Автор: Редакция “Дыхания земли”

«Тихим войнам» между ведомствами, отвечающими за экологию, похоже, приходит конец. Все меньше взаимных обвинений, перекладывания с плеч на плечи ответственности, свар и склок «коммунальной кухни». Но крест на проблеме загрязнения атмосферного воздуха ставить рано.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Свою оценку ситуации дал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. На встрече с редакторами региональных СМИ он заявил, что такая проблема существует. Закупили большое количество постов метеонаблюдения. Установили их в Ульяновске, Димитровграде, в Сенгилеевском районе, других муниципалитетах. Ситуацию это не спасло. Да, стали больше знать, лучше понимать, может быть, даже оперативней реагировать. Но проблема осталась. Хотя объективности ради надлежит признать, что установка метеопостов позволила значительно усилить контроль. Опять же, в регионе запущены четыре мусоросортировочные станции. И это не предел.

Пошли на кардинальные меры, создали министерство природы и цикличной экономики. Делать какие-либо выводы и давать оценки пока еще рано: министерство, что называется, только-только выбралось из пеленок. Но первые итоги его работы, причем при наличии полученных в наследство тяжелых проблем, обнадеживают. Нет сомнений, что большим помощником ему станет воссоздаваемый общественный экологический контроль с большими полномочиями.

В нынешнем году все должности главных экологов муниципальных образований будут приравнены к должности замглавы администрации. Зачем? Чтобы сам глава чувствовал личную ответственность за ситуацию во вверенном ему муниципалитете и чтобы никто не пытался где-то что-то корректировать, а то таких самоделкиных у нас стало неоправданно много и работе это на пользу не идет. Наглядный пример. Провели в Димитровграде большую работу по дорогам, сняли асфальт, только вот снятое «забыли» утилизировать. Однако выход нашли быстро: попытались вывозить битый асфальт и прочий мусор вместо переработки на свалки, что является прямым нарушением законодательства.

Второй момент. Появились обращения в СМИ, жалобы населения, начались проверки, частных предпринимателей из гаражей оштрафовали уже больше чем на миллион, потому что они не зарегистрированы и лишь немногие пока начали работать официально. Но проблема, пусть и не в начальных масштабах, остается.

«МАЛЫШИ» НЕ В ЗАКОНЕ

Где глава региона попал в самую точку, так это в вопросе о гаражных кооперативах. Проблема не так проста, как видится на первый взгляд. Вспоминается высказывание руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александра Каплина про буржуйки, в которых жгут отходы, дающие убийственный запах. У Роспотребнадзора, по его словам, нет полномочий проверять «малышей», у региональных контролеров нет возможности заходить на крупные предприятия. Понятно, что при такой вольнице предприниматели позволяют себе работать без всяких разрешений. Хочется спросить: а зачем тогда такие проверяющие и чем, собственно, они занимаются? Вопрос далеко не праздный, если учесть, что проблеме «воздуха второй свежести», по свидетельствам жителей Нового города, не меньше 20 лет. Тогда как лицом к проблеме «контролеры» начали поворачиваться только сейчас.

Вообще, непонятно многое. С каких, например, пор гаражи в ГСК стали производственными объектами? В каком федеральном законе это прописано? Мелких предпринимателей на работу в гаражах загоняет великая нужда (оговоримся – не всех), стремление прокормить семью. Им можно только посочувствовать. А кто посочувствует другим горожанам, имеющим такие же проблемы? Им что делать? Брать в руки топор и выходить на большую дорогу? Гаражей ведь на всех не хватит, а кушать хочется всегда.

Еще вопрос: а решена ли у нас проблема гаражной амнистии? Конечно же, нет. Она никак не найдет в регионе окончательного решения вот уже который год. А коли так, то складывается какая-то мутная ситуация. Конституция вроде бы не отрицает, что гараж, как собственность, его владелец может использовать для получения прибыли. Если, конечно, здесь нет ничего криминального. Только вот ведь какое дело: и предприниматель налицо, и производство имеется, и штрафы налагают. А вот запретить в гараже производство видится делом сложным: как бы не нарваться на нарушение конституционных прав и свобод производителей той же самой мебели, дверей, окон, всякой там фурнитуры.

Сторонники радикальных мер, напротив, особых проблем не видят. Они уверены, что если «малыши» топят свои буржуйки опасными отходами, то «перекрыть им кислород» не составит труда, было бы желание власть предержащих. Не будем оспаривать сказанное, это тема отдельного разговора. К тому же обвинения в большинстве своем носят огульный характер. И о чем говорить, если у самих «гаражников» нет единого мнения. Все соглашаются только в одном: основной причиной задымления является сжигание мусора, который надо правильно утилизировать. Но, по мнению одной стороны, «малыши» к переменам пока не готовы. По мнению другой, понимание проблемы есть, как и желание решить проблему. Но никто ничего микробизнесу не предлагает, а собственных сил изменить ситуацию явно недостаточно.

ЗЫБКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Кое-какие подвижки все-таки налицо. По мнению Дмитрия Федорова, микробизнес начинает реагировать на штрафы, искать возможность перевода своих производств на отопительные приборы, которые не загрязняют атмосферу. Минприроды, в свою очередь, ведет разъяснительную работу, настойчиво убеждает предпринимателей отказаться от сжигания пластика, отходов мебельного производства, поролона, прочего ненормативного топлива.

