И еще об одном юбилейном объекте, вошедшем в строй в марте 1970 года. 24 марта, в один день с гостиницей «Венец», состоялось торжественное открытие аэровокзала.
Собственно, аэродром здесь существовал с 1953 года. В 1957 году построено здание аэровокзала пропускной способностью 50 чел. в час (на фото 1-2). Уже в 60-х годах Ульяновский аэропорт едва справлялся с возросшим потоком пассажиров и грузов. А реконструкция города и перспектива превращения Ульяновска в крупный туристический центр заставили решать проблему срочно и кардинально. С задачей модернизации аэропорта и возведения нового здания аэровокзала строители успешно справились.
Конечно, старый аэропорт, построенный по нормам 50-х, не мог похвалиться ни технической оснащенностью, ни пропускной способностью, ни удобствами для пассажиров. Но авиаторы и в этих условиях делали все возможное для успешного сообщения Ульяновска с окружающим миром. Постоянно росло число воздушных линий, увеличивалась интенсивность движения. Помимо междугородних маршрутов эффективно работала и развивалась сеть местных авиалиний. Летчики решали многие народнохозяйственные задачи.
Вот и подумалось, что эту подборку будет правильнее составить из двух частей. В первой – выдержки из некоторых статей областной газеты о рабочих буднях Ульяновского аэропорта конца 50-х – 60-х годов. Во второй – публикации о строительстве, открытии и первых днях работы нового аэровокзала.
***
I.
БУДНИ АЭРОДРОМНЫЕ
(«Ульяновская правда», 23 августа 1959 г.)
Серебристый лайнер АН-10 уже не первый раз пролетает над просторами Куйбышевского моря. Вот и сейчас он оторвался от взлетной полосы Ульяновского аэродрома и, сделав разворот над городом, лег курсом на Куйбышев. Скоро самолет совершит посадку, и командир доложит диспетчеру о благополучном перелете… И вряд ли кто из пассажиров узнает о тех, кто обеспечил этот перелет, кто подготовил воздушный корабль для выхода в рейс. А их на Ульяновском аэродроме целый штат: инженеры и техники, синоптики, радисты, механики, электрики…
Самолет только что совершил посадку. Не успел экипаж выйти из машины, как корабль со всех сторон обступили специалисты аэродромной службы. Авиатехники И.Васильев и Н.Якубенков открыли капот и приступили к осмотру двигателей. … Инженер по радиооборудованию И.Тюпаев и техник С.Павлов окончили осмотр радиоаппаратуры в кабине и перешли на фюзеляж, чтобы убедиться в исправности наружной антенны. Техник Я.Хуснутдинов осматривает переднюю стойку шасси…
Самолет готов к полету. Но экипаж не спешит занять свои места. Еще нет командира. Он у синоптиков. Здесь нужно получить сведения о погоде по предстоящему маршруту…
Наконец, все данные имеются. …Один за другим включаются двигатели, и самолет выруливает на взлетную полосу. Раздается команда диспетчера с вышки. Сначала плавно, затем все быстрее машина набирает скорость. Вот самолет оторвался от земли. Традиционный круг над аэродромом, и воздушный корабль лег на заданный курс…
Н.Волин
***
ВОРОТА ГОРОДА
(«Ульяновская правда», 19 апреля 1960 г.)
Все больше ульяновцев пользуются самым быстрым и недорогим транспортом – воздушным. … С Москвой наш город сейчас связан самолетами линии Оренбург – Куйбышев – Ульяновск – Москва. Из Москвы в Ульяновск пассажиры прилетают самолетами рейса Москва – Ульяновск – Куйбышев – Уфа. Обе линии обслуживают комфортабельные многоместные воздушные корабли ИЛ-14.
Хорошо связан Ульяновск с Куйбышевом и Горьким. Ежедневно в ту и другую сторону из нашего аэропорта улетают по два самолета. Непосредственно связан Ульяновск с Пензой, Саратовом, Ижевском, Казанью, Пермью. Все шире становится воздушная пассажирская и почтовая связь с районными центрами. Аэропорт стал настоящими воздушными воротами Ульяновска.
Воздушный транспорт завоевывает любовь ульяновцев. Это объясняется выгодами воздушного сообщения. Там, где поездом надо затратить двое суток, самолет доставит за несколько часов. К тому же билет на самолет стоит почти столько же, сколько проезд до Москвы по железной дороге.
…В эти дни… приводятся в порядок помещения пассажирского зала, комнаты матери и ребенка… Ожидается увеличение количества рейсов. Предполагается установить прямую воздушную связь между Ульяновском и столицей нашей Родины Москвой.
***
НОВАЯ ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ
(«Ульяновская правда», 27 апреля 1960 г.)
Удастся ли улететь сегодня в Москву? Сколько будет на самолете свободных мест? Будут ли они вообще? Такие вопросы всегда волновали пассажиров Ульяновского аэропорта, ожидавших самолета линии Уфа – Куйбышев – Горький – Москва. … Бывало и так, что пассажир из-за недостатка мест улетал только на третьи сутки.
