Часть I
Это еще не вторая часть – она будет далее, а лишь небольшая вставка. Еще один штрих к портрету краеведа, художника, педагога.
В 1934 году Д.И.Архангельский уехал из Ульяновска: был переведен на работу в школу-колонию «Бодрая жизнь» имени С.Т.Шацкого в с.Обнинское Калужской области. Но связей с родным городом Дмитрий Иванович не терял. В Ульяновске проходили его выставки, он ежегодно приезжал на родину, переписывался с земляками.
Вот три документальных свидетельства, датированные 1936 годом. Как много они говорят! И об официальном восприятии творчества Архангельского в то время, и об отношении к нему ульяновцев, и о самом городе…
***
СОННЫЙ ГОРОД. К открытию выставки художника Д. Архангельского
(«Пролетарский путь» от 3 сентября 1936 г.)
…Мы не часто задумываемся, как изменился наш город за последние годы. А перемены огромны! Асфальтовый наряд одела главная улица. Плывут автобусы, мчатся автомобили по глади асфальта. Прочными цепями прикован к берегу новехонький водный вокзал. Десятками лампочек святятся рекламы звукового кинотеатра. В небо врезается корпус строящейся школы. Приветливо открыты ворота детского парка. Дворец книги, краеведческий музей, цирк, Дворец пионеров, институт, техникумы, детские сады, больницы…
Чтобы лучше разглядеть новое, надо оглянуться назад, вспомнить старый Симбирск. Превосходной иллюстрацией к этому будет выставка работ Д.И.Архангельского. Давно поставил себе Дмитрий Иванович задачу – воссоздать лицо Симбирска. Целую серию картин написал он, чтобы по кирпичику восстановить уже несуществующий город. Недавно краеведческий музей приобрел у художника 62 картины, посвященные старому Симбирску.
Недаром прожил художник в нашем городе 49 лет. Его картины являются не только произведениями искусства, но и историческими документами. Дмитрию Ивановичу приходилось работать, как археологу. Он изучал биографию каждого дома; по описаниям современников, по рассказам старожилов определял, как выглядело сто лет назад то или иное место… Так были воссозданы Гостиный двор, Старый Венец, Смоленский спуск, Шатальная, Старо-Казанская улицы, речка Симбирка…
Огромная заслуга Дмитрия Ивановича в том, что он не ограничил себя узко-фотографическими задачами. Он зарисовывал не улицы и дома, а лицо СОННОГО ГОРОДА. Духом убогой провинции веет от его картин. «Сон и застой», «пустота и безмолвие», о которых писал Гончаров, – такова основная тема художника… Его кисть, оживляя мрачные картины прошлого, помогает нам лучше понять настоящее.
Еще сохранились в Ульяновске некоторые дома, изображенные Дмитрием Ивановичем. Но изменилось все вокруг них – и, не сдвинувшись с места, перенеслись они в иной город.
***
ПИСЬМО Д.И.Архангельского из Ульяновска семье, в Обнинское. 1936 год.
Хорошие мои, почувствовал себя дома, когда проснулся после Вешкаймы, где ввалились гурьбой «Прислонцы» или что-то вроде того и начали выворачивать грубо-ласково на нашем говоре: сильно на «О». Пахнуло деревней, навозом (буквально). В окно видны стали наши бескрайние поля и перелески, деревни, села и т.д.
В Ульяновск прибыли утром. В воздухе стояла пыль, словно шла газовая атака. Автобусов, конечно, не было. Пассажиры с «ручным багажом» осели около крыльца вокзала. Пассажиры с «приличным» багажом неистово торговались с извозчиками. Те не горячились, но и не уступали, зная, что пассажиры никуда не уйдут от них. Я пошел пешком. Было любопытно посмотреть на все со стороны и почувствовать себя туристом в родном городе.
В городе куча новостей. На улице К.М. во всю длину посажены цветы – очень хорошо. Но пыли от этого не меньше. Вознесенье разбирают – осталось немного. Здесь будет поставлен памятник Ленину. На проволоке (в подражание Москве) висят три круглые дощечки – знаки. Из них явствует, что по улице К.М. нельзя проезжать телегам.
Был на кладбище. Там все, как я оставил в прошлом году. В учительском мире – куча перемен и новостей.
На базаре открылся новый магазин «Рыба», имеющий отдаленное сходство с московскими магазинами. В стеклянном ряду очень грязно. Это верно, я уже отвык от этого.
Музей закрыт. Действительно, у него горел потолок, и полгода он не действует. Гастролеров здесь нет. Действует только Свердловский сад. Пароходы идут редко. Волга нежится в нежнейшей дымке… Вот пока и все.
Целую всех. Дед
***
ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ
(«Пролетарский путь» от 27 июля 1936 г.)
Когда он идет по улице, то справа и слева слышатся приветствия:
– Добрый день!
– Здравствуйте, Дмитрий Иванович!
Его на каждом шагу в нашем городе встречают знакомые. Немало их и в других городах. Художники и артисты, журналисты и писатели, инженеры, летчики, агрономы, седоусые люди и задорные студенты. Широк круг знакомых художника-педагога Дмитрия Ивановича Архангельского. Это его ученики.
