Пожалуй, трудно назвать среди симбирских губернаторов фигуру более противоречивую, чем Александр Степанович Ключарев. В отзывах современников и описаниях новейших авторов он нередко предстает консерватором, карьеристом, формалистом-бюрократом, склонным к сомнительного свойства развлечениям. Наряду с этим, в 5-летний срок его управления (1911-1916) Симбирск и губерния развивались как никогда прежде. Да, можно сказать, что губернатору повезло с «командой» и общественностью. Но и от первого лица многое зависит. Ведь с плохим дирижером самый лучший оркестр будет фальшивить.
Пост симбирского губернатора А.С.Ключарев занял, будучи зрелым человеком и опытным администратором. Но на его предшествующей биографии остановимся очень кратко.
Александр Степанович родился 23 июля (4 августа по н.с.) 1853 года в Тифлисе, где его отец работал нотариусом. Окончив в 1876 г. юридический факультет Московского университета, Александр вернулся в Тифлис, занимался адвокатурой, служил чиновником при военном прокуроре.
В 1882 г. он добился перевода в столицу, где занял скромную должность помощника столоначальника Хозяйственного департамента МВД. Карьера двигалась: столоначальник, секретарь директора департамента. В 1889 г. Ключарев – начальник отделения Хозяйственного департамента МВД, надворный советник. В этом же году он женился на Софье Александровне Вишняковой, дочери сенатора.
В 1893 г. А.С.Ключарев назначен Ставропольским вице-губернатором. В Ставрополе он организовал сбор средств и сам жертвовал немалые суммы на строительство женской гимназии и больницы. В 1901 году действительный статский советник Ключарев переведен на должность Витебского вице-губернатора. Здесь ему пришлось принимать императора, утихомиривать беспорядки в Двинске и Полоцке. Во время русско-японской войны Ключарев на свои средства оборудовал лазарет.
В ноябре 1905 г. А.С.Ключарев назначен Пермским губернатором, но через месяц, не доехав до места, получил новое назначение – возглавить Уфимскую губернию. Новый губернатор прибыл в охваченный революционной смутой край. На вокзале его встречал только полицмейстер: другие чиновники боялись показаться на улицах. За 5 лет Ключарев заслужил уважение уфимцев. Сумев совладать с революционной ситуацией, он активно проводил в жизнь столыпинскую аграрную реформу, организовал продовольственную помощь населению, пострадавшему от неурожая 1906 года, был известен делами благотворительности. По его инициативе в Уфе построен Аксаковский дом-памятник (народный дом).
Когда, указом от 28 февраля 1911 года, Александр Степанович был назначен симбирским губернатором, в Уфе его провожали несколько дней и с большим размахом.
Симбирская губерния во время первой революции пережила несколько болезненных смен руководителей. Л.В.Яшвиль старался влиять на бунтовщиков не силой, а убеждением. Надо признать, ему это удавалось. Однако дворянство, недовольное либеральной политикой губернатора, добилось его отставки. К.С.Старынкевич, напротив, начал жестко наводить порядок, и в сентябре 1906 г. был смертельно ранен эсерами. Его преемник Д.Н.Дубасов тоже не церемонился с революционерами. Это было время военно-полевых судов и всевозможных запретов. В январе 1911 г. Дубасов умер.
23 апреля 1911 года прибыл новый губернатор. Конечно, после промышленного Южного Урала для 57-летнего Ключарева Симбирск был «тихой заводью». Видимо, и отправили его сюда на излете карьеры.
Знакомство с городом вышло комом: губернатора… не ждали. В телеграмме оказалось неверно указано время прибытия, и на утро в городе было назначено другое мероприятие – праздник 164-го Закатальского пехотного полка. Ключареву пришлось 1,5 часа дожидаться на борту парохода, пока собиралась администрация во главе с вице-губернатором А.А.Ширинским-Шихматовым. Но вот встреча прошла, губернатор, посетив Троицкий собор, отправился в свою резиденцию, а симбирское общество поспешило на перенесенный праздник.
Но главный «сюрприз» был впереди. В 6 часов вечера заполыхал городской театр (фото 4). Газета «Симбирянин» описывала через три дня: «над крышею театра извивались черные клубы дыма, сквозь которые вырисовывались огромные языки пламени. Из всех дверей в паническом страхе бежала публика, застигнутая врасплох в помещении фойе и гостиницы…». К счастью, обошлось без жертв. Но бедствие довершила толпа добровольных «спасателей», разгромившая и разграбившая все здание. А.С.Ключарев до позднего вечера находился на пожаре. До утра руководил тушением полицмейстер В.А.Пифиев, здесь же были вице-губернатор и городской голова Л.И.Афанасьев.
