Не так давно, в конце мая, губернатор высказал идею привести в порядок фасады домов по нечетной стороне улицы Минаева. Мысль-то хорошая, и руки есть к чему приложить. Вид торцов стен между лоджиями навевает мысли о каком-то гетто. И про разномастное, аляпистое оформление магазинов не мешало бы подумать. Да хоть бы начать с малого: убрать жуткие граффити: огромное на доме № 3 и несколько изображений поменьше на доме № 15. Вон как быстро сработали в случае с башенкой Дома Гончарова. Понятно: центр, историческое здание. Но улица Минаева – тоже «лицо города». Эти отвратительные надписи «украшают» его много лет, и никому нет дела.

Другой вопрос – как быть с лоджиями? Именно они занимают почти всю фасадную часть домов и являют собой картину далеко не радостную. «Мой дом – моя крепость». И каждый укрепляет и украшает эту крепость в меру своего вкуса и достатка. Даже если предположить невероятное: город найдет средства на ограждение и остекление лоджий по единому образцу, далеко не факт, что все собственники согласятся отказаться от своих «индивидуальных проектов». Но есть и другая правда. Квартира – не только частная собственность, но и часть большого дома. Нельзя самовольно вносить изменения в его конструкцию или нарушать права других жильцов. А балкон, особенно на фасадной части, – не только часть квартиры и дома, но и часть городского, т.е. общественного пространства. И не является ли его неприглядный вид нарушением права горожан на благоприятную среду жизни? Вопрос сложный, отношение к нему неоднозначное, но искать пути решения надо.
Но если дело дойдет до практического воплощения инициативы, не выйдет ли опять: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»? Печальный опыт благоустройства «по-ульяновски» оптимизма не добавляет. Да и вряд ли самые передовые проекты реконструкции смогут соперничать с тем видом, какой улица имела в 70-х годах.
Впрочем, не очень верится, что за высказанной идеей последуют конкретные шаги. Уж слишком много повисло в воздухе самых разных инициатив, планов, проектов. И число их множится с каждым днем как снежный ком. Порой кажется, что выдвижение все новых и новых идей имеет единственную цель: отвлечь внимание от прежних, громогласно провозглашенных и тихо похороненных планов. Если так, то этот прием давно себя исчерпал. Как в сказке про пастуха, который кричал: «Волк! Волк!»: ему просто перестали верить. Да, понятно: приоритеты, бюджет, средства… Но зачем же публично объявлять о намерениях, не имеющих нормативного, проектного, а главное – финансового обеспечения? А ведь соотношение заявленных и осуществленных планов – реальный критерий оценки людьми эффективности работы власти. По моему, сугубо личному мнению, для восстановления пошатнувшегося авторитета нашему руководству следовало бы, хоть на время, перестать фонтанировать все новыми идеями, а собраться с духом и выполнить хоть что-то из ранее намеченного. Будь то многострадальный парк Дружбы народов или давно ждущая благоустройства улица Федерации (какие красивые были картинки!), Языковская усадьба или усадьба Дениса Давыдова в Верхней Мазе… Хоть что-нибудь из «громадья планов». Да не «для галочки» и «освоения средств», а по уму и для общей пользы. Вот тогда, как говорится, «люди к вам потянутся».
Но вернемся к нашим фасадам. Идея приведения их в порядок вызвала интерес не только с практической стороны и нынешним состоянием, но и – вполне можно так сказать – с исторической точки зрения. Ведь возник этот вопрос не сегодня и не вчера. Уже вскоре после реконструкции улицы ответственным лицам пришлось озаботиться состоянием фасадов. Конечно, тогда проблема не стояла так остро. Дома сияли новенькой кирпичной кладкой. Витрины магазинов, оформленные в едином стиле, не резали глаз многоцветием пластиковых заплат. Не были приделаны к фасадам многочисленные торговые пристрои, словно соревнующиеся между собой в непохожести и безвкусице. Да и жилые фасады еще не превратились в пестрое лоскутное одеяло, на котором редкими прорехами зияют неостекленные лоджии.
Но началось все именно с лоджий, точнее – с вывешенного на нем белья. Оно очень беспокоило местных руководителей. Понять их можно: улица Минаева – центральная магистраль, по которой едут из аэропорта высокие гости. И вот, на этом лице, фасаде города они видят вывешенное на просушку нижнее белье. Позор! Довелось слышать, что накануне особо ответственных визитов по квартирам ходили представители общественности и милиции, настоятельно рекомендуя очистить балконы.
