Первый электромагнитный телеграф создал в 1832 г. российский ученый П.Л.Шиллинг. Его изобретение усовершенствовал Б.С.Якоби, построив пишущий и печатающий телеграфные аппараты. В других странах были свои изобретатели: Гаусс и Вебер в Германии, Кук и Уитстон в Великобритании, Морзе в США.
Локальные телеграфные линии появились в России в 1840-х гг. Первая телеграфная станция открылась на Николаевском вокзале в С.-Петербурге в 1852 г. (линия Петербург-Москва). К 1855 году телеграф действовал по всей Центральной России и протянулся в Европу.
В Симбирск телеграф пришел в 1860 году. Следует заметить, что в его истории много белых пятен. Не на все вопросы удалось найти ответ, и эта публикация, не претендующая на полноту, – лишь штрихи к истории симбирского телеграфа.

Когда именно открылось телеграфное сообщение в нашем городе? Тут невольно возникает мысль о гипнотической силе авторитета. П.Л.Мартынов в книге «Город Симбирск за 250 лет его существования» (1898) написал: «Телеграфная станция открыта в Симбирске 1 сентября 1860 года». Дата не подтверждена в тексте ссылкой на источник. Видимо, это обстоятельство ставило в тупик не одно поколение исследователей. Так или иначе, но дата 1 (13 по н.с.) сентября повторена многими авторами – от В.Э.Красовского (1901) до наших дней, – и считается официальным днем рождения Симбирского телеграфа.
Нет намерения ловить городского летописца на неточностях – при таком объеме материала они неизбежны. Можно лишь предполагать, почему названа эта дата. В Календаре Симбирской губернии на 1877 год, на который есть ссылка в той же главе его книги, о Симбирской телеграфной станции сказано: «Время первоначального открытия этой станции, за уничтожением в пожар 1864 года всех документов, неизвестно». Далее там говорится, что Сызранская станция открыта в сентябре 1860 г. Возможно, П.Л.Мартынов, не имея другой информации, отнес эту дату и к Симбирской станции.

Между тем, точная дата начала телеграфного сообщения названа в официальных «Симбирских губернских ведомостях». В приложении к «СГВ» № 42 от 15 октября 1860 г. напечатано объявление: «С 12 сего Октября на Симбирской Телеграфной Станции открыт прием депеш на Русском языке ежедневно…». Через два месяца, 24 декабря (№ 52) газета опубликовала подробную статью:

«Устройство Телеграфов принадлежит, конечно, к современным нам открытиям. По цели и пользе оно должно стать во главе важнейших современных изобретений, как то: железных дорог, пароходов и прочих усовершенствований, доказывающих высокую степень просвещения правительства и развития общества… И в самом деле, быстрота Телеграфного сообщения изумительна: с изобретением Телеграфа уничтожились пространство и время; электрическая искра несравненно быстрее солнечного луча и может сравниться лишь с быстротою мысли.

Желая ознакомить читателей с действием Симбирского Телеграфа, сообщаем, что Телеграфное сообщение от Симбирска начало свои действия с 12 октября, для передачи как правительственных, так и частных депеш внутри России на Русском, Французском и Немецком языках, ежедневно, не исключая воскресных, праздничных и табельных дней, от 9 час. утра до 10 вечера. Телеграф действует успешно, потому что количество передаваемых и принимаемых депеш постоянно увеличивается, несмотря на то, что некоторыми не вполне сознана еще вся польза этого учреждения…

Депеша… должна быть написана чернилами, четко и без помарок. … За доставление телеграмм на квартиры особой платы не положено. Желающие послать депешу в места вне Телеграфной линии, могут посылать ее за особую плату с эстафетою или почтою с ближайшей Телеграфной станции. Содержание Телеграмм есть секрет столь же свято сохраняемый, как если бы он был в запечатанном конверте.
Телеграфная станция в Симбирске помещается в доме Рудека на Большой Саратовской улице и расположена не только удобно, но даже роскошно. Все законные желания гг. подателей депеш удовлетворяются с полною готовностью…»
В статье приведены цены за передачу телеграмм. Депеша в 20 слов стоила: в Петербург 3.50, в Москву 2.50, Н.Новгород, Саратов – 2 р., Казань, Самару, Сызрань – 1 р.