Начал Ключарев свою деятельность в Симбирске вполне традиционно: сменил всю мебель в губернаторском доме. Но одновременно, немедленно по прибытию, он лично возглавил работу по борьбе с голодом, вызванным неурожаем. Продовольственная помощь не замедлила себя ждать. В декабре 1911 г. А.С.Ключарев «за отличие» произведен в чин тайного советника – штатского генерала.
Губернатор быстро освоился на новом месте. Впрочем, в Симбирске было «все спокойно». Разгромленные революционеры всех мастей затаились. Экономика губернии была на подъеме. С купечеством Ключарев нашел полное взаимопонимание, а Н.П.Пастухов стал его первым помощником. Оппозиционным изданиям своевольничать не позволялось; а правую газету «Симбирянин» губернатор сделал своим рупором. Он внимательно следил за обстановкой в губернии и реагировал на любые проявления политической активности. При этом общественная и культурная жизнь в губернии развивалась, создавались всевозможные общества, выходило несколько газет.
Пожалуй, наибольшую опасность представляли отношения с дворянами. Сколько строптивых губернаторов сгубило или заставило плясать под свою дудку гордое симбирское дворянство! Ключарев – опытный дипломат – сумел сохранить независимость и избежать конфликта. Была напряженность в отношениях с предводителем дворянства В.Н.Поливановым, своего рода соперничество, но на публику это не выносилось.
Хватало Ключареву времени и на развлечения, в которых, по отзывам современников, он был весьма неразборчив. Хрестоматийными для характеристики личности губернатора стали воспоминания А.В.Ястребова, описывающие кутежи в кафе-шантане на Дворцовой улице (позже гостиница «Россия»): «Ключарёв там бывал довольно часто. Обычно его сопровождал чиновник для особых поручений Н.П.Пастухов, сын симбирского купца, на долю которого главным образом и падали расходы по кутежам. О безобразиях Ключарёва, в которых участвовали и некоторые симбирские толстосумы, ходили легенды». Молва приписывала губернатору и куда более скандальные выходки, и даже мелкое воровство в магазинах.
При этом Александр Степанович умудрялся быть примерным мужем и отцом четырех сыновей. Софья Александровна была надежным тылом супруга, не только обеспечивая домашний уют, но и способствуя поддержанию его престижа. Сам губернатор возглавлял великое множество общественных и благотворительных организаций. С.А.Ключарева не отставала от мужа. Она была попечительницей Мариинского детского приюта в Конно-Подгородной слободе. Главным образом, благодаря ей приют в 1915 г. получил новое просторное здание. Софья Александровна неустанно организовывала сбор средств на разные благотворительные цели. Журнал «Столица и усадьба» в 1915 году поместил ее портрет в рубрике «Дамы, работающие на нужды войны» (фото 3)
В 1912 году Симбирск с размахом отмечал 100-летие И.А.Гончарова. 6 июня, в день рождения писателя, состоялась торжественная закладка дома-памятника ему. А.С.Ключарев и В.Н.Поливанов были в числе лиц, заложивших первые камни в основание здания. Впрочем, в Симбирске знали, что дом-памятник – детище Поливанова и возглавляемой им архивной комиссии. Строительство, затянувшееся из-за войны, продолжалось до 1916 года (фото 6). И.Я.Яковлев, бывший распорядителем строительства, писал в воспоминаниях: «Постройка окончилась после смерти Поливанова при Ключарёве, которому приписали чуть не главную роль в этом деле, забыв заслуги других…»
Соперничество губернатора и предводителя дворянства в культурных и благотворительных проектах было постоянным. Поливанов начал строительство дома-памятника – Ключарев выдвигает идею украсить Гончаровскую улицу памятниками видным деятелям России. И.Я.Яковлев: «Ключарёв, придумывая свои проекты в пику Поливанову, сборами своими отвлекал часть пожертвований от Поливанова». Когда позже, после начала войны, губернатор решил построить в Симбирске Дом инвалидов, Поливанов демонстративно ограничился взносом в 100 рублей. Но это соперничество порой шло на пользу городу. А после смерти В.Н.Поливанова в 1915 году Ключарев не преминул возглавить архивную комиссию, хотя об истории края имел весьма смутное представление.
1 сентября 1913 г. в Симбирске открыт памятник премьер-министру П.А.Столыпину, убитому двумя годами ранее террористом. Средства были собраны по подписке, бюст сделан скульптором Э.Хименесом, автором памятника Столыпину в Киеве. Симбирск обязан покойному премьер-министру, прежде всего окончательным решением о постройке волжского моста, и не только этим. На многолюдном открытии присутствовало все руководство во главе с Ключаревым и вдова П.А.Столыпина с детьми (фото 7). В 1948 году на сохранившийся постамент памятника установлен бюст И.А.Гончарова.
Симбирск бурно развивался благодаря деятельной работе городской администрации, которую в 1909 году возглавил Л.И.Афанасьев. С 1910 г. начато асфальтирование и мощение городских улиц, в 1913 г. открыта электростанция, в 1914 – новая водопроводная станция. Из-за начавшейся войны не были реализованы еще более масштабные проекты: волжская гавань, трамвай, городская канализация. Конечно, А.С.Ключарев, как губернатор, имел ко всему этому отношение и неизменно участвовал в церемониях открытия новых объектов. В этот период в Симбирске и губернии появилось большое число новых школ, училищ, медицинских учреждений. Построены новые здания Мариинского детского приюта и Дома трудолюбия, открыты школа стражников, лечебница для алкоголиков и т.д.
Памятник Александру II в Симбирске всецело был детищем губернатора (фото 8). Он возглавил в 1913 г. комитет по сооружению памятника, предложил идею проекта, организовал сбор средств. Правда, подписка шла вяло. Тем не менее, было выбрано место на перекрестке Гончаровской, Панской и Чебоксарской улиц, архитектор А.А.Шодэ разработал проект, в Петербурге отлита статуя работы академика А.М.Опекушина. 6 октября 1916 г. статую царя-освободителя высотой 3,3 метра установили на пьедестал. Открытие намечалось на весну 1917-го, но этого не произошло. Впрочем, и Ключарева в Симбирске уже не было.
Самой важной вехой этого периода стало возведение железнодорожного моста через Волгу. Мост был заложен 3 марта 1913 г., а 5 октября 1916 года состоялось его открытие (фото 9). Несмотря на военное время, пожар 1914 года и оползень 1915-го, крупнейший в Европе мост построен в кратчайшие сроки. И тут уже трудно отрицать роль А.С.Ключарева. В ходе строительства, которое вела Волго-Бугульминская железная дорога при участии правительства и в черте города,, от губернатора требовалась огромная энергия и дипломатичность в решении множества вопросов.
При Ключареве началось строительство еще одного стратегического объекта – Симбирского патронного завода. Стройка началась в июле 1916 г., а ровно через год завод дал первую продукцию.
Война сильно осложнила ситуацию в губернии. Уже в июле 1914 г. в нескольких местах произошли волнения в связи с призывом в армию. Было объявлено положение чрезвычайной охраны. Полномочия губернатора значительно расширились, действовала жесткая цензура, пресекались любые действия оппозиции.
С каждым днем росли цены, появился дефицит, а потом и карточки. В губернию хлынул поток беженцев, прибывали раненые. Головной болью губернатора стал транспортный кризис. На забитых станциях и пристанях гнили товары, не на чем было завезти в город дрова. В 1916 году началась эпидемия тифа. 4 июля 1916 г. нехватка сахара вызвала массовые беспорядки и погромы. Ключарева в городе не было, а вице-губернатору Шишкову пришлось вызвать войска. Три человека убито, 10 ранено.
Авторитет Ключарева сильно пошатнулся. Поэтому не лишено оснований мнение, что Александр Степанович использовал дружбу с министром вн. дел А.Д.Протопоповым для решения вопроса о переводе в столицу. В апреле 1916 г. пышно отмечалось 5-летие пребывания Ключарева на посту губернатора, а 22 октября он был назначен председателем Особого совещания по устройству беженцев в Империи. «Сегодня окончательно покидает Симбирск А.С.Ключарев. В течение пяти с лишним лет… А.С.Ключарев всегда оставался верен принципам безукоризненного джентльмена, всегда относился с уважением к личности самых маленьких людей, отличался чуткой отзывчивостью к обездоленным, к нуждающимся в помощи…», – писал «Симбирянин» 30 октября 1916 года.
