1. Анатолий Николаевич Грошев (1902-1971)
Картина «Бой под Симбирском» (фото 1)
«…Война, революция, установление Советской власти в Симбирске, приход белых и освобождение города бойцами Железной дивизии. Грошевы жили уже в Симбирске. И Анатолий отчетливо запомнил, как мимо его дома [на Сызранской улице, ныне ул. 12 сентября] прорывались красные конники 12 сентября 1918 года к тюрьме. Гораздо позже он напишет картину. И в основу ее ляжет именно этот эпизод, сохранившийся в острой памяти подростка…»
(Р.Юрьев, «Ульяновская правда» от 14 октября 1967 г.)
«…Картина Грошева «Бой под Симбирском» – это песнь о лучших сынах пролетариата, беззаветно дравшихся, вырывая город – родину дорогого своего вождя В.И.Ленина – из рук врагов рабочего класса… Мы видим в картине, какой неудержимой лавой льется красная сила, нанося последний сокрушительный удар, разбивая вдребезги ненавистного врага. Пройдут годы напряженной борьбы, и не сотрется из памяти пролетариата время героической эпохи, ибо «молчаливые» памятники расскажут шумной детворе о битвах своих отцов, старому рабочему расправят складки лица: заиграет улыбка в усах, вспомнятся боевые дни…»
(В.Кадышев «Выставка картин к XV-й годовщине Октябрьской революции», Ульяновск, 1932)
Увы, эта работа, «молчаливый памятник», сохранилась только на фотографии. А тогда, будучи очень увлечен темой, Анатолий Николаевич создал множество эскизов, несколько вариантов картины «Бой под Симбирском», портреты Г.Д.Гая, М.Н.Тухачевского, М.В.Фрунзе и других участников тех памятных дней. В начале 1930-х годов он начал работать над созданием панорамы. Новый импульс этой работе придал приезд комдива Железной дивизии Гая Дмитриевича Гая в Ульяновск в 1933 году.
2. Анатолий Николаевич Грошев.
Неоконченная панорама (фото 2-3)
А.Н.Грошев: «Гай, помнится, приехал в Ульяновск, когда я работал над эскизом своей панорамы «Бои под Симбирском». Я был несказанно обрадован появившейся возможности проконсультироваться у подлинного героя, непосредственного участника и руководителя операции по освобождению города. Наша встреча состоялась в доме поэта Языкова, где остановился Гая Дмитриевич Гай. В назначенный срок, в 10 часов утра, я с эскизом в руках стоял в комнате, куда спустя несколько минут вошел легендарный полководец. Во многом помогла мне эта встреча. Позднее в основу работы легли именно те указания и предложения Гая, которые он сделал мне в машине, объезжая те места, где шли тяжелые бои за Симбирск».
(«Ульяновский комсомолец» от 4 августа 1968 г.)
Панорама «Бой под Симбирском»
«Настала пора построить в Ульяновске памятник в честь великого события – освобождения города, памятник монументальный, достойный нашей эпохи. Какой из видов искусств должен быть призван к созданию памятника? Была выбрана живопись. Панорама – это самый серьезный вид живописи. В Ульяновске также следует построить панораму «Бой под Симбирском в 1918 году».
В Ульяновск ежегодно стекаются со всех концов нашей необъятной Родины десятки тысяч туристов и экскурсантов. Все они хотят знать о родине Ильича больше, чем узнают теперь. Ульяновск имеет все возможности для создания панорамы, а политико-воспитательное значение ее огромно.
Мне кажется, панораму следует построить в здании бывшей немецкой кирхи. Территориальное положение не может быть более удачным (на пути экскурсантов к дому Ленина). Внутренняя конструкция помещения с небольшими переделками вполне удовлетворит панорамные требования. Техническая и творческая сторона создания панорамы «Бой под Симбирском» мною разработана, проект выставлен в Ульяновском музее. Бригада художников готова: Остроградский, Панин, Ланков, Свиридов, Радонежский. Это все достаточно сильные художники. Создание панорамы обогатит наш город еще одним славным историческим памятником.
Художник А.Н.Грошев, член президиума областного комитета ССХ»
(«Пролетарский путь» от 12 сентября 1938 г.)
Детально проработанный замысел панорамы тогда не был реализован. Наверное, кроме технических трудностей, повлияло и то, что Г.Д.Гай в 1935 году был арестован, а в 1937-м расстрелян. История боев под Симбирском была переписана. Все лавры победителя достались В.В.Куйбышеву, а Гай объявлен «предателем». К тому же вскоре началась война, надолго отодвинувшая планы монументального увековечения в живописи событий сентября 1918 года. И лишь спустя годы этот замысел воплотил другой художник.
