В старом Симбирске улицы, переулки, площади нередко получали имена известных в городе людей. Дома до конца XIX века не имели нумерации, а звались по фамилии владельца. Бывало, что название распространялось на прилегающую территорию, закрепляясь и в официальной топонимике. Вот, например, Завьяловская площадь (бульвар Пластова) – на ней стоял дом купца Завьялова, а от площади брал начало одноименный спуск к Волге. Всем было ясно: Чебоксаровский, Мингалевский, Макинский спуски названы по именам владельцев расположенных рядом садов. Чебоксарская улица, Зотовский, Беляевский переулки и т.д. – словно история Симбирска в лицах. А имя Ефима Ивановича Куликова получил целый поселок, ставший потом городским районом.

Сейчас Куликовка – это район, простирающийся на запад от проспекта Нариманова и Верхне-Полевой улицы. С юга он ограничен улицей К.Маркса, с севера – Соловьевым оврагом. Появившись в народе более века назад, название «Куликовка» вскоре стало фигурировать и в официальных документах. Более того, до 1935 года целых восемь улиц именовались улицами Куликовки с добавлением порядкового номера.
Со временем стираются границы, и само название понемногу уходит в прошлое. Но еще не так давно Куликовка, бывшая окраина, окруженная городской застройкой, оставалась обособленным поселком, живущим своей жизнью и по своим законам. Хорошо помнится из детства: этот район, сплошь занятый «частным сектором», имел славу места, куда чужим лучше не заходить. А что уж говорить про времена более отдаленные. И.П.Иноземцев посвятил «куликовским хулиганам» один из рассказов об Ульяновске 1920-х годов:
«…Из-за угла выскочили трое рослых куликовских хулиганов. Они увидели нас в красных галстуках и закричали: «Пионеры! Бей их!» – и стали подбегать к нам. Мы спрятали в карманы галстуки и приготовились к бою…». Это сражение закончилоь поражением хулиганов: «они не знали, что нарвались на подгорных драчунов», но вообще с куликовской шпаной не стоило связываться, а особенно – на ее территории. И в кулачных боях куликовские бойцы считались одними из лучших.

Но вернемся к человеку, давшему имя Куликовке. 8 июля 1914 года газета «Симбирянин» опубликовала некролог. Впрочем, обычным некрологом – «о мертвых хорошо или ничего» – эту заметку назвать трудно. Не говоря уж о том, что она в большой степени основана на слухах, которые порой бывают далеки от истины.

«Третьего дня умер симбирский старожил-скопидом Куликов. Покойному было около ста лет от роду.
Куликова, а вернее – о Куликове, знал весь Симбирск. Он был большим оригиналом. Начать хотя бы с того, что покойный выглядывал из дома раз в десятилетие. В последний раз Куликов выезжал из своего всегда накрепко запертого дома семь лет назад, когда посещал здешние банки, чтобы обрезать купоны ценных бумаг.
Состояние покойного исчисляют в полмиллиона. Все наследство его переходит, как говорят, к племяннику, живущему в Самаре 60-летнему старику, также состоятельному. Часть громадной усадьбы покойного переходит к местным богачам Красниковым.
Передают, что почувствовав себя нехорошо, покойный послал за нотариусом, чтобы написать завещание, словесно им объявленное уже, по которому несколько тысяч рублей должны получить многолетняя экономка, дворник и садовник покойного, – но пока прибыл нотариус, у старика оказался парализован язык. Наследники обещали будто бы всех старослужащих покойного, согласно воле его, наградить по совести.
С момента смерти почившего дом его находится под охраною полиции».

Кем же был «симбирский скопидом»? Ефим (Евфимий при крещении) Куликов родился 25 (13) сентября 1831 года в семье купца Ивана Степановича Куликова и его жены Авдотьи Васильевны. На 17-м году жизни остался сиротой: в 1847 году разразилась эпидемия холеры, лишившая его родителей. От отца Ефим унаследовал две каменные лавки и большой сад. Опекуном сироты стал родной дядя – купец Федор Васильевич Красников, хлеботорговец, один из богатейших людей Симбирска. Надо полагать, юноша немало почерпнул от него – и по части деловой хватки, и в вопросах мировоззрения. Красников был главой симбирских староверов, в 1861 г. он пожертвовал место для Успенской единоверческой церкви, переносимой из Подгорья. Куликов в быту тоже придерживался старообрядческих порядков: жил аскетом, не держал дома икон, не вступил в церковный брак.

На деловом поприще он проявил себя рано. В 1854 году, во время Крымской войны, симбирское купечество уполномочило 23-летнего Ефима Куликова заготавливать провиант для русской армии. За эту деятельность и собственные пожертвования он получил бронзовую медаль. Вскоре Куликов был избран гласным городской думы, потом заседателем и казначеем Приказа общественного призрения. Занимаясь хлеботорговлей, сделками с недвижимостью и другой коммерческой деятельностью, он сколотил большой капитал, заняв место среди самых состоятельных людей города.

