Д.И.Архангельский называл Павла Ильича Пузыревского «удивительным учителем». Его педагогическая деятельность не ограничивалась работой в Кадетском корпусе. Вскоре после приезда в Симбирск Павел Ильич начал давать уроки живописи в своей мастерской на Комиссариатской улице (ул. Кузнецова, дом не сохранился). Его художественная студия существовала с 1895 года. Студенты рисовали с натуры и копировали работы Пузыревского. Он, показывая им различные приемы рисования, никогда не навязывал собственной манеры писать.

В 1898 году на углу Большой Саратовской и Верхне-Чебоксарской (Бебеля) улиц, в бывшем доходном доме И.И.Сусоколова, открылся учебно-трудовой пункт. Он представлял собой комплекс учебных мастерских для обучения профессиям и последующего трудоустройства. С начала работы пункта П.И.Пузыревский бесплатно преподавал в классе орнаментального рисования. В 1908 году открылись классы пейзажа, портрета и фигурной композиции. Павел Ильич возглавил пейзажный класс, его студия слилась с учебно-трудовым пунктом, а число учеников значительно увеличилось. В художественных классах преподавали А.Н.Остроградский, А.В.Строганов. Работали художники безвозмездно. Эти классы отчасти восполняли отсутствие в Симбирске художественной школы. Благодаря Пузыревскому и Остроградскому живописные классы получили из музея Академии художеств 10 картин известных русских художников.

Учеником Павла Ильича был Д.И.Архангельский. В 1904-1906 гг. он брал уроки у Пузыревского на дому, а позже посещал его классы в учебно-трудовом пункте. Дмитрий Иванович писал, что П.И.Пузыревский, «человек широко образованный, обладал несомненными данными педагога и прежде всего ценным учительским даром – тактом в работе с детьми и молодежью. Говорю об этом, как ученик Пузыревского, испытавший на себе его чуткость и вполне оценивший эту особенность, когда сам стал учителем».

Следуя в работе с учениками методам, усвоенным от Пузыревского, Д.И.Архангельский и в художественном творчестве восхищался своим первым наставником и не переставал учиться у него. «Жили мы тогда с семьей на Старом Венце с красивым видом на Волгу и подгорные сады. Квартира была большая, поэтому я смог выделить одну комнату под мастерскую. Писал я много. Помню, трудился я над двумя довольно большими картинами: «Весна в лесу» и «Грачи». … В самый разгар работы меня посетил П.И.Пузыревский, мой наставник и добрый гений. П.И. был всегда приветлив, весел. С ним можно было посоветоваться, поделиться новостями… Я, между прочим, часто просил его рассказывать об академии и ее порядках, о его старших товарищах… А на вещи Пузыревского я готов был смотреть часами. Каждый раз, когда я бывал у него, неизменно еще и еще пересматривал его чудесные этюды.

Павел Ильич посмотрел мои картины и, как-то чисто по-товарищески, посоветовал усложнить их. В лесу рекомендовал написать фигуры женщин с вязанками хвороста. … Я видел «сто раз» такие сцены, а написать фигуры на картине не догадался. Наметили на холсте сообща фигуры, …тронули цветом в виде светлых силуэтов, и картина выиграла. … Что-то переменили и добавили и в картине «Грачи», и картина похорошела. Так легко, незаметно П.И.Пузыревский передавал свой опыт нам, молодым кустарям одиночкам, каким, по-моему, я тогда был».

Пузыревский стоял у истоков регулярной выставочной деятельности в Симбирске. В отсутствие художественного музея выставки имели огромное значение в приобщении жителей города к искусству. В 1894 году состоялась первая выставка картин симбирских художников в пользу местной общины сестер милосердия Красного Креста. На ней экспонировались работы К.Н.Воронова, М.Ф.Каврайского и П.И.Пузыревского. С 1903 года Павел Ильич начал регулярно показывать свои картины, выставляя их в витринах самого большого в городе писчебумажного магазина на Большой Саратовской улице, в здании, где размещался учебно-трудовой пункт. Как писал Д.И.Архангельский, эти выставки «вызвали стойкий интерес у любителей искусства и особенно у молодежи». На губернской сельскохозяйственной выставке 1908 года был устроен большой художественный отдел из произведений симбирских художников и любителей живописи. Были представлены и работы молодых художников, среди которых выделялся Д.И.Архангельский. Организацию этого отдела осуществлял П.И.Пузыревский.

В 1911 году с большим успехом прошла Гончаровская выставка картин П.И.Пузыревского и Д.И.Архангельского. Сначала она экспонировалась в Симбирске (февраль 1911 г.), а в декабре открылась в залах бывшего Меньшиковского дворца в Петербурге. Название было более чем оправданным: выставка проводилась в преддверии 100-летнего юбилея писателя; на ней были представлены картины, изображавшие места, описанные в романе «Обрыв» или посещавшиеся Гончаровым; а половина сбора поступала на строительство Дома-памятника ему в Симбирске. Гончаровская выставка – тема для отдельного рассказа, и более подробно речь о ней пойдет в следующей части.