3. Юрий Иванович Куликов (1924-2000)
Диорама «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года» (фото 4)
«Посетители Ульяновского краеведческого музея обычно задерживаются перед диорамой «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года». Вдали, на горе над волжским обрывом, сверкают золотыми куполами соборы Симбирска, внизу – лента реки с перекинутыми через нее пролетами железнодорожного моста, а на среднем и переднем планах – жаркая схватка бойцов дивизии Гая с белогвардейцами. Рвутся снаряды, мчатся с клинками красные всадники, штурмуют окопы врага пехотинцы. Присмотришься повнимательнее – и узнаешь, где все происходило: Киндяковка, овраг, ведущий к Волге, примерно в том месте, где ныне стоит моторный завод. Все исторически и географически достоверно, убедительно по живописному решению.
Автор – ульяновский художник Юрий Иванович Куликов. В разные годы он создал еще несколько диорам, которые можно увидеть в музеях Ульяновской средней школы №11, управления внутренних дел, в воинской части, в краеведческом музее Димитровграда. Как правило, их тематика – события гражданской и Великой Отечественной войн. Есть еще одна диорама, посвященная освобождению Симбирска – «Бой у Колючего садика»…»
(И.Хмарский, «Ульяновская правда» от 15 сентября 1984 г.).
Ю.И.Куликов является также автором диорамы «Симбирский пожар 1864 года» в Музее пожарного дела. Юрий Иванович больше известен, как автор картин и стихов о войне – всю ее, от Москвы до Берлина, он прошел рядовым. В последние годы жизни работал над серией живописных полотен «История Симбирска»: от Богдана Хитрово до событий, свидетелем которых являлся сам автор. А видел он немало…
Ю.И.Куликов: «Успеть надо много. Из исторической «Симбирской серии» два холста не готовы. Один по Гражданской войне, второй – по Отечественной. Сколько исторических событий произошло буквально на моих глазах! Наверное, первый будет связан с легендарным комдивом Гаем. Я помню его на митинге, проходившем на площади у собора, где сейчас памятник Ленину. Позже в Ульяновск приезжала жена Гая, на открытие школы его имени, и высказала пожелание, чтобы в музее было что-нибудь монументальное. Тогда я сделал диораму «Освобождение Симбирска», сейчас она, наверное, пылится где-нибудь…»
(Народная газета» от 28 сентября 1999 г.)
Пылится… Или, скорее, вообще не существует. В Краеведческом музее диорамы «Бой за Симбирск» давно нет. Хорошо, хоть на фотокарточке можно ее увидеть.
Конечно, А.Н.Грошев и Ю.И.Куликов – не единственные ульяновские художники, которые обращались к теме Гражданской войны и боев за Симбирск. Можно назвать много авторов и произведений. Но панорама (диорама) – это совершенно особый вид живописи. Она требует максимальной степени достоверности, точности в общей картине и в деталях, безошибочной привязки к местности. Это не просто произведение искусства, а настоящая реконструкция исторического события. Ответственность художника тут необычайно велика, а «погружение» в тему требует тщательного изучения архивных материалов, воспоминаний и т.д. Если автор справился со своей задачей, то его произведение приобретает ценность исторического свидетельства. Фотография диорамы Куликова выглядит как кадр настоящей фронтовой хроники из самой гущи боя, а любой житель города сразу увидит знакомые места и ориентиры.
4. «Показательный бой» 1928 года (фото 5-7)
Думается, стоило бы организаторам и участникам нынешних исторических реконструкций посмотреть на произведения А.Н.Грошева и Ю.И.Куликова. Или, хотя бы, на фотографии того, как подобные реконструкции проходили раньше. В Государственном архиве новейшей истории хранится подборка снимков инсценировки боя за Симбирск, организованной в 1928 году. Ниже приведено три фотографии из этой серии.
А вот как описывала этот «показательный бой», проходивший в рамках Недели обороны, газета «Пролетарский путь». Правда, на снимках и в статье не вполне совпадает место действия. Очевидно, на фотографиях запечатлена отправная точка наступления «красных», после чего «сражение» переместилось ближе к центру города. В любом случае, описание достойно внимания.
Из Плана проведения Недели обороны в Ульяновске:
«15 июля 1928 года батальоном Осоавиахима будет проведено показательное ученье (двухсторонний бой в городе). Заключительная часть этого занятия (самая интересная) будет происходить между 11-12 часами на Ярмарочной площади…»
(«Пролетарский путь» от 14 июля 1928 г.)
«Седьмой час утра. Район Александровской и Ярмарочной площадей необычайно оживлен. Из всех улиц и переулков группами и в одиночку стекаются члены Ульяновского Осоавиахима. Сегодня первый день Недели обороны, и осоавиахимовцы открывают Неделю показательным боем.
На Ярмарочной площади главные силы «синих» (ячейки ГАО и ГПУ), решивших во что бы то ни стало отстоять город от «красных»… Штаб «красных» (батальон Осоавиахима) под руководством комсостава №-го полка энергично готовится к наступлению [от Александровской площади]…
Но вот закончены последние приготовления, розданы бойцам винтовки, и командиры взводов подробно разъясняют бойцам задачу сегодняшнего дня:
– Наступление на Ярмарочную площадь. В заключение атака по двум направлениям: с Новой дамбы и с моста Дворцовой улицы. Известно, что противником будут пущены газы.