Конечно, сушащимся бельем дело не ограничилось. Новоселы сразу стали менять ограждение, красить и обшивать стены, выносить на лоджии громоздкие вещи… А потом пришла эпоха остекления балконов. Тогда, на заре этой эпохи, выбор рам был не велик и в эстетическом отношении оставлял желать лучшего. Многие из «образцов» того времени и поныне «украшают» фасады. Со всей этой самодеятельностью власти пытались бороться, но особо не усердствовали. Разномастное оформление балконов, конечно, портит вид, но, в отличие от вывешенного белья, на нравственность не посягает. А потом, руководители – они ведь тоже люди, и собственные лоджии тоже стали остеклять на свой вкус, не следуя единому стандарту. Как же требовать этого от других?
В набат били архитекторы. И это тоже понятно. Улицу Минаева можно назвать образцом, эталоном градостроительного искусства своего времени. Она спроектирована (в своем первоначальном виде) как единый, тщательно продуманный комплекс, где все части гармоничны и уравновешены. Конечно, болеющие душой за город архитекторы не могли спокойно наблюдать за происходящим. Автор проекта застройки улицы – Серафим Николаевич Титов – не увидел, во что превратилось его творение: он умер в начале 1978 года. О проблемах фасадов улицы Минаева (и других улиц) не просто говорил – кричал его коллега Валентин Николаевич Филимонов, заслуженный архитектор России. Приведем отрывки из трех его статей, написанных в 1980-1990-х гг. Что бы он сказал о сегодняшней улице Минаева? И не только о неприглядных фасадах, но и об искаженной новыми «грандиозными» постройками перспективе улицы; задавленном, задушенном ими замысле автора? Даже единственное, так необходимое (а потому оставленное) на плотно застроенной нечетной стороне свободное пространство стадиона оказалось наглухо закрыто громоздкой коробкой…
***
Из статьи «ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ…» («Ульяновская правда» от 30 января 1980 г.)
…Облик наших новых улиц и жилых районов в большой мере зависит от культуры эксплуатации зданий – их балконов и лоджий. На эту тему было много разговоров, но результатов пока мало. Вот главный наш проспект – улица Минаева. На ней, как на палубе огромного корабля, демонстрируются, увы, не флаги, а вывешенное белье. Я не говорю уже о «цветовой» гамме лоджий. А ведь не так давно по всей улице наряду с обновлением ограждений была произведена единая окраска лоджий. Настало время для тех, кто упорно игнорирует элементарные правила общежития, применить меры административного воздействия, как это делается в других городах.
Но проблему надо решать и с другого конца. Чтобы исключить самодеятельность, необходимо на индустриальной основе и высоком архитектурном уровне разработать и внедрить конструкцию ограждения лоджий…
В.Филимонов, председатель Ульяновской организации Союза архитекторов СССР
***
Из статьи «УЛИЦЫ И БАЛКОНЫ» (В.Н.Филимонов «Это было, было, было…», Ульяновск, 2003, с.37-38; написано в 1980-х гг.)
Взяться за столь прозаическую тему меня убедили угрожающие масштабы самодеятельности новоселов по реконструкции на свой вкус и лад балконов и лоджий. В современной архитектуре жилья именно они являются основой пластического решения фасадов. Отсюда и роль балконов, лоджий в облике улицы…
Еще недавно проектировщики и строители делали далеко не все, чтобы балкон, лоджия были действительно удобны в эксплуатации: неполное глухое ограждение перил, отсутствие козырьков над балконами верхних этажей, некачественная отделка и плохой материал экранов. Правда, со временем некоторые недостатки можно существенно поправить. Пример тому – замена стихийно возникших экранов на сплошное ограждение из штампованного алюминия в угловом доме улиц Гончарова – Минаева. Этим же материалом намечается в ближайшее время заменить асбошиферное ограждение балконов и лоджий по всей улице Минаева…
Получив новую квартиру, многие стремятся все в ней, в т.ч. лоджии и балконы, приспособить для своего образа жизни. Здесь проверяется способность людей уметь сочетать личные интересы с общественными нормами. Как показали факты, это равновесие сплошь и рядом нарушается.
Одни, усомнившись в целесообразности балкона, лоджии, находят им «достойное» применение, свалив сюда на вечные времена прихваченную на всякий случай дедовскую мебель. Другие со свойственной им практичностью загружают балконы строительными материалами впрок. Третьи, не терпящие вакуума, спешат дополнительную площадь лоджии реализовать в осязаемый объем. Для этой цели используются изделия, зачастую отдаленно напоминающие рамы. … Многие на свой вкус перекрашивают целые плоскости фасадов вокруг своих балконов, стены изнутри лоджий, не говоря уж об экранах, оконных переплетах, подоконниках.
Поистине неограниченность цветовой палитры демонстрируют жильцы дома № 13 [ныне № 15] по улице Минаева. Трудно определить первозданный цвет лоджий на его фасаде. И это на главном проспекте города…
Не поддается описанию, какой фантазией обладают новоселы, когда речь идет о материалах, применяемых для глухого ограждения балконов. И уж совсем бестактно выглядят балконы, с которых наружу вывешены детские санки, ванны и им подобные вещи…