Итак, телеграфное сообщение в Симбирске открылось 12 (24 по н.с.) октября 1860 года. А где размещалась в то время телеграфная станция? По официальной версии, повторенной многими авторами, она с самого начала находилась в здании почтовой конторы, которая с 1858 г. занимала бывший дом Мясниковых в Троицком переулке. Н.А.Дурасов, потомок Мясниковых, пожертвовал дом симбирскому дворянству. Когда было построено новое здание Дворянского собрания, дом в Троицком переулке приобрело почтовое ведомство.
Но в приведенной выше статье названо другое место размещения первой телеграфной станции. Может, она переехала в Троицкий переулок позже? Однако в то время почта и телеграф были разными учреждениями. Только в 1880 году произошло их объединение, а в 1884 г. почтово-телеграфная контора отнесена к МВД (по данным ГИММЗ «Родина В.И.Ленина» и музея «Почтовое дело»). Так зачем же телеграфной станции было переезжать в здание почтовой конторы из дома, где она помещалась «не только удобно, но даже роскошно»? А потом был пожар 1864 года, и обгоревший дворец Мясниковых уже не восстанавливался.

Почтовая контора в 1864-1867 гг. размещалась в доме Беляева на углу Покровской улицы и Беляевского переулка (ул.Матросова); в 1867-1881 – в доме Кутенина на Московской улице (Ленина, 124). Известно, что телеграфная станция в этот период снимала помещения в домах Ахматова, потом Сахарова (на Московской улице). В 1881-1904 гг. уже почтово-телеграфная контора арендовала дом В.П.Татариновой на Большой Саратовской улице (на месте Дома печати). 1 июля 1904 г. почтово-телеграфная контора переехала в купленный и переоборудованный для нее дом на Б.Саратовской улице. Сейчас на этом месте здание салона «Юбилейный». Здесь контора находилась до 1931 года.

Симбирская станция сначала находилась в ведении Казанского телеграфного округа, позже причислена к Пензенскому округу. Ее первым начальником был А.Ф.Филиппович. До конца 1860 г. принято и отправлено 427 депеш; в 1861-м – 3316. В 1875 г. Симбирской станцией отправлено телеграмм (правительственных, служебных и частных) 15.571, получено 15.264; количество принятых и отправленных депеш, включая транзитные, составило 44.427 (в 1876 – 48.847, в 1877 – 50.326). С каждым годом этот вид связи становился все более востребованным.

Согласно карте телеграфных линий России 1862 года, из Симбирска линии шли к Казани (186 верст до линии Казань-Чебоксары) и Сызрани (130 верст). Связь с Москвой осуществлялась через Чебоксары, Н.Новгород, Владимир. Симбирская станция на карте названа «Симбирск-2». Это означает, что она работала летом с 8 ч. утра до 9 ч. вечера, зимой – с 7 утра до 9 вечера. С 1878 г. на линии Симбирск-Казань прием депеш открыт круглосуточно, «на всех же остальных проводах депеши принимаются днем». С годами число линий росло; симбиряне общались не только с городами России, но и с заграницей.
В 1882 г. на пристани открыта телеграфная станция «Симбирск-береговая», работавшая во время навигации. С 1 сентября 1909 г. она преобразована в круглогодичное почтово-телеграфное отделение.

Телеграфная сеть постепенно покрывала территорию губернии. Открывались телеграфные станции: в 1860 г. в Сызрани, 1870 – в с.Промзино, 1872 – в Буинске и Алатыре, 1874 – в Ардатове и Карсуне, 1878 – в Курмыше. Последним уездным городом, получившим телеграфное сообщение, стал Сенгилей, где станция открыта 1 сентября 1881 г. («СГВ», 5.09.1881). Кроме того, прием депеш производился на всех станциях Моршанско-Сызранской железной дороги.
В 1903 г. в Симбирской губернии было 10 почтово-телеграфных контор и 18 почтово-телеграфных отделений (не считая почтовых отделений); в 1913 – 16 контор и 34 отделения, в т.ч. в отдаленных селах (Адрес-календари Симбирской губернии на 1904 и 1914 гг.).

