Федеральная антимонопольная служба отмечает 15-летие со дня образования. В честь этого события 27 марта руководитель ульяновского Управления Геннадий СПИРЧАГОВ дал интервью. И посоветовал присылать ему статьи из газеты для принятия мер. А также прокомментировал самые горячие и обсуждаемые новости в Ульяновске.

Закон об основах тарифного регулирования должен быть простым и понятным любому человеку, по сути, как правила дорожного движения

Маршрутки – рынок развитый

– Острая полемика разгорелась между маршрутчиками и жителями: сначала в Интернете, а затем и в стенах Ульяновской Городской Думы – о повышении стоимости проезда. Вы следите за этим?

– Конечно, следим и переписку эту видели. Вот вы знаете, по количеству обращений и объему работы с ними антимонопольная служба стоит в одном ряду с такими крупными ведомствами, как прокуратура и УМВД. При этом мне даже не верят, когда узнают, что у нас в Управлении трудятся 20 сотрудников, а если без технического персонала, то всего 17. Когда ведомство эффективно работает, иногда это даже в минус. Многие начинают думать, что ФАС отвечает абсолютно за все. Взять, например, 44-ФЗ, где антимонопольная служба отвечает всего лишь за какую-то узкую часть всего документа. Но как только увидят слово торги, сразу: «А куда ФАС смотрела, почему ничего не предприняли?!» А то, что за этим законом и его исполнением следят и отвечают еще целый ряд структур (и федеральных, и областных), про них как-то забывают, так как они не на слуху. Теперь что касается маршруток. Самые развитые и конкурентно способные рынки в нашей стране – это розничная торговля и, в некоторых городах, перевозки. В нашем случае, в Ульяновске этот рынок очень развитый, насколько нам известно. И когда в этой бурной переписке с перевозчиками комментаторы и журналисты позволяют себе вешать ярлык о картельном сговоре – совершенно так нельзя делать!

– Депутаты решили направить заявление в УФАС, чтобы проверили законность повышения стоимости проезда…

– Сделать какой-то вывод можно будет только после того, когда мы рассмотрим все обстоятельства и материалы дела. Это займет не менее 3-4 месяцев. Не менее! Видя, что это такой острый вопрос для общественности, мы обязательно запросим материалы, возможно, даже поработаем с правоохранительными органами. Но сейчас говорить о том, что был какой-то сговор, еще рано.

– А как Вы относитесь к идее создания муниципального перевозчика?

– Смотря как это будет, то есть что будет создаваться: МУП или акционерное общество ПАТП? Тоже надо смотреть, потому что мы знаем, как могут раздаваться субсидии. Это очень ограничивает конкуренцию, когда одна или две организации получают преференции, а остальные это просто не видят и даже не знают.

Тарифы: кто их завышал?

– Давайте перейдем к резонансному заявлению главы ФАС Игоря АРТЕМЬЕВА, который сказал, что население в два раза переплачивает за ЖКУ!

– Но это же совершенно не новость! Когда в 2015 году была упразднена Федеральная служба по тарифам (ФСТ), по решению руководства страны эти функции передали Федеральной антимонопольной службе. То есть это не была инициативой самой ФАС. И после анализа всех документов и решений, принятых ранее ФСТ, нами было обнаружено много несоответствий в тарифах, которые устанавливались для больших инфраструктурных естественных монополий Российской Федерации. Имеются в виду такие масштабные организации, как РЖД, «Транснефть», «Газпром» и т.д. И глава ФАС об этом говорил, просто, возможно, вы не помните. Но если посмотрите в архивах СМИ, вы найдете интервью 2015-2016 годов, где он это уже все говорил. О том, что тарифы, конечно, были несоразмерно увеличены. В них были заложены многие мероприятия, которые там не должны были быть: содержание футбольных клубов, производство художественных фильмов, различных телепередач и многое другое. На многие миллиарды рублей! Приводилось в пример, что в развитых западных странах такого нет. И тогда, после анализа этих документов, было предложено руководством ФАС, что нужно взять тайм-аут на 4-5 лет как минимум. Заморозить тарифы на одном уровне и не повышать их, как это делается обычно каждый год. А за это время разобраться со всеми проблемными вопросами. А ведь что получалось, когда специалисты ФАС выходили в суды с представителями монополий? Возникало много спорных вопросов, так как зачастую различные постановления и распоряжения противоречили друг другу, противоречили приказам самой Федеральной службы по тарифам, а иногда и закону о естественных монополиях. Поэтому предлагалось все эти противоречия устранить и сделать простой, небольшой, доступный и понятный для всех закон об основах тарифного регулирования.

– Это перекликается с тем, что предлагает Губернатор Сергей МОРОЗОВ, который заявил, что тарифы ЖКХ возможно заморозить на 5 лет.

