Вряд ли кому-то в Ульяновске нужно представлять Федора Осиповича (Иосифовича) Ливчака. Об архитекторе и его творчестве не раз говорилось и на странице группы. Постройки Ливчака украшают город и заслуженно считаются его гордостью. Правда, не всем им одинаково повезло. Достаточно вспомнить руины зданий, построенных Ливчаком в Карамзинской колонии душевнобольных, включая изумительный павильон имени В.А.Копосова, чье имя носит сейчас больница. Или не так давно облицованное плиткой (!) и утратившее деревянные элементы декора здание ветеринарной лаборатории на улице 12 сентября. Часть наследия архитектора потеряна безвозвратно.

Но сегодня речь пойдет о творении Ф.О.Ливчака, не обделенном вниманием – его собственном особняке. Дом находится на улице, ныне носящей имя архитектора – наверное, самой короткой в городе, всего-то три дома. В этом году дому-ателье Ф.О.Ливчака, построенному в 1914 году, исполняется 105 лет.

Сын известного изобретателя из Вильно Иосифа Николаевича Ливчака приехал в Симбирск в 1906 году (его отца хорошо знал А.В.Жиркевич и, позже оказавшись в Симбирске, подружился с Ливчаком). За плечами Федора Осиповича были архитектурный факультет Петербургского института гражданских инженеров и два года работы в Смоленске. Заняв пост городского архитектора, Ф.О.Ливчак в короткий срок разработал и осуществил ряд великолепных проектов. Среди его работ Воскресенская церковь, дом Е.М.Зеленковой (Гончарова, 12), дом Общественного собрания (филармония), училище имени Гоголя на площади Маришка (Красноармейская, 53), Крестьянский поземельный банк (Л.Толстого, 42), кинотеатр «Ампир» («Художественный») и многое другое. Ряд интересных проектов архитектора остались нереализованными.

Вскоре Ф.О.Ливчака увлекла идея производства нового тогда материала – бетонных пустотелых блоков и строительства из них. Сын архитектора, Борис Федорович Ливчак, вспоминал: «Экспериментальной базой для усовершенствования изготовления бетонного камня была сначала мастерская – сарай на берегу Волги. … Технологические успехи и спрос на камень вели к расширению производства…»

В 1910 г. Федор Осипович перешел на работу заведующим строительным отделом Симбирской губернской земской управы. Главной причиной стало то, что земство поддержало его начинания. Ливчак оборудовал земскую лабораторию, где создавал и испытывал свой «бетонит». По его проекту земство построило в 1910 г. бетонный завод, а через год начал работать собственный бетонный завод Ливчака на берегу Волги. По инициативе архитектора построен земский цементный завод в Сенгилее.

За несколько лет в Симбирске возведено более 50 строений из бетонных блоков. Это постройки на территории Александровской больницы: дом старшего врача, прозекторская и др.; доходные дома Е.Н.Ухтомской (Л.Толстого, 28, 30), школа огнестойкого строительства (Кирова, 4) и т.д. Из бетонного камня Ливчаком возводились постройки Карамзинской колонии душевнобольных, Симбирского патронного завода. В планах архитектора было массовое строительство не боящихся огня домов в сельской местности.

Летом 1911 года на имя жены Ф.О.Ливчака, Марии Васильевны Ливчак была приобретена усадьба на углу Покровской улицы и Покровской (Николаевской) площади. На территории усадьбы находился жилой деревянный дом, построенный в 1875 г. статским советником П.В.Волынкиным (ул. Архитектора Ливчака, 6) и надворные постройки. У наследников Волынкина усадьбу приобрел коллежский советник Л.Л.Прушакевич.
В 1902 году дом был перестроен. С северной и южной сторон главного фасада возведены пристройки «на каменных полуэтажах», дом украшен резным декором. Над входами, справа и слева, поднялись две четырехгранные башенки, увенчанные шатрами и шпилями. Дом значился как «полукаменный двухэтажный с мезонином». Семья Ливчаков купила дом у наследников Л.Л.Прушакевича.

