В январе 1945 года «Ульяновская правда» писала: «В Ульяновске работает кукольный театр под руководством Н. и М. Мисюра, созданный 10 апреля 1944 г. Театр за это время обслужил 14 районов области. В репертуаре театра сказки: «Рыжая курочка» М.Поливановой, «Коза-дереза» Багрицкого и Мисюра, «Волшебная калоша» Матвеевой. Сейчас театр подготовил новую сказку «Морозко». Дети горячо принимают спектакли кукольного театра. Необходимо создать ему в Ульяновске стационар».
По другим данным первый спектакль театра кукол состоялся 1 апреля 1944 г. на сцене филармонии (эту дату в театре и считают днем своего рождения), а решение о его создании принято облисполкомом 9 марта 1944 г. В любом случае, в апреле этого года Ульяновский областной театр кукол отмечает 75-летие.
Супруги Николай Валентинович и Мария Николаевна Мисюра оказались в Ульяновске в 1943 году в эвакуации. Они и стали основателями кукольного театра в нашем городе. Театр показывал спектакли в госпиталях, выезжал в районы. В 1945 г. получил статус профессионального, а с 1946-го уже гастролировал: в Москве, Рязани, Туле…
П.С.Бейсов, как член комиссии республиканского смотра детских театров, писал в 1946 г.: «Н.В. и М.Н. Мисюра, подчас не встречая должной поддержки от городских организаций, добились замечательных результатов. За 1944-1945 гг. театр посетили 35.000 юных зрителей. … Спектакли «Коза-дереза», «Рыжая курочка», «Бал-Саят и чудесный теленок» наглядно отразили творческий рост театра». При этом в первое время театр не имел своей сцены. В.А.Никитин, впоследствии главный режиссер, пришел в театр в 1946 году: «Репетировать приходилось на дому. Стояла маленькая ширмочка; были баянист и два актера. Вот и вся труппа».
В 1947 году театр получил собственное помещение. В здании бывшей Троицкой гостиницы вход в драмтеатр тогда был со стороны улицы Советской. А театр кукол разместился с южной стороны здания. Н.Н.Дроголюб вспоминала: «Впервые я попала в наш театр в возрасте 5 лет. Лето 1947 года, в театре дают балет Глиэра «Красный мак». … Водила меня мама и в кукольный театр, который располагался в том же здании, но с другой стороны. Запомнился спектакль «Золотой ключик». В нем играли и куклы, и актеры, и настоящий живой Артемон – роскошный королевский пудель, принадлежавший кому-то из актеров…».
1950: «Областной театр кукол хорошо известен юным зрителям. Тысячи детей смотрели спектакли в постановке Мисюра, Федоровой, Шубникова. На сцене театра в этом году показаны «Сказки партизанского леса», «Чудесный горшок», «Снежная королева», «По щучьему велению»… Театр давал представления почти во всех районах области. Его постановки видели дети Татарской АССР, Пензенской и Куйбышевской областей. … Сейчас театр готовит пьесы «Смоляной бычок», «Сказка об Аленушке и братце Иванушке», «Аленький цветочек»…
Казалось, все складывается замечательно. Но многочисленные статьи 50-60 гг., отмечая успехи театра, говорили и о другом: «Когда вы входите в театр, сразу чувствуете атмосферу сердечности и гостеприимства. Но какое маленькое и неудобное помещение! Налево гардеробная, тоже не приспособленная, затем – две клетушки, где размещаются все цехи…». «Между спектаклями артистам даже посидеть негде. Небольшое фойе не вмещает даже зрителей. … Вестибюль, где продаются билеты, имеет площадь не более двух кв. метров. Такого же размера касса служит и мастерской художника театра Л.В.Франго…». «Зрительный зал рассчитан на 200 человек, а гардеробу отведено 8 кв. метров, да и те удалось выкроить благодаря многочисленным реконструкциям. Нет склада для хранения реквизита. Приходится выбрасывать куклы, декорации, которые стоили такого труда…».
1966: «Скоро откроется новое здание драматического театра. Ждут – не дождутся и актеры, и зрители… В трудных условиях работает сейчас драмтеатр. Но эти бы «трудности» – да артистам-кукольникам. Почти 20 лет они работают в гораздо худших условиях: маленький зрительный зал, нет вспомогательных помещений, хорошего фойе, до недавнего времени не было вешалки. И если «большой» театр вот-вот получит новое здание, то работники «малого» об этом и не мечтают…»
Но театр создают не стены, а люди. А на талантливых, увлеченных людей Ульяновскому театру кукол везло. Владимир Архипович Никитин пришел в театр 17-летним, в 1946 году. Постиг все театральные профессии: играл, делал куклы, оформлял сцену. В 1951-м поставил свой первый спектакль «Василиса Прекрасная». В 1953-1979 гг. был главным режиссером театра. Окончил высшие режиссерские курсы у С.В.Образцова. Кукольные театры в 60-х подражали драматическим: кукол делали максимально похожими на живых людей. Никитин вслед за Образцовым отказался от этой традиции, искал необычные образы и формы. Такими были в его постановке «Пудик ищет песенку», «Лошарик» и др. Начал он ставить и спектакли для взрослых. В 1975 г. В.А.Никитину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, его постановки отмечены многими наградами. Он говорил: «Когда меня спрашивают: что должен уметь делать режиссер театра кукол, я отвечаю – все!».
