Часть 1
Часть 2:

II. ВОПЛОЩЕННАЯ МЕЧТА
…Уже 7 января 1913 года Август Августович Шодэ представил на рассмотрение СГУАК проекты двух фасадов Дома-памятника и планы двух этажей. Проект был единогласно одобрен. Он описан в отчете архивной комиссии за 1913 год:
«Двухэтажное каменное здание занимает угловое место в Николаевском саду и выходит одним фасадом на Венец, другим к дому дворянства. Исполнено оно в стиле «Ренессанс». Соединяющий оба фасада угол здания образует круглую башню, красиво заканчивающуюся вверху и доминирующую над всей постройкой. В нише одного из фасадов, обращенного к Венцу, помещен бюст И.А.Гончарова – необходимая эмблема дома-памятника.
Основная конструкция всего здания и стильные особенности фасадов и кровли придают дому красивый вид. Удачно выбранные размеры… создают зданию выгодное положение в отношении соседних строений – губернского присутствия, дворянского и губернаторского домов: новое здание их не загородит, не подавит своими размерами и в то же время не будет само подавлено ими»

В первоначальном проекте главный фасад здания был симметричен. Но весной 1913 г. А.А.Шодэ внес в проект изменения. Выступающее вперед крыльцо нарушало городские строительные правила, и здание пришлось отодвинуть вглубь участка. Кроме того В.Н.Поливанов предложил увеличить главный фасад, добавив еще одно окно. Это нарушало симметрию, но Шодэ прекрасно решил проблему. «Усилив центральную часть, он расширил правую, уменьшив при этом левую и уравновесив обе части при помощи башни. Симметричность во внешнем облике здания уступила место ритмическому равновесию»

При взгляде на Дом-памятник с разных сторон зритель каждый раз видит его по-новому. Над зданием доминирует угловая башня с куполом и шпилем, связывающая воедино два фасада. Центральный вход и расположенное над ним окно с балконом выглядят как огромная триумфальная арка. Мемориальную роль Дома-памятника должно было подчеркнуть и скульптурное оформление здание. На рисунке фасада 1913 года аттик слева венчают богиня просвещения Минерва и девушка с рукоделием, справа – та же богиня и юноша с книгой. На парапете балкона, в обрамлении арки центрального окна – бюст И.А.Гончарова, в нишах у входа – мужская и женская фигуры. Возможно, это должны были быть герои произведений Гончарова, например, Вера и Марк Волохов из «Обрыва».

Планировка Дома-памятника одновременно торжественна и подчинена его музейному назначению. Из вестибюля арочный проем ведет к парадной лестнице на второй этаж, представляющий собой окаймленные балюстрадой антресоли с верхним светом. Вокруг галереи анфиладой расположены высокие залы. Центральное место занимает зал заседаний. Галерея украшена пышным лепным узором. У входа на галерею и над дверью зала заседаний изображены гербы Симбирска. На 12 медальонах, расположенных в люнетах свода, вероятно, предполагалось поместить изображения, связанные с Гончаровым и его творчеством.

Таким образом, главной идеей проекта стал триумф Гончарова, увековеченный в вознесшемся над Волгой мемориальном здании, а сам Дом-памятник явился триумфом полета мысли зодчего. По словам Б.В.Аржанцева «Дом-памятник И.А.Гончарову с учетом его окружения создает гармонию природы и камня».