Софья Александровна занималась подготовкой к переезду и уехала с сыновьями только 20 декабря. Заботливо собранные ей вещи не последовали за хозяевами. По сообщению местных «Известий», в ноябре 1918 г. на станции Симбирск был обнаружен вагон, а в нем «106 мест багажа, принадлежавшего бывшему губернатору Ключареву, не отправленного по назначению». О дальнейшей судьбе губернатора сведений нет.
Вот такая неоднозначная фигура предпоследнего симбирского губернатора. Хотя, в общем-то, все понятно. Был Александр Степанович хорошим службистом старой выучки. Да, на работе не «горел». Порой не стеснялся в средствах, любил приписать себе чужие заслуги. Не упускал случая порадеть о собственных интересах. Но и о деле не забывал, и о пользе Отечеству. А если кто-то понимал эту «пользу» иначе, так что же?.. Вольному воля. А главное – все работало, регион жил, развивался, прирастал новыми делами. Что еще от губернатора требуется?
Источники:
1. Н.И.Афанасьев «Современники», т.2, М., 1910, с.234-237.
2. Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год, с.CLI-CLVI, 173-177.
3. Публикации газеты «Симбирянин», 1911-1916.
4. В.Н.Кузнецов «История Симбирской губернии в лицах. Начало ХХ века», Ульяновск, 1999, с.25-32.
5. К.Е.Горбунов, И.Э.Сивопляс, А.Ю.Шабалкин «Симбирские гражданские губернаторы», Ульяновск, 2003, с.168-173.
6. Публикации В.Н.Кузнецова, А.Ю.Шабалкина, И.Э.Сивопляса в сборниках и СМИ, и др.
_________________
Александр Степанович Ключарев, еще уфимский губернатор (1905-1911)
Н.И.Афанасьев «Современники», т.2, М., 1910.
Симбирский губернатор (1911-1916) Александр Степанович Ключарев.
Софья Александровна Ключарева (урожденная Вишнякова), супруга симбирского губернатора.
Журнал «Столица и усадьба», 1915, № 30.
Здание Троицкой гостиницы и городской театр после пожара, случившегося 23 апреля 1911 года, в первый день губернаторства А.С.Ключарева.
Губернаторский дом в Симбирске.
Дом-памятник И.А.Гончарову построен по инициативе Симбирской губернской ученой архивной комиссии и по проекту А.А.Шодэ в 1912-1916 гг.
Открытие памятника П.А.Столыпину в Симбирске 1 сентября 1913 года. Стоят (слева направо): член Госдумы А.А.Мотовилов, губернатор А.С.Ключарев, О.Б.Столыпина (Нейдгардт) с дочерью и сыном, городской голова Л.И.Афанасьев.
Журнал «Огонек» от 15 сентября 1913 года.
1) Проект памятника Александру II в Симбирске.
Рисунок по иллюстрации из газеты «Симбирянин» от 27 февраля 1915 года.
2) Комсомольский митинг 15 июня 1924 года у постамента памятника Александру II.
ГАНИ УО.
Открытие железнодорожного моста через Волгу 5 октября 1916 года.
Журнал «Искры», 1916, № 46.
Житель
На проводах Иваныча в министерство буйных фантазий весь город ликовать будет…
О
Красного губера тоже не будет,так что губу закатайте.
дырке кремлеботной
Тебя,саплю пархатую,ещё не спросили!
Читатель.
Хорошие материалы даёт автор , прежде всего для школьников. Готовые рефераты , даже со списками литературы. И иллюстративный материал подбирать не надо . Правда придется сокращать. Уж очень брандер…или как его…обилен на компиляции. Настоящий Дюма от краеведения
Валёк
Хорошие? Я бы не сказал бы так, ибо есть ошибки. Так, утверждается, что “В декабре 1911 г. А.С.Ключарев «за отличие» произведен в чин тайного советника – штатского генерала”. Но Ключарев и до этого был штатским генералом – действительным статским советником, что в царской России соответствовало чину генерал-майора в армии. А тайный советник – это уже генерал-лейтенант…
Житель Хрустальной
Brandergofer, как всегда познавательно. И отличным языком написанное.
Спасибо!
GIBDD
Дальнейшую судьбу никак не установить?
Сгинул во время революции?