В 1860-х годах, с разницей в 6 лет, состоялось два посещения Симбирска представителями императорской семьи. Между этими визитами много общего. Оба визитера были цесаревичами, официальными наследниками престола, родными братьями. Оба посетили Симбирск в ходе ознакомительной поездки по стране (по одному маршруту!), как части подготовки к управлению государством. Но лишь одному из них суждено было занять российский престол…

Даже программы визитов отчасти совпадали: цесаревичи посещали одни и те же учреждения. Правда, увидели они два разных Симбирска. Первое посещение произошло за год до пожара 1864 года, фактически уничтожившего город. Перед вторым гостем предстал Симбирск, возродившийся из пепла. Бедствие сумели обратить на пользу городу. Расчищенное огнем пространство было с умом распланировано и застроено, и новый Симбирск стал удобнее и краше «допожарного».

Великий князь, цесаревич Николай Александрович посетил Симбирск 12-15 (24-27 по н.с.) июля 1863 года. Визит 19-летнего наследника интересен, во-первых, его личностью. С Николаем, старшим сыном Александра II, связывались огромные надежды. Незаурядный ум, способности, прекрасный характер породили всеобщую веру, что под его управлением Россию ждет великое будущее. Учитель Николая юрист Б.Н.Чичерин говорил, что он станет «самым образованным и либеральным монархом не только в русской истории, но и во всем мире». Восторг симбирян при встрече с наследником – отнюдь не протокольное низкопоклонство, но и проявление этих упований.
Во-вторых, интерес представляет программа визита. Будущий император учился управлять страной, и в этом отношении увиденное им в Симбирске весьма показательно. Балы – балами, но следует признать, что «рабочая программа» достойно представляла регион: скромно, но по делу.
В-третьих, визит Николая Александровича очень подробно описан современниками. Рассказы позволяют в деталях восстановить эти три дня и почерпнуть интересные сведения о городе. Наиболее известно описание Д.П.Ознобишина. Его «Рассказ симбирянина» за подписью «Борисов» в 1863 г. был напечатан в «СГВ» и издан отдельной книжкой. Подробное описание визита цесаревича, составленное очевидцем, включено в Симбирский сборник 1868 года. В 1864 г. вышла книга «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма». Ее авторы – профессора К.Победоносцев и И.Бабст – находились в свите наследника при поездке.
Николая Александровича в путешествии сопровождал академик А.П.Боголюбов. Среди 250 его рисунков, вошедших в альбом «Путешествие по России», есть несколько видов Симбирска 1863 года (фото 2), за год до большого пожара, изменившего лицо города.

Николай Александрович прибыл в Симбирск утром 12 июля на пароходе «Турист», и был встречен на пристани губернатором М.И.Анисимовым. «На мосту, ведущем в гору, где начинается Петропавловский спуск, длинною шпалерою стояли дворяне и все купечество в мундирах, за ними цеховые со своими значками и множество народа, оглашавшего воздух бесконечными криками ура!» (1). Кортеж колясок со свитой наследника, под звон колоколов городских церквей, двинулся в гору.
«Едешь длинною слободой, между рядами деревянных домов и обширных садов, которыми славится Симбирск. Чем дальше поднимались мы в гору, тем шире и красивее раскидывалась позади нас панорама Волги и Заволжской луговой стороны…» (2)

В город к приезду наследника съехались дворяне и их семейства со всей губернии и даже из Петербурга. «Нам говорили, что в самую горячую пору, к выборам, не бывало в Симбирске такого съезда» (2)
После молебствия в соборе, краткого отдыха и представления всех сословий, цесаревич посетил Спасский монастырь и училище для сирот девиц духовного звания (будущее женское епархиальное училище), навестил Преосвященного Евгения в архиерейском доме и совершил прогулку в экипаже по городу.
«Весь город осветился многочисленными огнями иллюминации. …Роскошно увешана была сверху донизу цветными фонариками колокольня Николаевского собора и других церквей, горел огнями Дом Дворянского Собрания, а на песчаных островах Волги пылали смоляные бочки… Вся Карамзинская площадь была залита массами народа, и неумолкаемое ура! сливалось в один общий гул..» (1)

«Вечером… мы отправились в клуб, помещающийся очень удобно, в доме Дворянского Собрания. При клубе прекрасная библиотека Карамзинская, перенесенная в 1848 году по желанию дворян в собрание. Дворянство обязалось поддерживать ее своими собственными средствами и пожертвованиями. … В библиотеке числится до 1800 названий в 7700 томах. Пользование книгами бесплатное» (2)

На следующий день наследник посетил Мариинское и Елизаветинское женские училища, ознакомился с условиями учебы и быта воспитанниц, и отправился в удельное училище для крестьянских дочерей, основанное в 1848 г. в Конно-Подгородной слободе.

