Предисловие

В фондах краеведческого отдела Дворца книги, среди множества подобных, хранится картонная папка. Порядковый номер и надпись от руки: «П.И.Пузыревский». Открывая ее, ожидал увидеть то, что обычно лежит в таких папках: вырезки из газет и журналов, перепечатки статей, репродукции. Все это там есть, но среди прочих бумаг обнаружилась стопка ветхих листов, исписанных мелким почерком. Оказалось, это воспоминания Константина Павловича Пузыревского, сына Павла Ильича, написанные им по просьбе легендарного библиографа Дворца книги Елены Васильевны Ложкиной. Тут же письма К.П.Пузыревского, а потом его супруги, Клавдии Ивановны. Она и прислала рукописи в Ульяновск после смерти мужа в 1951 году. Константин Павлович сообщал, что все документы отца и его автобиография пропали в блокадном Ленинграде. 20 листов рукописи – это то, что ему удалось восстановить по памяти.

Некоторые фрагменты воспоминаний показались знакомыми. Потом уже вспомнил, что небольшой отрывок из них был напечатан в каталоге выставки, проходившей в Ульяновске в 1960 году, к 100-летию со дня рождения художника, вместе со статьей искусствоведов Н.А.Агафоновой и Н.С.Храмцовой и очерком Д.И.Архангельского «Памяти волжского художника П.И.Пузыревского». Использовались «Воспоминания» и в других статьях того времени, вплоть до прямого цитирования, но полностью никогда не публиковались. А потом о них, видимо, надолго забыли.

Несколько слов об авторе рукописи (фото 3). Константин Павлович – средний сын П.И.Пузыревского, родился в Симбирске 10 (22) апреля 1898 года. Все трое братьев учились в Симбирском кадетском корпусе. Константин окончил его в 1915 году и без экзаменов был принят в Морской корпус. До революции завершить учебу не успел. Был выпущен в мае 1917 г. и отправлен на действующий флот. Служил на Черноморском флоте, принимал участие в боевых действиях. Потом получил назначение в дивизион тяжелой артиллерии особого назначения, который дислоцировался в Туле, Москве и под Ленинградом. Позже вернулся на флот и преподавал в учебных заведениях ВМФ. Во время Великой Отечественной войны просился на действующий флот, но командование сочло нужным оставить его, как опытного педагога, для подготовки кадров. Капитан первого ранга. Скончался в Ленинграде в 1951 году.

Конечно, воспоминания К.П.Пузыревского – не единственный источник сведений о симбирском художнике, добившемся всероссийского признания. Много сведений о нем – воспоминания, письма и др. – имеется в архиве Д.И.Архангельского, хранящемся в фондах Ленинского мемориала. Часть этих материалов опубликована в книге «Живу и дышу родным городом» (сост. В.М.Костягина, 2009). Удалось найти публикации в симбирской и столичной прессе. Есть и более поздние исследования историков и искусствоведов, современные статьи. Многое сообщил Андрей Константинович Пузыревский, внук художника, живущий в Москве: о своем отце – авторе «Воспоминаний», и других родственниках; предоставил фотографии. Им сделаны видеоролики с работами П.И.Пузыревского, проделана огромная работа по сбору сведений о членах семьи Пузыревских. Спасибо Ларисе Юрьевне Погодиной, которая связалась с Андреем Константиновичем, а потом познакомила нас. Оказалось, что у А.К.Пузыревского есть экземпляр рукописей отца. К нему даже обращались ульяновские исследователи с просьбой прислать копию. А рукописи – «Воспоминания о моем отце…» и «Творческий путь П.И.Пузыревского» – были совсем рядом, во Дворце книги.

Нет и мысли о том, чтобы пытаться втиснуть весь этот массив информации в рамки одной статьи. Видимо, получится сделать лишь небольшой обзор, к тому же разбив на его несколько частей. А рассказ о Гончаровской выставке работ П.И.Пузыревского и Д.И.Архангельского 1911 года хотелось бы выделить в отдельную публикацию, приурочив ее к скорой годовщине со дня рождения И.А.Гончарова (18 июня). На этом, пожалуй, и завершим затянувшееся предисловие.

