«Ульяновская правда», 8 августа 1959 г.
В Засвияжье продолжается строительство новой трамвайной линии. Пути прокладываются по Аэродромной улице мимо новостроек 12-го квартала и 33-й школы. С окончанием строительства конечная остановка будет находиться не у клуба автозавода, а недалеко от переезда через железную дорогу…

17 ноября 1959 г.
…В морозном воздухе заливисто прозвучал трамвайный звонок. Первый поезд № 17 тронулся в путь…
Поезд быстро проходит остановки: «Школа № 33», «Универмаг», «УНР «Жилстрой». Сегодня воскресенье, и желающих поехать в театр, музеи, кино очень много. Люди радуются успеху строителей, мелькающим за окнами новым домам, красивому зданию 33-й школы.
Сколько времени новый участок дороги сэкономит автозаводцам, рабочим УЗТС, школьникам и строителям! Им не придется в дождь и метель идти пешком или ожидать автобуса. Они легко и быстро доедут на трамвае!..

31 октября 1962 г.
…Директор управления трамвая И.М.Имангулов рассказал о новых маршрутах, которые пролягут в городе…
Девять лет назад на первую линию вышли 4 поезда. К концу этого года у нас будет 65 поездов. Сейчас мы получаем новую партию с комфортабельными вагонами…
К концу года длина трамвайной линии достигнет 64 км. Мы строим ветку, которая соединит северную часть города с Засвияжьем. Другая стройка – линия от Киндяковки до кожкомбината. Строительство ее не было предусмотрено ни планом, ни ассигнованиями, но общественные организации нашли возможным провести все работы в этом году…
С 1963 г. начнется строительство линии, которая свяжет Засвияжский район с Киндяковкой. Придется намывать дамбу, строить туннели…
С будущего года начнутся изыскательские работы по проведению троллейбусных линий. По плану первые линии длиной 46 километров пройдут по маршрутам Верхняя Терраса – ДК им. 1 Мая – речной порт – центр города. Отсюда на ЗМД – Киндяковку – УЗТС – автозавод и снова центр…

9 февраля 1969 г.
Новая трамвайная линия свяжет северную часть города с Засвияжьем. Взяв начало от существующей линии на Верхне-Полевой улице, она по новой трассе выйдет на улицу К.Маркса. Далее линия пройдет мимо городского кладбища на строящийся сейчас мост через Свиягу. В Засвияжье линия пройдет по улице Пушкарева и соединится с Московским шоссе и улицей Октябрьской.

3 апреля 1969 г.
Вчера открылось трамвайное движение по новому маршруту «Автозаводская – Вокзал». Протяженность линии – 7,5 км. Первый поезд провела лучший водитель Раиса Николаева. Новый маршрут связал два промышленных района – Засвияжский и Железнодорожный…
– Сейчас протяженность трамвайных путей в нашем городе превышает 80 км. – рассказал начальник управления трамвая Ф.В.Резник. – Ежегодно мы перевозим до 74 миллионов пассажиров…

23 июля 1969 г.
Сегодня открываются два новых трамвайных маршрута.
Кольцевой маршрут берет начало в северном трамвайном парке, идет в сторону телецентра, на тракте Нариманова поворачивает к Дамбе… Далее он сворачивает на улицу Ленина и через центр города идет до трампарка, замыкая кольцо…
Вводится также маршрут № 9 Дамба – Кожкомбинат. На эту линию в часы пик ставится 10 поездов…
***

В 1960 г. трамвайные пути продолжены от северного депо до Выставки (ныне парк Победы). В 1967 г. построено Засвияжское трамвайное депо. К этому времени число вагонов достигло 220.
В первое время в Ульяновск поступали вагоны КТМ-1 Усть-Катавского завода. Позже парк пополнялся вагонами «Gotha» производства ГДР, но они оказались плохо приспособлены к местным условиям. В середине 60-х начались поставки вагонов «Татра-3» из Чехословакии. Много их поступило к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, что позволило в первой половине 70-х гг. полностью обновить подвижной состав.

«Труд», 3 марта 1970 г.: «25 новых трамваев Т-3 будут направлены на родину Ильича не позже половины марта вместо 4-го квартала, как предполагалось по плану. Рабочие пражского завода ЧКД «Татра-Смихов» хотят помочь своим ульяновским товарищам благоустроить родной город В.И.Ленина, украсить его к славной дате…»

Водители трамвая в первое время учились в Горьком, а в 1968 г. на базе трамвайного управления открыто ПТУ № 5 для подготовки рабочих городского электротранспорта.