Хочется сказать о таком большом и емком понятии, как патриот своего города. У нас, жителей родины Ленина, это чувство должно быть особенно обострено.
***
Из статьи «ОСТАНОВИТЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ» (там же, с.36-37; написано в 1990-х гг.)
Наблюдая беспредел в самодеятельности по «совершенствованию» архитектуры фасадов жилых домов, не то что дрожь берет, а выть хочется! Не в столь отдаленные времена, когда этот опасный симптом стал все очевиднее проявлять себя, были предприняты в Ульяновске попытки сдержать его натиск. Правда, не прибегая, как это сделали наши соседи в Чувашии, к наказанию «рублем», т.е. штрафом.
У нас, во-первых, разрешалось ограждение лоджий только в пределах 1-го этажа. Во-вторых, архитектурно-планировочное управление города намеревалось внедрить (по опыту Казани и Самары) разработанные варианты декоративных решеток из металла. В-третьих, мы, архитекторы, пытались в проектах закладывать ограждение лоджий… Но отсутствие средств во всех случаях стояло «поперек дороги», терпел фиаско замысел архитектора…
А когда «самодел» вышел из-под контроля, а под лоджиями и балконами к тому же стали строить погреба (уже зафиксированы случаи повреждения инженерных сетей и электрокабелей), в июле 1990 г. вышло постановление горисполкома «О порядке устройства погребов и остекления лоджий жилых домов». Но укротить «девятый вал» не только не удается, но более того: из глубин микрорайонов он стал накатываться уже на главные городские магистрали. И что особенно печально – на центральные и даже исторические части города!
Худо-бедно, но центр в те, теперь «неладной памяти», 60-70 годы застраивался домами, имеющими признаки индивидуальности, на них есть авторская «печать». Значит, за ней скрываются поиски, споры, волнения того поколения архитекторов… Жалкий, до боли жалкий вид сегодня являют обезображенными фасадами улицы Минаева и Кирова. А ведь это основные магистрали центра. … И так повсюду! И даже на те дома, где стопроцентное авторство (оно охраняется законом), нахально обрушивается сей беспредел. Речь идет о жилом доме по улице Матросова, 5, который окрещен в народе и «Замком Броуди», и «Зигзагом удачи» [автор проекта В.Н.Филимонов]. И не зря, ибо квартиры в нем и площадью поболе, и высотой повыше, чем в типовых. И два санузла в квартирах, и на лестничную площадку выходит по одной квартире… Мало того, что его жильцы не обеспокоились (при их-то возможностях!) заказать одинакового рисунка рамы для ограждения лоджий, в квартире на 3-м этаже главного фасада было выполнено остекление из «тысячи рамок», убивающих архитектуру здания…
Я очень надеюсь, что мой крик души будет услышан, и… архитектурный беспредел в городе остановлен. И коль уж городские власти приняли решение, разрешающее остекление лоджий…, то им следовало бы потребовать от ГлавАПУ, администрации районов, ЖЭУ и ЖКО жесткого контроля за его исполнением.
Не надо забывать, что сооружение живет не год-два, а остается в наследство последующим поколениям. И что особенно важно помнить: лик городских улиц создают фасады стоящих на них домов.
***
P.S.
Почти сразу после идеи привести в порядок фасады, из уст губернатора прозвучала еще одна инициатива, касающаяся улицы Минаева. Было озвучено намерение превратить ее в «литературный центр» с «общественными пространствами» (что бы это значило?), где бы жители региона «проводили время за чтением книг». Посыл понятен: улица носит имя поэта, значит на ней надо читать. Чтение – дело хорошее, но для этого существуют библиотеки, которые, увы, не переполнены. А если говорить о литературной составляющей улицы Минаева, то, может, не парить в небесах, а для начала озаботиться «малым»: судьбой и состоянием дома, в котором жил Д.Д.Минаев? Сколько лет звучали обещания превратить его то в литературный музей, то в литературный клуб… Теперь и их не слышно. А ведь на состоянии дома прямо сказывается отсутствие у него хозяина. Редкие разовые акции с проведением косметического ремонта, без постоянного надзора и ухода, помогают ненадолго. Заброшенный дом навевает тоску и выглядит совсем чужим на улице, носящей имя его былого жильца. Кстати, в те «неладной памяти» 70-ые годы этот маленький домик занимало местное отделение Союза писателей. Ничего, умещались. И литературный центр был – настоящий, действующий; и дом под присмотром.
________
Улица Минаева.
«Родина Ильича», М., «Молодая гвардия», 1980.


Улица Минаева.
В.Самогоров, В.Пастушенко, А. и М.Капитоновы «Юбилейный Ульяновск», Екатеринбург, «Татлин», 2013.

Улица Минаева.
Открытка, М., «Планета», 1971. Фото А.Овчинникова.

Улица Минаева.
1) «Львов – Ульяновск», Львов, Саратов, 1974.
2) Журнал «Строитель», 1969, № 4.


Улица Минаева. 1970-ые годы.