10 час. 30 мин. Орудийный выстрел. Наступление началось. Впереди тонкие цепочки разведки, подкрепленные пулеметом. Согласно правил уличного боя, «красные» осторожно пробираются вдоль домов и заборов, направляя дуло винтовок на окна и калитки домов.
Вчерашние канцеляристы, бухгалтера, машинистки чувствуют себя настоящими бойцами. В их руках винтовки не являются игрушками. Видно, что и в настоящей боевой обстановке они не растеряются…
Просыпался горох перестрелки: разведчики установили связь с противником. Взято несколько человек пленных.
«Красные» упорно продвигаются вперед. Вот они уже перебежками преодолели овраг Симбирки, укрепились по всем правилам военного искусства на подступах к Ярмарочной площади и открыли огонь по мелькающим вдали белым блузам милиционеров, зеленым фуражкам конвойцев ГПУ, составляющих отряд «синих».
Под прикрытием амбара расположился отряд сестер милосердия. К ним несут раненых.
– Вас куда ранили? – обращается сестра к выбывшему из строя. Раненый задумывается:
– Вот уже забыл, не то в правую ногу, не то в левую руку, – и вдруг, спохватываясь, смущенно заявляет, – виноват, я ведь убит!
– Следующий! – вызывает сестра.
«Синие» упорно сопротивляются. Пущены в дело газы. Густая дымовая завеса идет стеной на «красных». По наступающим цепям несется:
– Надеть маски!
Оружейный, пулеметный огонь усиливается. «Красные», несмотря на сильные потери, продвигаются вперед. Особенно удачно было наступление от Новой дамбы. Бойцы умело применялись к местности, прячась за каждую складку земли, и, скопившись для удара, бросились в атаку.
Заключительное «ура» возвестило, что «синие» были сбиты с позиции, и город оказался во власти «красных»…
Показательный бой вызвал громадный интерес среди населения Ульяновска и явился лучшей агитацией за дело Осоавиахима»
(«Пролетарский путь» от 17 июля 1928 г.)
А на фотографиях инсценировки боя 1928 года – то же место, что и на диораме Ю.И.Куликова: железнодорожная выемка, «вдали, на горе над волжским обрывом, сверкают золотыми куполами соборы»… Именно здесь красные 12 сентября 1918 года прорвали оборону противника и устремились в город. Эта же местность – на эскизах и проекте панорамы А.Н.Грошева.
______________
А.Н.Грошев. Бой под Симбирском 12 сентября 1918 года.
Фотокопия. ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.120, ед.хр.1.
А.Н.Грошев. Эскизы панорамы «Бой под Симбирском в 1918 году». 1930-ые гг.
УОКМ
А.Н.Грошев. Проект панорамы «Бой под Симбирском». 1930-ые гг.
Фотокопия. ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.121, ед.хр.1.
Ю.И.Куликов. Диорама «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года», находившаяся в Ульяновском краеведческом музее.
Фотокопия. Краеведческий отдел УОНБ, Ф111.
Инсценировка боя за Симбирск во время проведения тактических занятий военных кружков ОСОАВИАХИМ. 1928 год.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.340, л.1.
Инсценировка боя за Симбирск во время проведения тактических занятий военных кружков ОСОАВИАХИМ. 1928 год.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.339, л.1.
ПоделитьсяПоказать список поделившихся
Инсценировка боя за Симбирск во время проведения тактических занятий военных кружков ОСОАВИАХИМ. 1928 год.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.343, л.1.
1) Красноармейцы Курского полка в Симбирске. 1918 год.
2) Парад войск после освобождения Симбирска.
Фотокопии. Краеведческий отдел УОНБ, Ф93.
Бойцы Железной дивизии у Красного знамени ВЦИК. 29 сентября 1918 года.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф94.
1) Гая Дмитриевич Гай (Бжишкян)
2) Г.Д.Гай с женой Натальей Яковлевной на курорте. 1934 год.
ПенсионеР
Познавательная статья.
гость
Раскрывайте тему с Разиным и Пугачёвым, оставьте в покое красных и белых, примиритесь наконец, красная эпоха канула в небытие, успокойтесь.
***
История Разина и Пугачева, если вдуматься, тоже не столь однозначна. Были по официальной версии разбойниками, потом стали народными героями, теперь вообще непонятно кто. Разин Симбирск сжёг, жителей побил, а его именем спуск к Волге назван. А красные и белые… Было, из песни слова не выкинешь. Это наша история. А примирение не есть забвение.
***
Научиться терпимо относиться друг к другу, уважать чужую точку зрения, даже если не согласен с ней – вот что нужно, если вести речь о примирении, а не вычеркнуть из истории и забыть. Хватит уже, навычеркивались.