Азарий Иванович Трапицын родился 28 февраля (12 марта по н.с.) 1894 года в селе Поломское Орловского уезда Вятской губернии, в большой – 13 человек и бедной семье сельского священника. Чтобы прокормить семью, отец был вынужден подрабатывать сапожным ремеслом. Видимо, происхождением объясняется редкое имя художника.
Старшие братья Азария стали священниками. Отец Александр Трапицын – архиепископ, академик, в разные годы управлял несколькими епархиями, в т.ч. Симбирской (расстрелян в 1937 году, канонизирован в 2000). Азарий тоже готовился пойти по стопам отца. Окончил Сарапульское духовное училище, в 1901 году поступил в Вятскую духовную семинарию. Но его с ранних лет тянуло к живописи. По воспоминаниям Трапицына, его первым опытом стали неумелые попытки иллюстрировать книги о русско-турецкой войне, которыми он зачитывался в детстве.
В семинарии Азарий подружился с учившимся там Леонидом Сырневым, впоследствии известным вятским художником, уже тогда близко знакомым с братьями Васнецовыми. По его совету Трапицын стал усиленно заниматься рисованием, а в 1903 году оставил семинарию и вместе с Л.А.Сырневым поступил в Казанскую художественную школу. Учеба там немного дала будущему художнику, но окончательно укрепила его в выборе жизненного пути.
Окончив художественную школу, Трапицын работал учителем рисования женского епархиального училища города Владимира на Клязьме. В селе Боголюбово близ Владимира он познакомился с художником К.А.Коровиным, приезжавшим на этюды. А.И.Трапицын много почерпнул от знакомства с Коровиным, наблюдений за его работой, а главное – последовал совету мастера продолжить художественное образование.
Осенью 1910 года Трапицын поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у прославленных художников, академиков А.М.Васнецова, А.С.Степанова, С.А.Милорадовича, Н.А.Касаткина… Самое большое влияние на молодого художника оказал Аполлинарий Михайлович Васнецов. Он привил ученику не только художественные навыки, но и интерес к истории родного края. Если Васнецов черпал сюжеты в богатой истории Москвы, то для Трапицына источником вдохновения стала Волга и ее берега.
Соучениками Азария Ивановича в училище были В.В.Маяковский, художник и поэт Д.Д.Бурлюк, художник В.Н.Масютин и другие ставшие известными люди. Совсем немного не пересеклись они тогда с Пластовым: Аркадий Александрович поступил в училище в тот год, когда Трапицын его окончил. Уже в годы учебы он принимал участие в ряде выставок: Ассоциации московских художников и других, участвовал в работе Вятского художественного кружка.
В 1914 году А.И.Трапицын окончил Московское училище живописи, получив звание учителя рисования и двухлетний срок для подготовки работ на звание художника. Он отправился в Вологду, где преподавал рисование в мужской гимназии и других учебных заведениях. Выбор места неслучаен: в Вологодской епархии тогда служил Александр Иванович Трапицын, оказавший младшему брату большую поддержку. А на родине, в Вятской губернии, он создал в этот период картину «С берегов Вятки», за которую получил звание художника живописи первой степени. П.Г.Корнилов писал, что эта картина написана «в широкой манере, давая общие тональности, но опуская все детали. Эта черта позднее стала для него законом: он ищет общего красочного впечатления, но не отдельных деталей…» (3). Не знаю, насчет невнимания к деталям – не согласился бы…
В 1920 году А.И.Трапицын переехал в Симбирск, вновь – неслучайно. В этом году его брат, Преосвященный Александр (Трапицын) назначен на Симбирскую кафедру. Тогда же сюда перебрались их мать; сестра Софья; сын брата Якова Игорь и другие члены семьи. Жили вместе, в доме на Большой Конной улице. После ареста епископа Александра в 1923 году все разъехались, кроме Азария Ивановича, который поселился на Лисиной (К.Либкнехта) улице.
Он работает в отделе ИЗО и Художественной студии, преподает рисование и черчение в школе огнестойкого строительства, основанной Ф.О.Ливчаком, на рабфаке, в школах и детских домах, позже – в строительном техникуме. Совершает ряд поездок по Поволжью: в Жигули, Казань, Свияжск, Болгары… Много рисует. «А.И.Трапицын на второй родине – в Поволжье – сумел найти себя, как художника. Его творчество проникнуто краеведным началом – в этом залог будущих достижений. По его работам мы следим шаги настоящего…, а наши потомки будут по ним читать «прошлое»… Нам, окружающим, следует чутко относиться к проявлениям подобных исканий, детально фиксировать их работу и делать ее известной широким кругам…» (П.Г.Корнилов, 1930).