Ф.О.Ливчак в 1913-1914 гг. основательно перестроил дом. Было пристроено жилое крыло со стороны двора; цокольный этаж здания обложен бетонными блоками. Левая, северная часть главного фасада осталась в прежнем виде, а правая сторона значительно изменилась. Исчезла башенка, фасад здесь приобрел черты так близкого архитектору модерна. Это сочетание стилей традиционного городского дома, богато декорированного накладной резьбой, и модерна – с большими окнами, сдержанным декором и треугольным фронтоном, несомненно, придало дому новое и необычное звучание.

Надежда Федоровна Ливчак, дочь архитектора: «Отец купил дом. Ну, домик. … Парадный вход был законсервирован. Так как в нем одна стена была вся стеклянная, боковая стенка, то он был превращен в отцовскую мастерскую. Там я помню… скульптурные детали для внешнего и внутреннего оформления зданий. Там же на квадратной площадке около входа отец делал эскизы мозаик…
Квартира эта делилась на две части. … Дом одноэтажный был, в старой его части была лестница и маленькая комнатка наверху. В новой части были более широкие комнаты, более крупные окна. В комнате наверху жил Иван Яковлевич, он работал у отца чертежником…
За короткий срок, примерно года два или три, отец изобрел станок для пустотелого камня. И начал вырабатывать этот камень и строить из него дом рядом, на части двора и сада»

Особняк Ф.О.Ливчака рядом со старым домом построен в 1913-1914 гг. Его называют домом-ателье, т.к. кроме жилых и подсобных помещений здесь размещалась мастерская архитектора. Привычное обиходное название – «Дом Ливчака» отражает не только «принадлежность» особняка, но и признание того факта, что в этом здании наиболее ярко воплотилась творческая манера зодчего. Это, без сомнения, один из лучших образцов наследия Ливчака и вообще сооружений в стиле модерн в Симбирске-Ульяновске. Борис Васильевич Аржанцев называл это здание «эстетическим идеалом жилого дома Ф.О.Ливчака»

Процитируем вновь Б.В.Аржанцева (зачем пытаться сформулировать то, что уже прекрасно сказано!):
«В наружных стенах наряду с основным массивом бетонных блоков, имеющих гладкую поверхность и создающих нейтральный фон, цокольную нижнюю часть и углы оформляют блоки с рустованной поверхностью, имитирующей «рваные» грани естественного камня. Такое сочетание создает своеобразный контраст…
В плоскости наружных стен введены отдельные отформованные бетонные плиты с рельефными изображениями. Это и эмблема в виде детской богородской игрушки с фигурами медведя и работника [авторская эмблема Ливчака], как бы символизирующая вечный союз сил природы и человека, и царевна-лебедь с золотой рыбкой под навесом карниза… Над цоколем, в подоконной части на плитах-вкладышах оформлена жар-птица с сияющими лучами солнца на хвостовом оперении. В оформление фасада включены и мозаичные цветные панно с изображением глухарей в лесной чаще.
С целью максимального выявления пластики бетона… изделия из дерева хотя и получили соответствующую обработку, но их звучание в облике здания несколько приглушено.
Все это необычайно оживляет внешний вид здания и вместе со свободной планировкой комнат…, умеренным введением цветных стекол и лепных украшений придает ему черты домашнего уюта, разнообразия и сказочно-лирического настроя, характерного для национально-романтической ветви модерна в России»

Продуманная планировка дома делит его на функциональные части. От парадного входа коридор ведет в жилую часть и мастерскую. Жилая часть дома, в свою очередь, разделена лестницей на парадные и хозяйственные помещения. Одноэтажный основной объем здания завершает мансарда с маленьким балконом и перекрытием сложной формы. С востока примыкает двухэтажная часть дома. А южная, одноэтажная часть, где находилась мастерская Ф.О.Ливчака, имеет по фасаду большое, красиво оформленное окно в форме арки.