25 апреля в Ульяновском аэропорту произошло большое событие: здесь впервые приземлился самолет новой линии Ульяновск – Горький – Москва. Он доставил в Ульяновск пассажиров, почту, грузы.
– У ульяновцев, желающих полететь в Москву, теперь есть свой отдельный самолет, – говорят в аэропорту.
Новую линию обслуживает самолет ЛИ-2, рассчитанный на 28 мест [фото 1, внизу]. Лететь в Москву – это быстро и дешево. Путь до столицы с посадкой в Горьком занимает всего 4 часа. Билет стоит почти столько же, сколько в мягком вагоне поезда, идущего до Москвы 23 часа, – 180 рублей [до деноминации 1961 года].
Самолет ЛИ-2 новой линии прибывает в Ульяновск ежедневно в 13 часов 15 минут, улетает в 14 часов 30 минут.
***
ГОЛУБЫЕ ГОРИЗОНТЫ
(«Ульяновская правда», 9 февраля 1963 г.)
Ульяновский аэропорт. С командного диспетчерского пункта хорошо видно все летное поле. Ровными рядами стоят готовые к старту стремительные ТУ, многоместные ИЛы и АНы. … Вот на горизонте появилась крошечная светлая точка. ТУ-124 заканчивает свое путешествие. Еще час назад его пассажиры разгуливали по улицам Москвы, а сейчас они с высоты нескольких сот метров любуются зимней картиной берегов Волги…
Зима – не лучшее время для путешествия самолетом. Но и сейчас из нашего города ежедневно отправляются пассажирские самолеты в Куйбышев, Горький, Пензу, Саратов, Казань, Ижевск, Пермь. С ноября прошлого года на трассе Ульяновск-Москва курсирует первоклассный реактивный корабль ТУ-124, который доставляет пассажиров из Москвы в Ульяновск всего за один час 10 минут. …Из Ульяновска в недалеком будущем будут открыты прямые линии в южные курортные города нашей страны. Увеличивается интенсивность движения самолетов в Москву.
А ведь совсем недавно, всего 6 лет назад, Ульяновск был связан лишь одной воздушной трассой Куйбышев – Ульяновск – Горький. А в Москву улететь можно было лишь транзитным рейсом.
Значительно расширилась сеть местных воздушных линий. Если несколько лет назад Ульяновск был связан только с Астрадамовкой и Сурским, то в настоящее время пассажирские рейсы производятся в Барыш, Кузоватово, Новоспасское, Радищево, Старую Кулатку; в райцентр Дрожжаное Татарской республики.
По сравнению с 1957 годом объем пассажирских перевозок увеличен в 7,5 раз, груза – в 5,5 раз. … Производимая аэропортом транспортная работа оказывает помощь промышленным предприятиям города. … Из года в год увеличивается объем работы в сельском хозяйстве. Только в 1962 году в колхозах и совхозах области обработано 115 тысяч гектаров. … Неоценимый вклад вносят летчики в области здравоохранения. Санитарная авиация аэропорта является важным средством при спасении жизни тяжелобольных. 931 вылет произведен пилотами санитарной авиации в 1962 году…
В.Абаев, начальник Ульяновского аэропорта
***
II.
ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА – НОВЫЕ ВОКЗАЛЫ
(«Ульяновская правда», 25 марта 1969 г.)
На западной окраине областного центра раскинулась огромная строительная площадка: блестят на солнце стрелы башенных кранов, надрывно гудят моторы бульдозеров и экскаваторов, снуют самосвалы. В конце апреля минувшего года сюда приехали из Уфы механизаторы, монтажники, каменщики и рабочие других специальностей. Перед ними была поставлена задача в предельно короткий срок построить в Ульяновске современное здание аэровокзала – новые воздушные ворота города…
Впереди работы непочатый край. … Кроме аэровокзала здесь будут построены гостиница, здание управления Аэрофлота и другие объекты. Опыта людям не занимать – почти такой же объект они возводили в Уфе. Но ульяновская стройка – более сложная и уникальная…
– Работать в Ульяновске, – говорит старший прораб треста «Уфимтрансстрой» Т.К.Кокоев, – удостоились чести самые опытные специалисты, мастера высокого класса…
С опережением графика трудятся каменщики из бригады Г.П.Фарафонтова, монтажники бригады И.Г.Зубкова, машинист башенного крана И.Т.Головихин и другие. По-ударному работают коллективы СУ-820 «Уфадорстрой» и СМП-217 треста «Южсантехмонтаж». Первый занимается устройством посадочного перрона и рулевой дорожки для самолетов; второй – прокладывает коммуникации и ведет внутренние сантехнические работы.
Новое здание аэровокзала растет с каждым днем. Уже полностью смонтирован каркас, навешены стеновые панели, установлены внутренние перегородки…
Н.Пашин
***
ЮБИЛЕЙНЫЕ ПОДАРКИ СТРОИТЕЛЕЙ
(«Ульяновская правда», 25 марта 1970 г.)
…Четыре часа дня [24 марта]. Площадь перед аэровокзалом запружена представителями трудящихся Ульяновска. Накануне Государственная комиссия под председательством начальника Приволжского управления гражданской авиации СССР В.Д.Иванова приняла здание от строителей с оценкой «отлично».