В театре кукол велика роль художника и скульптора. Как бы ни был талантлив режиссер, как бы прекрасно не играли актеры – невыразительный образ куклы влечет провал спектакля. Наш театр кукол многим обязан Лидии Васильевне Франго. Она приехала в Ульяновск в 1955 г. из Борисоглебска, где работала художником по театральным костюмам. В 1955-1972 гг. – главный художник областного театра кукол. Оформила более 100 спектаклей: «Военная тайна», «Волшебная калоша», «Приключения Буратино», «Айболит»… Ее работы экспонировались на всесоюзных и международных выставках. Искусствовед К.П.Анисова писала в 1962 г.: «Заслугой Л.В.Франго является создание кукол с яркой индивидуальностью». Лидия Васильевна известна и как живописец: ее пейзажи и другие картины были представлены на многих выставках. С 1967 г. являлась членом Союза художников СССР.
Всех, создававших тогда неповторимое лицо театра, невозможно назвать. Заслуженные артисты РСФСР Р.Г.Назарова и В.А.Утехина; артисты М.Я.Никитина, В. и М. Лучихины, Е.Ванюшин, В.Новицкий; скульптор Н.С.Никитина; механик кукол В.Поздняков; костюмеры В.Кривова, Р.Шкунова, композитор Ю.Винцкевич и многие другие.
В 1970 году произошло долгожданное событие. Театр кукол получил бывшее здание Дворца пионеров – архитектурный памятник, построенный в начале ХХ века. Правда, поначалу это принесло лишь новые проблемы. Прежнего помещения театр лишился, а новое… Директор театра В.Васильев писал в 1971 году: «В феврале 1970 г. театру кукол передано освободившееся здание Дворца пионеров. Радости не было конца… Но прошел год, а положение театра за это время значительно ухудшилось. … Новое здание пустует, т.к. не приспособлено для театральных представлений. … Коллектив театра работает на выездных спектаклях. Если же мы хотим порадовать юных ульяновских зрителей, нам приходится арендовать помещение филармонии…».
Конечно, эти проблемы были временными. Через год В.А.Никитин говорил: «В красивом доме на улице Гончарова сейчас поселился театр кукол. Здание отремонтировали, кое-что перестроили, и только после этого мы сумели разместиться в нем. … По площади здание почти втрое просторнее старого. В нем есть и вестибюль, и фойе, и репетиционная комната, и мастерские…».
Первый сезон в новом здании театр открыл в ноябре 1972 года спектаклем «Конек-горбунок». «…Ребятишки проходят в широкую гардеробную…, а потом встречается чудо-дерево: ствол цвета золота и необычные листья. А в фойе ребят встречают механические куклы. … У ульяновских ребят свой театр! Они с малых лет почувствуют, что театр – это праздник, красота, чудо…».
О механических куклах нужен бы отдельный разговор, а не краткое упоминание. Десятки деревянных человечков – целая крестьянская община – заняты повседневными делами и традиционными работами. Каждая кукла уникальна. Они созданы в 1905 г. крестьянином Алексеем Антоновичем Морозовым; вместе с хозяином ездили по ярмаркам России; в 1920-х получили медаль ВСХВ. Несколько десятилетий сложный механизм лежал в разобранном виде в чулане дома на улице Робеспьера. Вернул его к жизни и передал на вечное хранение в театр сын мастера. Кадры кинохроники 1974 года запечатлели Василия Алексеевича Морозова с куклами отца. Это чудо со дня переезда театра встречало ребят в фойе, а потом стало украшением открытого в 1991 году музея кукол.
1970-80-ые годы – период расцвета театра. Прекрасный коллектив: заслуженные ветераны и талантливая молодежь; хорошая сцена – что еще нужно для успеха? Десятки новых постановок; лучшие спектакли, годами собиравшие полный зал («Муха-Цокотуха» шла 30 лет), гастроли, престижные награды… И, конечно, любовь юных зрителей. 1977: «В этом театре все спектакли идут при аншлаге. Суждения о них можно услышать на улице, в вагоне трамвая, в коридорах школ; среди детей и родителей. … Здесь не сюсюкают с ребенком, не проповедуют безоблачную инфантильность. Опираясь на жажду познания и яркую фантазию детей, способствуют их духовному обогащению, учат культуре, готовят к вступлению в реальную жизнь… Учитель И.Замалетдинов».
К середине 80-х назрел вопрос о плачевном состоянии здания. К переезду театра его обновили, но капитального ремонта здание не видело много лет. 1988 год. На запрос о бедственном положении театра начальник управления культуры Б.И.Мынов отвечает: «…В настоящее время решается вопрос о строительстве нового здания театра кукол. … В текущем году будет выполнен капитальный ремонт, во время которого обновится интерьер…». 1989: «Если с виду «дом сказки» привлекателен, то внутри – потолки ржавые, под полом накопилась вода; холод, духота, сырость, в подсобных помещениях теснота. Все выглядит убого и примитивно, хотя капитальный ремонт выполнен по кооперативным расценкам… Педагог театра А.Амехин». 1993: «Голубая мечта иметь «собственную сцену» (главному режиссеру театра Л.М.Гавриловой посчастливилось даже видеть проект нового здания) заменена более скромной: получить зданьице во дворе для подсобных помещений. И буфет для детей по-прежнему остается в области фантазий…»