В этот период Трапицыным созданы самые лучшие его картины: «Подгорье», «Весенний разлив у Ульяновска», «Болото», «Дали (Жигули с Соколиных гор)», «Сумерки», «Волжский берег» и другие. Многие из них (124 работы) в 1936 г. поступили в Ульяновский художественный музей, как посмертный дар автора. Они были переданы племянницей художника Е.Г.Минервиной, и большая часть хранится теперь в Художественном и Краеведческом музеях. Есть картины Трапицына в музеях Казани, Н.Новгорода, Вологды (в т.ч. переданные из Ульяновска), частных коллекциях. Ряд казанских пейзажей был написан в 1929-1930 гг. по заказу Центрального музея Татарской АССР. Но многие его работы, особенно ранние, утрачены.
В 1920-х – 1930-х гг. прошло несколько выставок А.И.Трапицына. В декабре 1927 г. Общество изучения местного края организовало его выставку «Ульяновск и Жегули» (так в оригинале), на которой было представлено 76 пейзажей. «Пролетарский путь» писал о ней: «В двух больших комнатах верхнего этажа Ульяновского городского художественного музея размещены картины, этюды и карандашные наброски Трапицына. Особый интерес приобретают эти работы вследствие их местного характера. Есть этюды ближайших окрестностей города. Везде преобладает Волга, окружѐнная извилистыми, буйно поросшими берегами. … Большинство работ имеет местное краевое значение, т. к. изображает Волгу настоящих дней. Пройдет двадцать-тридцать лет и берега реки останутся лишь на полотнах этих картин» (2).
Н.Н.Нилли (Ильин): «…В Ульяновске живет и работает художник, который вложил более новые краски в живопись Волги. Художник этот Азарий Иванович Трапицын. Он не выдвигает широко своих произведений, потому что скромен и недоверчив. Эти качества закрывают ему дорогу к заслуженной известности.
В прошлом году художественным музеем Ульяновска была устроена выставка работ А.И.Трапицына. Выставка продолжалась месяц, организована была наскоро… В результате выставка дала мало как художнику, так и зрителю. Она прошла малозаметно. А между тем работы Трапицына заслуживают серьезного внимания. Новизна взгляда на Волгу, точность изображения, смелый подход к сюжетам выгодно отличают его виды (Жигули, Свияга, Волга, Ульяновск) от работ других певцов Волги…» (4).
Весной 1929 года Трапицын принял участие в Объединенной выставке ульяновских художников, в 1930-м прошла его персональная выставка в Казани. П.Г.Корнилов о казанской выставке: «В работах А.И.Трапицына перед нами волжские уголки: Жегули в их лучших и примечательнейших пунктах, Камское устье… Чуткий глаз художника нашел там много мотивов для своих живописных работ. Тут пристани, Абач, скалистые утесы, панорамы и многое другое, что следует знать жителям Поволжья. Не осталась вне поля зрения художника и Казань – город древний с массой удивительных уголков…» (3).
Казалось, художник не обойден вниманием. Но в сущности его работы были известны лишь сравнительно небольшому кругу ценителей. Последняя прижизненная выставка А.И.Трапицина состоялась весной 1933 года в Ульяновске. Профессор Ю.Иванов писал о ней: «В зале доркомбината открыта выставка картин А.И.Трапицына… Выставка заслуживает большого внимания, и весьма жаль, что широкая публика о ней не знает, и ее посещает лишь небольшое число интересующихся. А между тем, Ульяновску следовало бы знать своих художников.
Трапицын некогда учился у А.М.Васнецова, и оттенок васнецовского влияния чувствуется на нем до сих пор. Он поэт современной Волги, умеет ее видеть и показать. Все среднее Поволжье, Жигули, Ульяновск, с.Болгары, Успенское, Камское устье, Казань, Чув. республика проходят на его полотнах…
Скоро Волга, отраженная в его творчестве, отойдет в область прошлого. Волгострой уже к концу этой пятилетки преобразит ее до неузнаваемости. Поэтому творчество Трапицына носит в себе элементы исторического значения. Его картины будут яркими документами в блестящей эпопее Волгостроя…» (5).
В 1933 году А.И.Трапицын был уволен из дорожно-строительного техникума «по сокращению штатов» и вынужден уехать из Ульяновска. Он перебрался в с.Лысково Горьковской области, но внезапная болезнь – малярия, а потом рак печени – заставила художника осенью 1935 года переехать в Горький. Он писал племяннице в 1935 году из Горького: «В Лысково я жил в двух местах, и обе квартиры зимой были холодные. Не лучше обстоит дело и здесь. Дом, в котором я живу…, очень холодный, так что жутко даже подумать, как прожить зиму. Словом, с квартирами мне не везет, так как и в Ульяновске я не имел теплого уголка. На отношения как лысковских, так и горьковских сослуживцев я пожаловаться не могу. Отношения хорошие. Лысковцы меня долго не отпускали… Главная причина у меня, конечно, болезнь…» (10; из архива И.Я.Трапицына).
