Напомним, с 1 января 2019 года, согласно вступившим в силу изменением в законодательстве, вывозом твердых коммунальных отходов в области занимаются региональные операторы. Область вошла в проект по реформе обращения с ТКО в числе других 70 регионов России. Территория разделена на пять зон и 4 регоператора.

Первая зона ООО «Горкомхоз» (ЦЭТ) (телефоны: 8 800 200 68 65, 8(8422) 65-02-65)— Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский районы и Ульяновск.

Вторая зона ООО «Контракт плюс» (тел 8(8422) 33-54-77) — Сенгилеевский, Тереньгульский, Ульяновский районы, Новоульяновск и Ульяновск.

Третья зона ООО «УК Экостандарт» (тел. 8(8422) 73-50-05)— Старомайнский, Чердаклинский районы и Ульяновск. Один из владельцев ООО — Геннадий Бударин. Директором числится Ольга Марьева.

За 4 зону отвечает ООО “ЭКОСИСТЕМА” (Димитровград, ул.Московская 40, офис 24,25,26. Тел. 8(84235)-5-57-95) – директор Алексей Воробьев. Пятая зона осталась без оператора.

На прошлой неделе прошли обсуждения реформы на площадке Общественной Палаты (сегодня состоится еще один круглый стол, а в субботу там же вопрос обсудят уже с участием губернатора) и в ходе заседания дискуссионной площадки “Единой России”.  Жалоб очень много. Причем поступают они от всех сторон.

Жители жалуются на то, что платить нужно больше при том, что ничего по факту не изменилось.  Основная жалоба – отсутствие необходимого количества контейнеров. Особенно сложная ситуация складывается на селе – там долгие годы за вывоз мусора не платили вообще. Многие, если не большинство (проблему мы ставили не раз) мусор просто сжигали и скидывали в посадки. При этом до многих платежка еще просто не дошла – в итоге платить придется сразу за несколько месяцев.

Бизнес массово жалуется на неадекватно прописанные профильным министерством Давлятшина тарифы. Подход к тарификации действительно был крайне формальным, а когда оказалось что платить по прописанным цифрам придется регулярно и целый год (изменения смогут внести только на следующий). Пример: ИП из Старой Майны пожаловался, что в его помещении площадью 200 метров магазин занимает всего 20. Однако цифры на вывоз мусора начислены на весь объем и эти суммы ему непосильны. И подобных ситуаций много. Позицию предпринимателей в обсуждении поддержали глава Чердаклинского района Мария Шпак и представитель Старомайнской администрации. По их словам ситуация такова, что село рискует потерять малый бизнес, который является важным фактором жизни сельчан и без того находится на грани рентабельности.

В городе наиболее активны рестораторы (руководитель профильной Ассоциации Марина Никитина). Жалобы аналогичны.

Сами операторы жалуются, например, на резко возросшее количество мусора. При этом дополнительную финансовую нагрузку они уже несут – деньги в бизнес нужно вкладывать, а количество запрашиваемых потребителями контейнеров, например, уже превышает все планы. По словам предпринимателей, сейчас расходы в разы превышают доходы и на окупаемость своего бизнеса они выйдут только через 2-3 года.

Если со стороны жителей жалоб мы видим и публикуем много, взгляд на реформу со стороны операторов практически не виден. А ситуация многозначна: масштабную реформу запустили в крайне сыром виде, крайне безответственно к ее подготовке подошли в прошлом году и на региональном уровне при рассчете нормативов в профильном министерстве. Поэтому сегодня слово операторам.