Вся жизнь этого человека связана с нашим городом. Здесь он в 1885 году родился, здесь учился, здесь же в 1907 году начал преподавательскую работу. Всю свою жизнь, за исключением последних двух лет, он прожил в Ульяновске. И в течение 30 лет не покидал школу.
– Работать с детьми – мое любимое дело, – говорит Дмитрий Иванович…
***
Часть 2. СУДЕБ СПЛЕТЕНЬЕ
Перед необъятностью одной вселенной останавливаешься в нерешительности… А если две вселенных сошлись вместе? Архангельский и Пластов – тема влекущая, волнующая, но и пугающая неохватностью. Вновь – только наметить контуры, обозначить пунктир… И – без корявого авторского текста. Только от лица наших героев и близких им людей.
***
Д.И.Архангельский:
[В 1908 г.] я был молодым учителем начальной школы и художником любителем. В конце лета намечалась губернская сельскохозяйственная выставка с художественным и школьным отделами. Меня пригласили выставить живописные работы. Это были картины и этюды Волги, портрет старика-татарина и др. Картины имели успех у зрителей и были отмечены выставочной комиссией. Последовало приглашение меня учителем рисования в женскую гимназию [Т.Н.Якубович]. Стало и радостно, и страшно, и вместе с тем звало к новой творческой работе…
Вскоре опять новое – первая встреча с А.А.Пластовым, тогда еще мальчиком. Видно было, что он суров, пытлив, напорист и требователен. Из разговора выяснилось, что Пластов видел на выставке мои работы и хотел бы поучиться у меня живописи. Я охотно согласился. Уж очень мне понравилась колоритная фигура моего нового знакомца и его образная народная речь. О том, как мы с Пластовым много и дружно работали, делились мыслями, читали, спорили, крепко подружились… можно написать целую книгу.
Теперь передо мной возник целый ряд новых задач. Предстояло изучить теорию и практику преподавания рисования, придумать формы студийной работы и наметить хотя бы общий план работы с Пластовым. А в дальнейшем позаботиться о приобретении права преподавания рисования…
***
…Пластов, человек очень талантливый, отдающий всю силу своих способностей живописи, отличался тогда угрюмым и упрямым характером. Страшно обидчивый, резкий в словах и поступках, он требовал к себе большого внимания, осторожного и бережного отношения…
***
…Приняли мы его радушно. Он быстро подружился с другими моими учениками. Однажды, когда пришли сестры Акчурины, он стал им показывать, как надо писать акварелью. Тут же на столе – мы пили чай – он положил рядом с чашкой грушу, виноград, сбегал в садик за листиком и, наметив карандашом композицию, стал писать акварелью, быстро и точно кладя легкие мазки.
Я учился у известного симбирского художник Пузыревского, который обычно писал вместе со своими учениками, а потом разбирал работы. Этого же метода придерживался и я. Аркадий приходил к нам по вечерам, он учился тогда во 2-м классе духовной семинарии. Мы вместе работали, я не на словах, а на бумаге показывал, что и как я делаю. Я никогда не подчеркивал, что я учитель, а он ученик, просто я старший товарищ. И это товарищество мы пронесли через всю жизнь.
На лето Аркадий уезжал домой, в Прислониху, рисовал домашних животных, цветы, сценки деревенской жизни. Осенью, когда он возвращался в Симбирск, мы разбирали его этюды и рисунки…
***
А.А.Пластов:
…С 1909 года в семинарии ввели уроки рисования (необязательный предмет). Преподавателем был приглашен молодой художник Д.И.Архангельский, человек исключительного личного обаяния и энтузиаст педагогического дела. Его необыкновенная восторженность, с какой он нас стал посвящать в тайны изобразительного искусства, казалось, могла зажечь пламень любви к искусству даже в изрезанных партах, из-за которых мы, несколько добровольцев, со сверкающими глазами следили за его мешковатой фигурой, ни на минуту не умолкавшей.
С первого же урока я стал его любимцем и другом на всю жизнь. Он учил меня писать акварелью, маслом, непрерывно рисовать все, что попадалось на глаза, снабжал красками, бумагой, карандашами. Ставил натюрморты из фруктов, и автор лучшего рисунка премировался этими яблоками, виноградом, арбузом. Таковым обычно бывал я. Чтобы не было обидно другим, он ставил натюрморт из такого количества фруктов, что хватало на всех…
От него я узнал впервые о Третьякове, о передвижниках, вообще о русском искусстве. На первых порах меня особенно поражали Васнецов, Нестеров, Суриков, Репин. Трудно сейчас, за давностью лет, вспомнить и объяснить, как это произошло, но художником стал именно в эти годы…
***
И.В.Лежнин (из воспоминаний о встрече с Архангельским в 1962 г.):
