Один из самых моих любимых музеев в городе – музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Кажется, и маленький он, и экспозиция по своему размаху не может соперничать с большими музеями, и экспонаты все знакомы наперечет. А вот есть какая-то непостижимая магия, что манит сюда снова и снова. И каждый раз что-то притягивает внимание, словно заново увиденное, и смотришь, не в силах оторваться.
12 июля музею архитектуры исполняется 18 лет. Пусть не круглая дата, но хороший повод поздравить музей и его гостеприимных хозяев и завести разговор об этом замечательном месте. Вот только как лучше это сделать?
И по впечатлениям от посещений музея, и по изданиям о нем музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» можно составить описательный обзор. Таких описаний предостаточно, да каждый и сам может посмотреть. Хотелось же, по большей части, коснуться периода создания, открытия и становления музея. Дабы не углубляться в пучину истории, которая грозила оказаться бездонной, избран «облегченный» и наиболее доступный вариант. Здесь, в значительной степени, представлен обзор публикаций ульяновских газет, начиная с 2000 года. Надо отдать должное, писали они о новом музее много и подробно. Конечно, эти статьи не могут дать полной картины кропотливой работы по созданию музея, поисков, находок. Но, пожалуй, самое общее представление по ним можно составить.
Идея создания музея архитектуры Симбирска-Ульяновска возникла уже в первые годы существования музея-заповедника. Ее высказывали такие известные краеведы, как С.Л.Сытин, Б.В.Аржанцев. Но зримые очертания замыслы начали обретать лишь на рубеже XX – XXI веков. Почему? Обычно создание музея начинается на базе уже имеющихся фондов. Вот их-то катастрофически не хватало. Позже заведующая музеем Н.Л.Зубкова рассказывала: «В конце 90-х – начале 2000 гг. особого накопления материалов по градостроительству в фондах заповедника не было. Создалась такая ситуация, когда и очень хочется, и нет никаких возможностей. Поэтому в самой организации музея были свои особенности…: забегание вперед, опережение» («АиФ-Ульяновск», 27.07.2011). Другими словами, сначала было желание и площади, и лишь потом началось накопление фондов. Такая нестандартная схема, по словам Натальи Львовны, повлекла долгий процесс становления музея, «реэкспозиции», длившийся около 8 лет.
Но вернемся к началу. 29 января 2000 г. «Симбирский курьер» кратко сообщил: «Всю историю архитектуры Симбирска с момента его основания и до современности ульяновцы смогут узнать в специальном музее – решение о его создании принято на ученом совете, состоявшемся в историко-мемориальном заповеднике «Родина В.И.Ленина». Музей появится не раньше, чем через два года. А пока идет сбор информации, документов для составления экспозиции. В нее войдут виды симбирского кремля, диорамы, рисунки улиц города до пожара 1864 года и заново восстановленных. Возможно, соборы Симбирска будут воссозданы в макетах…»
Поначалу создающийся музей получил название «Архитектура старого Симбирска». Вскоре его первая заведующая, Ирина Есина, довела до горожан более подробную информацию:
«Еще сравнительно недавно многое в облике Ульяновска напоминало Симбирск конца XIX века, сейчас же от нашего прошлого остались лишь островки. Но и те постепенно исчезают… И чем современнее становится Ульяновск, тем больший интерес для нас представляют виды старого Симбирска…
За более чем 350 лет созданы оригинальные кварталы, отдельные памятники, украшающие наш город и придающие ему неповторимый характер. … К сожалению, не все памятники старого Симбирска дошли до наших дней: это и гостиный двор, и соборы, церкви, и архиерейский дом, и Стрелецкая улица и т.д. Приходится с горечью констатировать, что продолжается утрата исторической застройки.