«Первоначальною целью училища было обучение крестьянских девиц закону Божию, грамоте, рукоделию… В 1860 году училище было преобразовано, и главною его целью стало приготовление наставниц для сельских женских школ… Для училища отведено 10 десятин удельной земли, из которой 6 десятин находится под запашкой хлебов, а остальная земля занята строением, садом и огородом. Все женские полевые работы… исполняются самими воспитанницами, дабы они не отвыкали от крестьянских работ…
Хорошо тем, которые из училища возвращаются в семьи и, живя у своих, учат в сельских школах, но трудно должно быть положение бедных сирот, а есть и такие. Их, правда, обеспечивают, давая им избу и содержание, но им все-таки должна быть тяжела и тосклива жизнь одиночная…
Великий Князь осмотрел во всех подробностях заведение…, и в этой же комнате… ему были представлены инородцы удельного ведомства, Чуваши, Черемисы и Мордва в национальных одеждах. Головные уборы женщин могли бы обратить на себя внимание… самой разменной кассы государственного банка, столько было на них старых целковых, полтинников и четвертаков, считающихся чуть не нумизматическою редкостью» (2)

Из училища Николай Александрович поехал в заведение сельскохозяйственных машин «известного в Симбирске механика и члена различных полезных обществ А.И.Зотова. На дворе расставлены были в стройном порядке многочисленные земледельческие орудия» (1)
«Здесь пробыл Его Высочество с лишком полтора часа и с величайшим вниманием слушал простой, безыскусственный рассказ почтенного механика-самоучки о том, что навело его на мысль устроить в Симбирске заведение сельскохозяйственных машин, с какими трудностями ему приходилось бороться и как, наконец, удалось выйти на торную дорогу и стать счастливым соперником и Бутенопа, и английских машин в здешнем крае» (2). На прощание наследник пожаловал Александру Ивановичу бриллиантовый перстень.

Вечером Великий князь побывал в земской конюшне, где «находится в настоящее время 31 жеребец, …пород рысистой, английской, арабской, донской, першеронской, арденской и битюгской», поблагодарил служителей за отличный порядок и отправился на ипподром в южной части города, где проводились рысистые бега и другие конные состязания.

14 июля наследник слушал обедню в Троицком соборе. «Он выстроен дворянством в память освобождения России от нашествия неприятеля в 1812 году. … В Симбирске нет древних зданий, и сам город принадлежит к числу сравнительно молодых городов. Он основан в 1648 г. по плану боярина и оружейничего Б.М.Хитрово для ограждения здешнего края от набегов Татар и инородцев. Память об основателе города не забыта в Симбирске, и в некоторых дворянских семействах сохраняются старинные вещи и оружие, ему принадлежавшие. Некоторые из этих вещей, старые пищали и ковши отличной работы, собраны были к приезду Его Высочества и поставлены в кабинет» (2)

Цесаревич осмотрел тюремный замок и училище для арестантов, «рассматривал их работы, а равно входил во все подробности, относящееся до содержания заключенных». Потом на Смоленском спуске, в саду купца Карташева, любовался прекрасным видом на Волгу.

