В конце XVIII века начала формироваться новая торговая часть города, отделенная от «дворянской» части рекой Симбиркой, протекавшей на дне глубокого оврага. Еще в 1780 году, когда на месте будущей Ярмарочной площади появились первые торговые ряды, через овраг был построен мост. Рядом находились мясные ряды, и мост был назван Мясницким.

В августе 1842 года случился большой пожар в районе Лосевой (Федерации) улицы и Хлебного базара, на правом берегу Симбирки. Стремительно распространившись, пожар перекинулся на левый берег и дошел до самых стен Гостиного двора. Мясницкий мост сгорел. Вскоре был построен новый мост, более широкий, с лавочками по обеим его сторонам.

А вот большой пожар 1864 года, уничтоживший большую часть города, сообщения через овраг Симбирки не нарушил. К этому времени моста уже не было: еще в 1861 году его заменили земляной дамбой. Горожане позже назвали эту дамбу «старой», в отличие от «новой дамбы», построенной после пожара 1864 года с Панской (Энгельса) улицы на Ярмарочную площадь, длиной 132 сажени.

Всего через овраг по течению реки от истока до впадения в Свиягу было перекинуто 4 дамбы. Кроме «старой» и «новой», была еще «малая» дамба, также построенная после пожара 1864 года. Она соединяла Кирпичную (Мира) и Лосевую улицы неподалеку от Ярмарочной площади, севернее «старой» дамбы. Четвертая дамба, в верхнем течении речки, была возведена в 1869 году на месте деревянного моста через озеро Маришка. В нижнем течении Симбирки, недалеко от Свияги, была возведена плотина, с проездом по ней от Богоявленского спуска (нижняя часть Московской улицы) до Большой Конной (Шевченко) улицы.

С давних пор одним из бедствий Симбирска были оползни на склонах оврага, проходившего через центральную часть города. В начале 1920-х годов, когда городское хозяйство пришло в упадок, эта проблема чрезвычайно обострилась, угрожая, в том числе, и перекинутым через овраг земляным дамбам. Они разрушались под действием дождей и оползней. А летом 1922 года прошел невероятной силы ливень, наделавший немало бед. Была смыта часть Панской улицы, огромные разрушения имели место на Свияжском склоне. По оврагу реки Симбирки пронесся селевый поток, окончательно уничтоживший «старую» дамбу на Дворцовой улице и значительно повредивший (подмывший) оба корпуса Гостиного двора.

Теперь город разделял глубокий овраг. Чтобы попасть с центральной улицы на Ярмарочную и Базарную площади, приходилось делать большой крюк. Конечно, это сильно ударило по торговле, и без того переживавшей не лучшие времена. Только что закончившаяся гражданская война, экономический кризис, голод 1921 года – в этих условиях было не до восстановления дамбы. Но уже через два года местные власти всерьез занялись проблемой укрепления города. И восстановление движения по улице Лассаля (Дворцовой) стало лишь одним из пунктов обширной программы.

4 января 1924 года «Пролетарский путь» сообщал: «22 декабря расширенное заседание строительной секции губплана утвердило… проект и смету временного моста через овраг Дворцовой улицы. Смета утверждена в сумме около 10 тыс. руб. Работы по постройке моста должны занять 2,5 месяца. Будут взяты местные средства, с погашением из ассигнований центра на укрепление города…»

В этот период под руководством инженера Феофана Евтихиевича Вольсова проводился огромный объем противооползневых работ. Был разработан и утвержден в Госплане и Совнаркоме первый комплексный план укрепления города. Все намеченные работы оценивались в сумму около 5 миллионов рублей и были рассчитаны на 5-10 лет. В 1923-1924 гг. «Пролетарский путь» регулярно публиковал материалы под рубрикой «Укрепление Симбирска» («Укрепление Ульяновска»), напоминающие сводки с фронта. Работы велись сразу по всем направлениям. Укреплялись склоны к Волге, Свияге и оврага р. Симбирки, приводились в порядок спуски, строились и ремонтировались гидротехнические сооружения. С весны 1924 г. началось сооружение коллектора, в который прятали своенравную речку, по сути – зловонный поток на дне оврага неимоверной глубины (эти работы продолжались и в 30-х гг., и позже). Велись восстановительные работы на Панской, Большой Конной и других размытых улицах, укрепление корпусов Гостиного двора и т.д.

Работы, предусмотренные комплексным планом, финансировались из Москвы. Скудно, нерегулярно, но финансировались. Однако строительство моста на Дворцовой улице, вопреки ожиданиям, в этот перечень не вошло. Возможно, потому, что мост сразу рассматривался как временное сооружение. Вот наладится жизнь, страна встанет на ноги, тогда и до восстановления дамбы дело дойдет… Пока же строить такой нужный мост пришлось за счет средств городского бюджета. А это означало жесточайшую экономию.

Работы по сооружению моста начались весной 1924 года. В «Пролетарском пути» удалось отыскать лишь одну заметку, посвященную ходу строительства. Впрочем, весьма красноречивую:

К ПОСТРОЙКЕ МОСТА ЧЕРЕЗ р. СИМБИРКУ
(«Пролетарский путь», 21 июня 1924 г.)
«3 июня комиссия в составе губернского инженера Суханова, председателя союза строительных рабочих Саматова, производителей работ инж. Вольсова и Шубина, представителей рыночного комитета и госстроя произвела осмотр работ по устройству деревянного моста через овраг реки Симбирки, а также лесных материалов, употребляемых на постройку.

