Управление ЖКХ и благоустройства администрации Ульяновска возглавил Андрей ПАВЛОВ, почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России, с большим опытом работы. С 1989 до 2002 года прошел трудовой путь от мастера до директора муниципального «ДЭЗ», с 2002 по 2011 год – от начальника отдела до председателя комитета ЖКХ. Последнее место работы – начальник отдела капитального ремонта Фонда модернизации ЖКХ Ульяновской области.

Какие взгляды у нового руководителя городским ЖКХ на текущую ситуацию в отрасли, какие задачи он видит первостепенными и как собирается их решать? Об этом – в нашем интервью с Андреем ПАВЛОВЫМ.

– Андрей Федорович, Вы не новичок в своем деле, успели поработать и даже возглавляли городское ЖКХ при Романенко, Ермакове, Пинкове. Какой урок и самый ценный профессиональный опыт Вы получили тогда?

– Это разные периоды. При Романенко были тяжелые времена, когда были проблемы практически со всем ЖКХ. Были, мягко говоря, трения с энергоснабжающими организациями. В такие кризисные моменты люди, как правило, концентрируются и принимают адекватные решения. При Ермакове начался переход от кризиса к плановой работе: начали создаваться программы, определяться вопросы по приоритетам – это и благоустройство, и теплоснабжение. Причем Сергей Николаевич всегда лично эти вопросы отслеживал, сам выезжал на аварии, вникал в суть проблем. При Пинкове был подъем промышленного производства, в том числе и жилищно-коммунального комплекса. Учитывая, что Александр Петрович долгое время был руководителем, который на автозаводе считал деньги, он досконально знал и контролировал этот процесс и в мэрии, перенеся свой опыт на исполнение целевых программ. В частности, в этот период при Пинкове город активно участвовал в исполнении 185-го федерального закона по капитальному ремонту.

Сначала я был руководителем начального звена – начальник отдела, потом приподнялся до заместителя председателя комитета ЖКХ и далее. По сути, наше подразделение также прошло разные периоды становления. Начинали с создания базы, так как ничего не было: по каждому МКД заводились определенные реестры, проводилось расщепление платы собственников за жилищно-коммунальные услуги и т.д. Как в плане энергетики, так и управления МКД тогда выпускалась масса новых законодательных документов, старые нормативные акты отменялись. По сути, мы вместе с жителями, которые постоянно приходили к нам, обучались этому новому, по пунктам разбирали вопросы взаимоотношений между собственниками и УК. Выстраивался институт старших по домам, советов МКД. Если кратко, то при Романенко был кризис, при Ермакове – переходный период, при Пинкове вышли на плановость – целевые показатели и качество работы. Что я для себя подчерпнул из всего этого? Главное – это коллектив, с грамотными специалистами не страшны любые задачи.

– С тех пор как ушли из администрации города, Вы успели поработать и директором УК, то есть побывали «по ту сторону баррикад». Это как-то повлияет на Вас сегодня: начнете по-другому с УК работать – мягче или, наоборот, жестче?

– Все должно быть в рамках полномочий каждой стороны. Если есть договор управления и в нем между собственниками и УК определены права и обязанности, соответственно, они просто должны исполняться, и ничего больше. Конечно, сейчас работа с УК стала намного сложнее. Ведь вначале, когда мы только начинали создавать базу, в Ульяновске было всего четыре управляющих организации, а сейчас их уже более 140. Хотя если приглядеться, посмотреть учредителей, то это несколько групп компаний, которые как 10 в 1. Фактически, несмотря на разные названия, входя в группу, такие компании имеют общую, скажем так, марку качества. И есть компании, которые качественно работают в нормативном плане, а также выстраивают взаимоотношения с населением, помогают жителям по вопросам содержания, текущего ремонта, благоустройства. Со стороны собственников, впрочем, всегда должен быть контроль. В этом плане Правобережье, кстати, отстает от Левобережья. Все-таки на левом берегу старшие по домам раньше отучились, прошли школу грамотного потребителя, и там эти вопросы намного жестче стоят. Мне довелось руководить УК именно в Левобережье, и там, я вам скажу, каждый председатель МКД четко знает, сколько денег на счете дома, на какие виды работ их можно потратить. Знают подрядчиков, кто за что отвечает. Следят за эффективным расходованием средств; если осталась экономия с предыдущего месяца, они ее перераспределяют на другие цели. На правом берегу тоже есть грамотные председатели МКД, но не у всех УК настроена эта работа. Над этим нам предстоит потрудиться. Ведь если все УК начнут исполнять договор управления, то меньше вопросов от населения станет в наш адрес, в адрес муниципалитета. Поэтому нам необходимо выстроить прозрачное и четкое взаимодействие собственников и управляющих организаций. О мягкости или жесткости тут речи не идет, только нормативное предоставление услуги. Если нам удастся этого добиться на высоком качественном уровне, уверен, население нам скажет спасибо, и не один раз!