***

Константин Павлович Пузыревский, согласно всем его биографам, родился 2 (14 по н.с.) декабря 1860 года в Петербурге (по К.П.Пузыревскому в Киеве 3 декабря). Его детство и юность прошли в Киеве. Отец, Илья Алексеевич, был служащим государственных учреждений. Мать – Вера Тимофеевна – занималась воспитанием детей: сыновей Алексея, Павла, Ивана, Ильи и дочери Марии.

В.Т.Пузыревская в молодости обучалась вокальному искусству у Михаила Ивановича Глинки, который высоко ценил ее способности. В воспоминаниях М.И.Глинки упоминается Верочка Александрова (по мужу Пузыревская).

Далее вновь следуют нестыковки. К.П.Пузыревский упоминает лишь об учебе отца в Киевском реальном училище до поступления в Академию. Возможно, это действительный факт его биографии, но известно, что, получив среднее образование, Павел Пузыревский обучался в рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко. Это учебное заведение, основанное в 1875 г., было известно далеко за пределами Киева. Школу поддерживали И.Е.Репин, М.А.Врубель, Н.Н.Ге. У Н.И.Мурашко, известного художника и педагога, учились В.А.Серов, К.С.Малевич и др. В 1901 г. на базе школы Мурашко было создано Киевское художественное училище. Нет сомнений, что учеба в школе, славившейся традициями передвижничества, много дала будущему художнику.

Перед Павлом Пузыревским встал вопрос выбора жизненного пути. Он разрывался между двумя желаниями: учиться в консерватории по классу вокала (у него был хороший баритон) или избрать поприще художника. Наконец, выбор был сделан, и в 1880 г. Пузыревский поступил в Академию художеств на отделение живописи. Его учителями были прославленные художники, профессора М.П.Клодт, П.П.Чистяков, В.Д.Орловский. Михаил Петрович Клодт – представитель старой академической школы – требовал изображать природу во всех подробностях. Павел Петрович Чистяков – выдающийся художник и талантливый педагог, которого критик В.В.Стасов называл «всеобщим педагогом русских художников». Его студентами были И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов, М.А.Врубель, В.А.Серов и многие другие. В живописи Павел Ильич долго находился под его влиянием и старался подражать Чистякову. Лишь со временем он смог, взяв от учителя лучшее, выработать свой почерк. Наверное, ему Пузыревский во многом обязан и своим несомненным педагогическим мастерством. Чистяков говорил: «Хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».

Уже во время учебы в Академии любимым жанром П.И.Пузыревского был пейзаж, причем за эти годы его пейзажи удостоились четырех серебряных медалей.

Будучи студентом, Пузыревский зарабатывал на жизнь и учебу уроками, т.к. его отец был уже на пенсии и не имел достаточно средств. Павел Ильич также содержал старшего брата Алексея, который учился в Петербурге в консерватории. Он вспоминал, что в то время их с братом обычным питанием был хлеб и крепкий чай, что, впрочем, не мешало успешной учебе.

Одно время Пузыревский был связан с революционными кругами (народовольцами) и, в частности, с Верой Засулич. В его комнате хранилась запрещенная литература. После убийства Александра II начались обыски и аресты. Павел Ильич был предупрежден, и литературу уничтожил. Обыск у ничего не дал, но, несмотря на это, Пузыревского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Вскоре, за отсутствием улик, он был освобожден и продолжил учебу.