Эх, эти бы увещевания да обернуть в звонкую монету! Ведь сколько не кричи «Халва, халва!», во рту слаще не станет. Дело не столько в том, что гаражники топят чем ни попадя, сколько в вопросе: «Чем топить прикажете?». Можно, конечно, провести газ, но очень скоро рискуешь вылететь в трубу вместе с дымом от него. Стоимость голубого топлива нынче кусается будь здоров. Установить электрические обогреватели? Тоже не вариант. Гараж – это вам не стандартная квартира, где все можно заранее просчитать и предусмотреть, а производство, пусть и небольшое, и расходы электричества здесь ой-ой-ой! А коли так, будем топить отходами производства из ДСП, ДВП, МДФ и прочей мерзости. Иных вариантов пока нет.

Результатов еще нет, а бодрые рапорты уже идут со всех сторон. Силовики занялись рейдами. Мелькают имена: ГСК «Петров овраг», «Восток», «Саланг», «Солярис»… Вносятся представления, возбуждаются административные дела, фиксируются левые источники загрязнения.

Минприроды сообщает, что проблема действительно есть, и виноваты здесь различные производства, которые открылись и открываются в гаражах. При этом многие «малыши» не спешат регистрироваться в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исходя из ситуации, ведомство со всех сторон обкладывает себя соглашениями с администрацией Ульяновска, МЧС, УФСИН, прокуратурой, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области. Посыл понятен: уж если бороться за чистый воздух, так сообща.

Свое мнение у известного активиста по экологии Натальи Лазаревой. Она рубит с плеча: «Экологическая ситуация у нас плачевная. И если кто-то говорит, что угрозы здоровью нет, это просто ложь. Если мы задыхаемся в своих домах, если на наши вызовы не реагируют ни Роспотребнадзор, ни служба 112, ни минприроды, то налицо бездействие органов власти и профильных министерств». Истина в этих словах наличествует. Если верить словам начальника городского Управления по охране окружающей среды Александра Курашова, в микрорайоне Авиастроителей насчитывается около 70 гаражных кооперативов. Есть среди них и такие, где число гаражных боксов переваливает за две тысячи. Какой уж тут оптимизм!

ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА?

Есть, правда, шанс исправить ситуацию. Известно, что с первого января приступили к работе (по крайней мере, должны были приступить) региональные операторы. Вот-вот ГСК заставят заключать с ними договор о вывозе отходов со своих территорий. Непослушных обложат штрафами. Тогда и заживем. Воздух будет свежий, небо чистое, территория ухоженная. Ривьера, да и только! Но не подумали, а чем будет отапливаться производство в гаражах, если взамен «малышам» до сих пор ничего не предложено. Точное количество самих «малышей» тоже не установлено. Не получится ли так, что одни будут платить за вывоз ТКО, а другие, глядя на них, посмеиваться и потирать довольно руки: мол, до нас не дотянулись.

И все-таки народ настроен решительно. Давайте вспомним митинг, который прошел в Заволжском районе. Точнее, резолюцию, которая на нем была принята. В ней к правительству региона выдвигаются требования, процитируем, «принять меры по прекращению сжигания отходов, содержащих формальдегид, выработать решение по переносу производства без ущерба для предпринимателей в другое место, либо по обеспечению их альтернативными источниками тепловой энергии, чтобы им не приходилось для отопления сжигать отходы мебельного производства».

Можно, конечно, вопреки этим требованиям штрафовать «гаражников», закрывать их производство, заваливать предписаниями, таскать в суды. Только вернемся еще раз к резолюции митинга: «В случае если наши требования не будут услышаны, мы будем добиваться отставки чиновников, отвечающих за экологию, и отставки руководства Заволжского района, закрывающего глаза на проблему в течение многих лет. При этом решить проблему просто закрытием производств нельзя – останутся без средств к существованию более 1500 человек».

Тупик? Не будем спешить с выводами. Директор регионального департамента развития малого и среднего бизнеса Николай Зонтов в свое время сообщил, что возле 42-го проезда Инженерного идет формирование специального промышленного парка. Планируется в течение текущего года приступить здесь к строительству корпусов мебельного производства. Велика вероятность, что туда на льготных условиях могут входить представители малого бизнеса. Почему бы и нет?

Резонансным можно назвать заседание Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Ульяновской области. Обсуждали проблему охраны атмосферного воздуха в Заволжском районе. Много внимания уделили работе тех предпринимателей, которые нарушают природоохранное законодательство и допускают выбросы вредных веществ в атмосферу. Поднимали тему переноса таких производств с территории ГСК подальше от жилых кварталов. Наконец-то обратили внимание на статус земельных участков под гаражами.

Учитывая сложность решения обозначенных задач, решено было провести серию встреч с представителями Ассоциации предприятий мебельной, деревообрабатывающей промышленности и торговли. А также Ассоциации гаражных кооперативов Ульяновской области. В ходе встречи планируется обсудить вопросы природоохранного законодательства, легализации бизнеса «малышей» и гаражной амнистии. Маховик борьбы за чистую атмосферу, судя по всему, начинает набирать обороты. Только бы не сглазить.