Особенное внимание уделено осмотру строительных материалов, так как ранее имелись опасения относительно доброкачественности его. Комиссия нашла, что материал…, действительно имеет ряд недостатков: сухостойность, червоточина, синева. Эти недостатки в свое время были отмечены, и в актах говорилось даже о его непригодности для долговременных гидротехнических сооружений.
Несмотря на это, комиссия нашла возможным употребить этот материал…, принимая во внимание, что мост является сооружением временным (5-8 лет), а также и то, что не имеется возможности, за недостатком средств, приобрести доброкачественный материал.

Далее комиссия произвела расследование по вопросу, поднятому комитетом рыночных торговцев, о неправильной и недобросовестной забивке свай, и выяснила, что примеры, приведенные в заявлении…, не соответствуют действительности. Забивка свай производилась нормально и обещает безусловную устойчивость моста.

Работы по сооружению моста, благодаря небольшой задержке в поставке поковок, закончатся не позднее 20 июля»
***

В фондах краеведческого отдела Дворца книги хранятся копии фотографий из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы» (1924 год, фото Лентовского). Этот альбом принадлежал Александру Андреевичу Бабайкину, работавшему десятником на строительстве моста, и сохранился у его дочери З.А.Шумилиной. Фотокопии сделаны Ю.Каленковым в 1976 году.
Ниже приведено несколько фотографий из этого альбома. Больше снимков (18) помещено в фотоальбом группы.

27 июля 1924 года «Пролетарский путь» напечатал «ИЗВЕЩЕНИЕ», гласившее:
«Приемная комиссия по испытанию моста через реку «Ульяновку» доводит до сведения, что в воскресенье, 27 июля, в 11 часов утра, назначается генеральное испытание моста и по окончании его открытие. Приглашаются представители партийных, советских и профсоюзных организаций»

Однако, судя по статье, напечатанной в «Пролетарском пути» 29 июля 1924 года, рабочие испытания моста прошли днем раньше, 26 июля, при большом стечении народа. На следующий день состоялось торжественное открытие моста, и, таким образом, эти мероприятия продолжались два дня.

ПЕРВАЯ ТРУДОВАЯ ПОБЕДА. Испытание и открытие моста.
(«Пролетарский путь», 29 июля 1924 г.)
«26 июля, в 11 ч. дня, было назначено испытание вновь построенного деревянного моста через реку Ульяновку на Дворцовой улице. К означенному времени около моста собрались представители власти, строители моста и более тысячи частных граждан.
Также приехали 6 грузовых автомобилей, наполненных гравием, которые по данному сигналу встали на мост. Наступила решительная минута: выдержит или не выдержит? Не шутка: все автомобили с грузом весят более 2500 пудов. Инженеры забегали около измерительных приборов, смотрят, подсчитывают: какой получился провес? Подсчитали… на лицах довольные улыбки. Правая сторона моста сделала провес на 7 миллиметров, левая еще меньше – на 5. Успех обеспечен!
Делается последнее испытание: затрещала машина и полным ходом пошла через мост. Мост дает провес только под пожарной машиной и всего на 2 ¼ миллиметра. А машина, наполненная 600 ведрами воды, весит около 1000 пудов! Экзамен сдан. Мост вполне пригоден как для пешего хождения, так и для лошадей и машин.

Теперь можно уверенно сказать, что город на десятки лет обеспечен мостом. А для города этот мост имеет огромное значение, особенно в торговле. Отсутствие его в течение прошлых трех лет губительно отражалось на городской жизни. Теперь сразу огромнейший район, охватывающий Дворцовую и смежные с ней улицы, оживет.

На другой день при огромном стечении народа (доказательство важности моста для граждан) состоялось торжественное открытие. Председатель Губисполкома т. Хахарев, открывая мост, произнес речь, в которой благодарил строителей и рабочих, указав, что постройка моста есть первая наша трудовая победа.
Другие ораторы также отмечали успешность постройки при наличии очень ограниченных средств и сил. В самом деле, мост встал очень недорого, несмотря на свои почти 30 сажен, – всего 13 тыс. рублей.

Торжество закончилось «качанием». Рабочие и собравшиеся граждане по очереди подбрасывали на руках представителей Губисполкома и главных строителей моста»
***

«Временный» деревянный мост (конечно, с регулярной починкой) прослужил четыре десятилетия, до середины 60-х. Во второй половине 1950-х годов началось строительство центрального стадиона «Труд», открытого в мае 1963 года. В ходе этих работ овраг бывшей реки Симбирки был засыпан намытым песком. После этого надобность в мосте на улице К.Маркса отпала. Но он существовал некоторое время и после открытия стадиона, пересекая широкую песчаную полосу на месте бывшего оврага.
______________
Сооружение деревянного моста через овраг р.Симбирки. 1924 год. Общий вид на работы левого устоя и быка.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Сооружение деревянного моста через овраг р.Симбирки. 1924 год. Укладка насадок и прогонов.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Сооружение деревянного моста через овраг р.Симбирки. 1924 год. Работы по укладке прогонов.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Сооружение деревянного моста через овраг р.Симбирки. Состояние работ к 24 июля 1924 года.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Сооружение деревянного моста через овраг р.Симбирки. 1924 год. Работы по укладке настила.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Сооружение деревянного моста через овраг р.Симбирки. 1924 год. Общий вид на мост.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Начало испытаний построенного моста через овраг реки Симбирки. 26 июля 1924 года.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Открытие построенного моста через р. Симбирку 27 июля 1924 года. Члены губисполкома идут к мосту.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Открытие движения по мосту через овраг р. Симбирки 27 июля 1924 года. Пропуск пожарной части.
Из альбома «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924 год.
Краеведческий отдел УОНБ

Открытие движения по мосту через овраг р. Симбирки 27 июля 1924 года. По мосту идут грузовые автомобили.
Краеведческий отдел УОНБ.