1 января 1946 года, в «новогодней анкете» «Ульяновской правды», Михаил Михайлович Радонежский делился: «Моя тема – областной пейзаж. Показать на полотнах живописные места области, ее богатые леса, красивые озера, величественную Волгу, дремучий Черемшан – это мои заветные планы…
Меня интересует не только пейзаж, но и то новое, что преобразит его… Например, на фоне Глотовских и Юловских лесов я напишу лесопильные заводы, детскую здравницу. Тему Волги соединю с показом рыболовецкого колхоза с. Панской Слободы. Намерен посетить село Языково, связанное с замечательным поэтом пушкинской эпохи – Языковым. Побываю на реке Черемшан, в селе Архангельском и поднимусь по Волге до Васильсурска, чтобы сделать несколько волжских этюдов» (1).
У деятельного человека мечты становятся планами, а планы – явью. Осенью того же года областная газета писала о Радонежском: «Едва обнажатся поля от снега, художник берет с собой этюдник и шагает от Белого Яра до Никольского-на-Черемшане по знаменитому валу… Он осматривает древние форты, слушает легенды старожилов и пишет уголки реки Черемшан. Художник узнает, что в Куйбышев пароходом едет пионерская экскурсия. М.М.Радонежский отправляется с детворой в низовья, останавливается в Ставрополе, Морквашах и пишет этюды… Его интересует каждый уголок Жигулей.
Он отправляется в Васильсурск – излюбленное место художников и поэтов. Здесь, на месте впадения Суры в Волгу, немало исторических памятников: известная по картине Левитана «Владимирка», церковь времен Ивана Грозного, потомственное рыбачье село Хмелевка, с.Фокино, известное по имени волжского атамана Фоки… Васильсурск дал художнику массу этюдов для будущего полотна «Переправа через Суру»…
Из Васильсурска художник возвращается в Ульяновск и по железной дороге спешит в Мелекесс. Здесь он делает заготовки для полотен о славной дочери Поволжья Марии Мусоровой…
Всего за истекший год художник изготовил 35 работ, и все они связаны с родным краем. Особо запоминаются этюды «Прорва», «Купавы», «Волга у Поливны», «Уголки Винновской рощи»… Сейчас, готовясь к 300-летию Симбирска-Ульяновска, М.М.Радонежский пишет ряд этюдов на городские темы… Со всеми этими работами ульяновский зритель познакомится на отчетной выставке М.М.Радонежского в художественном музее» (2)…
Радонежского манили в Васильсурск не только красоты природы и памятники старины. Этот бывший уездный город Нижегородской губернии – родина Михаила Михайловича. Здесь он родился 28 февраля (12 марта) 1894 года. О родном городе и ранних годах художника поэтично говорил Д.И.Архангельский:
«Васильсурск – один из красивейших и прославленных нашими художниками городов на Волге. Старинный провинциальный городок, потонувший в яблоневых и вишневых садах, расположен на живописном крутом берегу Волги. Его улицы и переулки сбегают к пристаням, где по летам всегда кипит особая, колоритная жизнь с разноязычной толпой. А зимой город, окутанный легким туманом, тонет в серебристом инее, затихает до лета и выглядит, как иллюстрация из старинной сказки…
В этом живописном, скромном городке родился Радонежский М.М. в 1894 г. в семье земского ветеринарного врача. М.В.Радонежский…, сам когда-то мечтавший стать живописцем, интересовался искусством, имел друзей среди местных и приезжавших в город художников…
Радонежский (отец) не раз, уезжая по служебным делам в деревню, брал с собой художника Аладжалова на этюды, а впоследствии и сына своего… Деревня очень ценила своего ветеринарного врача… и, в свою очередь, дарила его дружбой, какую перенесла и на его сына. …Художник, выросший на берегах Волги и Суры, друживший с ребятами рыбаков, плотовщиков, крючников сел Хмелевки и Фокино, привязался к простым людям, оценил их колоритный волжский говор, полюбил волжскую архитектуру…» (3).
Окончив реальное училище, Михаил Радонежский в 1913 г. поступил в Казанскую художественную школу, а в 1914-1918 гг. учился в Пензенской художественной школе по классу академика Н.Ф.Петрова. В Пензе его учителями были такие художники, как И.С.Горюшкин-Сорокопудов, П.И.Коровин и другие.
После окончания учебы Радонежский руководит изостудиями и оформляет клубы в частях Красной Армии. Потом преподает рисование в поволжских городах: Козьмодемьянске, Васильсурске, Астрахани, где работает декоратором драмтеатра, и других, с 1929 года – в Новосибирске. Вступает в члены Ассоциации художников революционной России (АХРР) и художественного общества «Новая Сибирь».
В 1931 году М.М.Радонежский по приглашению гороно приехал в Ульяновск, который до конца жизни стал его второй родиной. Здесь он преподавал в школах, техникумах; был научным сотрудником Художественного музея, руководил студией при музее. В послевоенные годы работал в чувашском педучилище до его закрытия в 1956 году.
