В продолжение оценки озвученного сценария роспуска правительства.

Разберем еще раз то, что уже было высказано публично лидером местной “Единой России”. Напомню. 24 июля на заседании Законодательного Собрания первый заместитель председатель Заксобрания Василий Гвоздев выступил с предложением о реформировании системы исполнительной власти региона с целью повышения эффективности работы и сокращения расходов на ее содержание. Большая цитата из того исторического высказывания Василия Гвоздева (выделю ключевое):

Правительство часто работает безобразно, и это не вина отдельных личностей, а порочность всей системы, которая излишне раздута и громоздка. По сути, я предлагаю вернуться к структуре, которая работала у нас в 2000-х годах, когда чиновников было меньше, а ответственности у них было больше. Тогда каждый региональный министр был серьезным центром принятия решений, а сейчас, и это все знают, любой вопрос надо решать через губернатора. Раз так, то зачем нам содержать лишний аппарат? Зачем нам Смекалин? Нужно укорачивать звенья принятия решений. И вот под такую новую систему власти можно формировать бюджет. Только тогда мы сможем обеспечить региону прорывное развитие. С учетом тех новых вызовов и задач, которые ставит перед нами Президент РФ, мы предлагаем оптимизировать структуру органов исполнительной власти, а Сергею Морозову — рассмотреть возможность совмещения должностных обязанностей Губернатора с должностными обязанностями Председателя Правительства Ульяновской области. Считаем, что это позволит увеличить эффективность работы государственной власти на территории региона, сократит время на принятие важных решений, повысит исполнительную дисциплину и приведет к значительному сокращению расходов на государственное управление”.

Далее цитата из того же релиза:

“Он отметил, что данную работу необходимо завершить до 1 сентября 2019 года и предложил создать рабочую группу из числа депутатов ЗСО, представителей администрации и экспертов для разработки новой структуры исполнительных органов Ульяновской области”.

Василий Анатольевич, подчеркну, руководитель местной ячейки “партии власти”, человек глубоко и всю жизнь системный, являющийся частью единого политического процесса, генерируемого властью. Роль его в данном высказывании – техническая. Как лидер ЕР и депутат (вице-спикер ЗСО) он вбросил в игру сценарий, который будет реализован уже в ближайшее время (август-максимум). Бюджет (выделяю главное из высказывания) создается уже исходя из новой конфигурации власти. В августе правительство будет расформировано. За скобками пока только дальнейшая роль Смекалина и конкретных министров (здесь можно погадать). Считайте, что шаг сделан, и это нужно оценивать как свершившийся факт (вчера эксперты оценивали разве что юридические аспекты вопроса). Но почему принято это решения и каковы (оценочно) последствия?

Сразу скажу, что не думаю, что в отношении Смекалина будет реализован сценарий сколько-то серьезного понижения. Вспомним, схема с правительством и его главой была реализована в том числе для того, чтобы  “приземлить” на повестку еще одного спикера. Другим языком, чтобы глава правительства брал на себя проблемные вопросы. Смекалин с этим вполне справился. Совсем на памяти новости, проходившие во время только что закончившегося отпуска губернатора, например по свалке в Луговом. А мне вспоминается, как он был буквально “брошен на амбразуру” в истории с Цемзаводом, конкретно – интервью со всеми вызвавшимися журналистами (помню Женю Карманова).

По управленческим качествам в целом: правительство, несмотря на все более популистскую риторику Гвоздева, вполне работоспособно как структура (кроме отдельных ведомств).

По Димитровграду: конечно с вмешательством правой или левой (не знаю) руки Зюганова, но компромисс найден. Там в ближайшее время обострений можно не ждать.

Имиджево – решение, скорее, риски. К слову снова сливать ранее разделенные премьерство и губернаторство пока не стал ни один из губернаторов. Всю часть негативной повестки Смекалин отрабатывал – сейчас она вернется губернатору в полном объеме.

Так зачем нужен это флэшбек? У меня один ответ. «Возврат» Морозова в правительство – возврат к оперативному управлению регионом. Потому что велика ответственность, и риски, и вызовы сразу по двум ключевым пунктам.

1) нацпроекты, за которые беспрецедентно жестко спрашивает Москва. В регион вкачиваются настолько же беспрецедентные миллиарды, которые некоторые министры даже не могут переварить (и миллиарды рискуют “пролететь” мимо)

2) сохранение электоральной управляемости в выборном цикле 2020;

Резюмирую. Правительство уходит, управленческие цепочки сокращаются. В гарантированном плюсе – сокращение расходов на управление (Гвоздев анонсировал 10%). В остальном будем смотреть.

Дополнительно хотелось бы бОльшего понимания, куда движется регион и как будут решаться его основные проблемы.

PS. Здесь вынесу еще раз все “гадания” по кадровым последствиям. Куда может уйти Смекалин? Озвучен Димитровград, но не прослеживается конфигурация. Кто уйдет из министров? Постоянно (вчера, например) звучит критика минмолодежи, часто – минспорта и министерства международного развития. Приведу цитату из губернатора со вчерашней аппаратки:

“По просьбам молодежи и спортсменов создали мы министерства, а они даже себя не могут обеспечить, не то что работу вести. Посмотрел вашу афишу-это же позор. Может люди и хороши, но вы не те начальники, которые несут ответственность (с)

Вот здесь есть о чем порассуждать.