…О Пластове Дмитрий Иванович заговорил с чувством старателя, отыскавшего самородок небывалой величины. Было видно, что говорить о своем лучшем ученике ему доставляет удовольствие: «У меня было множество учеников, и, представьте, не менее способных. Но Аркадий у меня – единственный! Мальчишка, будто бы как все. А смотрю – хватка и глаз, из тысячи один… Теперь вон поди-ка, измерь его. Это, брат, личность…»
***
Д.И.Архангельский (из письма Н.А.Пластовой):
…1908 г. – школа, первая встреча с суровым, молодым Пластовым. Затем наши с ним беседы по искусству, книги, альбомы, этюды. А потом кипучая работа обоих нас в живописи. И вот тогда наступила самая интересная и богатая полоса моей жизни, как художника и учителя. Почти ежедневно стали появляться новые работы Пластова: наброски, портретные зарисовки и композиции, глубокие по содержанию, остро подсмотренные в жизни, душевные. Как сейчас вижу наши с ним встречи двух мечтателей у нас на Шатальной улице, наши с ним провожания до железнодорожной станции и обратно во время его отъезда в Москву…
***
Д.И.Архангельский:
…Помню, как впервые приехал в 1910 году в Прислониху познакомиться с матерью Пластова, поглядеть пейзажи, о которых он с любовью рассказывал. Мы много ходили по окрестным лесам. Ночью он разбудил меня. Что случилось? «Гроза. Вставайте, смотреть пойдем». Вышли на крыльцо, а на дворе черным-черно. Вдруг огненная стрела засияла, потом – бух! Раскаты. Феерическое зрелище.
В другой раз я с дочерьми приехал. Вечером Аркадий говорит: «Пошли в лес!». Пошли. Интересно, что он там показать хочет. А кругом тьма-тьмущая. Пришли на полянку. Он говорит: «Стойте здесь!». А сам в сторону отошел. Пошуршал чем-то. Потом спичку зажег, и вдруг по березе золотые змейки побежали – это он алюминиевую бумагу поджег. Красиво! Девочки в восторге, он тоже. Любил он такие эффекты…
***
…Весной 1911 года, уйдя из 4-го класса семинарии, Пластов поехал в Москву, в известную студию И.Машкова, чтобы подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище Аркадия не приняли. Не понравились рисунки, что ли. Сам он не разговаривал на эту тему, а я не расспрашивал. И поступил он тогда в Строгановское училище, где учился с 1911 по 1913 год…
В 1913 году А.Пластов все-таки поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где стал учиться у Волнухина. Скульптурой занялся он скорее всего из-за бедности: родители жили бедно, а на холсты и краски при его жадности к работе немало денег надо было. Глина же в училище была бесплатная. Был он в училище первым рисовальщиком…
***
В действительности в училище Пластов поступил годом позже.
А.А.Пластов:
…В 1914 году я поступил на скульптурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества. Посидев в Строгановке за скульптурой, я пришел к мысли, что неплохо бы ее изучить наравне с живописью… Сказывалось, конечно, чтение о мастерах Возрождения. Живописью же я полагал пока и так заниматься на дому. Учился я у добрейшего скульптора Волнухина…
***
Д.И.Архангельский:
…Летом, приезжая на каникулы, [Пластов] всегда приходил к нам, и мы рисовали. Давал ему задания нарисовать типы деревенские, сценки деревенского быта. С 1913 по 1916 год я устраивал в Симбирске общедоступные выставки в первом начальном училище, где, как правило, половина выставки отводилась для работ А.Пластова. И всякий раз его композиции получали в симбирских газетах высокую оценку за свою жизненную правду и живописную выразительность. У Пластова уже тогда были свои ценители и поклонники, которые подолгу простаивали перед его работами…
***
А.С.Кабанов
Из очерка «ХУДОЖНИК», 1914
Митя Архангельский – недюжинный человек… Дело преподавания поставлено у него очень оригинально, живо, интересно и осмысленно. Одного юношу, сына умершего псаломщика, увлек, выдвинул, добился ему стипендии, и тот в настоящее время учится в Москве в рисовальной школе… Сам Митя вырос в простой обстановке: учился и помогал матери ухаживать за садом, чистил снег, рубил дрова, без ложного стыда делал все домашние дела. Теперь ведет такую же простую жизнь и личным примером влияет на своего даровитого ученика…
Его ученик летом живет у своей матери в селе Прислонихе, жнет, косит, молотит хлеб, ухаживает за огородом, дружит с крестьянами… и рисует. Морально находится под опекой Мити, следовательно, есть надежда, что из него выйдет скромный труженик…
***
Д.И.Архангельский:
…После Октябрьских событий 1917 года он вернулся в Прислониху. Не прерывалась и наша дружба. В редкие поездки в Ульяновск он по-прежнему приходил к нам в дом на Шатальной улице, и мы беседовали, рисовали, разбирали мои коллекции. По моей просьбе Аркадий делал эскизы обложек к каталогам и альбомам, которые я составлял, экслибрисы для моей библиотеки…
Окончание далее
________________
Д.И.Архангельский:
1) Дом Андреева на Спасской улице (коммерческое училище).
2) Старый колодезь на Стрелецкой улице и Ильинская церковь.
«Симбирская старина в графиках Архангельского», Симбирск, 1921.

