«Наши окна, наши двери,
Я глазам своим не верю…
…И все мечты сбываются
У тех, кто здесь живет»
(из оперетты Д.Шостаковича «Москва, Черемушки»)
31 июля 1963 года произошло событие, имевшее небывалые по размаху последствия, и столь же неоднозначное в глазах потомков. Был принят в эксплуатацию первый в Ульяновске крупнопанельный жилой дом в Киндяковке. Так началась эпоха индустриального домостроения. Да, кирпичные «хрущевки» появились на улицах Ульяновска раньше, но новый метод позволил в короткие сроки застраивать целые жилые районы неотличимыми коробками.
Что это означало для города и его жителей? Прорыв в решении пресловутого «квартирного вопроса»? Или полный отказ от индивидуального проектирования в жилищном строительстве, окончательное закрепление в нем, на долгие годы, принципов унификации и минимализма со всеми вытекающими последствиями? Наверное, и то, и другое. Если первое рассматривать, как цель, то второе стало ценой за ее достижение. Был ли такой путь единственно верным, не была ли уплаченная цена чрезмерно высокой? Пусть каждый попробует сам ответить.
Заметим в скобках, что на поток было поставлено «производство» жилых домов и объектов социальной сферы. В этот же период, в первой половине 60-х, в Ульяновске возводится ряд очень интересных зданий общественного и культурного назначения. Несомненно и то, что для новоселов того времени квартиры в этих домах действительно были счастьем. Да и рассматривалось их строительство как временная мера, призванная быстро ликвидировать дефицит жилья. Через 2-3 десятилетия на смену «хрущевкам» так же массово должны были прийти новые дома, более просторные и удобные.
Не пытаясь дать однозначной оценки (возможна ли такая оценка?), вспомним, как это было. О строительстве и вводе в эксплуатацию первого крупнопанельного дома подробно рассказывала областная газета.
***
«Ульяновская правда», 6 августа 1963 года (фото 1):
Большую победу одержал коллектив Ульяновского домостроительного комбината. 31 июля государственная комиссия приняла в эксплуатацию первый в Ульяновске крупнопанельный 40-квартирный дом общей жилой площадью 1270 кв. метров с оценкой «хорошо». Дом построен в небывало короткий для нашего города срок.
В начале мая коллектив СМУ-1 второго треста закончил подготовку нулевого цикла и передал площадку домостроительному комбинату. 6 мая на доме была установлена первая стеновая панель.
По общестроительным нормам на монтаж и отделку наземной части 40-квартирного крупнопанельного дома отводится 3 месяца. Ульяновские домостроители доказали, что они могут не только укладываться в норму, но и перевыполнять ее. … Если первый этаж монтировался 12 дней, то 5-ый – всего шесть. А всего на монтаж и отделку наземной части дома коллектив комбината затратил 87 дней.
В том, что так быстро появилась у нас первая ласточка крупнопанельного домостроения, есть доля труда буквально всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих комбината – и тех, кто в заводских цехах изготовлял панели, и тех, кто из них собирал на площадке дом… Особенно отличились бригады арматурщиков А.Аношина, формировщиков П.Коновалова и Ю.Королева, монтажников А.Прудникова, отделочников Б.Зверева; мастер монтажного участка А.Гугин и мастер отделочного учстка М.Ширинкин…
***
ЛЕТОПИСЬ СТРОЙКИ
(«Ульяновская правда», 6 августа 1963 г.)
6 мая 1963 года. Начат монтаж первого этажа.
18 мая. Закончен монтаж первого этажа – за 12 дней.
3 июня. Смонтирован второй этаж (задержка произошла из-за отсутствия гипсовых перегородок, изготовляемых Ульяновским заводом железобетонных изделий)
8 июня. Начаты отделочные работы.
10 июня. Закончен монтаж третьего этажа – за 7 дней.
17 июня. Перекрыт четвертый этаж – за 7 дней.
23 июня. Закончен монтаж пятого этажа – за 6 дней.
3 июля. Полностью смонтирована крыша.
31 июля. Госкомиссия подписала акт о приеме дома в эксплуатацию.
***
ПЕРВЕНЕЦ ДОМОСТРОИТЕЛЬНОГО
(«Ульяновская правда», 6 августа 1963 г.)
Государственную комиссию ждали с минуты на минуту. Красавец – крупнопанельный дом, казалось, застыл в ожидании и гордо подставил солнцу свои нежно-розовые стены…
Вместе с главным строителем комбината Алексеем Александровичем Адониным мы медленно обходим здание. Оно кажется таким легким, воздушным, стремительно взметнувшимся ввысь. Это ощущение создают и нежно-розовый цвет стен, и темно-красные полосы, окаймляющие каждую стеновую панель. Никаких излишеств, лишь балконы, да небольшие козырьки на тонких круглых колоннах украшают здание.