– Нужна ли, на Ваш взгляд, городу своя муниципальная управляющая компания, чтобы обслуживать те «серые зоны», которые остаются не охваченными частными УК?

– Тут проблема в другом: за каждым участком должен следить его собственник, частный он, муниципальный или государственный – роли не играет. Однако откуда берутся эти «серые зоны»: дороги, тротуары или зеленые зоны, которые ни за кем не закреплены? Когда строится дом, под него выделяется пятно застройки, куда входит не только место непосредственно под зданием, но и вокруг. И вся эта территория должна относиться в данному объекту. Ведь в проект МКД входит и прилегающая инфраструктура: тротуары, подъезды, бельевая площадка, паркинг и прочее. А что на практике? Когда произошел этот вот всплеск законодательства и пошли новые нормативные документы в 2006-2007 годах, собственники начали хитрить. Я на тот момент был заместителем руководителя комитета, и нами была организована работа по оформлению кадастровых паспортов. Так вот, собственники разграничивали земельный участок по отмостке. Хотя это же неправильно! Мы пытались объяснять, собирали людей, разговаривали. Кто-то понимал, а кто-то стоял на своем, мол, мы живем в доме – остальное нам не нужно. Но как тогда жильцам МКД подъехать к нему, как подойти, должен же быть проезд, тротуар. А если по границе отмеренного участка, вот по отмостке забор поставят, куда деться жителям? Если вы отказываетесь от этой территории и говорите, что она принадлежит муниципалитету, что будет, когда на том месте где, например, у жильцов клумба, сдадут в аренду участок и начнут строить там что-то? Сразу поднимется шум! То есть, я говорю о том, что у каждого объекта (у жилого дома, у муниципальных учреждений, у всех), помимо участка земли, на котором он стоит, должна быть своя прилегающая территория. И если грамотно разграничить, то никаких «серых зон» не будет и не должно быть. Совместно с УК и собственниками мы и должны этим заниматься.

– Об этом уже давно говорят, что следить за прилегающей территорией – обязанность собственника. Но когда это будет сделано?

– В этом году мы готовим интерактивную технологическую карту по очистке города Ульяновска. Это все территории, которые должны убираться в течение всего года в рамках нормативных требований 170-х правил (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170. – Прим. ред). До конца декабря управляющие орга-
низации определят и предоставят нам информацию об этих прилегающих территориях. Мы их все нанесем на карту и увидим, где у нас «серые зоны». По каждой из них будем детально разбираться: почему эта территория оказалась ни за кем не закреплена, к какому объекту относится, кто ее должен обслуживать.

– Планируете ли Вы что-то менять в подходах к работе нынешнего Управления ЖКХ: структуру, кадры?

– Структура уже определена, откорректирована и утверждена Главой города, а вот по кадрам действительно есть вопросы, замечания. Перемены, конечно, будут. Главный критерий – это исполнение всех поручений и всех наказов населения, наших жителей. И здесь, поскольку я уже погрузился в работу Управления, могу сказать, что не последнюю скрипку играют заявки, неисполненные управляющими и подрядными организациями. У кого-то крыша потекла, у кого-то трудности с парковкой во дворе и масса других вопросов, которые в общем-то относятся к компетенции управляющей организации, но направляются в адрес муниципалитета, так как УК их не решает. Очень много времени и сил мы тратим, беря на себя роль третьей стороны в споре между собственниками и УК. Это, безусловно, отвлекает от исполнения непосредственно муниципальных функций. Возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили: если бы все управляющие организации просто исполняли в полной мере договор управления МКД, у нас бы снялась огромная часть проблем и социальная напряженность у населения. Добиться этого -наша первостепенная задача, мы должны обеспечить комфортное проживание ульяновцев.