Над мастерской расположилась открытая терраса в «итальянском» стиле. Различные видовые площадки и беседки – традиционная деталь симбирской архитектуры. С террасы дома Ливчака открывался широкий вид на Покровскую площадь, разбитый на ней в начале ХХ века Колючий садик, а далее – на Покровский монастырь с Благовещенской церковью.
Деревянные детали фасада играют вспомогательную роль, но прекрасно дополняют облик дома. Это изящные кронштейны, поддерживающие навесы над крыльцом и балконом мансарды; свесы кровли окаймляет деревянный резной подзор. Созданные архитектором внутренние интерьеры дома – одновременно сказочные и комфортные для жизни. Часть их сохранилась или была восстановлена. Особого упоминания заслуживает элегантная деревянная лестница в стиле модерн.
В одно время с домом было построено ограждение, а также «холодные службы» из бетонных блоков, разделившие усадьбу на две изолированные части.

Конечно, строительство такого дома, к тому же наполненного техническими новинками, требовало применения самых разных познаний и навыков. Федор Осипович, сам хороший инженер, имел способных помощников. Б.Ф.Ливчак: «У отца было два компаньона: Израилев и Богаткин. Израилев был небольшим предпринимателем по слесарному делу. … Его специальность – водопровод, канализация, а с приходом центрального отопления – монтаж. Он все это выполнял при строительстве нашего особняка…
Богаткин – из крестьян, специализировался на столярно-плотничьем ремесле… Вся плотницкая работа по нашему особняку выполнена им. И он стал компаньоном отца по камню…»

Архитектор не переставал трудиться над усовершенствованием своих бетонных блоков. Его собственный дом давал прекрасные возможности для наблюдений и служил своего рода испытательным полигоном. Б.Ф.Ливчак: «В некотором отношении экспериментом был построенный из бетонного пустотелого камня собственный 9-комнатный дом отца. Я помню ниши в его стенах – для измерения теплопроводности, звукопроводности и других свойств нового тогда для жилищного строительства материала»

В сентябре 1918 года Федор Осипович с семьей покинул Симбирск. У него были основания опасаться возвращения красных. В короткий период, когда Симбирск находился в руках Комуч, Ливчак поддерживал новую власть и даже пытался у себя во дворе переоборудовать грузовую машину в броневик. Попытка оказалась неудачной, но факт сотрудничества был налицо. Б.Ф.Ливчак: «Тогда отец решился на эвакуацию. … Еще до подъезда к пристаням узнали, что пароходы не ходят. Наняли большую лодку, переплыли Волгу и пешком дошли до станции. Поездом доехали до Мелекесса…, к нашим дальним родственникам Яхтенфельдам…
Симбирск был взят красными в тот же день, как мы покинули его. Когда отец убедился, что красные не только закрепились в городе, но наступают далее на восток, было решено: семья возвращается домой, а он едет в Уфу».

Больше они не виделись. Добравшись до Омска, Федор Осипович решил не ехать дальше. После прихода красных он был мобилизован, как инженер, на строительство госпиталей, заразился сыпным тифом и умер 20 декабря 1919 года, успев написать родным прощальное письмо.

Семья вернулась в Симбирск. «Дом наш отобрали, он был занят военными. Поэтому приехали мы в квартиру к тете Варе [Варвара Васильевна Вольсова (Гартц), сестра М.В.Ливчак]. Началась повседневная жизнь» (Н.Ф.Ливчак). «Мама поступила на работу счетоводом в городской отдел здравоохранения. Дети пошли в школы. Мама пришла в свой прежний дом… Ей вернули часть мебели и кое-что из домашних вещей» (Б.Ф.Ливчак)

Деревянное здание (дом Волынкина) на протяжении всей своей истории было и остается жилым домом. Особняк Ф.О.Ливчака в 1918 году был занят начальником штаба 5-ой Армии Восточного фронта. В 1920-х в нем разместились коммунальные квартиры. Потом он был детскими яслями и снова жилым домом. С 1961 г. особняк занимала детская туберкулезная больница. В 1986 г. здание передано Ульяновскому отделению Всероссийского театрального общества, и после реставрации в нем разместился Дом актера.