– Стройность и строгость линий, – говорит А.А.Адонин, – отличительная черта крупнопанельных домов. Красивый внешний вид зданию придают и особые краски на жидком стекле, которые мы внедрили с помощью научных сотрудников Всесоюзного НИИ новых строительных материалов. Но если уж говорить о нашем первенце – этом 40-квартирном доме, то начинать надо с тех людей, которые освоили производство всех деталей и обеспечили ими строителей – с тружеников наших заводских цехов…
Чтобы были у нас крупнопанельные дома, вначале был выстроен Ульяновский домостроительный комбинат. Его первая очередь, вошедшая в строй в начале этого года, рассчитана на выпуск панелей для сборки жилых домов общей жилой площадью 70.000 квадратных метров.
…Все приходилось брать шаг за шагом, на ощупь. Хотя поездки ульяновских домостроителей на лучшие комбинаты страны – в Ленинград и Новомосковск – дали некоторые навыки, но в основном до всего приходилось доходить своим умом, на практике. … Четыре месяца осваивали на комбинате производство различных панелей, и это время не пропало даром. Строители получили все необходимые детали…
В начале мая нулевой цикл был закончен. … Поздно вечером 5 мая, накануне монтажа, на площадке рядом с фундаментом будущего первенца собрался весь состав монтажников. А было их всего 15 человек вместе с мастером Альфредом Гугиным. Еще раз поговорили о предстоящей работе, тщательно проверили завезенные стеновые панели… А утром 6 мая на стройке стояли все те же 5 человек. Никто из второй смены не усидел дома.
Площадка еще была подернута дымкой тумана, когда кран поднял первую стеновую панель. Медленно опускалась он на свое основание. «Удастся ли поставить точно?» – волновался монтажник Анатолий Прудников. Он неистово делал рукой знаки крановщику, приседал, вглядываясь: окончательно ли опустилась на место панель, и снова кричал крановщику то «вира», то «майна».
– Сейчас, – рассказывает Анатолий, – даже смешно вспоминать, как мы устанавливали первую панель. Почти полчаса потратили. Ну и поволновались!
Зато каким большим праздником для маленького отряда первооткрывателей стал момент, когда электросварщик Федор Яшин извлек электродом последний сноп искр и выпрямился. Панель прочно стояла на своем месте. Потом установили и приварили вторую панель, третью. К следующему утру часть фасадной стены была готова…
Было все: и перебои в снабжении стройки панелями, и брак в работе, и недоброкачественные детали, которые приходилось отправлять назад, на комбинат. Как-то мастер монтажного участка, молодой техник Альфред Гугин, не выдержал и сгоряча сказал главному строителю:
– Не получается у меня. Переводите рядовым монтажником!
Но все осталось позади. Последний, пятый этаж строители смонтировали за 6 дней, вдвое быстрее, чем первый. Правда, к этому времени отряд монтажников увеличился, и работать стали в три смены.
Как только перекрыли третий этаж, на стройку пришли отделочники. Возглавил их Виктор Зверев, опытный бригадир. Бригада его крупная, комплексная, в ней 70 человек штукатуров, плотников, маляров.
В тот день, когда на стройке ждали комиссию, Виктор Зверев волновался, пожалуй, больше всех. Монтажники свое дело сделали давно, они на монтаже других домов, а отделка закончена только сейчас. И первыми приемщиками дома были сами отделочники. Ходили из квартиры в квартиру, критически оценивая свою работу, исправляя замеченные ошибки, недоделки.
Государственная комиссия приехала в три часа дня. Первые же замечания председателя комиссии Г.И.Карягина дали понять: экзаменаторы строгие. Но квартирами остались довольны все. Да и не могли они не понравиться: удобные, светлые, уютные.
В доме по десять 1-комнатных, 2-комнатных, 3-комнатных и 4-комнатных квартир. Однокомнатные напоминают подобную квартиру в малометражном кирпичном доме, а остальные квартиры – совсем иные. Архитекторы устранили такое неудобство, как проход на кухню через жилую комнату. … А в 4-комнатной квартире из коридора вход в три смежные комнаты и в одну отдельную.
В квартирах многое порадует новоселов. Просторная кухня с газовой плитой…, на стене в кухне установлен газовый водоподогреватель. … Но особенно радует обилие встроенных вместительных шкафов и антресолей. В каждой однокомнатной квартире – 16 кв. метров жилой площади, в двухкомнатной – 31,3; в трехкомнатной – 38,8; в четырехкомнатной – 43,4 кв. метра.
Три часа работала в доме государственная комиссия. Были обнаружены и некоторые, вполне устранимые недоделки. Когда же члены комиссии собрались на свое заседание, все единогласно проголосовали: оценка дому – «хорошо».