М.М.Радонежский с 1960 г. являлся членом Ульяновского отделения Союза художников. Принимал участие во многих выставках местных художников, поволжских и всесоюзных; организовал ряд персональных выставок. На выставке «Большая Волга-1964» в Куйбышеве был представлен один из лучших его пейзажей – «Зимой на Новом Венце» (фото 2). Работы Радонежского хранятся в Художественном и Краеведческом музеях Ульяновска, музеях Куйбышева, Пензы, Козьмодемьянска, частных коллекциях.
Любимые жанры Радонежского – пейзаж и натюрморт. Натюрморты – яркие, сочные, полные жизни («Натюрморт с яблоками», «Урожай» и др.). Но наибольшую известность художник приобрел как пейзажист. «Он пишет темперой на больших листах бумаги…, проявляя острую наблюдательность, бережное внимание к характерным приметам старины и современности и вместе с тем достигая в каждом пейзаже впечатления целостности, эмоциональной силы» (9). Художник был готов рисовать всегда и везде. Бывший ученик Радонежского по чувашскому педучилищу А.Богатов вспоминал: «У Михаила Михайловича отличительной чертой было то, что карманы его всегда были полны красками и кисточками. Идет ли он по улице, заходит на занятие или бродит по базару – из карманов брюк и пиджака торчат кончики кисточек…» (10).
Пейзажи… Н.А.Агафонова: «С радостной, доброй улыбкой смотрит Михаил Михайлович на мир… И кажется, что каждый день с удивлением и восторгом заново открывает он красоту родного города, любимой Волги, учит видеть новое и в стремительно растущих новостройках Ульяновска, и в робкой улыбке молодой зеленой поросли. И вот уже слушаешь вместе с ним шум ветра в березах на крутом волжском берегу, идешь по знакомым улицам города, залитым солнцем, наслаждаешься буйным ростом трав на лугу. … Пейзажи Радонежского своеобразны по видению, восприятию мира, живописному почерку, палитре. Кипучий темперамент художника ощущается в каждом живописном мазке…» (5)
От себя… Помнится, впервые, уже давно, увидел репродукции его работ в брошюре Н.А.Агафоновой 1964 года: монохромные, плохо пропечатанные. Они тогда не произвели впечатления: при интересных сюжетах показались невыразительными. Разве можно было понять по блеклым серым картинкам, что Радонежский – художник цвета и света; что его картины, даже изображающие ненастную погоду (например, «Дождь над Свиягой»), наполнены солнцем и радостью…
Волга… «Волга, старая и новая, с ее ширью, изменчивой красотой, привольем – излюбленная тема в течение всей творческой жизни Радонежского. Художник умеет видеть ее красоту в холодный ветреный день, когда бурные облака взволнованно несутся над свинцовыми волнами, и в тишине закатного часа, с пестрой стайкой лодок… Волга всегда разная в его пейзажах, но неизменной остается влюбленность в нее художника. … Глядя на пейзажи Радонежского, слышишь неумолчный гомон волжских пристаней, перекличку гудков теплоходов в порту, ощущаешь стремительность судов, мчащихся на подводных крыльях…» (5)
Красота мест, где вырос, жил и побывал художник… Д.И.Архангельский: «Где бы не приходилось жить и работать, он везде в своих живописных работах фиксирует все интересное… В его больших, хорошо отработанных вещах мы видим причалы и мосты Астрахани, волжские пароходы, современные речные караваны судов, васильсурские сады, улицы и типичные дома рыбачьих слобод… Радонежский писал этюды в Белом Яру, в Никольском-на-Черемшане. В Мелекессе им создан портрет М.Мусоровой и написаны места, связанные с ее детством. Есть у художника этюды из Жигулей, Морквашей, Ставрополя (Волжского), Поливны… » (3)
Ульяновск… В последние годы жизни город стал главной темой художника. Он вдохновенно торопится запечатлеть и старые тенистые улочки, и растущие кварталы новостроек… Н.А.Агафонова: «Чутко улавливая новое, увлекаясь им, он готов, кажется, не пропустить ни одного нового строящегося дома, квартала. Так возникает пейзажный цикл «Новый Ульяновск». Увлеченно пишет художник новостройки центра города и целые новые кварталы в Засвияжье. … Таковы пейзажи: «На стройке», «Новый дом строится», «С балкона», «Засвияжье», «Московское шоссе» и другие. … Вот залитая солнечным светом новая улица со стройными рядами домов («Засвияжье»). И кажется, что каждый дом излучает свет и тепло, а вся улица улыбается яркими пятнами балконов, зеленью деревьев…» (5)
