Во вторник на заседании комитета Заксобрания региона ЖКХ помимо выяснения принадлежности депутатов к сексуальным меньшинствам основным вопросом рассмотрели переход региона на метод альтернативной котельной. Парламентарии один за другим открещиваются от ответственности за последствия в виде повышения тарифов для населения, инвестор же в числе плюсов проекта указывает сокращение теплопотерь в системе и сроков отключения горячей воды.

Со слов директора филиала «Ульяновский» ПАО «Т Плюс» Марата Феткуллова,  73% ульяновских теплосетей эксплуатируются более 30 лет, результатом стали неэффективное использование имеющихся мощностей и высокая аварийность. Разброс платы на теплоснабжение в многоквартирных домах зимой составляет от 30 до 150 рублей за квадратный метр. Реализация проекта «Альтернативная котельная», с его слов, позволит в 2020 году привлечь на модернизацию основного и вспомогательного оборудования  782 млн рублей инвестиций, всего за 10 лет вложить в отрасль  7,8 миллиардов. “Мы сможем добиться сокращения теплопотерь в системе, а также сроков отключения горячей воды и проведения ремонтных работ”, — утверждает Феткуллов.

Рост тарифа для потребителей произойдет в июле 2020 года,  величина будет зависеть от зоны теплоснабжения. В домах, где действующая стоимость тепла превышает показатель, рассчитанный для условной локальной котельной, тариф заморозят до его достижения. Там, где показатель ниже, платеж увеличится не более чем на 6%. К этой категории относятся порядка 25% объектов на рынке тепла, сообщила заместитель директора департамента по тарифам и ценам Ольга Крючкова.

Член комитета Заксобрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству Матвей ВОЛОДАРСКИЙ:

– Вчера по итогам заседания первое, что понял, – вопрос Панчиным уже практически принят. Минусов в проекте больше. У “Т Плюс” 300 км теплотрасс, в инвестиционную программу они закладывают 7,8 млрд рублей. Эти почти 8 млрд рублей будут в тарифе, за это все будет платить потребитель. Вся реформа направлена на улучшение и без того хорошей жизни монополистов, а не на снижение издержек и стоимости услуги. Департамент по ценам и тарифам Ципровского на следующий год увеличивает тариф на 6 процентов. Второй момент – почему мы всегда первопроходцы во всех этих грабительских схемах? Почему такая спешка? Ульяновцы как подопытные кролики для апробирования разных систем.  Один из плюсов – ремонт сетей и в дальнейшем снижение потери в сетях и соответственно уменьшение в тарифах. Но я не надеюсь. что Ципровский и все самарские деятели будут готовы тарифы как-то снижать. В проекте альткотельной потребитель вообще не просматривается, идет разговор только об увеличении прибыли монополистов. Ну и в целом ЖКХ  стало  сверхприбыльным бизнесом, не зря с топорами по городу гоняются, депутатов бьют. В УФАС сказали, что по некоторым услугам население переплачивает 200 процентов.  
Зампред Заксобрания, член комитета по бюджету и экономической политике Айрат ГИБАТДИНОВ:

– Ответственно заявляю: никаких плюсов от проекта не будет, сплошные минусы. В сказки, что к нам придет чудо-инвестор и спасет город, я не верю. Из вчерашнего комитета по ЖКХ четко стало понятно, что инвестор готов ремонтировать сети за счет кредита и повышения тарифа. Собрать деньги с людей и отремонтировать, извините, много ума не надо. На  мой вопрос, сколько “Т Плюс” принадлежит теплосетей, мне ответили, что свыше 300 км. То есть городские сети изношены более чем на 80 процентов, сети “Т Плюс”, по их словам, более чем на 60 процентов. Получается, что все это время они не вкладывали в обновление. Считаю этот проект подобием мусорной реформы: очередная уловка, чтобы собрать с людей деньги. Думаю, это Вексельберг пролоббировал интересы на федеральном уровне, так как нигде не применяется данный метод, только Ульяновская область впереди планеты всей. Нет конкретных прогнозов, просчетов влияния на тарифы, даже проекта соглашения – он по федеральному законодательству типовой. Однозначно люди почувствуют на себе повышение тарифа минимум на 25 процентов. По оценкам экспертов из других городов – Екатеринбурга, Омска, всего около 10 субъектов, которые отказались от данного метода, – повышение тарифа может произойти на 60-75 процентов.  Это те цифры, которые “Т плюс” не отрицает.