День завершился балом, который давало симбирское дворянство в честь высокого гостя. Бал, «по общему отзыву, был таков, какие нечасто бывают и в Петербурге. … Мы не без удивления смотрели на прекрасную половину симбирского общества: столько тут было красоты и свежести! Самые взыскательные кавалеры признавались, что в этом отношении симбирский бал мог поспорить с любым столичным…
…Залою и убранством ее нельзя было налюбоваться. Есть, без сомнения, в других городах залы более обширные и пышнее отделанные; но симбирская зала дворянского собрания отличается изяществом постройки и пропорциональностью частей, которые не часто встречаются. … Мы были поражены видом этой [залы], и всякий пожелал узнать имя ее строителя. Оказалось, что строитель ее архитектор Бенземан…» (2)

Утром 15 июля, поблагодарив хозяев за радушный прием, наследник отправился на пристань. «На дебаркадере Его Высочество был встречен дворянством и дамами с букетами в руках. Он принял букеты и одарил провожавших дам своими фотографическими карточками» (1). «На окраинах, рядом с нарядными дамами, стояли отдельною кучкой простые женщины… Их лица были также радостны и сияли той же улыбкой. На одну из них мы долго смотрели: …стояла она в самом углу и со слезами на глазах смотрела вслед Великому Князю и крестила его дорогу, и губы ее двигались и шептали Ему, конечно, напутственную молитву» (2)

«…Тронулся пароход, заколыхалась необъятная масса народа, далеко по волнам Волги неслись прощальные звуки, и в этих задушевных звуках невольно слышался вопрос: «Надолго ли?». А между тем, таинственная судьба Божественного предопределения уже произносила печальные слова: «Навечно…» (2)

В апреле 1865 г., будучи в Ницце, цесаревич простудился и умер. Наследником – по старшинству – стал его брат Александр. По общему мнению, он не отличался большим умом и прилежанием в учебе. Да его и не мучили занятиями, ведь Александру была уготована военная карьера. Братья были очень близки, и Александр тяжело переживал утрату.
Воспитатели делали все возможное, чтобы подготовить юношу к новой роли. В 1866 г. Александр отправился в путешествие по России. Оно было посвящено памяти Николая Александровича, совершалось по тому же маршруту, но было прервано в Н.Новгороде по ряду причин.
В 1869 году цесаревич совершил новое путешествие по Волге по маршруту 1863 года, вместе с супругой Марией Федоровной (датской принцессой) и братом – Великим князем Алексеем Александровичем. Утром 20 июля (1 августа) 1869 года они прибыли в Симбирск.

«В 11-м часу заметили вдали столь радостно ожидаемый пароход: «Едут, едут!», – послышалось отовсюду. Пароход быстро приближался к пристани…; множество лодок, в которых сидели нарядно одетые крестьяне и крестьянки, поплыли также к пристани, громкое ура огласило воздух…» (3)

Гости проехали в экипажах через специально устроенные триумфальные ворота в Троицкий собор, где были встречены Преосвященным Евгением и всем симбирским духовенством, и проследовали в приготовленные для них покои в доме Дворянского собрания. Состоялось представление дворян, чиновников, купечества, представителей других сословий и особо – симбирских дам.

После обеда, на который были приглашены почетные лица города, наследник с супругой и братом посетили Карамзинскую общественную библиотеку, где их встречал председатель Комитета библиотеки А.П.Языков; Симбирскую мужскую гимназию, гимназический пансион, Мариинскую женскую гимназию с Елизаветинским пансионом.

Затем они отправились в детский приют в Конно-Подгородной слободе. Николай Александрович в 1863 г. застал это учреждение как женское училище удельного ведомства. После пожара 1864 года оно было преобразовано в убежище для детей погорельцев, а потом в приют для девочек-сирот.
«…Вся улица была покрыта зеленью и цветами; по обеим сторонам дороги стояли, в праздничных нарядах, по правую сторону крестьянки, по левую крестьяне и собранные инородцы: татары, чуваши и мордва в их национальных костюмах. Приняв от крестьян хлеб-соль и салфетку работы одной бывшей ученицы удельного училища, Их Высочества встречены были в приюте Председательницею заведения А.К.Бычковой и членом М.П.Бестужевой, и за найденный отличный порядок изъявили Свое удовольствие» (3)

Наконец, гости посетили земскую Александровскую больницу, и цесаревич, «осмотрев вместе с супругою и Великим Князем Алексеем Александровичем все комнаты, отправился в 9-м часу вечера прямо на пароход».
«…Весьма хорошо освещены были дома дворянского собрания, городской думы, присутственных мест, Симбирской гимназии, сквер на Карамзинской площади, дома купцов Андреева, Чебоксарова, Канурина, Кирпичникова, вновь отделанный губернаторский дом… и многие другие. На многих из этих зданий все колонны снизу доверху горели разноцветными огнями в виде гирлянд, фестонов и вензелевых изображений имен Их Высочеств. Кроме того была устроена обширная иллюминация на венце города… На всем пространстве венца горела множеством огней художественно сделанная декорация…, а на самом берегу Волги горели смоляные бочки. Все дома в Симбирске были покрыты множеством русских и датских флагов, а также были иллюминованы все улицы и бульвары» (3)

