«Ульяновская правда», 8 августа 1959 г.
В Засвияжье продолжается строительство новой трамвайной линии. Пути прокладываются по Аэродромной улице мимо новостроек 12-го квартала и 33-й школы. С окончанием строительства конечная остановка будет находиться не у клуба автозавода, а недалеко от переезда через железную дорогу…
17 ноября 1959 г.
…В морозном воздухе заливисто прозвучал трамвайный звонок. Первый поезд № 17 тронулся в путь…
Поезд быстро проходит остановки: «Школа № 33», «Универмаг», «УНР «Жилстрой». Сегодня воскресенье, и желающих поехать в театр, музеи, кино очень много. Люди радуются успеху строителей, мелькающим за окнами новым домам, красивому зданию 33-й школы.
Сколько времени новый участок дороги сэкономит автозаводцам, рабочим УЗТС, школьникам и строителям! Им не придется в дождь и метель идти пешком или ожидать автобуса. Они легко и быстро доедут на трамвае!..
31 октября 1962 г.
…Директор управления трамвая И.М.Имангулов рассказал о новых маршрутах, которые пролягут в городе…
Девять лет назад на первую линию вышли 4 поезда. К концу этого года у нас будет 65 поездов. Сейчас мы получаем новую партию с комфортабельными вагонами…
К концу года длина трамвайной линии достигнет 64 км. Мы строим ветку, которая соединит северную часть города с Засвияжьем. Другая стройка – линия от Киндяковки до кожкомбината. Строительство ее не было предусмотрено ни планом, ни ассигнованиями, но общественные организации нашли возможным провести все работы в этом году…
С 1963 г. начнется строительство линии, которая свяжет Засвияжский район с Киндяковкой. Придется намывать дамбу, строить туннели…
С будущего года начнутся изыскательские работы по проведению троллейбусных линий. По плану первые линии длиной 46 километров пройдут по маршрутам Верхняя Терраса – ДК им. 1 Мая – речной порт – центр города. Отсюда на ЗМД – Киндяковку – УЗТС – автозавод и снова центр…
9 февраля 1969 г.
Новая трамвайная линия свяжет северную часть города с Засвияжьем. Взяв начало от существующей линии на Верхне-Полевой улице, она по новой трассе выйдет на улицу К.Маркса. Далее линия пройдет мимо городского кладбища на строящийся сейчас мост через Свиягу. В Засвияжье линия пройдет по улице Пушкарева и соединится с Московским шоссе и улицей Октябрьской.
3 апреля 1969 г.
Вчера открылось трамвайное движение по новому маршруту «Автозаводская – Вокзал». Протяженность линии – 7,5 км. Первый поезд провела лучший водитель Раиса Николаева. Новый маршрут связал два промышленных района – Засвияжский и Железнодорожный…
– Сейчас протяженность трамвайных путей в нашем городе превышает 80 км. – рассказал начальник управления трамвая Ф.В.Резник. – Ежегодно мы перевозим до 74 миллионов пассажиров…
23 июля 1969 г.
Сегодня открываются два новых трамвайных маршрута.
Кольцевой маршрут берет начало в северном трамвайном парке, идет в сторону телецентра, на тракте Нариманова поворачивает к Дамбе… Далее он сворачивает на улицу Ленина и через центр города идет до трампарка, замыкая кольцо…
Вводится также маршрут № 9 Дамба – Кожкомбинат. На эту линию в часы пик ставится 10 поездов…
***
В 1960 г. трамвайные пути продолжены от северного депо до Выставки (ныне парк Победы). В 1967 г. построено Засвияжское трамвайное депо. К этому времени число вагонов достигло 220.
В первое время в Ульяновск поступали вагоны КТМ-1 Усть-Катавского завода. Позже парк пополнялся вагонами «Gotha» производства ГДР, но они оказались плохо приспособлены к местным условиям. В середине 60-х начались поставки вагонов «Татра-3» из Чехословакии. Много их поступило к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, что позволило в первой половине 70-х гг. полностью обновить подвижной состав.