14 февраля 1890 года П.И.Пузыревский окончил Академию художеств и получил звание классного художника 3-й степени. Вскоре он женился на Елене Александровне Сталевской, дочери крестьянина Минской губернии. Молодая семья переехала в Минск, где ей помогали родители Елены Александровны. В Минске они прожили один год. Требовались учителя рисования военных учебных заведений, и Павел Ильич «после хлопот» (К.П.Пузыревский) получил должность штатного преподавателя рисования Симбирского кадетского корпуса. Константин Павлович упоминает также, что переезд в Симбирск состоялся по предложению товарища Павла Ильича, художника Ю.Ю.Рейнберга. Они действительно в одно время учились в Академии, но, честно говоря, не знаю, как Рейнберг связан с Симбирском. Еще в Минске у Пузыревских родился сын Павел, а в Симбирске – сыновья Константин и Петр.

Приезд в 1891 году П.И.Пузыревского явился большим событием для Симбирска, значение которого можно было оценить лишь спустя некоторое время. Традиции художественной жизни в городе тогда почти отсутствовали. Павел Ильич стал первым симбирским художником и, более того, преподавателем живописи с академическим образованием. Своими знаниями, талантом, педагогическим даром он щедро делился. Не будет преувеличением сказать, что Пузыревский был основоположником особой, местной художественной школы, представителями которой стали многие известные мастера. Невозможно отделить его собственное творчество от педагогической и просветительной деятельности, участия в культурной жизни Симбирска. Попробуем, насколько получится, лишь в этом повествовании говорить обо всем более-менее по порядку.

Конечно, после столичной жизни Симбирск показался художнику тихим и патриархальным. Но, наверное, в этой провинциальной умиротворенности, в прекрасных волжских видах он и увидел огромную возможность проявить свое дарование. В первой половине дня он преподавал в Корпусе, а после 2-х часов занимался творчеством. Много времени проводил на этюдах. Взяв ящик с красками, палитру с кистями, складной стул и большой брезентовый зонт, Павел Ильич отправлялся на природу. Выбрав место, наносил карандашом контур. Потом масляными красками писал небо, воду, зелень… Через 1-1,5 часа этюд был готов – окно, за которым расстилались ширь Волги, поле или лес. Работал он и в технике акварели, пастели.

Часто понравившуюся натуру – дерево, покосившийся забор, крестьянский дом, рыбачью лодку – он зарисовывал карандашом в маленький альбом. Вечером, дома, используя дневные зарисовки, разрабатывал сюжет и композицию, рисуя карандашом на больших листах бумаги.

Наблюдая за природой в различные времена года и суток, при разной погоде, он стремился передать это состояние. «Павла Ильича в одинаковой мере увлекали и зимние пейзажи, когда в трескучий мороз красное солнце несмело посылало людям свои лучи, и радостные весенние мотивы с разливом талых вод и цветением деревьев. … Художник охотно брался за палитру и кисти, чтобы запечатлеть поля с колосящейся рожью, прогретые теплыми лучами солнца или изобразить природу в осеннем золотом убранстве, когда небо, поблекшая зелень и желтизна листвы бывают наиболее контрастны…» (К.П.Пузыревский).

Основу творчества П.И.Пузыревского составляют пейзажи, а их главные темы – Волга и окрестности Симбирска. Широкие, панорамные виды и укромные уголки симбирских садов. Живописные берега Волги и крестьянские избы, крытые соломой… Д.И.Архангельский писал, вспоминая выставки Пузыревского: «Я подолгу простаивал перед картинами, любуясь этюдами и восхищаясь мастерством художника. В картинах я узнавал знакомые с детства места на Волге и ближайшие приволжские деревни. Акварели были такие понятные, солнечные, жизнерадостные…»

Работы П.И.Пузыревского пополняли коллекции самых известных симбирских коллекционеров – Е.М.Перси-Френч и В.Н.Поливанова, попав затем в фонды Ульяновского художественного музея. На основе этюдов он создавал большие полотна, но они имели и самостоятельное значение, передавая состояние природы в определенный момент, непосредственное впечатление от натуры. Почти во всех пейзажах Пузыревского ощущается присутствие человека. Это не только выразительные фигуры людей, но, например, огонек в далеком окне или лодка на реке.

