Более 16 млн рублей, незаконно начисленных за услуги ЖКХ, будут возвращены жителям Ульяновска.

Департамент жилищной политики и регионального госжилнадзора Министерства энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области выявил нарушения после получения жалоб от бдительных граждан. Люди заподозрили, что их обманывают… и не ошиблись! Всего за этот год инспекторы получили и рассмотрели более 2000 таких обращений о неправомерности начислений платы за коммунальные и жилищные услуги.

Было проведено 220 проверок, по результатам которых выдано 142 предостережения и 160 предписаний об устранении нарушений. Впрочем, визит госинспектора и выданный документ отрезвляют далеко не каждого коммунальщика. На рынке ЖКХ довольно развит такой вид мошенничества, когда с собственников собираются деньги под видом ТСЖ или УК. Псевдоуправленцы заведомо знают, что нарушают закон, идут на это сознательно ради многомиллионной наживы, и меры воздействия в виде предписаний и прочей бюрократии на них не влияют. Так, в 42 случаях инспекторами были выписаны повторные предписания. Имеется в виду, что,несмотря на выявленное нарушение, о котором стало известно государственному надзору, коммунальщики продолжали внаглую обдирать жителей! В 84 случаях дошло до привлечения виновных к административной ответственности. Между тем известны примеры, когда даже высокие штрафы не останавливают нарушителей.

О проделанной работе и выявленных проблемах главный жилищный инспектор Ульяновской области Александр СОРОКИН рассказал на пресс-конференции 30 октября.

Нагревали-объегоривали

Жители дома №36 по ул. Варейкиса очень долго думали, что у них в доме есть собственная котельная, по крайней мере, по бумагам так выходило. С января 2016 года по декабрь 2018 года в платежке ООО «УК Авион» выставляло плату за горячее водоснабжение, рассчитанную так, будто бы ГВС приготовлялось на общедомовом имуществе внутри МКД. Однако никакой котельной в доме никогда не было, а горячая вода поступала в МКД уже готовая от котельной ЗАО «Строительная корпорация».

– Это принципиальное для нас решение, которое прошло через суд, поскольку предписание жилинспекции было обжаловано. Но судебная инстанция подтвердила: мы были правы. В указанном доме оборудования для приготовления (нагрева) ГВС нет. Однако управляющая компания производила начисление в соответствии с пунктом 54 Правил №354, который применяется в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, – пояснил главный жилинспектор.

На данный момент нарушение устранено, а жителям будет сделан перерасчет на 83535 рублей. Не менее внушительная сумма перерасчета (71500 рублей) ждет обитателей дома №15 по ул. Жигулевской. Здесь были выявлены неправомерные доначисления платы за теплоснабжение.

Далеко не всегда нарушение носит злонамеренный характер. Иногда УК искренне заблуждаются и после указания на ошибку быстро исправляются и устраняют ее. И если бы собственники сначала обратились в собственную УК, то вмешательство госжилнадзора, возможно, и не потребовалось бы.

Сами себя перехитрили

Иногда жителям кажется, будто их обсчитывают, а выясняется, что дело в них самих, а не в хитрости УК. Чаще всего в нашем городе такое бывает с ОДН, вернее, как их теперь называют, с ресурсами, затраченными на обслуживание общего имущества. Сегодня разрешается перейти на оплату за ОДН не по нормативу, а по приборам учета. При этом считается, что по прибору должно быть меньше, чем по нормативу.

Казалось бы, что сложного – отняли из показаний общедомового счетчика индивидуальное потребление и получили разницу ОДН. Но при этом люди забывают, что не все собственники в МКД являются дисциплинированными потребителями. Кто-то не передает показания своих индивидуальных приборов, кто-то передает нулевые данные…

– Мы разбирались на конкретном МКД, чтобы наглядно это показать. Старшая по дому уверяла нас, что ручается буквально за каждого жителя, что все вовремя подают показания, и такой большой разницы быть не может. Однако когда проверили, оказалось, что из 10% квартир МКД в течение полугода и более передавали нулевые показатели. Между тем электроэнергию они потребляли, и это ложилось в ОДН, – прокомментировал Александр СОРОКИН.