«Труд», 3 марта 1970 г.: «25 новых трамваев Т-3 будут направлены на родину Ильича не позже половины марта вместо 4-го квартала, как предполагалось по плану. Рабочие пражского завода ЧКД «Татра-Смихов» хотят помочь своим ульяновским товарищам благоустроить родной город В.И.Ленина, украсить его к славной дате…»
Водители трамвая в первое время учились в Горьком, а в 1968 г. на базе трамвайного управления открыто ПТУ № 5 для подготовки рабочих городского электротранспорта.
Реконструкция и бурный рост города в 1960-70-х гг. дали новый импульс развитию городского транспорта. В 1977 г. в Ульяновске было 110 км. трамвайных путей, 14 трамвайных маршрутов.
«Ульяновская правда», 22 апреля 1970 г.
20 апреля на улице Локомотивной состоялся митинг, посвященный сдаче в эксплуатацию нового моста через р. Свиягу и открытию новой трамвайной линии, связывающей южную часть Железнодорожного района с Засвияжьем. В тот же день водитель А.Н.Лукина провела первый трамвайный поезд по новой линии.
7 мая 1970 г.
В юбилейном году жители Ульяновска и их многочисленные гости получили еще один замечательный подарок – новую трамвайную линию, которая соединила улицу Инзенскую Железнодорожного района с поселком Мирный Засвияжского района. Устройство трамвайной линии осуществлялось в комплексе со строительством путепровода и моста через Свиягу…
Теперь по новой линии открыто регулярное движение трамваев по маршруту № 6 «Кожкомбинат – Засвияжье» [фото 1]…
17 июля 1971 г.
…В этом году трамвайная ветка пройдет по улице Р.Люксембург и свяжет с центром новые кварталы северной части города, корпуса политехнического института и строительного техникума. В 1972 г. продолжится строительство трамвайной линии в южной части города. Она протянется до нового здания фабрики имени КИМ. В Засвияжье трамваи пройдут по улице Культуры [Пушкарева].
К 1973 г. должно быть закончено строительство моста через Свиягу, по которому пройдет трамвайная линия. Она свяжет район Севера, улицы К.Маркса и Полевую с Засвияжьем. Планируется проложить трамвайный путь по Западному бульвару и улице Рябикова…
Новые линии потребуют больше поездов. В южной части города уже строится новое депо на 150 вагонов «Татра». Будут построены 4 новые тяговые подстанции…
Ленинградский проектный институт связи совместно с институтом «Ульяновскгражданпроект» разрабатывают проект централизованной диспетчерской станции. Она будет координировать работу трамвая, автобуса и троллейбуса во всем городе…
***
Новый мост через Свиягу в районе Песков был достроен несколько позже – в 1975 году (фото 2). В октябре по нему пошли трамваи маршрута № 15.
В 1988 г. протяженность трамвайных путей составляла 119,2 км. Трамвайный парк насчитывал 277 вагонов. За год трамваи перевезли 126 миллионов пассажиров.
Росли и проблемы, но их удавалось решать. Бывший начальник УТТУ В.Н.Дворцов рассказывал: «Председателем горисполкома в 80-ые годы был Иваницкий. Ему надоело, что каждый день 17-20 трамваев сходили с линии по разным причинам. Он принял решение заняться планомерной реконструкцией трамвайных путей. УКС горисполкома дали план: каждый год менять по 10 км. И дело пошло. За несколько лет добились, что сходов стало 5-6 в год. К этому времени трамваи перевозили в день до 300.000 пассажиров. Электротранспорт стал основным видом общественного транспорта»
В 1990-х прекратилось финансирование из центра, росли убытки, начала повышаться плата за проезд. А главное – местные власти сделали ставку на маршрутки. Судьбу «похороненного» городского автобуса мог разделить и трамвай. Активно продвигалась идея его ненужности для Ульяновска. Нет сомнений: без трамвая город ждал бы транспортный коллапс. Это наглядно показала забастовка работников городского электротранспорта в июне 1995 года. По дорогам, трамвайным путям, по мостам шли бесконечные толпы горожан – люди пешком добирались на работу. Тогда на маршруты, как и в прежние благополучные годы, ежедневно выходило более 200 вагонов. Но по причине отсутствия автобусов нагрузка на электротранспорт резко возросла, а старые вагоны могли двигаться лишь благодаря интенсивной «реанимации».