Еще 9 января 1910 г. СГУАК избрала строительную комиссию в составе: В.Н.Поливанов, Л.И.Афанасьев, Н.Я.Шатров, И.Я.Яковлев. В конце 1910 г. в комиссию включен управляющий Симбирским отделением Госбанка Н.Х.Плющевский-Плющик. В новый состав комиссии (1913) вошли А.А.Шодэ и П.А.Александров. Возглавлял ее городской голова Л.И.Афанасьев, но заведующим постройкой стал И.Я.Яковлев. В воспоминаниях Ивана Яковлевича говорится: «При создании Гончаровского дома главную роль сыграл Поливанов в смысле обеспечения своими связями и сбором средств. Кроме него и другие оказали свои услуги. Так, архитектор Шодэ… выработал проект сооружения… Секретарь архивной комиссии Александров содействовал успеху сборов по России. Даже я, чуждый интересам старины, внес в это дело посильную лепту, участвуя в вопросах об устройстве отопления, освещения, при заготовке материалов и т.п. Купец Шатров пожертвовал крупную сумму денег…»

А.Н.Блохинцев писал: «В связи с тем, что Шодэ как специалист не имел диплома, его проект должен был рассмотреть профессор Петербургской Академии художеств Померанцев, а для наблюдения за строительством был привлечен архитектор губернского правления В.Г.Иванов». Это соответствует сведениям об отсутствии у А.А.Шодэ специального архитектурного образования. Но, конечно, авторский надзор осуществлял он сам.

Составленная Шодэ в 1913 г. смета определяла стоимость строительства в 97.769 руб. По состоянию на 15 июня 1916 г. общие расходы на строительство Дома-памятника составили 135 тыс. рублей. Сказались увеличение объема здания и рост цен в связи с начавшейся войной.

Строительство развернулось в 1913 году. Зимой заготавливались материалы, с весны началась подготовка площадки. До июня были построены вспомогательные помещения и забор, вырублены деревья, вырыт котлован. Оказалось, что в земле на территории строительства проходили водопроводные трубы, а на месте башни обнаружился заброшенный колодезь. Все это, а также расчистка территории сада, затянуло закладку фундамента. Тем не менее, в ноябре фундамент был забетонирован, а подвальные помещения перекрыты стальными балками.
Для строительства был закуплен плот из сосновых бревен, 500.000 штук красного кирпича, 28 куб. сажен бутового камня, большое количество песка, извести, цемента, 44 двутавровые балки и т.д. А.А.Шодэ заказал специальный лекальный кирпич для выполнения архитектурных элементов фасада.

В феврале 1914 г. началась кладка стен, а уже в сентябре возведенные стены начали штукатурить. Эти работы выполняла артель подрядчика А.М.Шапошникова. В августе установлены балки перекрытий на этажах, забетонированы балконы и установлены оконные рамы. В сентябре начали крыть оцинкованным железом крышу и прокладывать трубы отопления. Тогда же началась отливка и установка лепных украшений. Лепные работы выполнял мастер Т.Каминский, а когда его призвали в армию – М.Булычев и Е.Островский. Оконные рамы и двери изготовил мастер Курзин, а дверь парадного входа и дубовую раму большого окна – мастерская Симбирской чувашской школы.

К ноябрю 1914 г. уложены плиты парадного входа, изготовленные самарской фирмой Ванюшина, заасфальтированы полы первого этажа, проложены водопроводные трубы, завершены кровельные работы.
Материалы и оборудование приобретались у лучших фирм России. Так, керамическая плитка для полов была заказана у товарищества Э.Э.Беренгейма в Харькове и московской фирмы Облезина; специальный металл для перекрытий приобретен у товарищества графа Ледоховского в Варшаве, паркет – у торгового дома Г.Ф.Локке в Казани; спиральную лестницу для балкона изготовила слесарная мастерская В.Ф.Заксе в Казани; сооружение водяного отопления и вентиляции поручено фирме братьев Кертинг из Москвы и т.д.

Зимой 1914-1915 гг. продолжались штукатурные и лепные работы; в декабре от фирмы Г.И.Бренерта в Москве получены металлические листы для покрытия купола башни; в январе началась установка наружных элементов декора. Но в условиях военного времени темпы строительства замедлились. К тому же были израсходованы все имеющиеся средства. Архивная комиссия обратилась в городскую управу с просьбой передать в ее собственность землю, чтобы заложить ее вместе со строящимся зданием за 25.000 рублей. П.Л.Мартынов, как товарищ председателя СГУАК, заложил в городском банке ценные бумаги капитала Карамзинской библиотеки и полученные 4,5 тыс. рублей передал на строительство. Н.Я.Шатров сделал еще несколько пожертвований на общую сумму 6000 руб. Все это и поступавшие по подписным листам взносы позволили завершить общестроительные и часть отделочных работ. В конце июля 1915 г. часть фасада со стороны Волги была оштукатурена и выкрашена в розовый цвет. После того как убрали леса, перед симбирянами впервые предстал Гончаровский дом.