Одна из лучших картин художника в собрании УОХМ – «Половодье». Весенний вечер над разлившейся Волгой, голые осины в воде, далекий берег и низкие облака… Все просто, поэтично и реально до ощущения присутствия. А вот «Дорога в Поливну». Летнее солнечное небо, облака, отражающиеся в волжской воде. Картина наполнена светом и радостью. Композиция тщательно выверена: покрытые лесом высокие холмы в левой части картины уравновешены в левой части высоким деревом.

В фондах Художественного музея хранятся не только законченные полотна Пузыревского, но и множество карандашных рисунков, набросков, эскизов из собрания Г.С.Рогозина. На многих из них – рабочие записи о цвете, освещении и других деталях пейзажа. По ним видно, что художник рисовал с натуры, а потом долго и тщательно разрабатывал картины в мастерской. По ряду рисунков можно сделать вывод, что Павел Ильич не был исключительно пейзажистом. На них изображены сценки на базаре, на дорогах, очень выразительные образы людей («Грузчик-татарин» и др.)

Каждое лето, после окончания учебного года, Пузыревский с семьей уезжал на дачу – в Поливну, в Сосновку Карсунского уезда или за пределы губернии: под Петербург, в Крым. Не раз совершал поездки на пароходе по Волге. Возвращаясь в Симбирск, он всегда привозил большое количество этюдов и набросков, служивших материалом для больших полотен.

Д.И.Архангельский: «Солнечное лето – страдная пора у художников. Пора дальних и ближних выходов на натуру в поисках новых мотивов для задуманных картин. Но вот лето незаметно прокатилось, на дворе осень. Художники, обогащенные новыми впечатлениями, с написанными за лето этюдами возвращаются домой.

За все годы нашего знакомства и дружбы с П.И.Пузыревским я всегда с нетерпением ожидал наступления осени, точнее – приезда с этюдов Павла Ильича. При первом же моем посещении мы, что называется, «с ходу» приступили к просмотру его новых этюдов, самых разнообразных… При этом между нами шла задушевная непринужденная беседа. Павел Ильич охотно делился опытом, своими знаниями и наблюдениями. … Для меня эти беседы являлись серьезной школой живописного мастерства и до сих пор живы в памяти…

Своей творческой работе П.И.Пузыревский посвящал досуги и летние месяцы. Он вдохновенно и неутомимо работал над пейзажами Волги. Писал Симбирские берега, пристани, баржи, Заволжье с грачиной рощей. Много этюдов и картин сделано Павлом Ильичом в Киндяковке, Поливне, Жигулях, в Верхнем Услоне, в Плесе и Ростове Великом. Бывал он и в Крыму…»

***

Продолжение далее


Семья Пузыревских: Павел Ильич, Елена Александровна, сыновья Павел, Константин и Петр.
Из архива Андрея Константиновича Пузыревского


1) Павел Ильич Пузыревский.
2) П.И.Пузыревский с сыном Константином.
Из архива А.К.Пузыревского


1) Константин Павлович Пузыревский.
Из архива А.К.Пузыревского
2) Первая страница рукописи К.П.Пузыревского с воспоминаниями об отце. УОНБ.


П.И.Пузыревский. Половодье.
УОХМ


П.И.Пузыревский. Часовенская роща в разлив на Волге.
Из коллекции А.К.Пузыревского


П.И.Пузыревский:
1) Дорога в Поливну.
2) Деревня Поливна
УОХМ


П.И.Пузыревский. Заливные луга у Симбирска.
Репродукция на открытке издательства «Ришар», СПб. Текст на обороте:
«Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами». «Обрыв» И.А.Гончарова


П.И.Пузыревский. Лунная ночь на Волге.
Репродукция на открытке издательства «Ришар», СПб.


П.И.Пузыревский. Пейзаж с лодкой.
Самарский областной художественный музей.