Несмотря на трудности, отрасль выжила и даже продолжала развиваться. В 1994 г. построены пути до вещевого рынка в Засвияжье (фото 3), в 1995 – до северного выезда из города (фото 4-5), в 2005-м открыта линия по улице Репина и др. В 2008 и 2012 гг. закупались новые (!) вагоны КТМ. В 2014 г. протяженность трамвайных линий составляла 130 км., по ним ходили 206 трамваев.
УЛЬЯНОВСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС
6 июня 1963 г. горисполком принял решение «О строительстве троллейбусного транспорта в Ульяновске». Первая очередь включала 2 линии, троллейбусное депо на 50 машин и 2 тяговые подстанции.
«Ульяновская правда», 5 декабря 1964 г.: «Архитектурно-технический совет областного отдела по делам строительства и архитектуры рассмотрел проект троллейбусной линии, сооружение которой начнется в 1965 г. в Заволжском районе. Эта линия протяженностью более 11 километров пройдет по улицам Шоферов, Волжской, 40 лет Октября, Одесской, Деева и соединит районы Нижней и Верхней Террасы»
Строительство началось только в 1967 году и шло весьма неспешно.
1 января 1971 г.
В Заволжье ведется строительство троллейбусного депо, скоро строители приступят к сооружению тяговых подстанций, а в будущем году по улицам Заволжья пойдут троллейбусы. Общая протяженность двух первых маршрутов составит 17 км.
За пятилетку новый вид транспорта найдет в нашем городе широкое применение. Троллейбус свяжет Заволжье с центром и другими районами Ульяновска.
4 сентября 1971 г.
Строительство началось во 2-м квартале 1967 г. с главного объекта – троллейбусного депо. Но начало было неудачным. Долгое время здесь не было единого хозяина, один генподрядчик сменялся другим, строители испытывали острую нужду в материалах. Поэтому за 4 года они сумели возвести только производственную часть здания депо…
С приходом в январе этого года нового генподрядчика – СМУ-15 треста № 1 строительство оживилось, но не в такой степени, чтобы можно было успокоиться за судьбу нарождающегося троллейбуса… Плохо обстоит дело и с финансированием строительства…
А между тем вопрос «Когда пойдет троллейбус?» становится все более настойчивым в устах ульяновцев.
3 апреля 1973 г.
Новое управление появилось в Ульяновске – трамвайно-троллейбусное. До переименования оно было известно как трамвайное. С новым названием к трамвайщикам пришли дополнительные заботы: они стали хозяевами городских троллейбусных линий, по которым скоро пойдут первые машины.
27 марта в адрес управления пришло 10 троллейбусов. Это вторая партия, первые десять Ульяновск получил еще в октябре. Все они пришли из г. Энгельса Саратовской области.
***
Будущие работники троллейбусного депо принимали участие в строительстве, сами устанавливали оборудование. Водители прошли стажировку в Чебоксарах.
Датой открытия троллейбусного движения называют 4 или 5 января 1974 года. Но судя по публикациям тех лет, первый троллейбус вышел на маршрут 31 декабря 1973 года.
«Ульяновская правда», 1 января 1974 г.
– Прошу, товарищи пассажиры, занять свои места, – объявил водитель троллейбуса Владимир Дворянинов.
За окнами замелькали знакомые места. В канун нового 1974 года в Ульяновске к автобусу и трамваю прибавился троллейбус. Его маршрут: улица Оренбургская – железнодорожный вокзал Верхняя Терраса. Протяженность маршрута около 13 километров…
Водитель Г.П.Козлов вспоминал: «Остановки были те же, что и у автобуса. Зима холодная, морозы. Люди стоят на остановках, мерзнут. Мы зовем их садиться в троллейбус, а они не хотят. Говорим: «Бесплатно довезем», а они ни в какую. Непривычный транспорт, вот и не хотели. Да и не совсем удобный маршрут был. В основном людям на Володарку надо было, а мы только до станции ездили. Вот когда поехали на Володарку, тогда рабочие вздохнули, потому что тяжело народу было добираться до работы, автобусов не хватало»
А.Я.Вдовин, первый мастер депо: «У нас ничего тогда не было: ни оборудования, ни станков нужных, ни опыта. Что-то сломается – беда. Неделями рессоры меняли. Все оборудование, что сейчас у нас есть, сделано своими силами»
В 1975 г. на первой троллейбусной линии перевезено 2,5 миллиона пассажиров. В 1976-м она была продлена до завода им. Володарского. Построена вторая линия, соединившая Нижнюю и Верхнюю Террасы.