«Растет, изменяется с каждым днем наш город. Уходят в прошлое целые кварталы, формируется новый облик Ульяновска. Запечатлеть в пейзажах места, еще оставшиеся от старого Симбирска – одна из важных задач современных художников. И Радонежский прекрасно выполняет ее во многих своих этюдах. Он пишет улицу Минаева и Старый Венец, стену бывшего Спасского монастыря и старую каланчу на улице Федерации, архитектурные детали старинных домов на улицах Красноармейской и Красногвардейской…» (5; 1964). «Художнику очень дорого прошлое нашего города. Во многих произведениях Михаила Михайловича запечатлены исчезнувшие теперь, отмеченные особой прелестью уголки старого Симбирска. Очень красив его «Осенний пейзаж» [фото 4]. Какая-то особенная прелесть в этой улице, в солнечных бликах на фасадах старинных домов, в мягких и глубоких сиреневатых и синих тенях, в легком кружеве золотой листвы…» (8; 1969).
Иван Васильевич Лежнин в «Воспоминаниях об ульяновских художниках» упомянул Радонежского всего в одной фразе, говоря о Валентине Ионовне Харитоновой. Но в этой фразе сказал главное: «Благодаря В.И.Харитоновой и М.М.Радонежскому осталась память о том Ульяновске, каким он был до начала массовой застройки»…
Приведем еще несколько отрывков из статей областной газеты, опубликованных при жизни художника.
1961: «Творчество М.М.Радонежского, одного из старейших художников города, хорошо известно ульяновцам. … Нам особенно интересны его произведения, посвященные прошлому и настоящему Ульяновска. Михаил Михайлович любит Ульяновск и видит красоту в узких улицах с деревянными домиками и палисадниками под окнами – красоту старого Симбирска. Но ему близка и напряженная жизнь в новых кварталах… О том, что увлекает художника, говорят названия: «Строительство дома», «Новостройка в Киндяковке», «Весна в Засвияжье»…
В некоторых этюдах чувствуется излишняя торопливость и небрежность… Но именно благодаря напряженности и страстности произведения М.М.Радонежского покоряют искренностью и свежестью восприятия мира, словно впервые открывшегося перед взором влюбленного художника во всей прелести красок и форм…» (4)
1964: «Михаилу Михайловичу Радонежскому и Петру Григорьевичу Панину исполнилось по 70 лет. … Загляните в «Книгу отзывов» на их юбилейной выставке, открывшейся в областной филармонии. Вы увидите здесь много записей. Рядом со словами глубокой признательности – выражение сердечной благодарности художникам за правдивое, близкое людям искусство. После многих отзывов – всего два слова: «Ваши ученики»…
Есть люди, встречи с которыми навсегда остаются в памяти, постоянно тревожат воображение, выдавая беспокойную мечту о «дороге, уходящей вдаль…». Таковы наши земляки М.М.Радонежский и П.Г.Панин – художники и педагоги, люди молодого и неуемного таланта» (7)
1969: «О старейшем художнике Ульяновска М.М.Радонежском можно сказать, что это добрый живописец, и эта краткая характеристика вместит множество светлых ощущений, которые волнуют, когда смотришь на его картины. В них такая звучность цвета, жизнерадостность и правда, что сразу понимаешь: этот художник умеет видеть в обыденности жизненных явлений подлинную красоту. Глядя на его произведения, каждый скажет, что он молод душой, хотя недавно отметил свое 75-летие…
Есть люди, к которым неприменимо слово «старость». …Годы бессильны изменить их душу, безудержность их интереса к жизни. Вот и Михаил Михайлович такой человек. Мир для него также добр и поэтичен, как виделся ему в далекие годы молодости. Не утихает буйство красок его картин, не тускнеет их праздничная радость. И если без слова «старость» не может обойтись рассказ о большой жизни, то это, конечно, счастливая старость…» (8)
Михаил Михайлович Радонежский скончался 24 ноября 1972 года в Ульяновске.
Сейчас… Можно лишь повторить примерно то, что на днях написал в заметках об А.И.Трапицыне. Несколько работ М.И.Радонежского Ульяновский художественный музей разместил в электронном музейном каталоге РФ (спасибо!). Отдельные картины и этюды иногда появлялись на «сборных» выставках. Современных публикаций о художнике не встречалось. Будет ли каким-то образом отмечено или хотя бы замечено 125-летие Михаила Михайловича Радонежского? Не знаю…
Источники:
1. М.М.Радонежский «Живопись родного края» («Ульяновская правда», 01.01.1946).
2. «Темы родного края», к отчетной выставке художника М.М.Радонежского («Ульяновская правда», 19.11.1946).
3. Д.И.Архангельский «Радонежский Михаил Михайлович»: к 60-летию со дня рождения, 1954.
4. Н.Храмцова «Певец родного края» («Ульяновская правда», 26.11.1961).
5. Н.А.Агафонова «Михаил Михайлович Радонежский»: к 70-летию со дня рождения, Саратов, 1964.
6. Н.А.Агафонова; биография М.М.Радонежского, 1967.
7. М.Чередникова «Созвучие талантов» («Ульяновская правда», 28.11.1964).
8. С.Валуева, Г.Савинова «Добрый живописец» («Ульяновская правда», 27.06.1969).
9. С.М.Червонная «Художники Ульяновска», Л., 1985.
10. А.Богатов «Навечно в нашей памяти» («Ульяновская правда», 25.09.2001)
_____________
Михаил Михайлович Радонежский.