Одарив игравший при проводах оркестр Общества любителей музыки под управлением С.Н.Нейкова, «удостоив наградить бриллиантовым перстнем Симбирского полицмейстера Н.Н.Некрасова и оставив 150 р. в пользу чинов полиции и 600 р. для бедных», высокие гости в 11-м часу вечера отбыли из Симбирска.

В марте 1881 года скончался от полученных при очередном покушении ран император Александр II. На трон взошел Александр III Александрович. Время его правления оценивается очень неоднозначно. Одни историки считают, что Александр III отбросил страну назад, похоронив либеральные начинания своего отца. Другие напоминают, что он заслужил имя «царя-миротворца». При Александре Россия не участвовала ни в одной войне или международном конфликте, сосредоточившись на внутренних проблемах и развитии. И, однако же, не утратила своего влияния в мире. И то, и другое – правда. Что было бы, займи назначенное ему место Николай Александрович? Кто знает…

Ссылки:
1. Симбирский сборник 1868 года, с. 159-164.
2. К.Победоносцев, И.Бабст «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма», М., 1864, из главы IX, с.244-260.
3. «Симбирские губернские ведомости», 26 июля 1869 г., № 57 (то же: Симбирский сборник 1870 года, с.91-94)
____________________
Наследник цесаревич Николай Александрович, не ставший императором.
1) «Альбом фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России». СПб, 1865.
2) «Портретная галерея русских деятелей». Издание А.Мюнстера, т.1, СПб, 1865.


На рисунках академика, профессора Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова запечатлен тот Симбирск 1863 года, каким его видел цесаревич Николай Александрович:
1) Симбирск (Стрелецкая улица)
2) Симбирский бег (состязания троек на Симбирском ипподроме)
Из альбома «Путешествие по России», 1863 год.

Наследник цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III.
1) «Альбом фотографических портретов Августейших особ и лиц, известных в России», СПб, 1865.
2) Фото С.Левицкого, середина 1860-х годов.

Великие князья Александр Александрович (слева) и Николай Александрович. 1860-ые годы. Они были очень дружны, и Александр тяжело переживал смерть брата, после которой стал наследником престола.

Фотографий пребывания в Симбирске цесаревичей Николая и Александра Александровичей до нас не дошло. Но есть фотография из «Усольской серии», запечатлевшая встречу в Симбирске 21 мая 1868 года еще одного сына Александра II – Великого князя Алексея Александровича. Через год он вновь побывал в Симбирске вместе со старшим братом, наследником престола.

Симбирские пристани и Смоленская церковь. 2-ая половина XIX века.
«Век глазами Ленина. 1870-1970», М., «Молодая гвардия», 1970

Свято-Троицкий собор. ГАНИ УО.
Кафедральный Троицкий собор видел и Николая Александровича, и Александра Александровича, и многих других членов императорской фамилии.

Мариинская женская гимназия. УОКМ.
Николай Александрович в 1863 году посетил Елизаветинское женское училище на Покровской улице. В отстроенном после пожара 1864 года здании размещалась Мариинская женская гимназия с Елизаветинским пансионом. В ней в 1869 году побывал Александр Александрович.

Детский приют в Конно-Подгородной слободе
1) Конец XIX века.
2) «Благотворительные учреждения России», СПб, 1912.
Приют для девочек-сирот в 1869 году посетил Александр Александрович. В 1863 году, когда здесь был Николай Александрович, это было училище удельного ведомства для крестьянских девиц.

1) Б.В.Клевогин. Карамзинская библиотека.
УОНБ
2) А.М.Шелковников. Бальный зал Симбирского дворянского собрания.
Журнал «Москвитянин», 1850, № 8.
В здании Дворянского собрания и Карамзинской библиотеке побывали оба цесаревича. А бал давался только в честь Николая Александровича.