Первый зампред Заксобрания Василий ГВОЗДЕВ:

– Сегодня мы в очередной раз увидели , что кроме слайдов и некой презентации ничего нет: ни расчетов, насколько будут повышаться тарифы и будут ли повышены, ни адресов сетевых участков, которые подлежат изменению, ни сумм, которые “Т Плюс” будет вкладывать в модернизацию по годам. Сразу хочу заявить, что мы, депутаты, ответственность за этот проект брать не будем – он не наш, но разобраться мы в нем должны. К сожалению, эти выводы для администрации города будут не положительными, потому что уже сам процесс подготовки вызывает со стороны населения негатив.

Член комитета Артур КОТЕЛЬНИКОВ:

На комитете было предоставлено недостаточное количество информации. Этот проект важный, он затрагивает КПД эффективности использования материальных и технических активов, процент аварийности и тд. В каком-то виде реформа нужна. В виде альткотельной? Видимо, да, многие профессиональные участники рынка говорят об этом методе. Но в презентации не было достаточной информации: будет ли повышение тарифа, нечеткие сроки, размеры повышения тарифа. И почему акцент идет только на повышение тарифа? Источником может быть и прибыль компании, и кредиты, плюс могут быть многосторонние соглашения и меморандумы с сетевыми компаниями. Сейчас платят дорого, потому что много аварий и система неэффективна. Получается что в итоге с какого-то момента тарифы должны падать. С какого и будут ли? Нужно это указать.

Член комитета Вячеслав КОВЕЛЬ:

– Пока о плюсах и минусах рано говорить,  на заседании я выступал в принципе за все хорошее против всего плохого. Конечно вопросов много. Первый – базовый – износ основных фондов и состояние  комплекса, что будет с нами через 3-5 лет, если не будут приниматься меры. В домах должно быть тепло, и тут возникает второй вопрос – во что это людям обойдется? Здесь некая этапная схема модернизации более-менее понятно, хотя у меня есть претензии к низкому качеству подготовки города, министерства, размазанным докладам, которые не несут гарантий.

Если в районах серьезные издержки и затраты покрываются из местного и областного бюджетов , то здесь за чей счет будет? Город говорит, что денег нет. У области тоже в таком количестве денег нет. И вдруг нам говорят, что находят 7,9 млрд рублей.  Откуда вы их возьмете? Кредиты – это тоже удорожание. За счет повышения нагрузки на жителей?  Есть установленные правительством РФ ограничения по росту тарифов. Уйти от тарифа? Возникает масса вопросов. Так, нас убеждают, что если тарифы повысятся, то только у 40 процентов пользователей услугой, так как все остальные оплачивают уже выше нормативного. Спорные цифры. В итоге решили дать городу возможность подготовиться и выйти на площадки гордумы и на следующее заседание комитета. Хотя готовились с апреля, вопросов осталось очень много.

Отдельно вынесем содержательный пост депутата Городской Думы Дениса Седова. Тему посмотрели “на земле”:


“…Напомню, что в соответствии с законодательством с июля 2017 года всем регионам было предоставлено право изменить подходы к расчету тарифа на тепло на территории муниципалитетов (применять метод “альтернативная котельная”), а также возможность привлечения инвестиций и внебюджетных средств для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения города Ульяновска.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 город Ульяновск был отнесен к ценовой зоне теплоснажения, а потому для нашего города после вступления вышеуказанного документа начался переходный период реализации положений законодательства, предполагающий с 01.11.2019:
1) необходимость актуализации схемы теплоснабжения города Ульяновска (основного стратегического документа города по вопросам ЖКХ). Кстати, теперь это обязанность Единых теплоснабжающих организаций (ЕТО);
2) подписание соглашения между ЕТО и администрацией города о реализации схемы теплоснабжения. Этот документ будет содержать механизм реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.
3) утверждение Стандарта оказания услуг теплоснабжения потребителям.

Учитывая вышесказанное, считаю важным обратить внимание администрации города Ульяновска и регионального МинЖКК на необходимость проведения следующих мероприятий:
– публичных слушаний (открытого обсуждения путем очного присутствия) 3 стратегических документов, упомянутых выше;
– размещения проекта приказа об установлении предельного уровня цены на тепловую энергию, а также графика доведения тарифов до этой цены;
– синхронизации в 2020 и последующие годы работ по партийным проектам “Безопасные и качественные дороги”, “Городская среда” и инвестпрограммы по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
– разработки мезанизма предоставления субсидий муниципальным предприятиям для выравнивания тарифа”.