В Горьком А.И.Трапицын также работал учителем рисования и черчения; надеялся на выздоровление, вынашивал планы переезда в Москву и продолжения работы. Этим планам не суждено было сбыться. 2 декабря 1935 года Азарий Иванович Трапицын скончался. В день смерти он вел уроки… «Будучи одиноким человеком, он все свои знания, время и средства отдавал молодежи и живописи. Работы его заслуживают внимания, изучения и популяризации» (Н.П.Оскарова, 1959).
Главное в творчестве Трапицына – это, конечно, Волга. «Пейзажи, широкие панорамы с далями, с речными просторами – полюбились нашему художнику» (3). «Творчество Азария Ивановича Трапицына неразрывно связано с Волгой, с ее бескрайними просторами, удивительно живописными окрестностями, необозримыми далями, величавым размахом ее. Она питала его творчество, давая богатейший материал для вдохновения, творческих исканий, и он воспел ее в меру своего таланта, оставив очень ценный материал, интересный и для искусствоведа, и для краеведа» (6). Добавим: особую историческую ценность полотнам Трапицына придает то, что на них запечатлена еще «та» Волга – не превращенная гирляндой водохранилищ в огромный стоячий резервуар. Недаром профессора Владимира Александровича Гуркина, занимающегося историей колонизации и изучения Среднего Поволжья, заинтересовал художник и его творчество, и он написал о нем несколько статей (8-10).
Не менее интересны у Трапицына виды городов, архитектурные ансамбли, памятники старины. На его полотнах появляется Ульяновск; после поездок по Поволжью – Казань, Свияжск, Болгары… «От пейзажа он уходит к пейзажу архитектурному… Артистическое чутье, интерес и влечение к искусству – заставили А.И. приглядываться к красивому внешнему наследию прошлого, и на холстах и бумаге появились памятники Свияжска, Болгар и Казани; но стоило только отойти от этих «былых» вещей, как начинала увлекать простая окружающая жизнь: город с улицами и переулками, сельский быт и родная Волга…» (3). «Архитектурные ансамбли Трапицына представляют особый интерес, т.к. они составляют тот самый краеведческий материал, по которому можно не только изучать прошлое края, но и осуществлять исторические реконструкции» (6).
Если и при жизни творчество А.И.Трапицына не пользовалось широкой известностью, то позже его имя оказалось почти забытым. А жаль… «Живописное наследие мастера, недостаточно оцененное местной общественностью в 1920-1930 годах, ныне предстает как художественное достояние Ульяновска, требующее бережного внимания и изучения» (С.М.Червонная, 1985).
Кажется, в наши дни имя художника мало-помалу возвращается из небытия. Радует, что несколько работ Трапицына (очень небольшая часть) занесено Ульяновским художественным музеем в электронный каталог музейного фонда РФ, где их можно увидеть. Отдельные его полотна были представлены на проходивших в последние годы в Ульяновске «сборных» и тематических выставках. Время от времени появляются публикации… Остается надеяться, что доживем в обозримом будущем и до персональной выставки работ ульяновского художника Азария Ивановича Трапицына.
***
Источники:
1. «Ульяновск и Жегули». Выставка картин художника А.И.Трапицына (декабрь 1927 г.), Ульяновск, 1927.
2. И.Калиновский «Выставка картин А.И.Трапицына «Ульяновск и Жегули» («Пролетарский путь», 13.12.1927).
3. Н.Нилли «Волга на полотне». К выставке ульяновских художников («Пролетарский путь», 7.02.1929).
4. «Ульяновский художник Азарий Иванович Трапицын», Казань, 1930: Н.Столов «А.И.Трапицын. Биографический очерк»; П.Корнилов «Творчество А.И.Трапицына».
5. Ю.Иванов «Выставка картин художника А.И.Трапицына («Пролетарский путь», 14.05.1933).
6. Н.П.Оскарова «Местный художник А.И.Трапицын» («Сообщения Ульяновского областного художественного музея», вып. 1, 1959).
7. С.М.Червонная «Художники Ульяновска», Л., 1985.
8. В.А.Гуркин «Волга на полотнах Азария Трапицына» («Московский журнал», 2000, № 1).
9. В.А.Гуркин «Художник и река» («Симбирский курьер», 26.06.1999).
10. В.А.Гуркин «Художник и река» («Творчество А.А.Пластова в контексте культуры ХХ века». Материалы III Поливановских чтений (2003), Ульяновск, 2004).
______________

