И непременно тронут душу
Цветы, трава и подорожник,
И вид давно забытых зданий,
Забытых так же, как художник…
(А.Бушмелев)

На странице группы не раз публиковались заметки об ульяновских художниках прошлых лет. Главным образом, о незаслуженно забытых, о тех, чьи имена почти ничего не говорят современным любителям искусства. Когда только начиналась эта рубрика, среди первых в списке художников, о творчестве которых было желание написать, стояло имя Михаила Ивановича Козьмина. Уж очень тронули душу те немногочисленные его работы, которые довелось видеть. Хотелось больше узнать об этом талантливом авторе, увидеть больше его полотен.

Но шло время, а тема о жизни и творчестве Козьмина так и оставалась на «точке замерзания». Художником он оказался даже слишком неизвестным. Видимо, был Михаил Иванович очень скромным человеком, не афишировал свою жизнь и свое искусство, а после смерти, как часто бывает, оказался забыт окончательно. Все, что удалось отыскать о нем – это две маленьких заметки в «Ульяновской правде» за 1952 год, да один абзац и краткая биографическая справка в сборнике С.М.Червонной «Художники Ульяновска» (1985). Была еще статья К.И.Новенькова, опубликованная четыре года назад в журнале «Мономах» – не столько о Козьмине, как о трех его работах из личного собрания автора. В той статье Константин Иванович тоже сетовал на почти полное отсутствие сведений о Козьмине. Нет даже фотографии художника, кроме снимка, опубликованного в газете 1952 года – едва различимый силуэт человека (фото 10)

Несколько раз с новым рвением принимался за поиски: листал каталоги, газетные подшивки, перечитывал воспоминания художников… Но и сейчас, по прошествии нескольких лет, в «багаже» все те же скудные сведения. Очень мало и репродукций. Спасибо, что ульяновские музеи обнародовали кое-что из своих фондов.
А ведь творчество этого самобытного мастера, несомненно, заслуживает внимания. Отточенная, неподражаемо индивидуальная техника; четкие линии и сочные, яркие краски пейзажей (видна рука опытного чертежника и декоратора). Историческая достоверность в картинах Козьмина удивительным образом сочетается с лиричностью, любовью к родным места и почти всегда – с тихой, светлой грустью. При внимательном рассмотрении открываются незаметные беглому взгляду детали, создающие эффект почти физического присутствия. И, конечно же, ощущение от этих картин – ностальгия в самом лучшем и добром смысле этого слова.

В уходящем 2019 году исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Ивановича Козьмина. Точная дата неизвестна, как и многие факты его биографии. Подумалось, что будет правильно отдать дань памяти замечательному художнику даже такой поверхностной и неполной заметкой. Очень жаль, что ульяновские музеи, в которых хранятся работы М.И.Козьмина, не организовали в этом году юбилейную выставку, хотя бы самую скромную.
***

Михаил Иванович Козьмин родился в 1879 году в Нижнем Новгороде. Его отец – художник-самоучка, зарабатывал на жизнь рисованием вывесок, а Михаил с ранних лет ему помогал. Надо думать, живопись была для Ивана Козьмина не только ремеслом, раз смог он заронить в душу сына любовь к искусству и желание стать художником. Путь к заветной цели был долгим и непростым.

В 1890 году семья переехала в Симбирск. Художественной школы в городе тогда не было. Но в 1898 году на углу Большой Саратовской и Чебоксарской улиц открылся учебно-трудовой пункт – комплекс учебных классов и мастерских для обучения профессиям. С первого дня в классе рисования преподавал известный симбирский живописец, выпускник Академии художеств Павел Ильич Пузыревский. Через некоторое время в учебно-трудовом пункте открылись классы пейзажа, портрета и фигурной композиции; занятия в них вели художники А.Н.Остроградский, А.В.Строганов и др. У Алексея Николаевича Остроградского – ученика И.Е.Репина, впоследствии первого директора Ульяновского художественного музея – и обучался Михаил Козьмин.
Потом он работал ретушером в фотографии, декоратором, с января 1914 года – чертежником на строительстве железнодорожного моста через Волгу, преподавал рисование в женской гимназии. Одновременно Михаил Иванович много рисовал, овладевая мастерством живописца.

С.М.Червонная (3) писала, что впервые М.И.Козьмин принял участие в выставке ульяновских художников в 1924 году. Действительно, «художественная выставка устраивалась Губпрофсоветом в 1924 году, где участвовали как художники, так и местные любители», – писал Д.И.Архангельский в статье «О художниках и художественной жизни Ульяновска» («Наш город», Ульяновск, 1927). Однако, перечисляя в этой статье всех художников Ульяновска, Дмитрий Иванович не упомянул Козьмина. Видимо, тогда еще начинающий живописец был отнесен Архангельским к числу «местных любителей».