Павел Ильич принимал участие и в выставках, проходивших в Симбирске после революции. В мае 1918 г. прошла выставка из работ Д.И.Архангельского, П.С.Добрынина, А.А.Пластова, П.И.Пузыревского и др. В августе 1918 г. состоялась выставка работ всех симбирских художников. Последней прижизненной выставкой, где экспонировались картины Пузыревского, была выставка «Современное искусство», прошедшая в Симбирске в 1921 году. На нее художник представил 24 полотна с видами Волги.

Хотелось бы вспомнить и о проходившей в Ульяновске в 1960 году выставке, посвященной 100-летию со дня рождения П.И.Пузыревского. На ней было представлено все собрание картин и этюдов художника из фондов областного Художественного музея, а также работы из частных коллекций.

Педагогическая работа и организация выставок были лишь частью просветительской деятельности художника. П.И.Пузыревский бесплатно читал публичные лекции по истории искусства. В целях популяризации изобразительного искусства он организовал производство художественных открыток. Сначала они изготавливались от руки, акварелью и карандашами и копировались самим художником. В УОХМ есть образцы таких открыток: «Вид с Волги», «Лодки» и др. Позже открытки печатались типографским способом. Пузыревский издал на открытках часть картин с Гончаровской выставки. На обороте были помещены отрывки из романа «Обрыв», что подчеркивало связь картин с творчеством И.А.Гончарова и служило просвещению. Уже после революции художник работал над большими акварелями – пособиями для школ: «Волга», «Обрыв», «Времена года» и др.

С 27 декабря 1911 г. по 5 января 1912 г., во время проведения Гончаровской выставки, в Петербурге работал Всероссийский съезд художников. На нем обсуждались вопросы художественной жизни провинции, становления музейного дела, проведения выставок и художественного образования. П.И.Пузыревский и Д.И.Архангельский участвовали в работе съезда, как делегаты от Симбирского кадетского корпуса и 1-й Симбирской гимназии. Конечно же, идеи съезда они позже претворяли в жизнь и доносили их до симбирской творческой интеллигенции.

Павел Ильич принимал деятельное участие в культурной жизни Симбирска, и не только в художественной ее части. Он входил в число организаторов и участников Общества изящных искусств и Музыкально-драматического и художественного общества, очень популярных в городе на рубеже XIX-XX веков. Общество изящных искусств устраивало любительские спектакли и даже ставило оперы: «Евгений Онегин», «Фауст» и др. В них участвовали певцы-любители, а со временем стали выступать и профессиональные артисты – местные и приглашенные из Москвы и других городов. Пузыревский занимался постановкой спектаклей и декорациями.

По воспоминаниям К.П.Пузыревского, Павел Ильич был требователен к себе и, несмотря на известность, очень скромен. Никогда не кичился своими достижениями, много и упорно работал. В обращении с людьми, независимо от их общественного положения, был внимателен и вежлив, всегда готов помочь.

После революции Кадетский корпус был расформирован. Занятия живописью в то время прокормить не могли. И Пузыревский решил открыть дома сапожную мастерскую. Сначала он обучился ремеслу у хорошего сапожника, и дело пошло. Вся семья и даже знакомые работали в мастерской. Вечером все шли гулять на Венец. Там Павел Ильич из сапожника вновь превращался в художника. Он всматривался в речные просторы, острова, заволжские дали, мысленно перенося их на холст.

Когда П.И.Пузыревскому предложили работу преподавателем рисования в Ставрополе на Волге, в Жигулях, он с радостью согласился. Это давало возможность не только вернуться к любимому делу, но и оказаться в красивейших волжских местах. С 1918 по 1920 г. Павел Ильич и Елена Александровна прожили в Ставрополе. Но царившие разруха и нищета (не было даже красок) не дали возможности организовать работу.

В 1920 году Павел Ильич вернулся в Симбирск и устроился канцелярским служащим в управление Волго-Бугульминской железной дороги. Это был тяжелый для него период, так как он не любил бумажной работы, да и годы давали о себе знать. Появились болезни, боли в груди, усугубляемые плохим питанием и моральной подавленностью от невозможности заниматься творчеством.

Тем временем Алексей и Константин Пузыревские обосновались в Детском Селе (бывшее Царское Село, ныне город Пушкин под Ленинградом) и осенью 1921 года перевезли к себе родителей. Об этом писал Константин Павлович; официальные биографы более обобщенно сообщают о переезде П.И.Пузыревского в Ленинград.

Оказавшись в месте, где учился Пушкин и воспетом им, Павел Ильич вернулся к жизни. Он целыми днями пропадал на этюдах, запечатлевая исторические места. Вскоре он получил должность руководителя кружка изобразительных искусств при клубе Северной группы тяжелой артиллерии особого назначения (в этой части служил тогда К.П.Пузыревский), расквартированной в бывших гусарских казармах.