Семья Трапицыных.
Фото к статье В.А.Гуркина «Волга на полотнах Азария Трапицына» («Московский журнал», 2000, № 1)

Азарий Иванович Трапицын:
1) 1920-ые годы. К статье В.А.Гуркина «Волга на полотнах Азария Трапицына» («Московский журнал», 2000, № 1)
2) «Ульяновский художник Азарий Иванович Трапицын» (Н.Столов, П.Корнилов), Казань, 1930.

А.И.Трапицын. Весенний разлив у Ульяновска. 1927.
УОХМ

А.И.Трапицын. Ульяновск. Подгорье. 1924.
УОХМ

А.И.Трапицын. Улица Ленина. 1927.
УОКМ

А.И.Трапицын. Окрестности Ульяновска. 1929.
УОХМ

А.И.Трапицын. Дали (Жигули с Соколиных гор). 1927.
УОХМ
«…Самая большая картина Трапицына «Дали» – это «портрет» конкретной местности, имеющей точный адрес и даже точную дату: на оборотной стороне полотна рукой художника написано: «Жигули с Соколиных гор. 7 апреля 1927 года». (С.М.Червонная)
«Дали» написаны как бы с птичьего полета: горизонт взят очень высоко, небо виднеется вдали узкой полоской, и все полотно заполнено видными с холмов зелеными далями, островами в русле Волги, песчаными отмелями, сложными и гибкими извивами самой реки. Простор еще больше раздвинут тем, что полотно сильно вытянуто по горизонтали…» (Н.П.Оскарова)

А.И.Трапицын:
1) Жигули. Вид с Молодецкого кургана. 1931.
2) Жигули. Гора Лепешка. 1931.
УОХМ

А.И.Трапицын. Жигули. Вид с Лысой горы. 1931.
УОХМ

А.И.Трапицын. Исады. 1930-ые гг.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан