В Ульяновских СМИ за последние месяцы прошло много сообщений по перспективам развития инфраструктуры для электромобилей. Тему ставит в первую очередь Александр Чепухин. Каковы реальные перспективы этого мирового процесса в нашем регионе?
Напомним, в данный момент, единственная зарядная станция для электромобилей в регионе находится в Димитровграде, а количество электромобилей, зарегистрированных на территории Ульяновской области по состоянию на июль 2018 года, составляло 10 штук. Первый серийный электроавтомобиль в Ульяновске появился в 2014 году. Им стал «Мицубиси» i MiEV.

Автор телеграм-канала “Симбирский шугожор” добавил процессу конспирологии, заявив, что за публикациями скрывается подготовка некоего процесса по принятию уже управленческих решений.

Но главным драйвером развития темы стала покупка в начале февраля аффилированной тому же Чепухину газетой “Дыхание земли” электромобиля Ниссан Лиф.

Через некоторое время в социальных сетях начали появляться отчеты после тест-драйва. Были только положительные отзывы и советы по настройке электрооборудования для зарядки в домашних условиях. По словам испытателей самым необычным ощущением стала бесшумная работа автомобиля.



После этого последовала череда более серьезных новостей уже про установку зарядных станций в Ульяновске. Одной из первых стала гостиница ibis, заявившая о появлении в скором времени зарядки около своего объекта. 6 марта Сергей Морозов провел переговоры с некой чешской компанией, которая занимается установкой скоростных зарядных автостанций. 7 марта в Наноцентре прошла первая встреча рабочей группы по внедрению автономного электротранспорта и созданию зарядной инфраструктуры, а около здания даже появилась розетка для зарядки электромобилей.

Действительно, какой-то процесс по продвижению в регионе электроинфраструктуры идет. Мы обратились к экспертам и возможным пользователям по вопросу перспектив развития электротранспорта на вполне конкретной ульяновской земле.

Руководитель «Транспортного альянса» (объединение маршрутчиков) Виктор Сидоренко:

Начну с параллельной темы, после чего мы перейдем к электромобилям. Сейчас есть национальная программа о разворачивании потреблении газа  в пользу газомоторных двигателей. По служебным автомобилям есть программа переоборудования бензиновых двигателей на потребление газомоторного топлива строительной техникой, в хилищно-коммунальном хозяйстве и в сфере общественного транспорта. Уже несколько лет идет активное исполнение этой программы по двум направлениям: строительство газозаправочных станций и через поддержку заводов-изготовителей. Через Министерство промышленности и торговли идет лоббирование и финансирование производства гибридных автомобилей, которые работают на бензине и на газомоторном топливе. Расширение объема продажи автобусов напрямую связано с количеством газозаправочных станций на территории региона, который такие автобусы покупает. У нас в Ульяновске при этом всего три метановые заправки. Это ничтожно мало. Расширение объема продаж и использование автобусов на газомоторном топливе – процесс очень сложный. Это длинные инвестиции и создание инфраструктуры. Про электрические “заправки” здесь просто не приходится говорить. Я был в Германии и там достаточно активно используют электрические двигатели. Могу сказать, что там их покупают только потому, что параллельно с обычными заправочными станциями там есть станции по подзарядке электричеством. Но в большинстве случаев такие станции установлены в городах, а не на магистралях. Я думаю, что если идея сама по себе может быть интересна, но она необеспечена. Стоимость электромобиля очень высока, пробег невелик. Это вопрос долгой перспективы. Подобного рода программы по силам государствам технически развитым, которые думают категориями стратегического развития, и которые, простите, обеспечены. Они могут себе это позволить. У нас подобного рода идея просто преждевременна. Сейчас просто расставляют политико-рекламные метки. Они мало реалистичны. Я сам технарь и мне все это импонирует, но я реалист.

Сергей Горбунов – создатель самой массового (более 100 тысяч) сообщества ульяновских водителей в регионе.

Я считаю, что перспективы “не особо”. У нас существует очень серьезное нефтегазовое лобби, которое не дает всей этой инфраструктуре развиваться. А без инфраструктуры не будет и самого транспорта. Кроме того, нет специалистов, которые способны обслуживать такие серьезные аккумуляторные батареи. Ремонт дорогостоящий. Ради 5-50 автомобилей ставить по области зарядные станции не совсем целесообразно. Это может приобрести массовый характер только тогда, когда на государственном уровне будет поддержка. До тех пор, пока у нас высшие эшелоны власти “кормятся” нефтью и бензином, боюсь, ни о какой электротеме говорить мы не можем.

Сам Александр Чепухин рассказал, что в Ульяновске есть клуб владельцев электромобилей и рабочая группа, которая занимается вопросами улучшения инфраструктуры. У них имеются все расчеты, заключения экспертов и анализы, куда региону надо двигаться в этом направлении. Также он отметил, что с момента, когда электрокар был приобретен для издания “Дыхание земли”, поступили заказы на 10 машин подобного плана.

Мы видим в этом неплохую перспективу. Если посмотреть на Европу, там уже есть страны, где до 30% автомобилей – с электродвигателями. Также есть запрет на использование двигателей внутреннего сгорания с отсрочкой действия 2026 года. То есть дано время на то, чтобы люди могли поменять свой транспорт. Мы понимаем, что живем мы в России. Поэтому можно посмотреть на пример Дальнего Востока. Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Новосибирск – там уже никого не удивишь электромобилем. Массово ездят, а на каждом втором столбе розетки. Там есть практика установки розетки и в доме: пишется заявление в УК с просьбой оборудовать зарядочное место на месте парковки машины во дворе и все, проблем нет. К этому там относятся как к обыденному. У нас пока все не очень хорошо с инфраструктурой и с пониманием, что это такое – электромобиль, и что за 50 рублей можно проехать 100 км. Мы всё говорим, что бензин дорогой, но пора переходить к действиям: делать выводы, принимать решения, менять транспорт. Для таких перемен нужна инфраструктура. Оборудовать розетку там, где ты живешь – это не самая большая проблема. Мы начали переговоры с торговыми сетями, чтобы они оборудовали места парковок машин с зарядными устройствами. Для того, чтобы зарядить автомобиль быстро на трассе нудны станции заряда, которые заряжают до полного бака за 30 минут. В обычной розетке она заряжается примерно за 6 часов. Сейчас мы ведем переговоры с Роснефтью и компанией ABP Group (производитель зарядок). Думаю, что в этом году мы осилим хотя бы 10 станций быстрой зарядки. Планируется, что они появятся на таких оживленных участках как Ульяновск – Димитровград, в Чердаклах или Мулловке, Ульяновск – Старая Майна, Ульяновский район (направление Ундор). Хотим еще поспрашивать у людей, где им бы было удобно установить такие пункты, и рассчитать расстояние, чтобы они были на каждые 50 км. Для владельцев электрокаров планируем ввести льготу по транспортному налогу. Это нужно для того, чтобы стимулировать людей покупать такие машины. Там будет прописан временной диапазон, например, до 2023 года. Пока их малое количество, льгота актуальна, а если машин будет 10-15 тысяч, то бюджет начнет терять большие суммы.

Регион активно развивает альтернативные источники энергии. Насколько в процесс впишется развитие экотранспорта? Насколько тема окажется реальной? Посмотрим.