Банкрот с лицензией

Отдельного разговора заслуживает тема банкротства управляющих организаций. Именно здесь идет самый массовый обман. Особенно в этом плане в Ульяновске отличилась Наталья ГАСАНОВА, которую (напомним, мы писали об этом в номере от 23 сентября) суд уже оштрафовал на 25 тыс. рублей за незаконное взимание платы с жителей. Этого специалиста в наш город привлекли из Тольятти для участия в процедуре банкротства нескольких крупных ульяновских управляющих организаций. В частности, являясь вплоть до 27 июня 2019 года внешним управляющим ОАО «ГУК Засвияжского района», она в одностороннем порядке (без утверждения на общих собраниях собственников) повысила плату за содержание и текущий ремонт для более чем 200 домов. Таким образом ей удалось собрать с ульяновцев более 8 млн 860 тыс. рублей. Сейчас эти деньги должны быть возвращены обратно.

Точно такой же трюк Наталья ГАСАНОВА проделала с другим крупным ульяновским банкротом – ЖСК «Комплекс» (19 домов). Жилинспекция также зафиксировала факт неправомерного повышения платы за содержание жилого помещения с 1 июня 2018 года на общую сумму более 7 млн рублей.

Причем это (приведенные выше примеры с ГУК и ЖСК) уже не тот случай, когда управляющая компания искренне заблуждается и стремится скорее исправить ошибку. ГАСАНОВА оспаривала предписания в суде и не спешила возвращать деньги. Здесь речь идет, скорее, о сознательных и целенаправленных действиях по увеличению сбора платежей. Дело в том, что именно это и является первостепенной задачей временного управляющего, кандидатуру которого, кстати, утверждают кредиторы.

Смотрите, какая картина получается: кредиторы (в данном случае – энергомонополисты) обращаются в суд, инициируют процедуру банкротства (которая может длиться годами) и утверждают на место директора временного управляющего (главная цель которого – собрать как можно больше денег, чтобы передать их кредиторам). И все это время жители платят по выставленным им счетам фактически в карман энергомонополистам, а не на содержание и ремонт своих МКД. Неужели нельзя эти дома исключить из управления УК, проходящей процедуру банкротства?

– Для исключения дома из лицензии УК нужен набор определенных юридических фактов. Банкротство к данным фактам не относится. Хотя совершенно понятно, что даже на самой первой стадии банкротства никакого реального управления домами не происходит. На мой взгляд, только одно это уже должно стать основанием для передачи данных домов в управление другим организациям либо вообще для смены формы управления, -отметил главный жилинспектор региона.

По его словам, из самой сути процедуры очевидно, что управление жилым домом и банкротство несовместимы, так как у них совершенно разные цели и задачи. Между тем далеко не все собственники и не все председатели советов МКД это понимают (или отказываются понять). Несмотря на процедуру банкротства, под управлением ЖСК оставалось 19, а в ГУК – более 200 многоквартирных домов. Все они могли в любую секунду инициировать переход в выбранную ими другую УК либо создать товарищество. Но не сделали этого.

Собственно говоря, пользуясь пассивностью людей, временная руководительница и смогла начислять им дополнительные платежи, чтобы как можно больше собрать денег для уплаты по долгам управляющей организации. Затем, конечно, жилинспекция пришла с проверкой, деньги вернули, но, еще раз отметим, это было сделано после обращения жителей. А если бы они промолчали? Так бы заплатили, и все! Возможно, именно на это и надеялась Наталья ГАСАНОВА, за плечами у которой сотни банкротств не только у нас в городе, но и в Москве, Самаре, по всей стране. То есть ее нельзя назвать неопытной или не знающей законы.

– В данной ситуации все, что мы пока можем сделать для профилактики нарушений, – это встречи с собственниками, с советами МКД, разъяснение им этих моментов. Хотя они и так им должны быть очевидны: качество услуг упало, управляющая организация не справляется, перестает исполнять в полном объеме перечень услуг, который является приложением к договору управления… Такая история у нас была с так называемым «абсолютным злом» в мире управляющих организаций – это «Фундамент» и «УправДом». Встречи со старшими по домам с участием представителей администрации города начались еще в январе, в самом начале 2019 года, когда случились первые коллапсы с вывозом ТКО и уборкой территории. А закончился процесс перехода домов в другие УК лишь в августе. Одни долго думали, другие почему-то были убеждены, что все наладится, хотя никаких предпосылок к этому не было. Собственники очень инертны в данном вопросе, но сейчас у нас нет иных рычагов воздействия, кроме как убеждать и уговаривать, – сказал Александр СОРОКИН.

Сегодня законодательство не видит разницу между банкротством организаций, управляющих жилым фондом, и банкротством юрлиц, занимающихся другими видами коммерческой деятельности. Впрочем, проблема не уникальная для Ульяновска, она общая для всей страны. По мнению Александра СОРОКИНА, в скором времени должны быть внесены соответствующие поправки в закон, и этот вопрос уже обсуждается на федеральном уровне.