«Ульяновская правда», 7 декабря 1976 г. (фото 7, вверху)
Начались испытания на новой троллейбусной линии. Она не только соединит жилые массивы Верхней и Нижней Террасы, но и доведет общую протяженность троллейбусного маршрута до 22 км.
Первая остановка, которая открывает новый маршрут – «Оренбургская»; 12 остановок расположены с учетом удобств для заволжцев. В утренние часы на маршрут выходят 16 троллейбусов. Сверкающие новенькие машины марки ЗИУ-9 способны вместить 80 пассажиров.
В перспективе троллейбусная линия Заволжья будет продолжена до городской больницы № 3.
13 ноября 1981 г. (фото 7, внизу)
Новый троллейбусный маршрут связал Нижнюю и Верхнюю Террасы. Его длина 3 километра. Шесть троллейбусов маршрута «2а», работающие в интервале 8 минут, помогут улучшению пассажирского сообщения в развивающемся левобережье Ульяновска.
28 километров составляет сегодня протяженность троллейбусных маршрутов в Заволжье. Дальнейшее их развитие будет тесно связано с ростом микрорайонов строителей авиакомплекса…
С 1960-х гг. существовали планы строительства троллейбусных линий в Правобережье. В 80-х они начали приобретать реальные очертания.
«Ульяновская правда», 11 февраля 1982 г.
В конце пятилетки в Ульяновске предстоит ввести в эксплуатацию 18,5 км. троллейбусных линий, соединив центральную часть города с аэропортом. Рассказывает начальник Ульяновского трамвайно-троллейбусного управления В.Н.Дворцов:
– Недавно закончена разработка проекта первой очереди троллейбусной линии. Начнется она у Мемцентра, пройдет по улице К.Маркса, по новому мосту через Свиягу, далее по улице Пушкарева и Московскому шоссе до путепровода. Пуск этой линии планируется на 1985 год. После реконструкции путепровода троллейбус пройдет до аэропорта…
В районе школы ДОСААФ, на спуске к р. Свияге, предстоит построить троллейбусное депо на 100 машин…
В перспективе по действующему мосту через Волгу пойдет трамвай, по новому мосту через Волгу, строительство которого планируется в районе парка Победы, будут курсировать троллейбус и скоростной трамвай от авиапрома до аэропорта…
16 декабря 1984 г.
В правобережной части Ульяновска возобновилось строительство троллейбусного парка, которое ведет СМУ-6 треста № 1. Выполнены работы по планировке территории парка, подготовлены котлованы под административно-бытовой корпус, началась подготовка к сооружению ремонтного блока. В 1985 г. объем строительно-монтажных работ увеличится в пять раз.
Эти планы не успели воплотиться. Еще бы несколько лет… Но в Заволжье троллейбус продолжал развиваться. В 1980-х троллейбусная линия дошла до Нового города. В начале 90-х на 7 маршрутах работало 67 троллейбусов.
Потом было не до развития. Перед транспортниками стоял вопрос выживания: долги за электроэнергию, износ машин и оборудования, отсутствие запчастей…
Некоторое оживление наблюдалось 6-7 лет назад. В июне 2012 г. впервые за 20 лет открылась новая троллейбусная линия до парка Прибрежный. В 2013-м введено в эксплуатацию 12 км. контактной сети по проспектам Ленинского комсомола, Дружбы народов, Сурова; открыто 2 новых маршрута. Тогда же, в 2012-2013 гг. приобретено 20 новых троллейбусов.
В 2014 г. протяженность троллейбусных линий составила 68,3 км. По 11 маршрутам ходило 69 троллейбусов.
