушений. На доброй трети контейнерных площадок не вывезен крупногабаритный мусор, тут и там новогодние елки, выброшенные за ненадобностью, не подбирается просыпавшийся мусор.

Были замечания по работе регоператора зоны № 3 относительно рабочих поселков Чердаклы и Старая Майна, где на десятой части контейнерных площадок хранились невывезенные отходы. А жители нескольких улиц выступили с просьбой установить дополнительные контейнеры. Соответственно этому регоператоры получили требование об устранении выявленных нарушений.

В свою очередь, жителям региона было предложено по вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО звонить по телефонам «горячей линии».

Первая зона – ООО «Горкомхоз» (Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Сурский, Цильнинский районы и город Ульяновск): 8 800 200 68 65, 8 (8422) 65-02-65.

Вторая зона – ООО «Контакт плюс» (Сенгилеевский, Тереньгульский, Ульяновский районы, Ульяновск, Новоульяновск): 8 (8422) 33-54-77.

Третья зона – ООО «Экостандарт» (Ста рома й нс кий, Чердаклинский районы и Ульяновск): 8 (8422) 73-50-05.

Четвертая зона – «Экосистема» (Мелекесский, Новомалыклинский районы и Димитровград): 8 (8423) 54-09-09.

Черных красок в общую картину неблагополучия добавил Дмитрий Федоров. Он сообщил, что в ходе проверки инспекторы Госэконадзора составили 83 акта осмотра захламленности контейнерных площадок. Материалы на особо злостных нарушителей будут передаваться в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области для привлечения к административной ответственности с наложением штрафа от 10 до 250 тысяч рублей.

На последнем в январе аппаратном совещании в администрации города бодро заявлялось: «Мы проводим ежедневный мониторинг состояния контейнерных площадок». И это после того, как профильный министр сообщил о ненадлежащем исполнении обязанностей по управлению МКД и их общедомовым имуществом, конкретно, подбору мусора, со стороны целого ряда УК, в числе которых назывались «Фундамент», «Управдом», «УК Дом», а также ТСЖ и ЖСК. Сдается, такими темпами мы не скоро войдем в «мусорную реформу» и к этому разговору придется возвращаться.

ПОСТСКРИПТУМ:

В нынешнем месяце придут платежки, в которых впервые будет указано, сколько «мусорных» денег мы будем отстегивать из семейного бюджета. Уже получили? Давайте «радоваться» вместе.