С января 2020 года в России должна заработать статья нового закона об ответственном обращении с животными, в которой прописывается, что бродячих зверей больше не будут усыплять. Собак должны стерилизовать, вакцинировать, чипировать. На период карантина животные должны находиться в приютах, а потом их отпустят обратно в город.

На словах это выглядит здорово, но на практике вызывает массу вопросов: до вступления закона в силу осталось несколько месяцев, а как он будет работать, непонятно ни ответственным за реализацию муниципалитетам, ни зоозащитникам. Многие регионы уже выступила за перенесение сроков реализации нового норматива.
Закон по идее запрещает убийство животных, но он не может начать действовать, пока не появятся приюты. Если не решить этот вопрос сейчас, то сбудутся худшие опасения противников этого закона: собак на улице станет больше, а следовательно — и нападений их на людей.

Отметим, по информации издания “АиФ” только с июля по октября в Ульяновске отловили 999 животных, 39 из них – в приюте. А остальные?

Ранее мы уже писали, что администрация Ульяновска заключила муниципальный контракт на отлов до конца 2019 года 3141 безнадзорного домашнего животного и содержание 98 собак на общую сумму в 2 млн 813 тысяч рублей. Сообщалось, что для содержания собак и кошек ими используется приют под Тольятти. В одному из комментариев ИП Мадьянкин нам заявил, что согласно условиям контракта, туда отправляется около 0.5% (!!!) от общей массы отловленных животных. К примеру, в контракте Димитровграда пункт содержания вообще не предусмотрен, все отловленные животные умерщвляются. Также говорилось о строительстве приюта в Мелекесском районе. По плану бизнесмена, любой желающий сможет забрать оттуда пойманное животное бесплатно под письменные гарантии, что затем оно снова не окажется брошенным на улице. Открытие приюта в Ульяновской области планировалось в июле. Однако возникли трудности, в том числе связанные с законодательством.

“Для его запуска нужно в муниципальные контракты по отлову включить компенсации соответствующих затрат (содержание и ветпроцедуры). Сейчас мы над этим работаем. Там требуется внести изменения в законодательную базу региона. Мы можем выйти с инициативой через Общественную палату. Проект уже подготовили. Если мы успеем внести все корректировки, то уже с января 2020 года будем заключать контракты, где пропишут наличие пунктов по содержанию животных, порядок взаимодействия с потенциальными владельцами безнадзорных животных и порядок возврата хозяину отловленного животного. В том числе должен появиться раздел ответственности владельцев за неправильное содержание животных в виде самовыгула. В Самарской области такая нормативная база уже создана, но в Ульяновской области пока расходы на эти цели не заложены. Когда у нас в регионе такой документ появится, то регион будет вынужден отрыть приют, который у нас по сути уже построен», — пояснил Сергей Мадьянкин.

Волонтеры и зоозащитники возлагают на новое законодательство большие надежды. По словам Руслана Валитова, человека занимающегося дрессировкой животных, содержащего гостиницу для собак, сейчас ситуация с бездомными животными очень сложная и многие частные пункты просто закрываются из-за финансовых проблем, а специализированных муниципальных пунктов так и нет:

Сейчас есть группа неравнодушных людей, которые за свой счет и за собранные средства, отлавливают бездомных животных, лечат, стерилизуют, размещают по частным передержкам (их около 10 штук по городу), а потом пристраивают (“Группа помощи бездомным собакам“). Однако и этих здоровых, стерилизованных животных, на которых висят специальные бирки, потом также отстреливали. Предприниматель, выигравший тендер, по идее, должен не убивать животных, они должны оставаться живыми и, главное – безопасными для общества. 
У меня раньше была передержка, но это крайне убыточный проект. С волонтеров рука не поднимается брать много денег, в основном это было сумма на 50-70% ниже обычной. Поэтому большая часть частников закрывается. Эту функцию может забрать государство, и тратить деньги не на “отлов=убийство”. В городе давно пора открыть нормальный большой муниципальный приют. Очень надеемся, что с новым законом появится контроль и наказания. Понимаем, что это дело не одного дня, но если процесс будет запущен, то уже хорошо. Закон сможет реализоваться в Ульяновской области, если приложить силы, в том числе со стороны общественников, СМИ, тех же волонтеров и власти. 

В Общественной палате Владимир Федорович Малинин возглавляет комитет по социальной политике, развитию здравоохранения и охране здоровья граждан, экологии и охране окружающей среды. На одном из заседаний с содержателями приютов, зоозащитниками, экологами и чиновниками обсуждалась тема безнадзорных животных и новый закон.

Я считаю, то, что сейчас 0.5% животных отправляется в приюты (по официальной версии) это практически фикция. К сожалению, в ближайшее время каких-либо серьезных изменений в этой части не ожидается. Закон должен вступить в силу с 1 января 2020 года, а ведомство ветеринарии (подведомство минприроды), которое за это отвечает, все еще не приступило к разработке регионального законодательства на основе федерального. Это происходит из-за того, что оно ждет дополнительных разъяснений. Вот такая патовая ситуация. Поскольку сейчас уже верстается бюджет, а без его увеличения по этой строчке говорить о попытках выполнения этого закона просто бессмысленно. Поэтому у меня пока однозначно пессимистические взгляды на реализацию этого закона, по крайней мере, на его реализацию в 2020 году.
Мы не Москва и Санкт-Питербург, где бюджет выделяет на животных очень приличные суммы. А у нас 3 млн и то на умерщвление, так как за эти деньги собаку нельзя грамотно и безопасно усыпить, доставить в приют, вылечить, простерилизовать, привить, передержать и отпустить или отдать новым добросовестных хозяевам. С учетом того, что никто не знает истинного объема этих животных.
Если федеральный закон вышел, то он должен исполняться в любом случае, в том числе регионами. Но, к сожалению, это не первый случай, когда издаются “хромые” законы: регионы не только из-за своей вины, а также из-за отсутствия рекомендаций не могут приступить к реализации. С другой стороны принять региональный закон в ЗСО без нужных рекомендаций – тоже нарушение.
Сам Мадьянкин тоже обеспокоен ситуацией, он уже выходил в Общественную палату. Предприниматель заинтересован в принятии этого закона, так как с января его действия будут абсолютно незаконными, его смогут привлечь по статье. Нарушения легко отследят волонтеры и зоозащитники. Он заинтересован, чтобы выделяемые из бюджета средства были увеличены и он мог выполнять условия нового закона: в контрактах должен быть лот не только на отлов, но и на содержание со всеми вытекающими.  

Как рассказал заместитель председателя комитета по ЖКХ и охране окружающей среды Ульяновской Гордумы Дмитрий Насонов, вопрос об организации новых правил обращения с безнадзорными животными будет рассматриваться только 24 октября.