За создание музея, в котором бы рассказывалось о людях, строивших город, об особенностях градостроительной композиции, об индивидуальности архитектурного облика Симбирска, единодушно высказались краеведы, музейные работники, архитекторы, принимавшие участие в заседании ученого совета… Музей будет располагаться в бывшем доме Косолапова (ул. Л.Толстого, 24). Здание это является образцом провинциальной городской застройки второй половины XIX – начала XX вв. Сотрудники заповедника ведут научную и собирательскую работу в архивах, библиотеках, музеях страны…
В коллекцию будущего музея поступили фотографии, документы, книги по архитектуре, образцы резьбы по дереву, другие элементы декоративной отделки зданий. Мы предполагаем показать в экспозиции основание Симбирска, период классицизма, город после пожара 1864 года, архитектуру современного периода. Особое внимание будет уделено утраченным памятникам…
Мы просим оказать содействие архитекторов, работавших в разные годы в Ульяновске. Мы надеемся, что ульяновцы… окажут помощь в создании музея, который откроет еще одну страничку в истории нашего края» («Ульяновская правда», 4.04.2000)
«…В будущую экспозицию поступают первые экспонаты. Уникальные материалы, документы, личные вещи передали потомки знаменитых архитекторов Вольсова и Ливчака, работавших в Симбирске в начале ХХ века. Особую ценность представляют именные часы Ф.Е.Вольсова, которыми его наградил за трудовые заслуги Ульяновский горсовет. Фотографии и акварельные рисунки архитектора Е.И.Голенко, работавшего в Ульяновске в 40-60 годы, подарила музею его сестра З.И.Грен» («Ульяновская правда», 13.05.2000)
«…В доме № 24 по улице Л.Толстого, где разместится музей, начались реставрационные работы. Здесь когда-то жила семья Ульяновых, поэтому здание сохранило свой облик… Музей будет состоять из 7 залов. В одном из них обоснуется макет симбирского кремля, в другом макет гостиного двора, в третьем – гостиная, где смогут встречаться архитекторы города, выставлять на суд зрителей свои проекты. … Экспозиция музея расскажет обо всех симбирских зодчих, влиявших на облик города в разные годы и столетия…
Горожане несут в музей подлинные документы, планы города, фотографии. Уникальные предметы коллекции – это симбирские кованые гвозди полуметровой длины, шпингалеты, изразцы, древние водосточные трубы, номерные знаки домов и др. Заведующая музеем И.Есина побывала у потомков архитекторов Шодэ, Ливчака, Вольсова, которые готовят к передаче некоторые личные вещи и документы зодчих» («Симбирский курьер», 13.01.2001)
Ирина Есина рассказывала, как собирались экспонаты: «Помогли сотрудники музея-заповедника, архитектурного управления, архива и коллеги из Москвы – музей им. Щусева. Старожилы города принесли уникальные вещи, чертежи и планы зданий. Среди подлинников особенно ценны планы Симбирска 1898-1900 гг., дореволюционные книги по архитектуре, фрагменты деревянного зодчества и лепнины, открытки с видами Симбирска, планы на постройку домов за подписью Вольсова, Анненкова, Колодко. Есть даже часть алтарной ограды из Тихвинской церкви. Родственники архитекторов Вольсова, Ливчака, Бросмана, Голенко, Давыдовой передали личные вещи, фотографии… Все материалы трудно разместить в 8 залах, поэтому экспозиция будет меняться.
Реставрация здания почти завершена, как разместятся экспонаты тоже решено. Осталось перерезать красную ленту и сказать: «Добро пожаловать!» («Народная газета», 23.05.2001)
12 июля 2001 года улицу Л.Толстого заполнила густая толпа. Подходя к дому № 24, прохожие слышали музыку, видели застывших у ворот стражей в ливреях. Экскурс в историю Симбирска ведущая начала строками стихотворения Петра Александрова: «Строил город боярин Богдан Хитрово…». В золоченой карете прибыла императрица Екатерина II со свитой, чтобы зачитать указ: «Граду Симбирску быть!..». Артисты драмтеатра представили костюмированное действо; в роли императрицы была актриса Зоя Самсонова. У входа в новый музей играли музыканты областной филармонии.
Специально к торжеству из Москвы приехал 87-летний сын Ф.О.Ливчака профессор Иосиф Федорович Ливчак. Директор музея-заповедника А.Н.Зубов поблагодарил всех, принимавших участие в создании музея: строителей, реставраторов, архивистов… Он отметил, что музей «создавался трудно» и ему еще предстоит обрести своих зрителей, пополнить коллекцию. Уникальный музей (подобных в стране единицы) создан за полтора года. Заведующая музеем И.Есина получила от строителей символический ключ. Федеральный инспектор А.Иванов и советник губернатора В.Баскаков перерезали красную ленту, и первые посетители переступили порог.