К середине 90-х и внешний вид, и внутреннее состояние театра могли вызвать лишь жалость и ужас. 1997: «Последний раз капитальный ремонт проводился в 1945 году. В негодность пришли все коммуникации. Стены растрескались, с потолков отваливались целые пласты штукатурки; в зрительном зале температура зимой едва достигала 6 градусов. Два года назад театр закрыт санэпиднадзором. Спектакли перенесли на малую сцену областной драмы…»
Решение о капитальном ремонте было принято в конце 1997 года. Сложности реставрации памятника архитектуры понимали все, но пути их решения видели по-разному. Отдел охраны памятников требовал сохранить здание без изменений. Управление культуры возражало: «Фасад театра ушел на 1,5 метра под землю, а в дворовой части здания грунтовые воды полностью разрушили фундамент. Ее придется сносить, а потом восстановить в первозданном виде».
Свое 55-летие в апреле 1999 г. театр отпраздновал в зале ОЦКМ. На торжестве власти пообещали сделать ремонт к 2000 году. В июне начались строительные работы: с полного сноса дворовой части – 2/3 здания. Остался лишь фасад. О восстановлении речь уже не шла.
Газеты пестрели фотографиями разрушенного дома, но большого резонанса это событие не вызвало. С резкими публикациями выступил С.Б.Петров. Его поддержали депутаты Госдумы О.Казаров и А.Кругликов. Дальнейшего развития скандал не получил. Почему? Во-первых, аварийное состояние здания, а главное – невозможность расширения театра на существующих площадях были очевидны. Во-вторых, строго говоря, здание состояло из двух частей. Дворовая была построена для отделения Госбанка в 1905 г. по эскизу петербургского архитектора Р.П.Голенищева; он же разработал интерьеры зрительного (бывшего операционного) зала. Фасадная часть возведена в 1910 г. по проекту А.А.Шодэ; ее сохранили в первоначальном виде. Дворовая часть представляла не меньшую ценность. Но с улицы ее почти не видно. Большинство горожан даже не знали о ней и не заметили этой утраты. А в-третьих, уже в сентябре 1999 г. общественности был представлен проект нового пристроя к зданию. Автор – архитектор Т.С.Ивакина объяснила, что он будет состоять из двух частей: 2-этажной и 4-этажной. А купол над центральной частью здания «сделает его украшением улицы Гончарова». После этого даже у самых активных противников сноса не осталось возражений.
Работа закипела, и уже в декабре 2000 г. театр отпраздновал новоселье. Правда, «история со счастливым концом» не очень удалась. Главный режиссер театра Людмила Михайловна Гаврилова сетовала на халтурно сделанную работу: трещины в стенах, осыпающуюся лепнину, рухнувшую входную дверь… На 60-летии театра в 2004 году главной темой стала необходимость нового ремонта. Он был выполнен в 2005 г. на средства, пожертвованные частным благотворителем.
Заметим: это была далеко не последняя реставрация-реконструкция. И пристрой к зданию оказался не столь удачным. Пришлось перестраивать зрительный зал, делать новое фойе. Не были предусмотрены складские помещения, мастерские… Вновь зашла речь о строительстве нового театра, которое, по озвученным планам, должно было начаться в 2019 году. Да и можно ли вообще считать украшением архитектурного памятника 3-этажный пристрой из силикатного кирпича – большой вопрос…
17 июля 2007 года областному театру кукол присвоено имя В.М.Леонтьевой. Планы тогда были гораздо шире: не только дать театру имя «тети Вали», но и назвать его «В гостях у сказки», создать в театре музей памяти В.М.Леонтьевой. Но, пожалуй, все эти мечты компенсировало открытие 1 августа 2008 года памятника легендарной телеведущей напротив театра. Наверное, за последние годы это едва ли не единственный пример, когда новый памятник и глаз радует, и установлен на нужном месте.
Руководство театра кукол говорит, что после долгого периода стагнации у театра открылось второе дыхание. Идет поиск новых форм, театр участвует в престижных конкурсах, растут сборы. Хорошо, если так. Пусть об этом судит зритель. Здесь же хотелось лишь обозначить основные вехи непростой 75-летней истории областного театра кукол. Исследований на эту тему пока нет, поэтому использованы материалы местной прессы: около ста статей 1945-2016 гг. Многое, конечно, не вошло в короткий обзор. А завершим его строками песни, сложенной в Ульяновском театре кукол – своего рода гимна:
Заиграют веселые краски,
Загорятся ребячьи глаза…
Персонажей сегодняшней сказки
Мы выводим в умолкнувший зал.
Знают куклы веселье и муки
И поют, и пускаются в пляс.
Это наши веселые руки
Оживили их снова для вас…
________________
Вход в драматический театр до реконструкции был с улицы Советской…
ГАНИ УО

