Автор: Редакция “Дыхания земли”

В конце декабря минувшего года на склоне у «Ленинских горок» можно было видеть необычную картину: несколько человек по колено в снегу дружно… косили траву. Фантасмагория? Нет, реальный факт.

Короткая память

Сошлись во мнении, что это «косцы» из Управления противооползневых работ. В городскую администрацию вроде бы обратился имярек, который намерен обустроить здесь территорию для горнолыжного комплекса «Венец и Я». Почему в столь неурочное время года, объяснений не последовало. Сразу же вспомнилось, что о техническом открытии такого комплекса в ноябре минувшего года заявляли в министерстве спорта. Вроде как у инвестора средства есть. Стоимость проекта составляет 10 миллионов рублей. Проблем в строительстве не предвидится.

Хочется закричать: «Вы что творите, мужики? Забыли, как наши «благодетели» терзали волжский склон: вырубили на нем все живое на огромной территории, построили горнолыжную трассу со всеми причиндалами. А склон возьми да и отомсти огромным оползнем, который, как корова языком, слизал трассу вместе с подъемником! И только самую малость не дотянулся до областной филармонии, которая в любой момент может рухнуть вниз на все, что под ней будет построено».

Вспомните, как летом прошлого года закипел ремонт в парке Дружбы народов. В проект, как стало известно, вбухали 41 миллион рублей. Члены Общественной палаты трижды побывали на месте ремонта. И каждый раз видели одно и то же: груды оставленного ремонтниками строительного мусора, вкривь и вкось уложенные желоба водоотвода. Плитку, которую можно выдернуть из дорожек пальцами одной руки. Дополняли «ремонтный пейзаж» незакрепленные фонари, торчащая арматура, отсутствие перил на лестнице, открытые люки… Александр Чепухин, в то время председатель палаты, обратил внимание на опасность нахождения людей в парке и отсутствие доступной среды. Он посчитал, что лучшим выходом было бы вернуть деньги подрядчику в лице ООО «Лига», а выделенные средства направить на решение других поблем.

Чей каприз за наши деньги?

Не была в восторге и зампредседателя областного правительства Светлана Колесова, которая курирует вопросы благоустройства. Чиновница заверила, что устранение нарушений будет проводиться в рамках гарантийных обязательств. То есть дополнительные средства привлекаться не будут.

Резко высказался по поводу происходящего менеджер проектов в сфере культуры Павел Андреев: «В парке сделали ремонт за 41 миллион рублей, который больше похож на недоделанную дешевую декорацию. Опрометчиво было вкладывать такие большие деньги на ремонт парка, не имея четкой стратегии его развития. У парка не было и нет хозяина. Нужно менять нормативную базу, должна быть ответственность людей за работу».

Свою озабоченность судьбой парка высказал губернатор Сергей Морозов. Он отметил, что все попытки его возродить пока были не слишком удачными. Дальнейшее обновление территории будет проходить в рамках проекта по формированию комфортной городской среды. В этой связи, как полагает глава региона, создание дирекции, которая займется парком, надо только приветствовать.

Спустя практически пять месяцев, на совещании по организации мероприятий к 150-летию со дня рождения В.И. Ленина, губернатор вернулся к этому вопросу. Он начал с распоряжения вернуть парку Дружбы народов первоначальный вид. Однако абсолютно все восстановить не удастся. Тем не менее надлежит вернуть то, что было сделано предшественниками, выслушать экспертов, составить план работ в парке. Помилуйте, а что же с ремонтом? О нем не сообщается. Похоже, ждем весны.

Речной порт: поплывем или потонем?

Но и это может показаться цветочками на фоне планов строительства нового пассажирского речного порта в Ульяновске. Сразу же слышится вопрос: «Что еще удумали?! У нас же есть речной порт, и даже дорогу к нему отремонтировали!». Но для тех, кто не знает: у порта есть собственник, и это не Ульяновская область. Насколько известно, каких-либо переговоров о совместном использовании порта властью и бизнесом не проводилось. Поэтому сочтем за благо о нем забыть, хотя бы на время.