Музей едва вместил всех желающих. Одни слушали состоявшийся тут же концерт, других увлекли экспонаты. Им было на что посмотреть: фотографии Симбирска, планы города разных лет, макеты Симбирского кремля и гостиного двора, строительные инструменты, элементы декора; зал, посвященный стройкам ХХ века… Кроме постоянной экспозиции, в этот день открылась выставка, посвященная нереализованным архитектурным проектам.
Одним из первых экспонатов музея стал резной наличник от старого дома, снесенного на улице Радищева. Его спасли неравнодушные люди (а сколько всего погибло безвозвратно!). Вообще, тема симбирского прошлого со дня открытия была отражена широко и разнообразно. Ведь и планировалось поначалу назвать музей «Архитектура старого Симбирска». А вот советский период оказался представлен недостаточно. Это даже вызвало критику бывшего главного архитектора Ульяновска (1959-1969) А.И.Бросмана: «В экспозицию не вошел самый впечатляющий за всю историю города период, изменивший его облик…, когда город готовился к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина… Над реконструкцией Ульяновска трудились лучшие архитекторы Москвы, Ленинграда, «Ульяновскгражданпроекта»… Обязательно должна появиться экспозиция перестройки города в 1965-1970 гг.» («Ульяновская правда», 10.11.2001)
Александр Иванович тогда отметил, что в музее слабо представлены материалы об архитекторах Е.И.Голенко, Н.Н.Медведеве; внес ряд интересных предложений. Например, ввести в штаты музея должность архитектора; в экспозициях каждого периода представить схемы генпланов от 1780 года до наших дней и др.
Музейные работники и сами осознавали, что сделать предстоит еще многое. Н.Л.Зубкова: «Как только музей открылся, мы сразу поняли, что темы разработаны недостаточно, материалы представлены достаточно скудно. … С тех пор… многое изменилось: появились новые экспонаты, задействованы новые архивные документы».
Значительно расширилась и экспозиция советского периода, и другие разделы. Конечно, осталась проблема нехватки площадей. Сейчас «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» входит в музейный комплекс, включающий несколько зданий и построек; но показать все экспонаты невозможно. Раздвинуть рамки экспозиции позволяют регулярные выставки. Уже в первый год работы музея их прошло семь. Наверное, многим памятны выставка к 70-летию архитектора В.Н.Филимонова (2005); выставки «Город, которого нет» (2006) – об утраченном архитектурном наследии Симбирска; «Уходящая советская архитектура» (2016) и многие другие.
Сотрудники музея принимали непосредственное участие в подготовке ряда изданий музея-заповедника: комплектов открыток «Деревянное зодчество Симбирска» и «Каменное зодчество Симбирска» (2005); каталога «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска» (2006) – 500-страничного издания с множеством планов, чертежей, фотографий. Заведующей музея позже была Ирина Геннадьевна Котова, ныне директор музея-заповедника, а потом его возглавила Наталья Львовна Зубкова. Постоянно расширялись рамки музейной экспозиции. Так, в 2006 г. в нее вошел комплекс «Симбирские мельницы» на территории «Симбирской засечной черты» с подлинным оборудованием конца XIX – начала ХХ вв.
В создании музея «Градостроительство и архитектура» принимали участие многие известные в Ульяновске люди: археолог Ю.А.Семыкин, архитекторы-краеведы Б.В.Аржанцев, В.Н.Филимонов и другие. Решение экспозиции принадлежит известному дизайнеру В.В.Академову. За годы существования музея экспозиция пополнялась, обновлялась, совершенствовалась, но ее концепция и структура не изменились. Наверное, потому что трудно придумать что-то лучше. Каждый из залов музея отражает определенную эпоху в истории, развитии и застройке города: от XVII века до 1970-х гг. Среди наиболее интересных экспонатов – первый регулярный план Симбирска 1780 года, гравюра с видом города по рисунку А.И.Свечина 1769 года, макеты зданий и т.д. Представлено множество подлинных предметов, например, печные изразцы, изготовленные в Спасском женском монастыре и даже настоящая изразцовая печь. На втором этаже – выставочный зал, изначально задуманный как гостиная.