Митинг открывает секретарь обкома КПСС Е.В.Сазанов. Слово предоставляется управляющему трестом «Уфимтрансстрой» З.С.Фаткуллину. Он вручает символический ключ от здания представителю Ульяновского аэропорта М.И.Лебедеву. Затем выступили представитель аэропорта М.И.Лебедев, бригадир монтажников И.Г.Зубков, министр гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинов…
Министр гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинов разрезает алую ленту перед входом в аэровокзал и приглашает участников митинга осмотреть новое здание…
***
НОВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА ГОРОДА
(«Ульяновская правда», 26 марта 1970 г.)
…Я стою на своеобразных антресолях нового вокзала, смотрю на карту авиалиний. Она – огромная, декоративно оформлена, покрыта густой сетью линий. Во все концы они ведут от нашего Ульяновского аэропорта.
До прибытия самолета, на борту которого находится министр гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинов, остаются считанные минуты. И вот на рулевой дорожке останавливается ТУ-134 – первый у нового аэровокзала. Министра встречают первый секретарь Ульяновского обкома КПСС А.А.Скочилов, председатель облисполкома В.П.Васильев, …, руководители партийных и советских организаций, строители. Дружеские рукопожатия, первые беседы. Через несколько минут гости и сопровождающие направляются в здание нового аэровокзала.
– Хорош! – замечает кто-то из присутствующих. – Просторный, светлый.
Аэровокзал и в самом деле хорош. Он – двухэтажный. Сооружен из сборнометаллического каркаса. Алюминий, стекло, мрамор, ценные породы дерева – все это при отделке нашло самое широкое применение. … Выполнен он по типовому проекту, разработанному институтом «Ленаэропроект», и рассчитан на обслуживание 400 пассажиров в час.
…Привокзальная площадь расцвела от заполнивших ее людей. Звучит торжественная музыка. На лицах радостные улыбки.
– Разрешите доложить Ульяновскому областному комитету партии, облисполкому, министру гражданской авиации СССР, … и всем присутствующим, что здание аэровокзала на родине В.И.Ленина построено!
Этот рапорт управляющего трестом «Уфимтрансстрой» З.С.Фаткуллина присутствующие встречают аплодисментами. Он говорит, что в сооружении объекта принимали участие многие строительные подразделения… Строители досрочно, за 23 месяца, возвели прекрасное здание…
Представитель Ульяновского аэропорта М.И.Лебедев – бывший военный летчик. За боевые подвиги в Великую Отечественную войну он отмечен десятью правительственными наградами. Он заявляет на митинге, что его друзья-пилоты приложат все усилия к тому, чтобы надежно оберегать и высокопроизводительно эксплуатировать новый аэровокзал…
Митинг окончен. И снова людской поток направляется в здание, чтобы еще раз полюбоваться его помещениями. Пройдет несколько дней, и вместительные холлы нового аэровокзала примут первых пассажиров.
А.Гречушников
***
К АЭРОВОКЗАЛУ ПОДРУЛИЛ САМОЛЕТ
(«Ульяновская правда», 24 апреля 1970 г.)
Ранним утром 15 апреля к новому Ульяновскому аэровокзалу подрулил первый самолет. На борту ТУ-104 – пассажиры из солнечного Узбекистана. На трассе Ташкент-Ленинград наш порт промежуточный…
Подхожу к пассажиру в цветастой тюбетейке. Знакомимся. Он – член колхоза «Кзыл Узбекистан» Ташкентской области, персональный пенсионер Наби Шагазатов. В город на Неве направляется как турист: «Захотелось побывать в Ленинграде в знаменательные дни». И тут же просит:
– Передайте строителям большое спасибо. Замечательное здание они построили.
Такой же оценки придерживается бывший житель села Котяково Карсунского района Виктор Демкин. Работает он в Чирчике и не был в Ульяновске 10 лет. Я заметил, что наш город за это время раздался вширь и ввысь, похорошел. Ульяновск сейчас просто не узнать.
– Обязательно посмотрю, – обещает Виктор.
Анне Александровне Волковой наш город уже знаком. Она приезжала осенью прошлого года, вместе с группой рабочих Ташкентской городской конторы озеленения разбила в парке Дружбы народов СССР цветник. А сейчас везет в Ульяновск более ста саженцев полиантских роз. Ей и ее помощникам новый аэровокзал «нравится очень».
Аэровокзал в самом деле хорош. В его просторном здании предусмотрены все удобства для пассажиров. … Вокзал имеет операционный зал и зал ожидания, комнату матери и ребенка. Здесь расположены почта, телеграф, ресторан, врачебный кабинет, киоск сувениров, складские и служебные помещения…
История строительства аэровокзала – яркая страница многонациональной дружбы, бескорыстной помощи Ульяновску. Из Уфы и Стерлитамака, Мелекесса и Ростова, Одессы и Киева, многих других городов трудились здесь строители. Рука об руку на стройке работали русские и башкиры, татары и украинцы, евреи и молдаване…
Раздался голос диктора, возвестившего об отлете очередного лайнера. … Доброго вам пути, товарищи пассажиры!
А.Гречушников

