Центр занятости в очередной раз рапортует о количестве трудоустроенных и вообще о том, какая в этой сфере красота. В реальности же на областном рынке труда нарастают отчаяние и хаос.

Чего стоит только намеченное сокращение персонала численностью свыше 600 человек на автозаводе. Объявляя об этих планах, руководство УАЗа как бы утешило, что рабочие уволены не будут, а сокращение коснется лишь офисных работников, то есть инженерно-технического состава. Но в чем утешение-то? Ведь если рабочие что-то еще могут найти, то инженерно-технический состав останется точно без средств к существованию. Его знания больше в Ульяновске не будут востребованы нигде, поскольку все другие производства в городе уже ликвидированы либо сильнейшим образом деградировали.

В последнем только что убедился приезжавший с экстренным визитом на «Авиастар» зам главы правительства России Юрий Борисов. «Авиастаром» сорван гособоронзаказ по выпуску военных самолетов «Ил-476». Для исправления ситуацию отдают под совместный контроль Министерства промышленности и торговли и Минобороны РФ. Курировать исполнение оборонного заказа будут заместители министров того и другого. Планируется ежемесячно проводить посвященные всему этому совещания. «Ручное управление, – резюмировал на телекамеру Борисов. – Другого выхода сейчас нет». Но те, кто в курсе положения на «Авиастаре», считают, что и ручное управление не поможет, так как работать на заводе фактически некому. Его трудовой коллектив уничтожался почти 30 лет – с начала 90-х, когда убивалось гражданское авиастроение в лице лайнера «Ту-204» и полугражданское в лице тяжелого транспортного самолета «Ан-124» «Руслан». Выдавливались и дисквалифицировались кадры.

С завода в никуда ушли тысячи конструкторов и инженеров, подготовленных лучшими вузами СССР – Московским, Куйбышевским, Харьковским авиационными – и ехавших в Ульяновск с горящими молодыми глазами и большими планами. Все обломалось, специалисты состарились в прозябании, кто-то уже умер. Новых нет и не будет. Как говорит автор письма «Свое все уничтожили» в «СК» за 22 марта 2019 года, если бы сохранились перспективные проекты, такие, как «Ту-204», сохранились бы и развивались и кадры, и материальная база «Авиастара». Теперь же имеем то, что имеем – пустыню, прежде всего в человеческом плане, под видом авиапредприятия, лишенного хозяйственной самостоятельности и управляемого зачастую людьми, к авиации не имеющими никакого отношения. И правительство России вводится в заблуждение, в том числе, вероятно, и ульяновскими деятелями, демонстрирующими гостям эти огромные корпуса, вселявшие когда-то массу надежд. Но пора перестать пыжиться и изображать, что у нас будто бы есть некий мощный индустриальный потенциал. Был, но теперь, по большому счету, ничего нет.

Процесс развала вовсю охватывает и единственную отрасль, которая еще как-то дышала – строительство, где увольнения не то что намечаются, а без широкой огласки вовсю уже идут. Сначала это были косвенные сокращения в виде перехода на трех-четырехдневку с соответствующим уменьшением зарплат до 9-10 тысяч рублей в месяц. Сейчас начинаются и увольнения – пока по соглашению сторон, без скандалов. Происходит это не только в относительно мелких фирмах, часть из которых фактически уже банкроты, но и у крупных игроков рынка, которые тоже сворачивают свою деятельность. В том числе, и даже в первую очередь, видимо, из-за нарастающей неплатежеспособности населения, из-за чего не распродаются, к примеру, квартиры в построенных домах.

И смешно в этой связи выглядят хлопоты властей об ипотеке по ставке не выше шести процентов для многодетных семей. Но эти семьи, большинство из которых просто нищие, не потянут кредит и под ноль процентов, никогда не погасят даже основное «тело» займа, то есть три-четыре миллиона рублей, поскольку квартиры-то им нужны не однушки и не гостинки, а хотя бы трехкомнатные. Всучивание же им ипотеки хоть под шесть процентов, хоть под ноль означает, как минимум, петлю, накидываемую на шеи отцов этих семейств, работающих, скажем, на том же УАЗе или на стройке, на трехдневке, за девять тысяч рублей в месяц. И дело тут не в процентах за ипотеку, а в состоянии областной экономики, вошедшей в крутое пике и, кажется, без шанса из него выйти.

Безнадежностью оказывающихся на улице людей пользуются кое-как барахтающиеся фирмы и фирмешки, которые берут уволенных на работу, но сплошь и рядом с рабскими условиями труда. На нищенскую зарплату, без каких-либо прав, с бесчеловечным рабочим графиком, а зачастую и без оформления. В расчет не берется ни возраст работника, ни пол, ни семейное положение, ни наличие маленьких детей и вообще детей. Это нечто, что если и можно как-то назвать, то диким полем, уродующим здоровье и жизнь работников и психику работодателей. И в этом смысле Ульяновск откатился, на мой взгляд, в дооктябрьскую 1917 года тьму и продолжает катиться. Власти же в этих условиях занялись искусством ради искусства и делят на своих высоких совещаниях шкуру неубитого медведя – посулы главы Совета Федерации Валентины Матвиенко осчастливить Ульяновскую область кучей денег, притом что добрейшая Валентина Ивановна не имеет в своем распоряжении и рубля бюджетного.