Началась новая эра. В 1917 г. образован Наркомат почт и телеграфов. В Симбирске в апреле 1918 г. создано почтово-телеграфное управление (с 1920 г. отдел); в 1922-м – Симбирская почтово-телеграфная контора.
За годы войны и разрухи налаженный механизм связи пришел в упадок: нарушены линии, вышло из строя оборудование, разграблены и закрыты за отсутствием работников отделения. Газета «Экономический путь» 24 августа 1922 г. в статье «Почта и телеграф Симбирской губернии» рисовала безотрадную картину. «Условия обслуживания почты приняли катастрофическое положение вследствие ограниченности средств». Планы по налаживанию телеграфной и телефонной связи заморожены из-за неопределенности административного положения губернии. Вопрос стоял «о сохранении сетей, лишенных государственной помощи, от гибели». В отношении радио рассматривалась возможность «постановки платных концертов, которые могли бы явиться главным источником дохода, обеспечивающего содержание радиостанций»

Не лучше обстояло дело в губернском центре. Газета «Заря» писала 31 августа 1920 г.: «Городская почтово-телеграфная контора находится в безвыходном положении. За недостатком помещений в конторе и всех ее отделах ужасная теснота. … Архив (в подвале) залит водой… Здание конторы слишком старое, и зимой аппараты телеграфа могут замерзнуть, так что Симбирск лишится связи со всем остальным миром». Постепенно ситуация налаживалась. Обновлялось оборудование, организована подготовка связистов.

В краеведческом отделе УОНБ хранится экземпляр машинописной статьи Ивана Дмитриевича Андреева об Ульяновском телеграфе и телефоне 1920-х гг. Судя по сопроводительному письму, статья написана по просьбе дирекции УТТС в 1998 году. Вот этот текст (с сокращениями)

И.Д.Андреев
НЕМНОГО ВОСПОМИНАНИЙ
Моя родная тетка Анна Васильевна Беляева, в девичестве Аполлонова, всю свою трудовую жизнь после окончания Симбирского епархиального училища работала на Симбирском, затем Ульяновском телеграфе. Это было с самого начала ХХ века до 1938 или 1939 года. Она владела всеми видами телеграфной связи тех времен, работая на аппаратах Морзе, Юза и Бодо.

В послереволюционные годы в день освобождения Симбирска 12 сентября ее чествовали, как участницу этих событий. Когда белогвардейцы и чехо-словаки были выброшены из Симбирска в Заволжье, командование обратилось к работникам телеграфа с просьбой принять участие в наступлении Железной дивизии по направлению к Уфе. В армии не хватало связистов, которые могли обеспечить связь дивизии с командованием армии. Никто из работавших на телеграфе мужчин не откликнулся на это обращение, и только Анна Васильевна отправилась в дальнейший поход дивизии и дошла в ее рядах до Уфы, где на смену ей пришли уфимские телеграфисты, и она вернулась в Симбирск и продолжила работу на телеграфе…

Почта, телеграф и телефонная станция в начале века и 20-х годах размещались на четной стороне Гончаровской улицы, которая тогда называлась улицей К.Маркса, на углу Московской улицы. Эти дома сейчас снесены. На их месте высится многоэтажный дом, в нижнем этаже которого магазин «Аквариум»
В угловом доме размещался клуб работников связи, а в выходившем фасадом на Гончаровскую улицу 2-этажном здании на высоком фундаменте в первом этаже был большой операционный зал. В нем был барьер, за которым напротив входа размещалась сберегательная касса, далее осуществлялись почтовые и телеграфные операции. Помещения телеграфа и телефонной станции размещались на втором этаже. Во дворе, образованном двумя домами, были сараи-мастерские…

В 1928 году П.Я.Беляев [начальник станции] предложил мне, мальчишке, во время школьных каникул поработать учеником монтера телефонной станции. Я с радостью согласился…
Моя первая работа была не очень приятной. Электропитание телеграфных аппаратов производилось от батареи элементов Мейдингера с медно-цинковыми электродами и электролитом – раствором медного купороса… Массивный электрод со временем обрастал белым налетом и элемент снижал напряжение. Надо было очищать цинковую пластину, изогнутую по окружности стеклянного сосуда, от этого налета стальной щеткой. Пыль при этом летела в воздух, и приходилось нижнюю часть лица обвязывать несколькими слоями марли. Много я перечистил цинковых колец.