Давайте лучше для полноты понимания взглянем на ситуацию поближе. Ульяновск уже не первый год отсутствует в списке поволжских городов, в порты которых заход круизных лайнеров обязателен. Равно как у нас нет собственного флота таких судов. Два «омика» не в счет. Волнолом, без которого не обойтись, видится достаточно большим препятствием для захода крупнотоннажных судов к пассажирской причальной стенке. В результате на швартовку уходит неоправданно много времени. Между тем плата за нее из года в год растет. Надо бы местному бюджету компенсировать эти расходы. Но, увы и ах! И какому судовладельцу это понравится?

Сильная головная боль для речников и города – дороги к порту. О многострадальной лестнице, ведущей от порта к площади Третьего интернационала, уже и говорить не хочется. Да и кого в наше время заставишь тащиться пехом  на высокую и крутую гору? Пассажир нынче пошел капризный, ему подавай комфорт в виде автобусов и обязательно с мягкими сиденьями. Но у нас, видите ли, проблемы с дорогами: то путепровод «уедет», то оползень случится, то грузовой транспорт по «восьмерке» пойдет… Речной порт как в ловушке: ни к нему пробраться, ни из него выбраться.

Если сопоставить все плюсы и минусы, то последних много больше. Но проблема требует решения. Во-первых, тема туризма для правительства региона никуда не ушла, а с ней и необходимость строительства нового пассажирского речного порта. Во-вторых, и это главное, отступать некуда. В октябре прошлого года, как мы знаем, в нашем регионе побывала с визитом вице-премьер Правительства России Ольга Голодец. В ходе встречи шел разговор в том числе о возможном строительстве в Ульяновске новой речной гавани. Беседа, надо понимать, носила предварительный характер. Потому что речи о федеральном финансировании проекта не заходило, формы сотрудничества – частное инвестирование или государственно-частное партнерство – не обсуждались. Все вместе взятое находится пока что в стадии уточнения.

Сладкие грезы

Пока что доподлинно можно говорить об одном. Есть распоряжение федерального правительства об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 – 2025 годы». Заметим, не самой ФЦП, а пока что ее концепции. Ульяновская область с ее региональным проектом туристско-рекреационного кластера вошла в список регионов – участников инвестиционного круизного турпроекта «Волжский путь» и претендует на получение полутора миллиардов рублей из государственной казны.

Планами предварительно предусмотрено, что ожидаемые от федералов средства пойдут на берегоукрепление, строительство набережной вдоль Волги, нового речного вокзала, причала для круизных судов, гостиницы, канатной дороги. А еще на обустройство парка Дружбы народов и рекреационных зон. Мы, кажется, это уже когда-то проходили. Не правда ли? И что из этого получилось, тоже не забыли. Если все будет так, то полутора миллиардов явно не хватит. Но это вопрос будущего.

В правительстве области не стали откладывать дело в долгий ящик. Губернатор выступил с предложением о строительстве нового пассажирского речного порта в Ульяновске. Директору «Стройзаказчика» Александру Шканову было поручено представить предложения по месту размещения новой гавани. Тот в свою очередь сообщил, что предполагаемым местом возведения нового речного вокзала с его инфраструктурой может быть территория севернее Императорского моста, точнее, возле яхт-клуба. Необходимые в таких случаях изыскания, в том числе вопрос о строительстве дамбы, возложат, скорее всего, на плечи специалистов и экспертов институтов «Гипротранс» и «Гипроречтранс». Есть информация, правда, предварительная, что, как и прежде, будут задействованы причалы и здания ныне действующего речпорта. А новая гавань станет своего рода «гостевой», то есть предназначенной исключительно для обслуживания туристов.