Реконструкция и бурный рост города в 1960-70-х гг. дали новый импульс развитию городского транспорта. В 1977 г. в Ульяновске было 110 км. трамвайных путей, 14 трамвайных маршрутов.

«Ульяновская правда», 22 апреля 1970 г.
20 апреля на улице Локомотивной состоялся митинг, посвященный сдаче в эксплуатацию нового моста через р. Свиягу и открытию новой трамвайной линии, связывающей южную часть Железнодорожного района с Засвияжьем. В тот же день водитель А.Н.Лукина провела первый трамвайный поезд по новой линии.

7 мая 1970 г.
В юбилейном году жители Ульяновска и их многочисленные гости получили еще один замечательный подарок – новую трамвайную линию, которая соединила улицу Инзенскую Железнодорожного района с поселком Мирный Засвияжского района. Устройство трамвайной линии осуществлялось в комплексе со строительством путепровода и моста через Свиягу…
Теперь по новой линии открыто регулярное движение трамваев по маршруту № 6 «Кожкомбинат – Засвияжье» [фото 1]…

17 июля 1971 г.
…В этом году трамвайная ветка пройдет по улице Р.Люксембург и свяжет с центром новые кварталы северной части города, корпуса политехнического института и строительного техникума. В 1972 г. продолжится строительство трамвайной линии в южной части города. Она протянется до нового здания фабрики имени КИМ. В Засвияжье трамваи пройдут по улице Культуры [Пушкарева].
К 1973 г. должно быть закончено строительство моста через Свиягу, по которому пройдет трамвайная линия. Она свяжет район Севера, улицы К.Маркса и Полевую с Засвияжьем. Планируется проложить трамвайный путь по Западному бульвару и улице Рябикова…
Новые линии потребуют больше поездов. В южной части города уже строится новое депо на 150 вагонов «Татра». Будут построены 4 новые тяговые подстанции…
Ленинградский проектный институт связи совместно с институтом «Ульяновскгражданпроект» разрабатывают проект централизованной диспетчерской станции. Она будет координировать работу трамвая, автобуса и троллейбуса во всем городе…
***
Новый мост через Свиягу в районе Песков был достроен несколько позже – в 1975 году (фото 2). В октябре по нему пошли трамваи маршрута № 15.

В 1988 г. протяженность трамвайных путей составляла 119,2 км. Трамвайный парк насчитывал 277 вагонов. За год трамваи перевезли 126 миллионов пассажиров.
Росли и проблемы, но их удавалось решать. Бывший начальник УТТУ В.Н.Дворцов рассказывал: «Председателем горисполкома в 80-ые годы был Иваницкий. Ему надоело, что каждый день 17-20 трамваев сходили с линии по разным причинам. Он принял решение заняться планомерной реконструкцией трамвайных путей. УКС горисполкома дали план: каждый год менять по 10 км. И дело пошло. За несколько лет добились, что сходов стало 5-6 в год. К этому времени трамваи перевозили в день до 300.000 пассажиров. Электротранспорт стал основным видом общественного транспорта»

В 1990-х прекратилось финансирование из центра, росли убытки, начала повышаться плата за проезд. А главное – местные власти сделали ставку на маршрутки. Судьбу «похороненного» городского автобуса мог разделить и трамвай. Активно продвигалась идея его ненужности для Ульяновска. Нет сомнений: без трамвая город ждал бы транспортный коллапс. Это наглядно показала забастовка работников городского электротранспорта в июне 1995 года. По дорогам, трамвайным путям, по мостам шли бесконечные толпы горожан – люди пешком добирались на работу. Тогда на маршруты, как и в прежние благополучные годы, ежедневно выходило более 200 вагонов. Но по причине отсутствия автобусов нагрузка на электротранспорт резко возросла, а старые вагоны могли двигаться лишь благодаря интенсивной «реанимации».

Несмотря на трудности, отрасль выжила и даже продолжала развиваться. В 1994 г. построены пути до вещевого рынка в Засвияжье (фото 3), в 1995 – до северного выезда из города (фото 4-5), в 2005-м открыта линия по улице Репина и др. В 2008 и 2012 гг. закупались новые (!) вагоны КТМ. В 2014 г. протяженность трамвайных линий составляла 130 км., по ним ходили 206 трамваев.

УЛЬЯНОВСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

6 июня 1963 г. горисполком принял решение «О строительстве троллейбусного транспорта в Ульяновске». Первая очередь включала 2 линии, троллейбусное депо на 50 машин и 2 тяговые подстанции.

«Ульяновская правда», 5 декабря 1964 г.: «Архитектурно-технический совет областного отдела по делам строительства и архитектуры рассмотрел проект троллейбусной линии, сооружение которой начнется в 1965 г. в Заволжском районе. Эта линия протяженностью более 11 километров пройдет по улицам Шоферов, Волжской, 40 лет Октября, Одесской, Деева и соединит районы Нижней и Верхней Террасы»

Строительство началось только в 1967 году и шло весьма неспешно.

1 января 1971 г.
В Заволжье ведется строительство троллейбусного депо, скоро строители приступят к сооружению тяговых подстанций, а в будущем году по улицам Заволжья пойдут троллейбусы. Общая протяженность двух первых маршрутов составит 17 км.
За пятилетку новый вид транспорта найдет в нашем городе широкое применение. Троллейбус свяжет Заволжье с центром и другими районами Ульяновска.

4 сентября 1971 г.
Строительство началось во 2-м квартале 1967 г. с главного объекта – троллейбусного депо. Но начало было неудачным. Долгое время здесь не было единого хозяина, один генподрядчик сменялся другим, строители испытывали острую нужду в материалах. Поэтому за 4 года они сумели возвести только производственную часть здания депо…
С приходом в январе этого года нового генподрядчика – СМУ-15 треста № 1 строительство оживилось, но не в такой степени, чтобы можно было успокоиться за судьбу нарождающегося троллейбуса… Плохо обстоит дело и с финансированием строительства…
А между тем вопрос «Когда пойдет троллейбус?» становится все более настойчивым в устах ульяновцев.

3 апреля 1973 г.
Новое управление появилось в Ульяновске – трамвайно-троллейбусное. До переименования оно было известно как трамвайное. С новым названием к трамвайщикам пришли дополнительные заботы: они стали хозяевами городских троллейбусных линий, по которым скоро пойдут первые машины.
27 марта в адрес управления пришло 10 троллейбусов. Это вторая партия, первые десять Ульяновск получил еще в октябре. Все они пришли из г. Энгельса Саратовской области.
***

Будущие работники троллейбусного депо принимали участие в строительстве, сами устанавливали оборудование. Водители прошли стажировку в Чебоксарах.

Датой открытия троллейбусного движения называют 4 или 5 января 1974 года. Но судя по публикациям тех лет, первый троллейбус вышел на маршрут 31 декабря 1973 года.

«Ульяновская правда», 1 января 1974 г.
– Прошу, товарищи пассажиры, занять свои места, – объявил водитель троллейбуса Владимир Дворянинов.
За окнами замелькали знакомые места. В канун нового 1974 года в Ульяновске к автобусу и трамваю прибавился троллейбус. Его маршрут: улица Оренбургская – железнодорожный вокзал Верхняя Терраса. Протяженность маршрута около 13 километров…

Водитель Г.П.Козлов вспоминал: «Остановки были те же, что и у автобуса. Зима холодная, морозы. Люди стоят на остановках, мерзнут. Мы зовем их садиться в троллейбус, а они не хотят. Говорим: «Бесплатно довезем», а они ни в какую. Непривычный транспорт, вот и не хотели. Да и не совсем удобный маршрут был. В основном людям на Володарку надо было, а мы только до станции ездили. Вот когда поехали на Володарку, тогда рабочие вздохнули, потому что тяжело народу было добираться до работы, автобусов не хватало»

А.Я.Вдовин, первый мастер депо: «У нас ничего тогда не было: ни оборудования, ни станков нужных, ни опыта. Что-то сломается – беда. Неделями рессоры меняли. Все оборудование, что сейчас у нас есть, сделано своими силами»

В 1975 г. на первой троллейбусной линии перевезено 2,5 миллиона пассажиров. В 1976-м она была продлена до завода им. Володарского. Построена вторая линия, соединившая Нижнюю и Верхнюю Террасы.