Отдых наступал, когда какой-либо монтер брал меня на обход и исправление воздушных телефонных линий. Повесив на плечо моток проволоки, он шел от столба к столбу вдоль линии связи, отыскивая обрыв или иное повреждение. Я оставался у подножия столба, а монтер, нацепив «когти» и обхватив страховочным ремнем столб, поднимался на него, скручивая обрыв или заменяя фарфоровый изолятор, разбитый мальчишками.

Позже мне стали доверять работу по смене сухих элементов Лекланше в телефонных аппаратах, установленных в учреждениях города. Большущие настенные аппараты фирмы Эриксон с индуктором для вызывного звонка, вращаемым ручкой, выходившей с правой стороны в нижней части… были выкрашены в «фирменный» желтый цвет. Черные настольные аппараты, раза в три больше современных, тоже имели индуктор, приводимый в движение ручкой. Представляете, как был горд мальчишка, когда являлся в учреждение или частное торговое заведение и с важным видом менял элементы!

…Однажды пришлось монтировать телефонную линию в помещении нынешнего Дворца бракосочетания [дом Шатрова]. С важным видом влезал я на стремянку и вбивал под потолочные карнизы, под завитки лепки, дюбеля для установки роликов, по которым потом монтеры тянули телефонную линию. И опять мальчишка был преисполнен гордости, взирая из-под потолка на глазевших снизу служащих…

Сама телефонная станция, расположенная на 2-м этаже в одной просторной комнате, состояла из двух столов-коммутаторов с вертикальными панелями. За ними сидела дежурная телефонистка, отвечавшая на вызовы абонентов и производившая их соединение. С каким волнением я входил в эту комнату! На телефонисток я смотрел как на высшие существа и, несмотря на свою смелость, страшно смущался и краснел, когда они ко мне обращались и шутили…
***

К концу 1920-х гг. здание почтово-телеграфной конторы стало окончательно непригодным из-за тесноты и ветхости. После долгих поисков подходящего помещения было выбрано здание бывшей губернской земской управы, построенное в 1902-1904 гг. по проекту А.И.Дмитриева. После революции в нем размещались Пролетарский университет, отделы губисполкома, редакции газет и др. Учреждения были отселены, к началу 1931 г. проведен ремонт, и городская контора связи, как она называлась с 1930 г., переехала в новое здание.

В 1963 г. образован Ульяновский городской узел связи, а с 1 апреля 1968 года на его базе созданы два самостоятельных учреждения: Ульяновский почтамт и телефонно-телеграфная станция…
_______________
Бывший дом Мясниковых-Дурасова в Троицком переулке, в котором в 1858-1864 гг. размещалась почтовая контора. По общепринятой версии, здесь же находился первый Симбирский телеграф. Так ли это?
1) Фиксационный чертеж М.М.Рушко, первая половина XIX века. ЦГИА.
2) Здание после перестройки под почтовую контору и после пожара 1864 года, без крыши (в центре снимка). Фото А.С.Муренко, 1867.

 

Телеграфный аппарат фирмы «Лоренц», 2-ая половина XIX века.
Музей «Почтовое дело Симбирска-Ульяновска», ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»

 

Бывший дом В.П.Татариновой на улице Гончарова (на месте Дома печати), в котором в 1881-1904 гг. размещалась Симбирская почтово-телеграфная контора.
ГАНИ УО

 

Большая Саратовская улица и здание, которое в 1904 году заняла Симбирская почтово-телеграфная контора.

 

Симбирская почтово-телеграфная контора на Большой Саратовской (Гончаровской) улице.

 

В сквере «Трех пионеров». Фото И.Д.Андреева, 1930-ые годы. На заднем плане – здания бывшей почтово-телеграфной конторы (слева) и клуба работников связи.
Краеведческий отдел УОНБ

 

Вид из сквера «Трех пионеров» на кинотеатр «Художественный» и бывшее здание почтово-телеграфной конторы. Апрель 1956 года.
ГАНИ УО

Городская контора связи, бывшее здание губернской земской управы. Архитектор А.И.Дмитриев (1902-1904). Краеведческий отдел УОНБ

 

Городская контора связи, с 1968 года – почтамт.
Краеведческий отдел УОНБ