Директор ООО «Горкомхоз» (первая зона) Ромуалдас Янушкявичюс:
Инвестиции регоператоров в реформу составляют сотни миллионов рублей. Давайте возьмем как пример только контейнерный парк. «Горкомхоз» уже выставил в своей зоне 8 234 единиц тары для ТКО, в том числе 7593 евроконтейнера, 595 бункеров объемом 4 и 8 куб.м, 46 контейнеров-сеток для раздельного сбора пластика. Количество выставленных емкостей для ТКО на сегодняшний день в 4 раза превышает цифру, заложенную в территориальной схеме. При этом покупка контейнеров в Ульяновской области в тариф не заложена. В целом же объем вложенных средств по первой зоне деятельности – более 360 миллионов.
Сложности, с которыми столкнулись регоператоры, тоже были ожидаемы, процесс решения проблемных вопросов запущен, но пока говорить об их решении рано. По ряду муниципалитетов до сих пор отсутствуют реестры контейнерных площадок и мест складирования КГО, либо реестры есть, но подготовлены некачественно. При их составлении часто не учитываются дороги и проезды, по которым может пройти коммунальная техника, не включаются образователи отходов по конкретным контейнерным площадкам, чтобы можно было рассчитать объем накопления ТКО и избежать либо переполнения, либо пустых контейнеров.
У регоператоров отсутствуют базы данных по физическим лицам и, как следствие, происходят ошибки в начислениях. Проблема связана именно с тем, что у региональных операторов нет доступа к персональным данным граждан, это пробел федерального законодательства. Начисления, в связи с этим, производятся через платежных агентов. В нашем регионе это РИЦ-область, РИЦ-регион, Форвард-Инфо. Соответственно, если изменения данных в связи с переездом или, к примеру, со смертью кого-либо из членов семьи в базы данных этих платежных агентов не попали, то они могут отразиться и в начислениях. Базы данных платежных агентов приходится актуализировать. По всем неверным начислениям обязательно будет производиться перерасчет!
Далеко не везде ведется расчистка дорог, подъездов к контейнерным площадкам, самих площадок от снега. Зимний вопрос с блокировкой снежными заносами проезда мусоровозов переходит в блокировку контейнерных площадок и даже населенных пунктов отсутствием дорог весной. Есть случаи перекрытия дорог, а также требований администраций временно приостановить вывоз ТКО.
Спустя почти 3 месяца после начала реформы далеко не все юридические лица и бюджетные организации заключили договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Результаты этой бездеятельности уже проявляют себя в виде возникающих несанкционированных свалок, либо в виде переполнения контейнеров жилого фонда.
Все эти вопросы еще предстоит решать.

Замдиректора «Контракт плюс» (вторая зона) Сергей Живайкин:
Трудности есть, они абсолютно объективные. Если искать виновных, то это будут все. Сама идея реформы правильна. Профессионалы посчитали, что если ничего не менять в обращении с отходами, то через 20-лет в крупных городах физически некуда будет складывать мусор. Что с этим делать, государство поняло, а вот за чей счет – конечно, за счет населения.  Если раньше платили за квадратный метр, то теперь по количеству человек. По принципу: «мусорит не метр, а человек». Хотя, лично мое мнение, это не самый справедливый принцип. Но он принят. Реформа готовилась несколько лет, однако, многие вещи в ней, на наш взгляд, непродуманны, много нестыковок, как по срокам, так и по функционалу. Эти недочеты автоматически ведут за собой другие проблемы. Львиная часть вопросов населения должна быть адресована не к регоператорам, а к федеральному законодательству, в котором подробно расписаны все действия операторов, в том числе нормы накопления и тарифы. То есть вопрос тарифа не к нам, мы только исполняем. При этом тариф в Ульяновской области один из самых низких по РФ. Не будем скрывать, что мы просили гораздо больше. Делали это на основании десятилетнего опыта работы в этой отрасли. В прошлом году, когда шла работа по утверждению тарифа, мы давали свои данные и департамент ценообразования тогда урезал у нас порядка 25% от того, что мы хотели. Нормы накопления – 2,3 кубических метра в год на человека – это очень близко к истине. Очень сырая и территориальная схема.
Задумка у реформы хорошая, но внедрялась она неправильно, второпях. Когда вопрос о внедрении еще не был решен, мы – профессионалы рынка выступали против, говоря, что удар будет по самым малоимущим. Сейчас надо потерпеть и все устаканится. Пока мы в начале пути. Про какую-либо окупаемость этого бизнеса пока говорить рано, это будет видно только через год. 

Один из владельцев ООО «УК Экостандарт» (третья зона) Геннадий Бударин:
О прибыли говорить пока рано. Люди только начинают платить, а многие (и жители, и организации) делать этого наотрез не хотят. Некоторые утверждают, что раньше платили меньше, а некоторые категории организаций вообще за мусор не платили, так как все выбрасывали в посадку или сжигали возле гаражей. Сейчас всех надо заставлять оплачивать.
Мало того, частники – это ГСК, ЖСК, которые задымили все Заволжье, вместо того, чтобы утилизировать мусор правильно, сжигают его. У них даже паспортов отходов нет. Не знаю, почему прокуратура до сих пор не занимается и не штрафует за отсутствие официальных документов. Как я понимаю, это дело временное.
Во-вторых, была абсолютно неправильно составлена схема расстановки контейнеров. Маленький пример по Чердаклам: в территориальной схеме была положена установка около 60 контейнеров, а мы уже установили более 500. Непонятно, как чиновники, которые готовили эту схему, это все считали, с какой серьезностью они подошли? К сожалению, никакой ответственности за эти просчеты они не понесут, а регоператоры пострадают.
В бизнес мы инвестировали порядка 100 млн. рублей. Мы ставим контейнеры нового образца (пластиковые или металлические), закупили современную технику.
Первый цикл года будет неприбыльный, но мы и не рассчитывали на «плюс». С нами заключен контракт на 10 лет, поэтому ждем отдачу года через 3 – не раньше. Нам надо обойти всех людей, заключить договора, желательно прямые, а это колоссальный объем работы. Тем более что базы у нашей территориальной схемы нет, мы ее будет формировать самостоятельно. Многие жители даже не знали, что мусор надо будет сдавать. Скоро мы придем к тому, что будет раздельный мусор, и мы должны этим заниматься. Установили крупную сортировочную линию на территории нашего производства
.