В 2014 году в особняке открылся музей «Усадьба архитектора Ф.О.Ливчака. Дом-ателье», включающий экспозиции «Мастерская Ф.О.Ливчака» и «Театральная жизнь Симбирска». Этому предшествовала капитальная реставрация, длившаяся около четырех лет: за прошедшие десятилетия Дом актера сильно обветшал. Был укреплен фундамент, перекрыта кровля, произведена замена инженерных систем, восстановлены элементы декора и т.д.

Вообще, за годы эксплуатации в различных качествах и в ходе предыдущих реставраций-реконструкций дом претерпел серьезные изменения своего облика. Частично изменилась планировка, утрачены многие интерьеры, лепнина, некоторые элементы внешней отделки. Не сохранились или были перестроены дворовые постройки. На террасе над мастерской долгое время возвышалась остекленная коробка. До последней реставрации вместо деревянного углового балкона была металлическая лестница, ведущая на второй этаж. Довелось несколько раз бывать в организации, арендовавшей там помещение, и хорошо запомнился этот «отдельный вход» на уровне 2-го этажа. Сейчас лестница демонтирована, балкон восстановлен. Да и в целом, насколько это было возможно, особняку возвращен первоначальный вид.

И закончить хотелось бы тоже словами Бориса Васильевича Аржанцева: «Этот Дом-особняк был рассчитан на проживание не только отдельной семьи, но и целого рода, а Россия всегда была сильна родовым началом. А.С.Пушкин писал: «…я знал своих предков прежде, чем узнал Байрона». Вплоть до середины ХХ века в старом Симбирске и современном Ульяновске господствующим видом жилого дома оставалась малоэтажная застройка с садами и огородами, а город в целом являлся уникальным Городом-Садом».

Источники:
1. Ф.О.Ливчак «Бетонный пустотелый камень…», СПб, 1914, 2-ое изд.
2. Воспоминания Б.Ф. и Н.Ф.Ливчак (опубликованы А.Б.Ливчаком)
3. Б.В.Аржанцев «Красота и практичность» («Ульяновская правда», 17 августа 1975 г.)
4. Б.В.Аржанцев «Архитектурно-исторические образы Симбирска», Ульяновск, 2004, с.120-121
5. «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», ГИММЗ «Родина В.И.Ленина», 2006, с.271-275
6. С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Федор Ливчак», Ульяновск, 2006, с.44-50; и др.
_____________________
Бывший дом Волынкина – Прушакевича, приобретенный на имя М.В.Ливчак в 1911 году:
1) Северная сторона, сохранившая облик, приобретенный после перестройки дома Л.Л.Прушакевичем в 1902 г.
2) Южная сторона, перестроенная Ф.О.Ливчаком в 1913-1914 гг.

А.И.Титовский:
1) Дом Волынкиных. 1986.
2) Дворик дома Волынкиных. 1986.
Из серии «Ульяновская старина». УОКМ

Проект дома Ф.О.Ливчака в Симбирске.
Ф.О.Ливчак «Бетонный пустотелый камень…», СПб, 1914, 2-ое изд.

Бывший дом Ф.О.Ливчака.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.2, д.4, л.127

А.И.Титовский. Дом архитектора Ф.О.Ливчака. 1983.
Из серии «Ульяновская старина». УОКМ.

А.Романовский:
1) Вид из Колючего садика на дом архитектора Ливчака. 2005.
2) Улица старого города.

Элементы фасада.

Мастерская Ф.О.Ливчака (музейная экспозиция)

Деревянная лестница в стиле модерн.

Вид с открытой террасы над мастерской.