Незадолго до симбирского пожара 1864 года Е.И.Куликов приобрел огромное усадебное место, занимавшее целый квартал на Хлебной (Орлова) улице. Здесь он построил собственный дом: «каменный, двухэтажный, крытый железом». При доме имелось множество служб: каменный лабаз, амбар, погреба, конюшни, баня и т.д. В великом пожаре, уничтожившем все постройки вокруг, дом Куликова уцелел. Ходили слухи, что купец не поскупился на плату пожарным, дабы они ехали в первую очередь к его дому, да еще щедро заплатил доброхотным помощникам. Так и удалось отстоять усадьбу от огня. Дом Куликова простоял полтора века и еще недавно, под № 33 по ул. Орлова, был цел (фото 1). В 1914 году, после смерти хозяина, в доме был открыт госпиталь, потом он стал жилым, с несколькими квартирами. На нем до последних дней висела табличка Русского страхового общества, датированная 1867 годом. Но в сентябре 2015 года не стало и этого дома – последнего осколка Хлебной улицы.

Другой гордостью Ефима Куликова был сад. Один из самых больших в Симбирске, площадью 17 десятин (около 17 га), он простирался от Смоленского до Завьяловского спуска, спускаясь к Волге. Недаром Завьяловский спуск имел и другое, неофициальное название – Куликовский.

Думал Ефим Иванович и о душе, занимался благотворительностью. В 1877 году началась перестройка Воскресенского (Германовского) храма. Е.И.Куликов, живший неподалеку, был прихожанином этой церкви. Он стал одним из крупнейших жертвователей на роспись и реконструкцию храма, выделял средства на его содержание, а позже, в 1906-м, заказал новый иконостас. Изготовленный палехскими мастерами, иконостас обошелся в 6000 рублей. Помогал Куликов и старообрядцам, хотя не афишировал этого. Так, в 1878 году он передал 5000 руб. для общины староверов.

Надо полагать, уже при жизни Ефим Иванович стал городской «достопримечательностью», раз в начале ХХ века к северо-западной окраине Симбирска намертво приклеилось название Куликовка. Официально оно употреблялось с 1908 года. По правде говоря, ничего в этой местности не напоминало о «куликовских миллионах», да и сам он в Куликовке не жил. Населенный самым бедным людом, поселок стоял в одном ряду с печально известными Кирпичными сараями – городскими трущобами, оплотом нищеты и преступности.
Куликовка до революции и долгое время после 1917 года находилась за городской чертой (потому и на планах города того времени не обозначена) и в официальных документах именовалась по-разному: поселок, выселок, Куликовская земля. В 1913 году в Куликовке было 780 дворов, 5186 жителей, мыловаренный завод Алимова, заведение Олоньчева по выделке овчин и деревянная Неопалимовская церковь (по данным ГАУО).

История Неопалимовской церкви началась в 1911 году. 15 августа в Симбирск была доставлена из Старого Афона икона «Неопалимая Купина». Ее встречало на вокзале множество народа во главе с духовенством Всехсвятской церкви и губернским начальством. Икона была заказана анонимным жертвователем для церкви в поселке Куликовка. Но церкви еще не было, а куликовские жители состояли прихожанами храма Всех Святых. Туда временно и поместили икону. Вскоре стали известны случаи чудесного исцеления, началось массовое паломничество в церковь, что создавало неудобства для прихожан.

Дело с возведением большого храма затягивалось, и было решено построить в Куликовке временную деревянную церковь для помещения чудотворной иконы. 9 мая 1912 года состоялось освящение храма с главным престолом во имя иконы Божьей Матери Неопалимая Купина и приделом во имя св. великомученицы Варвары. Церковь имела почти тот же вид, что и сейчас. Поначалу Богородице-Неопалимовская церковь была приписана к Всехсвятской, а в сентябре 1912 г. образован самостоятельный приход. Первым церковным старостой в1912 году стал Ефим Иванович Куликов и оставался до самой смерти, жертвуя немалые суммы. Большой храм в Куликовке так и не был построен, а деревянная Неопалимовская церковь, пережив закрытие, существует и поныне. В 1989-2010 гг. она являлась кафедральным собором.

К тому времени, когда Е.И.Куликов стал «крестным отцом» целого поселка, он уже оставил дела. В 1892 году даже вышел из разряда купцов 2-ой гильдии и записался в мещанское сословие. Наверное, из соображений экономии. Накопленный капитал позволял не думать о средствах, но такой уж он был человек. Жил затворником, в обществе не бывал и у себя никого не принимал. Семьей так и не обзавелся. Женского общества Куликов, видимо, не избегал, но личную жизнь напоказ не выставлял. В его доме много лет жила экономка, а в завещании были названы несколько женщин. Кем они приходились почтенному купцу – можно только гадать.