– Да, но тогда инициатива ФАС о замораживании тарифов не была поддержана, и они продолжили расти. Хотя бы приняли предложение ФАС о том, что индексация тарифов должна проводиться по принципу «инфляция минус». Имеется в виду, когда, например, инфляция в стране прогнозируется в 4%, то и тарифы должны подниматься не выше этого уровня. А вот далее, все, что свыше, – идет на усмотрение и на волю регионов. Ведь все тарифы для всего населения Ульяновской области, на все – на воду, на свет, на газ, – устанавливает не ФАС. Антимонопольная служба и наше Управление в частности к этому отношения не имеет никакого! Устанавливает уполномоченный орган, в данном случае – Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, в структуре которого есть департамент по ценам и тарифам. И когда возникает вопрос о том, что где-то там чего-то увеличено, – ну, товарищи, вы же сами устанавливаете тариф! Если государством установлена верхняя планка, которая ограничивает, то нижней-то нет, и никто не запрещает снижать. И если Правительство Ульяновской области считает, что тарифы завышены у естественных монополистов, – снижайте! До 2% роста, до 1%. Или заморозьте их на 2-3 года.

– Так после этого монополисты к Вам же в ФАС и обратятся, чтобы Вы защитили их интересы!

– Вполне возможно, что юристы монополий обратятся и в ФАС, и в суды. Но тогда уже будет понятна логика всех сторон, и в судебном заседании мы сможем выяснить, где и сколько переплачивает население. Как, например это было в 2010 году, когда «Городской теплосервис» незаконно выставил жителям плату за потери на полотенцесушителях. Мы тогда остановили их, наказав штрафом в размере 11,6 млн рублей. Суды поддержали наше решение. И все! Выставление платежек прекратилось. А в данном случае (имеется в виду аудит, проведенный по инициативе Губернатора и полномочного по правам предпринимателей. – Прим. ред), предприниматели говорят, что тарифы завышены, но при этом к нам ведь в 2017-2018 годах ни одно предприятие не обратилось с жалобой на завышенные тарифы. Лишь в декабре поступило 2 или 3 заявления от физических лиц, которые мы сейчас рассматриваем. И вот недавно от газеты «Управдом73» – и то даже не поступило заявление, а была сделана приписка в тексте: «просим считать данную статью обращением». К слову, я бы вам хотел сказать, что 17 человек в Управлении, мы же не можем просмотреть все публикации СМИ. Хорошо, что мне попалась газета, и я увидел, прочитал. А если бы не посмотрел? Откуда мы знаем, что пишется в газетах?! По идее, ваше издание должно было бы официально прислать статью и сказать: примите это как заявление или как жалобу. И все, и пошла работа!

– Вы говорите, что много несостыковок в законодательстве, допускающие такие вольности в установлении тарифов. А чиновники действуют по этим законам, взаимные противоречия которых до сих пор не устранены. И как Вы уже сказали, именно ФАС отвечает за эту сферу, однако простого и понятного закона о тарифном регулировании мы тоже до сих пор не имеем. Когда он будет принят?

– Будет, но не так быстро. Мы же знаем, например, какая тяжелая ситуация была с 44-ФЗ, который три года только обсуждался в Москве. И в этом обсуждении лично принимал участие на тот момент, будучи премьер-министром, Владимир Владимирович ПУТИН. Непросто проходило, но все-таки этот закон приняли. И по эталонным тарифам будет принят. Дело в том, что слишком много мнений пересекается при обсуждении в Государственной Думе. И так как затрагиваются интересы крупнейших монополий, видимо, есть и определенное торможение, сопротивление.

– Пока в Госдуме думают, что тем временем будет в регионе: тарифы так и останутся неприкосновенными?

– В регионе, наверное, будут судебные заседания. Мы будем следить за этими спорами между Правительством Ульяновской области и естественными монополиями. Но пока эти споры, насколько я знаю, будут разрешаться в Москве, в антимонопольной службе. Мы знаем, что «Т Плюс» уже обратились, «Ульяновскэнерго» также хотели обратиться. Но этим будет заниматься центральный аппарат ФАС, то есть не наше Управление. В тоже время я могу сказать, это не секрет, что после обращения руководства региона в Москву, к Президенту и в Правительство, по этой проблеме в регионе работала большая комиссия из центрального аппарата ФАС – 13 человек. В том числе и наши специалисты участвовали в работе этой комиссии. Рассматривались тарифы, которые были приняты как раз в 2017-2018 годах в Ульяновской области. Акт уже имеется, он довольно объемный, и сейчас Правительство региона его изучает. После замечаний и возражений со стороны региональной власти, думаю, ФАС России объявит итоги, и мы можем еще раз встретиться и обсудить их.