Дом принят, труд строителей увенчался успехом. На митинг, посвященный вводу в строй первого в Ульяновске крупнопанельного дома, приехали поздравить строителей секретарь промышленного обкома КПСС М.Н.Козлов, первый секретарь Ленинского райкома партии Ю.В.Житков.
Хорошо сказал от имени коллектива комбината старый плотник В.В.Панфилов:
– Радостно нам, что мы первыми в Ульяновске построили дом современным индустриальным методом. Радостно нам, что в доме этом, в который мы вложили душу и сердце, будут жить советские люди…
Добро пожаловать, новоселы!
Н.Денисов
***
«Ульяновская правда», 6 августа 1963 года:
Просто не верится, что всего 3 месяца назад мы установили первую панель на первом в Ульяновске крупнопанельном доме. А сейчас он уже готов принять новоселов. Да разве можно было раньше мечтать о таких темпах, когда строителю приходилось пересчитывать в своих руках каждый маленький кирпичик! …
Первый крупнопанельный дом смонтирован, отделан и сдан в эксплуатацию за три месяца, но ведь мы-то, монтажники, ушли с него еще в первых числах июля. Пока отделывали здание, мы смонтировали еще один 40-квартирный дом № 22 и начали монтаж дома № 39. И если на первом доме мы добились скорости – этаж за 6 дней, то на втором доме отдельные этажи монтировали уже за 5 дней…
Любо смотреть, как быстро управляется со своими обязанностями стропальщик Николай Музурин. Молодой, проворный паренек, он редко бывает без дела. Не успеет подъехать машина с панелями, а он уже наверху, заделал стропы башенного крана во все петли панели. Подняли одну панель, а он уже примеряется к следующей. Монтажник Николай Сыров, кстати, получивший квартиру в первом крупнопанельном доме, лучше других может установить конструкции на место. Быстро и хорошо научился варить швы электросварщик Федор Яшин. Не жалуются на отсутствие мастерства и другие члены нашей бригады.
Мы понимаем: можно еще выкроить время, вести монтаж этажей 40-квартирных домов за 4-5 дней. … Самый верный способ ускорения сборки зданий – монтаж «с колес». Это сложное дело, требующее большой организованности, слаженности, четкой работы всех звеньев домостроительного комбината. И, тем не менее, этот метод уже под силу нашему коллективу. Нужно только, чтобы руководители комбината меньше о нем говорили, а смелее брались за его внедрение.
И тогда, как грибы после дождя, будут расти в Ульяновске крупнопанельные дома. То-то появится новоселов в нашем городе!
А.Прудников, бригадир монтажников
***
«Ульяновская правда», 11 августа 1963 года:
Вдумайся, читатель, в такие две цифры: 120.000 и 140.000. Первая из них говорит о том, сколько квадратных метров жилой площади должны ввести в эксплуатацию все строительные организации Ульяновска в 1963 году. А вторая цифра – столько квадратных метров жилой площади будет ежегодно давать один только Ульяновский домостроительный комбинат после того, как в конце этого года вступит в строй его вторая очередь. Разница не может не поражать воображение. Ведь какими ускоренными темпами станем мы решать проблему обеспечения каждой семьи благоустроенными квартирами.
Пока вошел в строй только первенец крупнопанельного домостроения – 40-квартирный жилой дом в районе Киндяковки. Вот он красуется на снимке в центре [фото 3]. В первых числах августа здесь справили новоселье трудящиеся ряда предприятий, и теперь дом принял жилой вид. Хлопотливые хозяйки уже развешивают белье.
А монтажная площадка для сборки крупнопанельных домов становится все шире. Уже закончен монтаж второго дома, рядом монтажники собирают третий. На снимке вы видите монтажников Василия Гришина и Александра Кудурова, которые укладывают последнюю панель перекрытия над 2-м этажом третьего крупнопанельного дома.
На снимке справа виден кирпичный дом, который заложили даже раньше первого крупнопанельного. И вот первый крупнопанельный уже заселен, второй смонтирован, быстро поднимается вверх третий, а кирпичный дом все еще не под крышей.
Пройдет немного времени, и коллектив домостроительного комбината будет ежемесячно сдавать в эксплуатацию по несколько крупнопанельных домов.
***
После первой строительной площадки в Киндяковке домостроительный комбинат начал собирать крупнопанельные дома в Заволжье, в северной части города… Коллектив работал над улучшением качества и над сокращением сроков монтажа.