Ефим Иванович Куликов умер 17 (4) июля 1914 года. Было ему не сто лет, как сообщала газета, а 83 года. Тоже немало. Конечно, весь город интересовало: какие сказочные чудеса скрывает «накрепко запертый» дом? Действительность оказалась шокирующей, но совсем в другом смысле. Полицейские, составлявшие опись имущества покойного, обнаружили в доме только сундук (он же служил кроватью), два старых пальто – зимнее лисье и суконное осеннее, да одеяло. Все это было оценено в 25 рублей, а больше – ни мебели, ни вещей. Зато сундук оказался набит деньгами: ассигнациями, векселями, монетами, в т.ч. вышедшими из употребления. Зачем Куликов держал их дома, если основная часть его капитала хранилась в банке – тоже непонятно.

Разительный контраст с нищенской обстановкой и аскетичным образом жизни покойного являло оставленное им состояние. Капитал Куликова составил без малого 400 тыс. рублей, и это не считая недвижимости. Не соответствовало истине и утверждение газеты, что Куликов не успел составить завещание. Оно было оформлено по всем правилам четырьмя годами раньше. Слугам он оставил от 500 до 3000 руб., причем самую большую сумму получила экономка. 500 руб. получала Симбирская мужская гимназия на пособия нуждающимся ученикам, 2000 руб. – городское попечительство о бедных, 2000 – городская богадельня на содержание «двух коек имени Е.И.Куликова». Еще 2000 рублей Ефим Иванович завещал «раздать бедным города Симбирска на помин души моей».

Основная часть капитала, дома на Хлебной улице и Смоленском спуске, две лавки и прочее переходили к племяннику завещателя Н.И.Данилову из Самары. Но воспользоваться богатством наследнику не довелось. Колеса бюрократической машины крутились небыстро, а Данилов еще более замедлил их ход, затеяв с государством тяжбу из-за суммы пошлины. Объявились новые претенденты на куликовские капиталы, бесконечно длились судебные заседания, и в 1915 г. незадачливый наследник умер, не дождавшись их результата. А там и революция грянула, положив конец спорам.

Не сохранилось могилы Ефима Ивановича. Зато осталась Куликовка. В новое время власть пыталась избавиться от старорежимного топонима. В октябре 1935 года Президиум горсовета «на основании наказа избирателей» и для «изжития устаревших наименований» постановил: «Название западной окраины города именем эксплуататора Куликова впредь не употреблять». Это постановление имело определенные последствия: тогда же всем улицам Куликовки были присвоены имена – Омская, Чапаева, Крупской, Некрасова, Лермонтова и др. Наверное, в этом был резон. Лучше улице иметь собственное имя, чем порядковый номер. Но в отношении поселка этот номер не прошел: как был он Куликовкой, так и остался. И не только в устах народа, но и на вполне официальном уровне.

18 декабря 1939 года газета «Пролетарский путь» опубликовала заметку «Куликовка сегодня»:
«Северную окраину нашего города Куликовку и Кирпичные сараи во времена господства капиталистов и помещиков населяли люди, влачившие нищенскую беспросветную жизнь…
За годы советской власти, хотя медленно, но уверенно изменяет свой прежний облик Куликовка. Исчезают землянки. Куликовка перестает быть трущобой, которая так пугала былых господ и портила «изящную внешность» дворянского города. Она покрылась сотнями деревянных и каменных домов. Там и вблизи уже имеются амбулатория, три школы, детские ясли, баня…
Население Куликовки живет полнокровной жизнью. Территориально она еще считается окраиной, но в политической, хозяйственной и культурной жизни решает вопросы вместе со всем населением города…»

Характерно, что описывая приметы новой жизни, газета без тени сомнения и всяких оговорок употребляет старое, «отмененное» четырьмя годами раньше название Куликовка. Ну, а как иначе? Надо же как-то поселок именовать. А запретив использовать «имя эксплуататора», ничего более достойного власть не предложила.

Использованы статьи газет «Симбирянин», «Пролетарский путь», публикации И.Сивопляса, Н. и С.Костиных, по материалам ГАУО и др.

Бывший дом Е.И.Куликова на улице Орлова (бывшей Хлебной), № 33. Дом снесен в 2015 году.
«Мономах», 2006, № 2, к статье М.Субиной, И.Сивопляса.

Воскресенская (Германовская) церковь. УОКМ.
До открытия Неопалимовской церкви Е.И.Куликов был ее прихожанином и жертвовал на перестройку и украшение храма.

1) Богородице-Неопалимовская церковь. 1914 год. neopalimovsky.ortox.ru
2) Крестный ход в Неопалимовской церкви. 1950-ые гг. Фото предоставлено В.Ястребовым.

Фрагмент плана Симбирска 1913 года. ГАУО.
Район, прилегающий к поселку Куликовка, находившемуся за городской чертой. Буквой «К» обозначено местонахождение дома Е.И.Куликова, буквой «Н» – Неопалимовская церковь.