М.М.Радонежский. Зимой на Новом Венце. 1961-1962.
УОХМ
«Один из лучших пейзажей Радонежского – «Зимой на Новом Венце»… Как рассказать о легкой голубизне теней на чистом снегу, укрывшем деревья, бульвар? Как передать это ощущение тишины, умиротворенности зимнего дня, свежести воздуха? Только глаз постигает поэтичность кисти художника, а сердце отвечает взаимностью…» (С.Валуева, 1969)

М.М.Радонежский:
1) Старый Венец. 1962.
2) Улица Красноармейская. 1961.
УОХМ

М.М.Радонежский:
1) Улица Ульянова осенью. 1960.
2) Улица Ульянова, бывшая Стрелецкая. 1960-ые гг.
УОХМ
«Улица Ульянова осенью» – одно из самых удачных произведений художника последних лет… «Улица Ульянова» пленяет нас обилием солнца, буйством пылающих осенних красок на фоне голубого, ярко-синего неба. Работа написана широко, увлеченно…» (Н.Храмцова, 1961)

М.М.Радонежский:
1) Вид из окна. 1960.
2) Дворик. 1956.
УОХМ

М.М.Радонежский:
1) Автозаводская улица. 1963.
2) Засвияжье. Солнечный день. 1960-ые гг.
УОХМ

М.М.Радонежский:
1) Свияга. 1958.
2) Засвияжье. 1960-ые гг.
УОХМ

М.М.Радонежский:
1) Московское шоссе. 1960-ые гг.
2) Засвияжье. Автозавод. 1963.
УОХМ
«В бурном движении, с вышками подъемных кранов, мчащимися машинами, силуэтами новых домов художник увидел строящийся район города («Московское шоссе»). Дыхание нового, энергичный ритм созидания – и в панорамном решении пейзажа, и в свободной широкой живописи. Вот оно, весеннее обновление города, – как бы говорит художник. И кисть его порывисто и бурно пишет голубые тени на снегу, стремительную ленту шоссе с яркими пятнами машин, ясные дали, весь широко раскинувшийся район строительства» (Н.А.Агафонова, 1964).

М.М.Радонежский:
1) Автозавод. 1963.
2) Дождь над Свиягой. 1965.
УОХМ

М.М.Радонежский:
1) Закат. 1959.
2) Заволжье. 1960.
УОХМ