В начале 1915 г. И.Я.Яковлев писал Поливанову: «Постройка Гончаровского дома идет довольно успешно. Крышу на доме и башне покрыли, сейчас на последней укрепляют наружные украшения. Фонарь над центральной частью тоже устроен; верхние и средние рамы застеклены, а нижние рамы матовыми стеклами будут застеклены по окончании штукатурки. Маленький боковой фонарь над живописным залом почти устроен… Вообще, Шодэ, я и Петр Александрович [Александров] очень заняты работами по окончанию отделки дома и ведем их довольно успешно…»

Нехватка средств вынуждала отказываться от многих планов. В начале 1915 г. художник Д.И.Архангельский был командирован в Академию художеств, чтобы выбрать и заказать гипсовые скульптуры для украшения балюстрад в доме. Скульптуры были отобраны, заказ сделан, но денег на его оплату не нашлось. Осенью 1915 г. комиссия отказалась и от установки скульптур на фасаде здания.

В апреле 1915 года в Петрограде скончался В.Н.Поливанов. Он был погребен на кладбище Симбирского Покровского монастыря. Председателем ученой архивной комиссии избран губернатор А.С.Ключарев. Как писал о Доме-памятнике И.Я.Яковлев, «постройка окончилась… при Ключареве, которому приписали чуть не главную роль в этом деле, забыв заслуги других, те, кто перед ним кланялся и лебезил…»

Ночью 1 сентября 1915 г. на чердаке здания произошел пожар. Его тушили до 6 часов утра. От огня пострадали деревянные стропила кровли, погнулись металлические фермы, обгорели рамы остекления фонаря. Пришлось разбирать часть крыши, заново производить остекление и т.д. Ущерб составил 4 тысячи руб.

Осенью 1915 г. осуществлялся переезд Карамзинской библиотеки в нижний этаж Гончаровского дома. Ее помещения в здании Дворянского собрания были отданы под классы 2-ой мужской гимназии. В ноябре библиотека уже разместилась в новых помещениях и возобновила выдачу книг.

А в октябре 1915 г. первый этаж недостроенного Гончаровского дома был отдан под военный госпиталь. 21 октября в здании начали размещаться первые раненые из 117-го сводного эвакуационного госпиталя. В декабре их было уже 200 человек. В этих условиях отделку внутренних помещений пришлось приостановить. Еще не был завершен монтаж центрального отопления, снаружи дом не полностью оштукатурен. Только в ноябре удалось вывезти с пристани и установить каменные ступени центральной лестницы; каменные подоконники так и не были установлены.

Строительные работы продолжались до июня 1916 года, после чего окончательно прекратились из-за отсутствия средств. Здание приобрело тот вид, который оно имеет сейчас. Полностью проект реализован не был: не установлены скульптуры на фасаде и бюст И.А.Гончарова на парапете балкона. По обе стороны от крыльца проектом предполагалось установить фонари, а на башне – часы. Значительно упрощена внутренняя отделка здания. Не был построен каменный забор. Отчет архивной комиссии за 1916 год содержит и другие отклонения от проекта, перечисленные А.А.Шодэ: «Высота здания увеличена на ¾ аршина, сделано помещение для архива в подвальном помещении [исторический архив СГУАК был переведен в Дом-памятник в 1916 г.], наружная штукатурка здания с массою украшений, лепные работы в вестибюле, переделки, вызванные приспособлением дома для военного госпиталя и т.д.».