Руководитель дискуссионной площадки партии «Единая Россия», председатель комитета по бюджету и экономической политике, депутат ЗСО Александр Чепухин:
Ход я оцениваю, как тяжелый, трудный. Сейчас всплывает много противоречий. В любом случае, чтобы это понять, с реформой надо было начать работать. Самое главное, что на это надо быстро реагировать и принимать какие-то решения. Но не все из них возможно принять быстро. Например, изменить нормативы накопления ТБО мы сможем только в 2020 году. Во многих случаях эти нормы оказались завышенными. Мы не можем допустить того, чтобы один бизнес существовал за счет другого в течение года. Этот вопрос мы обсуждали на дискуссионной площадки партии «Единая Россия». На сегодняшний день операторы будут индивидуально отрабатывать с каждым, это больше касается магазинов. У каждого будут смотреть реальные площади и реальное накопление ТБО, чтобы не получилось «два контейнера в месяц, а плата за 10-15». Эти вопросы должны быть урегулированы на уровне договоренности. Мы будем следить.
Кроме того, сейчас возможно заменить «общую площадь» магазина на «торговую площадь». К примеру, многие сельские магазины имеют типовые застройки по 500 квадратных метров, при этом реальная площадь использования 20 квадратных метров, то есть и норматив им считают за полный метр. В итоге получаются дикие расхождения. И это мы намерены подправить прямо сейчас.
Для пересчета самих нормативов нам необходимы данные замеров 4 сезонов (весна, лета, осень, зима). Нам надо успеть сделать это до 7 декабря 2019 года и уже с 2020 года принять уточненные нормативы.
То, что касается тарифа для физических лиц: тариф для жителя сельской местности должен быть ниже. И этому есть несколько причин: 1) доходы людей ниже, то есть и мусора он производит меньше; 2) у них больше способов использования отходов вторично (объедки уходят на корм животных, бумага уходит на затопку). Операторы с этим согласились. Тарифы для малообеспеченных людей тоже будут ниже. Так как ТКО это теперь коммунальная услуга, то льготы на нее тоже распространяются. В будущем надо продумать градацию по доходам населения. Человек с доходом 15.000 руб, наверное, произведет мусора меньше, чем человек с доходом 100.000 руб/месяц. Но тут необходимы федеральные механизмы.

Говоря про фиксированную плату за вывоз ТКО, министр природы и цикличной экономики Ульяновской области Дмитрий Федоров в одном из комментариев подчеркнул, что в настоящий момент идут переговоры с минэком о пересмотре тарифа для ряда граждан. По его словам, эта работа имеет много деталей и тонкостей, которые надо предусмотреть:
Сейчас мы совместно с коллегами из министерства цифровой экономики и развития конкуренции приступили к пересмотру нормативов накопления ТКО. Эта работа может занять весь календарный год, так как она требует замера по всем сезона года. К примеру, если мы берем такую сферу, как садовые и некоммерческие товарищества, то мы видим, что 60-70% дачников не появляются на своих участках по полгода, а платить должны весь календарный год. Логичнее с них взимать плату только за конкретный период или пропорционально. Законодательство предоставляет возможность установления дифференцирования тарифов. В этом плане нам предстоит большая работа, в том числе перемерить все муниципальные образования на предмет накопления отходов. Мы подготовили подробное техническое задание для муниципалитетов, которое будет охватывать ИП, малый бизнес, население и разные сферы промышленности, так как у всех разный объем отходов. Допустим, классический ресторан может накапливать меньше отходов по сравнению с проходной кофейней.
Мы сейчас нацелены на контроль регоператоров, чтобы не было переполнения контейнеров, не нарушался график вывоза. Сейчас имеются большие вопросы к оператору второй зоны — «Контракт плюс». Претензии возникают в ежедневном режиме, мы фиксируем все факты и собираем «некорректное досье.

Ниже представлено исследование регионального оператора второй зоны: они сделали анализ по своему жилищному фонду, посмотрели 25 000 квартир по количеству прописанных и узнали, сколько люди стали платить. В итоге 36% квартир стали платить меньше.