Старый Ульяновский аэровокзал.
1) Фото А.Бычкова. «Ульяновская правда» от 13 мая 1959 г.
2) Фото А.И.Маркелычева. Самолет ЛИ-2, открывший 25 апреля 1960 года движение по новой линии Ульяновск – Горький – Москва. Публиковалось в «Ульяновской правде» от 27 апреля 1960 г.; книге «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (Ульяновск, 1963) и др.

В Ульяновском аэропорту 60-х.
1) «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (Саратов, 1969)
2) «Ульяновская правда» от 19 апреля 1960 г.

Митинг, посвященный открытию нового аэровокзала 24 марта 1970 года. Выступление министра гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.587, л.1

Здание Ульяновского аэровокзала. Март 1970 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.633, л.1

Кассовый зал Ульяновского аэровокзала. Март 1970 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.634, л.1

Одним из первых гостей нового Ульяновского аэропорта стал Л.И.Брежнев 16 апреля 1970 года.
leta.73online.ru (Г.А.Демочкин)

Ульяновский аэропорт.
Открытка, М., «Планета», 1974. Фото А.Овчинникова.

Ульяновский аэропорт.
Открытка, М., «Плакат», 1976. Фото А.Тяпченкова, В.Яковлева.

Ульяновский аэровокзал.
Почтовая карточка, «Аэрофлот», 1970-ые гг. (без даты)

Ульяновский аэровокзал
Открытка, Минсвязи СССР, 1974. Фото Г.Костенко