Начался период ремонтных работ. Обычно именно летом горожане приводят в порядок и обновляют свое жилье. Проблема заключается в том, что очень часто для этого привлекаются не квалифицированные специалисты, а более дешевая рабочая сила – по объявлениям.

При этом такие «мастера на час», не задумываясь о последствиях, выполняют любой каприз хозяина квартиры. Могут сделать любую перепланировку и даже полное переустройство помещения, не учитывая требования строительных нормативов. Например, запросто могут снести несущую стену ради расширения комнаты или устройства дополнительной двери. Это чревато самыми печальными последствиями для любого строения и особенно в старом жилом фонде, где конструкция здания и без того имеет большую степень износа.

По сути, когда высказываете им свои пожелания относительно ремонта квартиры, вы доверяетесь мнению нанятых специалистов. Однако, как правило, шабашники особо не заботятся (а многие из них и не знают) о нормах и требованиях правил безопасности. И уж тем более им дела нет до создания проекта и его согласования. Они просто выполняют все, что им скажут, за минимальную плату, а затем исчезают в неизвестном направлении сразу, как только получили деньги. Все прочие заботы они оставляют вам, вместе со своей «железобетонной» гарантией под честное слово, что ничего не случится, наверное… Но это не точно!

А потом вам придется рисковать свой жизнью и жизнями соседей по МКД в случае обрушения. Вам пользоваться газовой колонкой с заделанным ради красоты окошком вентиляции. Вам потом платить штрафы, судиться. Вам ходить и согласовывать проведенные перепланировку или переустройство. А оформление документов, узаконивание переделок – это дело хлопотное, и за него, даже по средним расценкам, ульяновские фирмы просят от 35 тыс. рублей минимум. Скорее всего, это и есть та сумма, которую вы «сэкономили», обратившись к шабашникам. Задумайтесь: стоит ли оно того?

Красота требует жертв?

– По характерным звукам определил, что в одной из квартир ведется ремонт. Зашел полюбопытствовать – и ужаснулся! Смотрю, человек с перфоратором долбит канавку под электрический кабель. Само по себе это ничего, самое страшное, где долбит: на стыке плит, выковыривая раствор и скалывая край. Я сам по профессии строитель, поэтому представляю, насколько это опасно, – поделился случаем из своей практики председатель совета дома №36 по ул. Кирова Анатолий ДОЛБИЧКИН

По его словам, зачастую жители просто не понимают, какой опасности подвергают себя, делая ремонт в квартире.

– В панельных МКД потолочные плиты кладутся на стену с зазором не больше 7 см. Учитывая качество и то, что укладка производится не всегда ровно, плюс отколотая часть кромки, получается, что для плиты весом в несколько тонн остается всего 2-3 см, на которых она должна держаться и не упасть вам на голову. Более того, застывший при строительстве раствор, который скреплял потолок и стены, уже невозможно восстановить после его удаления. Можно лишь восстановить за счет штукатурки внешний вид, но не утерянную прочность конструкции, – пояснил старший по дому.

Старший по дому №36 по ул. Кирова застал рабочих за тем, как они разбивали межпанельный шов, скрепляющий стену и потолок в квартире

Теперь в квартире у жильцов будет красиво, но какой ценой? Неужели нужны человеческие жертвы, чтобы понять, что нельзя по своей прихоти нарушать планировку квартиры за счет потери устойчивости МКД в целом! Нельзя тоже ради некой надуманной красоты закрывать приточную вентиляцию, когда у вас в квартире газ. Пусть торчит, да, не эстетично, да, мешается, но однажды это может спасти вам жизнь! Вы же не выпрыгнете из самолета без парашюта, только потому, что он вас полнит?! Между тем угарный газ при сильной концентрации может вас убить быстрее, чем долетите до земли с высоты птичьего полета.

Контролируем и нарушаем сами

Казалось бы, если это так опасно, то должно усиленно контролироваться. Но на практике обнаружить опасную перепланировку можно либо случайно (как в нашем примере), либо уже постфактум, когда произошло обрушение. И все зависит лишь от самих жителей и их сознательности. Мы сами контролеры и сами нарушители. Ведь только от нас зависит, по какому пути мы пойдем, затевая ремонт в квартире.