Трамвай маршрута № 6 на Московском шоссе. Маршрут открыт в мае 1970 года.
transphoto.ru , А.Оландер
Новый мост через Свиягу. 1975 год. Трамваи маршрута № 15 пошли по мосту в октябре 1975 года.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф41
День города 12 июня 1994 года. Первый трамвай маршрута № 5 (УКСМ – Вещевой рынок в Засвияжье). Фото А.Крылова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.1346, л.1
Открытие трамвайного маршрута № 7 (Парк Победы – Автозаправочная станция) 7 мая 1995 года. Трамвай маршрута № 7 на конечной остановке. Фото А.Крылова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.1382, л.1
Глава администрации Ульяновской области Ю.Ф.Горячев в первом вагоне трамвая в день открытия нового маршрута № 7. 7 мая 1995 года. Фото А.Крылова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.1387, л.1
Троллейбус маршрута № 1 «Улица Оренбургская – станция Верхняя Терраса». 1979-ые годы. Первые работники троллейбусного депо (слева направо): водитель П.И.Малахов, мастер А.Я.Вдовин, водитель Т.Г.Зайнетдинов, начальник депо Г.Г.Юриков.
уэт73.рф
Вверху: «Ульяновская правда» от 7 декабря 1976 г. «Начались испытания на новой троллейбусной линии. Она соединит массивы Верхней и Нижней Террасы и доведет общую протяженность троллейбусного маршрута до 22 километров»
Внизу: «Ульяновская правда» от 13 ноября 1981 г. «Новый троллейбусный маршрут связал Нижнюю и Верхнюю Террасы. Его длина 3 километра»
Троллейбус и автобус на улице Врача Михайлова. Фото А.Оландер, 1988 год.
pastvu.com
Троллейбус на улице Врача Михайлова. Фото А.Оландер, 1988 год.
pastvu.com
Житель
Мы все развалили
Борис Николаевич
Во все виноват Чубайс!
ПенсионеР
Спасибо, познавательно.
благо
по правде сказать, всегда путевое хозяйство было убожеством
что 30 лет назад, что сейчас
будто идет война и наспех слепили из того что было
неее
это неважно все. главное у ребят на фото 5 (из компании юрия своловича) все удалось в своей жизни.
усы Морозова
Пока у власти красные или перекрашенные красные в бело-сине-красных, трамвай в Ульяновске так и будет в вечной за**ице.
Равиль Хайруллин
Твои усы в жопе у морозова
ххх
Перепил бедолага?
усы Морозова
Если вы не понимаете сути того, что единая россия – это и есть преемники КПСС – это ваши проблемы.
Wladimir Voronin
“«Ульяновская правда», 11 февраля 1982 г.
В конце пятилетки в Ульяновске предстоит ввести в эксплуатацию 18,5 км. троллейбусных линий, соединив центральную часть города с аэропортом. Рассказывает начальник Ульяновского трамвайно-троллейбусного управления В.Н.Дворцов:
– Недавно закончена разработка проекта первой очереди троллейбусной линии. Начнется она у Мемцентра, пройдет по улице К.Маркса, по новому мосту через Свиягу, далее по улице Пушкарева и Московскому шоссе до путепровода. Пуск этой линии планируется на 1985 год. После реконструкции путепровода троллейбус пройдет до аэропорта…
В районе школы ДОСААФ, на спуске к р. Свияге, предстоит построить троллейбусное депо на 100 машин…
В перспективе по действующему мосту через Волгу пойдет трамвай, по новому мосту через Волгу, строительство которого планируется в районе парка Победы, будут курсировать троллейбус и скоростной трамвай от авиапрома до аэропорта…”
гость
сейчас уровень губернатора и главы города -это перерезать ленточку по случаю открытия очередной Бургерной или ТЦ, а не новых трамвайных линий.
Олег
приехал из гостей из Калининграда, вот их общественный транспорт автобусы, специально сфоткал
усы Морозова
Какой-то пригородный, судя по всему. У нас в Карлинское и Арское тоже ездят большие автобусы (непонятно зачем, ведь пригородные маршруты как раз-таки можно отдать на откуп частникам, потому что там пассажиропоток небольшой)
Из деревни
Так вам городским и надо! У нас 146% за кого надо голосуют. Вот и автобусы нормальные.
серж
Идите, сделайте лучше !