Губим, что любим

Такая оперативность оправдана. Как только федеральный центр еще раз поднимет вопрос, основные документы у нас будут готовы. Начнется строительство или нет, а отчет о проделанной работе вот он, перед вами, господа хорошие! Извольте видеть. Опять же, основательность проекта и большое количество заморочек, которые уже сейчас видны невооруженным взглядом, требуют его тщательной проработки. Твердых гарантий никто не дает, все уходит в область благих пожеланий. Взять хотя бы намерение сделать Ульяновск туристической Меккой. Он действительно расположен очень удобно, открыт для всех транспортных потоков. И что? Город осаждают толпы туристов со всего света? Ничего подобного! Разве что прибавилось красногалстучных улыбчивых китайцев. С нетерпением ждали открытия аэропорта в Баратаевке. Но и он не оправдывает ожиданий.

Про водный туризм нами уже сказано. Дошло до того, что к началу круиза надо ехать в Казань, а то и в Самару, откуда отправляются теплоходы- красавцы и куда потом возвращаются. Об Ульяновске нет и речи, словно это не родина Ленина, а, простите, глухая деревушка Горелово-Неелово-Неурожайка, и наш удел – прогулочные рейсы на «омиках» до Захарьевского рудника и Красного Яра.

Не будем говорить о наличии так называемых «зеленых стоянок», которые предусмотрены для круизных лайнеров. У нас, похоже, про них давно забыли. Впрочем, какие там стоянки, если Волга вот уж сколько лет являет собой грязную, вонючую помойку, в воду которой опасно заходить для собственного здоровья. Вы посмотрите, в какой зеленый от водорослей дурно пахнущий отстойник превращается акватория яхт-клуба. Теперь представьте, что совсем рядом с ним будет новый речной порт…

История? Под топор!

А теперь давайте взглянем на Ульяновск не глазами истинных патриотов своей малой родины, а туристов, особенно иностранных. Они раньше ехали на родину Ленина, которая во многом сохраняла свою идентичность с городом, в котором родился вождь мирового пролетариата. Не говорю о том, что надо жалеть развалюхи. Но к объектам культурного наследия, представляющим истинную историческую ценность, у нас отношение варварское. Нынешние чингисханы и мамаи с молчаливого согласия, а то и одобрения властей, добрались уже до Историко-мемориального комплекса имени Владимира Ленина, этой жемчужины не только Поволжья, но и всей России.

Зададимся вопросом: «Нынешний новодел кому-то интересен? Кому-то нужна безвкусица ульяновских архитекторов с их помпезными каменными коробками, украшенными какими-то кубами, непонятными башенками, аляповатой лепниной и прочими изысками? Кого восхитит непрекращающийся ремонт дорог в центре города, пыхтящие катки, мужики с ведрами гудрона и факелами из тряпок, вечная вонь?.. Впрочем, все вы сами все это видите, слышите и обоняете. Только есть сильное подозрение, что туристу это не надо, тем более за свои кровные.

Меня обязательно спросят: «Ну, и к чему ты клонишь с тоской о знойном лете посреди зимы суровой?». К тому, что наша собственная история нас ничему не учит. Зима? Она пройдет. А там и снег сойдет, и волжский склон «проснется», и поползет родимый в сторону Волги, унося с собой все, что не успел снести и разрушить раньше. Точнее сказать, мы сами его разбудим: начавшимся ремонтом в верхней части парка Дружбы народов. Какой-то непонятной возней вокруг горнолыжного комплекса «Венец и Я», который то ли будет, то ли нет. Возможным началом подготовительных работ по строительству  нового речного порта. Строительством «дачурок» для себя любимых, которое никак не остановят ни суды, ни городские власти, ни прокуратура. Наступаем на одни и те же грабли. А ничо, не впервой!

Все флаги в гости к нам?

Власти даже не дают себе труда подумать, что новый речной порт – это активная оползневая зона, большая волна в акватории, которая обернется проблемами со швартовкой. И, главное, они, власти, уже забыли, что совсем еще недавно мы уже осваивали волжский склон. Что из этого вышло, видим каждый день: не скроешь. Впрочем, нет, власти все-таки слышат. Правда, слух у них свой, особенный. Не далее как 22 января и.о. главы администрации Ленинского района Анатолий Анюров во всеуслышание заявил: «…на реке (Волге) появится новый речной порт с современной пристанью. Она позволит наладить водное сообщение и повысить туристическую привлекательность нашего города».

Вот уж действительно комментарии излишни.