Уютный уголок музея – каминный зал. Он тоже используется для проведения выставок и встреч. Долгое время там находилась небольшая экспозиция, составленная из картин ульяновских художников из фондов музея-заповедника. Каждая – как окно в старый Симбирск или былой Ульяновск. Уже имена художников говорят сами за себя: Анатолий Клименко, Татьяна Щеголева, Александр Романовский… Помнится, несколько раз приходил специально, чтобы еще раз посмотреть на эти полотна. На сей раз их уже не застал – экспозиция сменилась. Что ж, музей не стоит на месте, все течет, все меняется.
Время идет, и сегодняшняя повседневность становится историей. Наверное, и границы музейной экспозиции должны раздвигаться, охватывая новые периоды. Сейчас она завершается на 70-х годах, а город меняется с каждым днем. Это неизбежно. Вопрос: как меняется, становится интереснее, привлекательнее или утрачивает последние черты былой индивидуальности? И если задача музея – показать лучшие образцы архитектуры каждой эпохи, то кто из архитекторов, какие здания достойны быть представлены в зале, посвященном нынешнему времени?
Другой вопрос – не добавит ли этот период оснований для пополнения экспозиции об утраченном наследии Симбирска-Ульяновска? Ведь причина утрат – не всегда прямой умысел, но и небрежение, равнодушие к своему прошлому, а порой и неуклюжие попытки «улучшить» его. И вот уже речь идет о сохранении не только островков симбирской старины, но и тех объектов, о сооружении которых рассказывает последний зал музея…
______________
Дом Косолапова (ныне ул. Л.Толстого, 24), в котором с 2001 года размещается музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». 1960-ые годы. Здание реставрировано в 2000-2001 гг.
Открытие музея «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» 12 июля 2001 года.
1) «Отчет о деятельности ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»: 1984-2009», Ульяновск, 2009.
2) «Симбирский курьер», 14 июля 2001 г.
Зал «Симбирск XVII века». Макет Симбирского кремля.
Зал «Симбирск в XVIII веке». Макет галеры «Тверь», на которой императрица Екатерина II прибыла в июне 1767 года в Симбирск.
Зал «Архитектура Симбирска в первой половине ХIХ века». Макет гостиного двора.
Изразцы, изготовленные в Симбирском Спасском женском монастыре и изразцовая печь из несохранившегося здания на ул. Федерации (Лосевой).
Церковные колокола ХIХ века и фрагмент алтарной ограды Тихвинской церкви (2-ая половина ХIХ в.).
Утраченное наследие Симбирска.
Фрагмент наличника снесенного дома А.Ф.Хазовой по Мартыновой улице (ул.Радищева, 29)
Зал советского периода.
Олег
Все это конечно интересно.
Вопрос.
До 1648г. на этой местности выходит никто не жил?
И в честь чего город назвали Свинбирск?
***
Ну почему не жил? Легендарный город Симбир стоял,вообще-то, на другом месте и к основанному в 1648 г. Синбирску отношения не имеет. А здесь были чувашские деревни, жили рыбаки. Но предыстория территории, занимаемой ныне городом, также не относится к истории собственно города, которая ведёт отсчёт с момента основания. На любом месте кто-то когда-то жил. Антинаучные потуги вести историю города от первых стоявших на этом месте поселений, начиная с неолита, – это либо невежество, либо лукавство.
И, кстати, научитесь с уважением относиться к имени своего города, даже если оно вам не нравится.
гость
Скучно там. Ну один раз сходил, второй, ну даже третий. Информация почти не меняется, перфомансы с каретами и Катеринами – анахронизм 90-х, начала 2000-х. Ну, школьников по разнарядке можно пригнать в учебное время, ну, случайный турист забредёт… И что? Даже мухи там вялые, впрочем как и в других музеях Заповедника. Жизни там нет, энергии. В МСК музеи активные, они меняют экспозиции, проводят интерактивные мероприятия, лекции и т.п., и т.д. Там есть где чашечку кофе выпить, даже перекусить. А здесь в музеях царит всего лишь “сытое самодовольство” неспешным времяпровождением сотрудников за приличную зарплату.