В 1982 году, вспоминая об истории первого крупнопанельного дома, «Ульяновская правда» писала:
«В настоящее время около 80% всех вводимых в действие домов – крупнопанельные. На монтаж и отделку пятиэтажного 80-квартирного дома строители затрачивают 35-40 дней. В этих успехах большая доля труда коллектива домостроительного комбината, сделавшего в 1963 году первый шаг к развитию в Ульяновске индустриального домостроения (Л.Котляровская)».
30 декабря 1964 года был сдан в эксплуатацию самый большой то время 9-этажный жилой дом на углу улиц Гончарова и Минаева – первый в Ульяновске дом повышенной этажности. В 1965 году началось строительство 320-квартирного девятиэтажного жилого дома по улице Минаева… Но это уже другая история.
____________
«Ульяновская правда», 6 августа 1963 года:
«31 июля государственная комиссия приняла в эксплуатацию первый в Ульяновске крупнопанельный 40-картирный дом… с оценкой «хорошо»
Фото Г.Зиновьева
«Ульяновская правда», 6 августа 1963 года:
«Приятно вот так, всем вместе, пройтись по этажам, посмотреть на плоды своих трудовых рук, последний раз окинуть взором квартиры, выйти на балконы, откуда открывается вид на широкую площадку, на которой со временем поднимутся десятки новых крупнопанельных домов…
На верхнем балконе – маляры, ниже штукатуры, затем плотники, и на нижнем балконе – монтажники»
Фото Г.Зиновьева
«Ульяновская правда», 11 августа 1963 года:
«Вошел в строй первенец крупнопанельного домостроения – 40-квартирный жилой дом в Киндяковке. Вот он красуется на снимке в центре. В первых числах августа здесь справили новоселье трудящиеся…, и теперь дом принял жилой вид. Хлопотливые хозяйки уже развешивают белье.
…Уже закончен монтаж второго дома [слева], рядом монтажники собирают третий [на переднем плане]…»
Фото Г.Зиновьева
Новый жилой квартал по Сызранскому шоссе ( пр. Гая) в Киндяковке. 1963 год.
УОКМ
Wladimir Voronin
“… на поток было поставлено «производство» жилых домов и объектов социальной сферы”
гость
и ведь строили качественно
Wladimir Voronin
…и толпы депутатов всех мастей них** ничего не контролировали.
И строительная техника была примитивная по сравнению с нынешней, и оснащённость ею была на несколько порядков меньше, и финансировалось строительство по остаточному принципу – основные материальные и финансовые ресурсы уходили на оборону.
Но заселялись из бараков и землянок целыми кварталами, планово, организованно, после работы.
Вместо спецтолпы монетизированных надзирающе-контролирующе-проверяющих, достаточно качественно работала встроенная система комплексного управления качеством производства строительной продукции на всех стадиях: от начала проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.
В проекты закладывались новейшие прогрессивные решения, а не как подешевле для застройщика. МКД без школы, детсадика и полного комплекта инженерных сетей ввести в эксплуатацию было в принципе невозможно.
Фото от Brandergofer
Да, много школ раньше строили. Вот фото строительства нескольких школ в районе за пр. Филатова между Львовским и Пензенским бульварами.
Wladimir Voronin
Проспект Ульяновский. Линию МКД по нечётной стороне ещё не начали строить, а линия детсадиков в их дворах уже монтируется.
Wladimir Voronin
В жилом квартале между Тюленева-Филатова и Созидателей-ЛенКома двенадцать детсадиков в советские времена построили одновременно с МКД.
В нынешнем оккупационном новострое один новый детсад на десять кварталов – в лучшем случае.
Председатель
Гавном застроили всю страну
Да
До сих пор люди живут, довольны. Социальная инфраструктура рядом.
Не то что сейчас.
Эти современные жадные застройщики стремятся впихнуть свою “точечную” застройку уже на подготовленную инфраструктуру, куда они и рубля не вложили.
Юрий Н.
Адрес дома предполагаю: Клубная 6 или 8
А последнее фото – это кирпичные дома рядом со школой-интернат на пр.Гая.
Жаль
А как все начиналось, и как все закончилось
житель
все было для людей
Wladimir Voronin
Стройную госсистему “для людей” разрушил изнутри вирус монетизации…
это была обыкновенная обыденность
и это все было в стране после 15 лет войны и не было шариков и фонариков, люди просто работали, а не пиарились у каждого открытого туалета и дорожки к нему,которую весной смывает в наше время
Wladimir Voronin
Монтаж первых стенвых панелей первого МКД в будущем Новом городе.
Нетрудно представить, что бы творилось сейчас, в эпоху шариков-фонариков, на этом месте.
бидон
да уж, гомна вдоволь налепили
.
Разумеется, ты бы предпочёл комнату в бараке, вот типа тех, что нынче возле ж/д вокзала сносят. Это “гамно” и сегодня будет получше, чем сегодняшние новоделы-многоэтажные гетто.