В рубрике “Производство” продолжаем говорить о дорогах и обо всем, что с ними связано. В прошлом материале мы описывали работу асфальто-бетонного завода «Ульяновсктрансстрой», где ежегодно производится 70 тысяч тонн асфальтобетона. Но для того, чтобы проверить асфальт и его составляющие на “профпригодность”, необходимо проверить его в лабораторных условиях. Это возможно сделать в лаборатории ОГКУ “Департамента автомобильных дорог Ульяновской области”. Про последнее учреждение поговорим сегодня чуть подробнее. Для того, чтобы понять, какие испытания и новые технологии применяются в дорожной отрасли, мы встретились с начальником отдела контроля качества работ Надеждой Аркадьевной Чернокрыловой. Она рассказала нам о деятельности лаборатории, новых стандартах качества и пояснила, почему в некоторых регионах России (в т.ч. и в Ульяновске) начали применять европейские стандарты.

О деятельности лаборатории

Наша лаборатория занимается оценкой соответствия дорожно-строительных работ и материалов, применяемых для выполнения ремонта, строительства, капремнонта на автомобильных дорогах общего пользования, в т.ч. на дорогах муниципального образования в Ульяновске и Димитровграде. На муниципальных объектах ремонт проводится по распоряжению губернатора. Мы проверяем дорожно-строительные материалы, материалы, которые применяются для приготовления асфальто-бетонных смесей, бетонных смесей, устройства оснований,  а также на мостовых сооружениях при ремонте и строительстве. Сотрудники лаборатории выезжают на асфальтобетонные заводы. Там мы отбираем пробы и проверяем качество асфальто-бетонных смесей, которые применяются в работе. Проверяем качество готового покрытия: отбираются пробы из верхнего слоя дорожной одежды асфальто-бетонного покрытия. Мы оцениваем качество уплотнения, качество смеси.

О новых технологиях.

С 2016 года вся Россия переходит на новый тип асфальтобетона. Уже вышли более 250 ГОСТов по дорожно-строительным материалам, на которые мы переходим. В т.ч. сейчас начали применять асфальто-бетонные смеси, которые выпускаются в Европе. Они называются предварительные национальные стандарты. Сейчас их всего два: ПНСТ 183-2016, ПНСТ 184-2016. Эти предварительные стандарты регламентируют немного другие показатели по асфальто-бетону. Включаются требования по колееизносу, стираемости, температуры. Их мы только начинаем осваивать. Это очень трудоемкий процесс.

Как европейские стандарты могут применяться в России

Качество покрытия в основном зависит от битумного вяжущего. Конечно, тот асфальтобетон, который применяется в Испании или Норвегии нам не подходит. В ГОСТе нормируется, какое необходимо подобрать битумное вяжущее, чтобы оно работало для конкретных погодных и температурных условий. Есть очень много определяющих показателей: температура размягчения, старение битума, хрупкость и вязкость битума и тд. У нас третья климатическая зона и мы всегда работали на определенных марках. Не на тех, которые используются в Сочи. Единственное, меняется технология изготовления образцов, методы контроля. Есть еще американская система. Вся Россия разделилась. Какие-то регионы начинают применять европейскую систему, а кто-то американскую. Росавтодор не дал конкретных нормативов. Каждый заказчик выбирает сам, что он будет применять. Мы выбрали европейскую, т.к. та нормативная база, которая входит в стандарт, входит в перечень нормативной документации, которая есть в техническом регламенте таможенного союза. По нему мы сейчас и работаем.