«С акварельного портрета Л.Н.Толстого (1927) М.И.Козьмин начинает работу над целой серией портретов деятелей русской культуры, писателей, чья жизнь была связана с Симбирском. Позднее в эту серию рисунков и акварелей вошли образы И.А.Гончарова (1946) и других прославленных земляков. Уголки города, его окрестностей, а также характерные пейзажи других районов, областей Среднего Поволжья становятся темой лирических пейзажей Козьмина: «Ярославка – Чувашская республика. Мостик» (1929), «Шиловка» (1930) и других» (3)

«Тепло и свет в его этюдах зовут на просторы полей, в голубые волжские дали. В 1947 году его работы «Жигули – Ширяево», «У волжских просторов», «Софроныч – пчеляк» экспонировались на Всесоюзной выставке в Москве, на выставках художников Поволжья в Куйбышеве и Саратове…
М.И.Козьмин успешно работает в области графики… Замечательно выполнена им серия иллюстраций к произведениям И.А.Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»…
В работах художника мы видим жажду к познанию, к красочной передаче родных мест. Даже то, что кажется незначительным и неинтересным – глухие переулки, кособокие деревянные домишки старого Симбирска – зафиксировано им в серии графических работ: «Симбирск XVII века», «Сиротская слобода», «Базар в Симбирске XVII века» и т.д.
У Козьмина есть ряд бытовых портретов и жанровых работ. Изучая быт колхозной деревни, он пишет картину «Колхозный праздник». … Михаил Иванович написал целую серию портретов героев Великой Отечественной войны, а также портреты великих русских полководцев Суворова и Кутузова…» (1)

Как и многие ульяновские художники М.И.Кузьмин преподавал рисование в школах города. Он близко дружил с другим замечательным художником-педагогом Петром Григорьевичем Паниным. Они были почти ровесники, всего-то три года разницы, и в серьезную живопись пришли примерно в одно время – в 1920-х. К.И.Новеньков (4) вспоминал, что П.Г.Панин, преподававший в педагогическом институте, часто рассказывал студентам о Михаиле Ивановиче. «Не были эти школьные учителя рисования избалованы большим вниманием общества при жизни, но тем они нам и милы, что вспыхивают иногда на художественном небосклоне яркими звездочками отдельные их работы» (4)

В 1944 году, в возрасте 65 лет, М.И.Козьмин стал членом Союза советских художников. Тогда это звание высоко ценилось и нелегко давалось. Конечно, отдал должное Михаил Иванович и «главной теме». Среди его работ – портрет Ленина, картина «В.И.Ленин и И.В.Сталин над картой ГОЭЛРО», хранящиеся ныне в областном художественном музее, «Ленин и Сталин в Смольном», сцены из жизни семьи Ульяновых и т.д. А кроме этого – серия исторических картин, пейзажи, портреты русских писателей и ученых и многое-многое другое.

В ноябре 1952 года в Ульяновске отмечалось 50-летие творческой работы М.И.Козьмина. Надо полагать, за точку отсчета было взято его поступление в художественный класс Симбирского учебно-трудового пункта в 1902 году. На торжественном заседании, посвященном этому событию, «присутствовали представители советских и общественных организаций, художники города. Доклад о творческом пути старейшего художника Ульяновска сделал т. Панин. Были зачитаны приветственные адреса от Ульяновского отделения Союза советских художников, товарищества «Художник», от работников Художественного музея, приветственные телеграммы» (2). Месяцем раньше в Художественном музее открылась персональная юбилейная выставка М.И.Козьмина, на которой было представлено 73 его работы. Это была последняя выставка художника.

Михаил Иванович Козьмин скончался в 1955 году в Ульяновске. Похоронен на Воскресенском кладбище. Его работы хранятся в Ульяновских областных художественном и краеведческом музеях, в частных коллекциях. К сожалению, широкой публике они практически неизвестны.

Вот и все, что получилось рассказать об этом ульяновском художнике. Прошу не судить строго. Был бы очень признателен за любые дополнения: сведения о М.И.Козьмине, репродукции его работ или, может быть, ссылки на источники, не попавшие в этот краткий обзор.

Источники:
1. А.Ужинкина, научный сотрудник УОХМ, «Старейший художник Ульяновска» («Ульяновская правда», 24 октября 1952 г.)
2. «Юбилей художника М.И.Козьмина» («Ульяновская правда», 30 ноября 1952 г.)
3. С.М.Червонная «Художники Ульяновска», Л., 1985
4. К.Новеньков «Его рукой водило Божье провиденье» («Мономах», 2015, № 2)


М.И.Козьмин. На реке Свияге. 1945.
Репродукция из книги С.М.Червонной «Художники Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1985.


М.И.Козьмин. Часовня в Киндяковской роще. 1946.
УОКМ


М.И.Козьмин. Масонский храм в Киндяковской роще. 1951.
УОХМ.


04. М.И.Козьмин. Симбирск в XVII веке.
Репродукция из книги «Ульяновск – родина Ленина. Памятные места» (П.С.Бейсов, М.Х.Валкин и др.), Саратов, 1967.


М.И.Козьмин. Подгорье. 1941.
Из личного собрания К.И.Новенькова. Опубликовано в журнале «Мономах», 2015, № 2.


М.И.Козьмин. Могила Д.Д.Минаева на Духовском кладбище. 1952.
Из личного собрания К.И.Новенькова. Опубликовано в журнале «Мономах», 2015, № 2.


М.И.Козьмин. Винновская роща. Беседка Гончарова. 1947.
Из личного собрания К.И.Новенькова. Опубликовано в журнале «Мономах», 2015, № 2.


М.И.Козьмин. Иллюстрации к роману И.А.Гончарова «Обрыв».
УОКМ


М.И.Козьмин. Иллюстрация к роману И.А.Гончарова «Обломов». Сон Обломова.
УОКМ


Слева: Михаил Иванович Козьмин – старейший художник Ульяновска.
«Ульяновская правда», 24 октября 1952 года.
Справа: М.Порозина. Портрет М.И.Козьмина. 2001. yavarda.ru