Но этот счастливый период длился недолго. Обострившаяся болезнь оказалась раком правого легкого. Павел Ильич слег в постель и больше не вставал. Промучившись три месяца, П.И.Пузыревский скончался 9 января 1922 года, в холодную вьюжную ночь. 12 января гроб с телом художника привезли на убогих дрогах на Детскосельское Казанское кладбище, где Павел Ильич Пузыревский и был похоронен. Он прожил 62 года.

13 октября 1922 года в симбирской газете «Пролетарский путь» была опубликована заметка «Симбирский художественный музей. П.И.Пузыревский» за подписью Д.А. (Д.И.Архангельский). Приведем ее полностью:

«Осень. Деревья в золоте, и в солнечный день они словно излучают из себя золотистый отблеск. Дали отодвинулись. Спокойная синяя Волга – в раме из разноцветных лесов.

Теперь-то именно приходит на память наш художник П.И.Пузыревский, скончавшийся в феврале с.г. [так в тексте]. В эту пору, к началу учебных занятий, он приезжал из деревни бодрый, с новыми силами, с папками, наполненными этюдами. Небольшие холсты и альбомные листы сверкали яркими красками солнечных дней, переливались серыми тонами пасмурной погоды. Серые, грустные тона особенно любил художник.

Задворки деревни, пустынный берег Волги, далекий дымок парохода и дремлющие баржи подле берега, опушка леса, луговина и стадо овец, жнивье – вот что мы видим в его задушевных этюдах, таких дорогих не только тем, кто знал и любил П.И.П.

Работал он всегда пытливо и с увлечением. Исследовал и пробовал разные приемы, способы, материалы. В зависимости от этого сама техника его менялась. От тщательной выписанности он перешел к широкой и приятной манере в живописи. В этом мы убеждаемся, когда рассматриваем его картины в нашем музее. В первой его манере написаны «Поливна» и «Крым» [«Байдарские ворота»], где краски очень нежны, живопись спокойная, техника отличается законченностью. В других его вещах: «Заволжская роща весной», «Поливный овраг», «Баржи под погрузкой» – письмо размашистое, энергичное. Последние работы относятся к «Гончаровской выставке», т.е к 1910 г.»

И еще слова Дмитрия Ивановича Архангельского, завершающие его статью «Памяти волжского художника П.И.Пузыревского», написанную в 1960 году: «…Пузыревский оставил о себе добрую память у земляков и горячую любовь учеников. Скажу и о своей заветной мечте: увидеть памятник-бюст П.И.Пузыревскому на Новом Венце, против Художественного музея».

***

Этот далеко не полный рассказ о волжском художнике Павле Ильиче Пузыревском пока не завершаем. В заключительной части речь пойдет о Гончаровской выставке 1911 года. Как предисловие к ней хочется привести стихотворение поэта, литературоведа, воспитанника Симбирского кадетского корпуса и ученика П.И.Пузыревского Николая Владимировича Арнольда:

***

ПАВЛУ ИЛЬИЧУ ПУЗЫРЕВСКОМУ (к картине «Гончаровский обрыв»)
Ты воплотил на полотне
Родную местность Гончарова,
Обрыв, склонившийся к реке
При блеске солнца золотого.
Вдали песчаных волжских гор
Приветливые очертанья,
Зеленых берегов узор
И Волги грозное молчанье.
На всех картинах у тебя
Так много чувства, вдохновенья,
Любви к искусству и стремленья
К чему-то высшему всегда.
Художник, труд твой драгоценный
В сердцах у нас оставил след,
Ты и художник, и поэт,
Поэт глубоко вдохновенный.
(Симбирск, 1913)


Павел Ильич Пузыревский:
1) С акварельного портрета работы Д.И.Архангельского
Из каталога выставки, посвященной 100-летию со дня рождения П.И.Пузыревского. Ульяновск, 1961.
2) Почтовая карточка «Волжский художник П.И.Пузыревский» с автографом художника.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»


П.И.Пузыревский. «Жигулевская глушь».
Репродукция на открытке издательства «Ришар», СПб.


П.И.Пузыревский. «Дети у ручья. Волга».
Репродукция на открытке издательства «Ришар», СПб.


П.И.Пузыревский. Окрестности Симбирска. Лунная ночь. Этюд.
УОХМ


П.И.Пузыревский. Весна. Этюд.
УОКМ


П.И.Пузыревский:
1) Закат. Этюд. УОКМ
2) На поляне. Этюд. УОХМ


П.И.Пузыревский. Лодки.
УОХМ


П.И.Пузыревский:
1) Окрестности Симбирска. Волжский пейзаж. Этюд.
2) На пристани.
УОХМ


П.И.Пузыревский:
1) В саду. Солнечный день зимой.
2) Пейзажи. 1912.
УОХМ