Как правило, большинство выбирает путь от обратного, то есть сначала делают перепланировку или переустройство и только затем начинают узаконивать, рисовать проект и т.д. Хотя и это происходит лишь в случае купли-продажи квартиры, например. А чаще всего – просто делаем и молчим, надеемся, что пронесет.

Наказать могут жёстко

В Ульяновске пока нет такой практики, а вот в Санкт-Петербурге уже имеется прецедент, когда человек получил реальный тюремный срок за перепланировку. При этом 34-летний Александр СВИРИДОВ (по профессии дизайнер интерьеров!) обращался и официальным путем получал разрешение на снос перегородок в своей квартире в доме №57 на Каменноостровском проспекте. Однако решил схитрить и снес не то что указал в проекте.

Это было громкое дело, о чем в 2017 году сообщали многие федеральные СМИ. Из-за повреждения несущих стен сразу в нескольких квартирах по стенам побежали трещины, загуляли полы, перекосились дверные проемы, а с потолков полетели куски штукатурки. Прибывшие спасатели МЧС срочно эвакуировали жильцов всего подъезда. В результате дом признали аварийным и 36 человек, в том числе семь детей, оказались без крыши над головой. Было возбуждено уголовное дело.

После долгих разбирательств Петроградский районный суд вынес приговор лишь в марте 2019 года: два года лишения свободы и штраф в размере более 56 млн рублей в пользу муниципалитета. Стоимость работ по устранению аварийности пострадавших квартир составила 39,6 млн рублей, и на сегодняшний день работы еще не окончены, люди до сих пор живут у родственников и не могут вернуться к себе домой из-за незаконной перепланировки своего соседа.

От общего к частному

В Ульяновске суды (видимо, пока нет реальных разрушений и последствий) либеральничают и относятся к делам о перепланировках со снисхождением. Сообщить о том, что ваш сосед произвел кардинальный ремонт квартиры, можно в жилинспекцию. Функции ПЖИ сейчас у нас исполняет Департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора в Министерстве энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области. Инспекторы имеют право зайти и провести проверку. Впрочем, добиться затем от нарушителя, чтобы вернуть все, как было до внесения изменений, чаще всего не получается.

Судьи практически всегда разрешают жителям узаконить перепланировку постфактум. Исключения же составляют случаи, которые касаются изменений площади общего имущества. Вот тут, когда работы не согласованы с другими собственниками, суд непреклонен!

У нас в городе уже есть прецеденты, когда суды запрещают увеличение жилой площади квартиры за счет балконов. Имеется в виду такой довольно распространенный вид перепланировки, когда сносят перегородки или расширяют проход и превращают балкон в отапливаемое помещение – продолжение комнаты. Так, например, решением суда сразу в трех квартирах в доме №17 на ул. Кролюницкого собственники должны вернуть на место демонтированные простенки и восстановить балконы в прежнем виде.

По мнению ульяновских судей, Жилищный кодекс говорит, что ограждающие (несущие и ненесущие) конструкции (в том числе и внешние стены) МКД являются общей собственностью. Уменьшение же размера общей собственности возможно только по согласованию с другими собственниками. Казалось бы, что такого сделали те, кто разобрал часть стены под окном, выходящим на свой балкон?! Между тем таким образом они уменьшили площадь внешней стены МКД, что является незаконным без согласования с другими жильцами дома. Причем требуется не менее чем две трети голосов от всех собственников помещений в доме.

По мнению юристов, данный прецедент открывает, по сути, безграничные возможности для судебных тяжб. Ведь суды не смотрят на дату перепланировки, даже если она сделана очень давно. Даже если на нее получено разрешение муниципалитета. Все равно, если будет заявление хотя бы от одного возмущенного жителя, это станет поводом для пересмотра перепланировки. Это относится и к так распространенным в Ульяновске пристроям на первых этажах, в том числе и к коммерческим нежилым помещениям.

Закон наделил собственников МКД огромной властью в отношении их общей собственности. Как мы воспользуемся и распорядимся этим – зависит только от нас самих.