На днях в СМИ была опубликована информация о законопроекте, внесённом в Государственную думу РФ «о запрете на продажу спиртных напитков в кафе и ресторанах с площадью обслуживания посетителей менее 20 кв. м в многоквартирных домах и на прилегающих территориях», который был также поддержан Правительством РФ.

Ранее Ульяновский региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ достаточно подробно разбирал проблемы функционирования увеселительных заведений, а также точек торговли алкогольной продукции расположенных в МКД:

1. «Ночной шабаш в жилых домах» или «Жены против»

в ВК:


2. «Ночной шабаш в жилых домах – HAPPY END». Ульяновскому центру общественного контроля в сфере ЖКХ отказали в инициативе утихомирить «рюмочные» в МКД

в ВК:


Так, во второй статье мы изучали законопроект, который бы запрещал розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах расположенных в многоквартирных домах с 23. 00 до 11.00 по местному времени. На момент её написания, законопроект находился на рассмотрении в ГД ФС РФ.

Судя по всему новый законопроект «о 20 кв. м» является результатом консенсуса между лоббистами крупного бизнеса в сфере общепита в ГД РФ и защитниками прав граждан, проживающих в МКД.

Все мы знаем, что большинство крупных ресторанов и заведений общественного питания в больших городах и мегаполисах, располагаются на первых этажах многоквартирных домов, к примеру: г. Москва и Санкт-Петербург, это обусловлено дефицитом торговых площадей под подобные заведения.

При всём этом, новый законопроект, что странно, запрещает розничную продажу в помещениях МКД с зоной обслуживания менее 20 кв. м. круглосуточно, без привязки ко времени, что позволяет сделать вывод о том, что борьба непосредственно с пивными и рюмочными заведениями, расположенными в МКД, а также на придомовых территориях, лоббисты, которых видимо, отсутствуют в Государственной Думе РФ. Несмотря на это, за данные заведения вступилась ФАС РФ, назвав данный законопроект – «недальновидным шагом» направленным на уничтожение малого торгового бизнеса и усилением позиций сетевого ритейла, а также на снижение доступности для населения товаров первой необходимости.

По данным газеты Коммерсант, если данный законопроект будет принят ГД РФ, то это грозит закрытием примерно 10 000 мелких заведений по всей стране. Ссылка на статью: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Frosng.ru%2Fpost%2Ffas-raskritikovala-ideyu-o-novyh-ogranicheniyah-prodazhi-alkogolya&d=1 .

В законопроекте также имеется уточнение об обязательном условии соблюдения регионального законодательства об обеспечении тишины и покоя граждан на соответствующих территориях.

De jure – все подобные заведения, мешающие жителям в МКД, соблюдают данное законодательство о тишине.

De facto – количество обращений о нарушении режима тишины с каждым днем все больше и больше, эту ситуацию мы так же раскрывали с вышеуказанных публикациях.

Будет ли неоднократное нарушение регионального законодательства тишины и покоя – основанием для запрета продажи алкогольной продукции, нам покажет дальнейшая судебная практика, но пока в это слабо верится, скорее всего, отделаются штрафами.

Данный законопроект, в случае его принятия, предоставит грандиозное право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные условия розничной продажи алкогольной продукции в организациях общепита в МКД и на придомовых территориях, вплоть до полного запрета розничной продажи алкогольной продукции в МКД и на придомовой территории по решению общего собрания собственников в многоквартирном доме.

Но в данном случае органы государственной власти субъектов РФ окажутся между молотом и наковальней, жители будут требовать покоя и тишины, а мелкий и средний бизнес так же пополняющий бюджет, будут требовать условий для развития.

Соответственно, лишь политическая воля руководства региона определит давать такое право общему собранию собственников МКД или нет.

На наш взгляд оба законопроекта направлены на решение проблем жителей, проживающих в МКД, но при этом всесторонне не проработаны, в итоге получается, как в поговорке: «одно лечит, другое калечит».

Если оценивать реальную ситуацию, то в большинстве случаев вышеуказанные мелкие заведения, расположены в переоборудованных из жилых в нежилые помещениях, то есть в бывших квартирах, средняя общая площадь которых, составляет 50 кв.м., где зона обслуживания посетителей, в среднем, составляет от 15 до 20 кв.м., при этом остальная площадь используется как складские помещения, бытовки и прочее. Результатом принятия данного законопроекта, заведения с зоной обслуживания посетителей менее 20 кв. м. будет являться, номинальное увеличение зоны обслуживания посетителей до 20 кв. м. за счет имеющихся площадей, что не решит проблему жителей в многоквартирном доме, а даже ухудшит, так как увеличится вместительность заведений.

Думаю, что необходимо установить запрет на продажу алкогольной продукции в помещениях, расположенных в МКД, а также находящихся на придомовых территориях с зоной обслуживания менее 30 кв.м., при этом с обязательной привязкой запрета ко времени розничной продажи алкогольной продукции, по сути, даже привязка к площади не так важна.

Считаем оптимальным временем запрета на продажу алкогольной продукции в данных заведениях с 23.00 до 08.00 по местному времени в соответствии с действующим законодательством об ограничении реализации алкогольной продукции в розничных сетях.

Данные условия позволят соблюсти баланс интересов между бизнесом и жителями многоквартирных домов, в любом случае это станет важным шагом навстречу жителям многоквартирных домов.