В марте 1918 г. было принято решение губисполкома об объединении всех симбирских музеев – историко-археологического, естественно-исторического и церковного – в единый Народный музей. СГУАК поставила условием обязательное размещение Народного музея в Гончаровском доме. Условие было принято, но вскоре началась гражданская война. 12 сентября 1918 года с башни Дома-памятника, из проема, предназначенного для часов, бил пулемет: сначала по наступавшим красным, потом по отступавшим белым. Здание получило повреждения.

11 октября 1918 г. состоялось организационное собрание по созданию Народного музея. В нем принимали участие председатель архивной комиссии П.Л.Мартынов, П.А.Александров и новый хранитель музея СГУАК И.Н.Юркин. Были избраны президиум Народного музея под председательством П.Я.Гречкина и хозяйственная комиссия, которую возглавил П.Л.Мартынов. Гончаровский дом был освобожден от квартировавшего там продотряда, и в октябре, под руководством П.Л.Мартынова, начался ремонт. Попутно устранялись недоделки, оставшиеся от незавершенного строительства.

В декабре 1918 г. в Дом-памятник переехал естественно-исторический музей, в январе 1919-го – историко-археологический. Народный музей открылся для посетителей 1 июля 1919 года. Он поначалу занимал только верхний этаж здания, а на первом этаже в 1919-1920 гг. размещался Пролетарский университет. С 1922 г. музей именовался Естественно-историческим, с 1925 – Государственным губернским (окружным) музеем, а с 1932 г. стал Краеведческим. В 1932 году в Гончаровский дом из бывшего особняка Е.М.Перси-Френч на Московской улице переведен Художественный музей.

С 1932 года в составе Художественного музея существовала комната памяти И.А.Гончарова, в 1954 году она была передана в Краеведческий музей. Экспозиция комнаты легла в основу Мемориального музея И.А.Гончарова. В 1956 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ульяновскому краеведческому музею было присвоено имя И.А.Гончарова.

Источники:
1. А.Н.Блохинцев «Дом-памятник И.А.Гончарову» («Заметки о памятниках», вып.1, 1969, машинопись, УОНБ)
2. Б.В.Аржанцев «Гончаровский мемориал» («Симбирский вестник», вып.1, 1993, с.123-132)
3. Б.В.Аржанцев «Архитектурно-исторические образы Симбирска», Ульяновск, 2004, с.112-118
4. Ю.Д.Ефимов «Симбирск в годы Первой мировой войны», Ульяновск, 2006, с.159-169
5. И.Г.Котова «К истории проектирования и строительства Дома-памятника И.А.Гончарову в Симбирске» («Традиция в истории культуры», сборник…, Ульяновск, 2000)
6. С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Август Шодэ», Ульяновск, 2009, с.67-81
7… Журналы Симбирской городской думы, отчеты и журналы СГУАК, публикации газеты «Симбирянин» и др.
________________
Гончаровский дом.

Естественно-исторический музей.
В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, 1926.

1) Ульяновск. Естественно-исторический музей. Почтовая карточка, М., 1926.
2) Художественный музей в Ульяновске. Почтовая карточка, Ульяновск, 1948.

Исторический музей в Ульяновске:
1) Почтовая карточка Волжского речного пароходства.
2) Почтовая карточка «Союзфото», Самара.

Вестибюль Краеведческого музея. Середина ХХ века.
УОКМ

Комната памяти И.А.Гончарова в Краеведческом музее. Начало 1960-х годов.

Дом-памятник И.А.Гончарову. 1954 год.
Фотоальбом «Наша Родина», М., Географгиз, 1957.

1) Художественный и Краеведческий музеи. Открытка, М., 1963. Фото И.Тункеля.
2) Н.П.Облезин. На бульваре Венец. 1960-ые годы.

Дом-памятник И.А.Гончарову.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф111.

Краеведческий и Художественный музеи.
Фотоальбом «Ульяновск», М., «Планета», 1979. Фото В.Гаспарянца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.