Д.И.Архангельский. Завьяловская площадь (бульвар Пластова). 1926.

Д.И.Архангельский. Дом на углу Стрелецкой и Сенной улиц.
«На самой тихой и самой короткой Стрелецкой улице, в угловом кирпичном доме издавна существовала бакалейная лавочка, а сбоку крыльцо и дверь с загадочной в то время для меня надписью «Архивная комиссия»…
Однажды я долго стучал в дверь, пока не появился на пороге единственный работник музея и, как я потом узнал, энтузиаст краеведческого дела, собиратель и хранитель симбирской старины Александров П.А. Дальше уже для меня обернулось диковинной сказкой: на стене комнаты я увидел три резных доски, три карниза симбирских изб. На первой доске я увидел льва среди сказочной растительности. На второй была изображена женская фигура с рыбьим хвостом. Третья доска – с автографом автора. На ней вместо фигуры была вырезана… фамилия резчика «Федор Иванович Кузьмин».
Я был поражен декоративностью досок и много раз повторял потом эти мотивы в графике, впитывая, усваивая гармонию и стиль народной волжской резьбы…»
Д.И.Архангельский «Как я стал краеведом»

А.А.Пластов с семьей Архангельских. 1914-1915 гг.
А.Н.Блохинцев: «Снимок сделан в Симбирске не ранее 1914 и не позднее 1915 г. Аркадий Александрович – в центре. Здесь он студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, приехавший на каникулы. По инициативе Архангельского в 1911 году Пластову были созданы условия для поездки на учебу; Архангельский в 1915 г. в Симбирске организовал первую выставку его работ…
Слева от Аркадия – супруга Архангельского Надежда Павловна, справа – сам Архангельский. Здесь же их дочери: младшая Нонна и старшая Галина».

Выставка работ А.А.Пластова, устроенная Д.И.Архангельским 24-26 сентября 1915 г. в Симбирском начальном училище. Фото Д.И.Архангельского.
ГАУО

Д.И.Архангельский и А.А.Пластов. 1916 год.

Д.И.Архангельский. В Прислонихе. 1920.

А.А.Пластов. Прислониха. 1927.
УОКМ

А.А.Пластов. Симбирский Спасский женский монастырь. 1927.
УОКМ.

А.А.Пластов:
1) Портрет Д.И.Архангельского. 1930-ые гг.
2) Автопортрет в пальто. 1935-1936.
УОХМ