А с южной стороны того же здания бывшей Троицкой гостиницы в 1947-1970 гг. размещался Ульяновский областной театр кукол. В центре правого фото – дверь, которая вела в кукольный театр. Позже это помещение занял Дом учителя.
1) ГАНИ УО
2) ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»

В ноябре 1972 года Ульяновский театр кукол открыл первый сезон в здании бывшего Дворца пионеров, построенном в начале ХХ века по проекту А.А.Шодэ.
ГАНИ УО

1) Владимир Архипович Никитин – заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, главный режиссер Ульяновского областного театра кукол в 1953-1979 гг.
«Ульяновская правда» от 3 марта 1978 г.
2) Лидия Васильевна Франго – главный художник Ульяновского областного театра кукол в 1955-1972 гг. Фото 1939 года.
ГАНИ УО

Работы Л.В.Франго:
1-2. Эскизы кукол к спектаклю по сказке А.Гайдара «Военная тайна». 1966.
3. Эскиз куклы к спектаклю по сказке Л.Устиновой «Великий лягушонок». 1970.
4. Из эскизов костюмов героев сказок.
ГАНИ УО

Навстречу 50-летию театра…
«Ульяновская правда» от 11 сентября 1993 года

В июне 1999 года была разрушена дворовая часть здания театра кукол:
1) «СГВ», 14 июля 1999 г.: «Прошел месяц с тех пор, как строители снесли большую часть архитектурного памятника – здания на улице Гончарова, которое занимал театр кукол…»
2) «СГВ», 25 августа 1999 г.: «На градостроительном совете было принято решение законсервировать работы по реставрации (точнее, по дальнейшему разрушению) театра и… принять меры по укреплению стен оставшегося фасада…»
3) «Симбирский курьер», 27 августа 1999 г.: «Разрушен памятник архитектуры – дворовая часть здания кукольного театра, построенного в начале века… Пока скандал то разгорается, то утихает, работы приостановлены…»
Будьте первым

В 2000 году работа закипела:
1) «Симбирский курьер», 27 сентября 1999 г.: «Областному градостроительному совету был представлен проект пристроя к кукольному театру (архитектор Т.Ивакина)… Фасад здания будет сохранен в первоначальном виде… Купол над центральной частью здания сделает его украшением улицы Гончарова»
2) «Симбирский курьер», 15 июня 2000 г.: «Строители уже работают на куполах театра. Назначенное на сентябрь 2000 года открытие театра пока не переносится…»
3) «Народная газета», 5 июля 2000 г.: «За забором дома № 10 по Гончарова урчат компрессоры, трактора; строители кладут стены…»
4) «Ульяновская правда», 27 мая 2000 г.: «Свой очередной сезон театр кукол завершит 4 июня. Этот день станет последним в кочевой жизни труппы… Новый сезон кукольники откроют уже дома…»

1) Театр кукол. Открытка, М., «Плакат», 1987
2) Здание театра кукол после реставрации и реконструкции 1999-2000 г. Видна часть нового пристроя.
ГАНИ УО