«Ульяновская правда», 7 декабря 1976 г. (фото 7, вверху)
Начались испытания на новой троллейбусной линии. Она не только соединит жилые массивы Верхней и Нижней Террасы, но и доведет общую протяженность троллейбусного маршрута до 22 км.
Первая остановка, которая открывает новый маршрут – «Оренбургская»; 12 остановок расположены с учетом удобств для заволжцев. В утренние часы на маршрут выходят 16 троллейбусов. Сверкающие новенькие машины марки ЗИУ-9 способны вместить 80 пассажиров.
В перспективе троллейбусная линия Заволжья будет продолжена до городской больницы № 3.

13 ноября 1981 г. (фото 7, внизу)
Новый троллейбусный маршрут связал Нижнюю и Верхнюю Террасы. Его длина 3 километра. Шесть троллейбусов маршрута «2а», работающие в интервале 8 минут, помогут улучшению пассажирского сообщения в развивающемся левобережье Ульяновска.
28 километров составляет сегодня протяженность троллейбусных маршрутов в Заволжье. Дальнейшее их развитие будет тесно связано с ростом микрорайонов строителей авиакомплекса…

С 1960-х гг. существовали планы строительства троллейбусных линий в Правобережье. В 80-х они начали приобретать реальные очертания.

«Ульяновская правда», 11 февраля 1982 г.
В конце пятилетки в Ульяновске предстоит ввести в эксплуатацию 18,5 км. троллейбусных линий, соединив центральную часть города с аэропортом. Рассказывает начальник Ульяновского трамвайно-троллейбусного управления В.Н.Дворцов:
– Недавно закончена разработка проекта первой очереди троллейбусной линии. Начнется она у Мемцентра, пройдет по улице К.Маркса, по новому мосту через Свиягу, далее по улице Пушкарева и Московскому шоссе до путепровода. Пуск этой линии планируется на 1985 год. После реконструкции путепровода троллейбус пройдет до аэропорта…
В районе школы ДОСААФ, на спуске к р. Свияге, предстоит построить троллейбусное депо на 100 машин…
В перспективе по действующему мосту через Волгу пойдет трамвай, по новому мосту через Волгу, строительство которого планируется в районе парка Победы, будут курсировать троллейбус и скоростной трамвай от авиапрома до аэропорта…

16 декабря 1984 г.
В правобережной части Ульяновска возобновилось строительство троллейбусного парка, которое ведет СМУ-6 треста № 1. Выполнены работы по планировке территории парка, подготовлены котлованы под административно-бытовой корпус, началась подготовка к сооружению ремонтного блока. В 1985 г. объем строительно-монтажных работ увеличится в пять раз.

Эти планы не успели воплотиться. Еще бы несколько лет… Но в Заволжье троллейбус продолжал развиваться. В 1980-х троллейбусная линия дошла до Нового города. В начале 90-х на 7 маршрутах работало 67 троллейбусов.
Потом было не до развития. Перед транспортниками стоял вопрос выживания: долги за электроэнергию, износ машин и оборудования, отсутствие запчастей…

Некоторое оживление наблюдалось 6-7 лет назад. В июне 2012 г. впервые за 20 лет открылась новая троллейбусная линия до парка Прибрежный. В 2013-м введено в эксплуатацию 12 км. контактной сети по проспектам Ленинского комсомола, Дружбы народов, Сурова; открыто 2 новых маршрута. Тогда же, в 2012-2013 гг. приобретено 20 новых троллейбусов.
В 2014 г. протяженность троллейбусных линий составила 68,3 км. По 11 маршрутам ходило 69 троллейбусов.


Трамвай маршрута № 6 на Московском шоссе. Маршрут открыт в мае 1970 года.
transphoto.ru , А.Оландер


Новый мост через Свиягу. 1975 год. Трамваи маршрута № 15 пошли по мосту в октябре 1975 года.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф41


День города 12 июня 1994 года. Первый трамвай маршрута № 5 (УКСМ – Вещевой рынок в Засвияжье). Фото А.Крылова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.1346, л.1


Открытие трамвайного маршрута № 7 (Парк Победы – Автозаправочная станция) 7 мая 1995 года. Трамвай маршрута № 7 на конечной остановке. Фото А.Крылова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.1382, л.1


Глава администрации Ульяновской области Ю.Ф.Горячев в первом вагоне трамвая в день открытия нового маршрута № 7. 7 мая 1995 года. Фото А.Крылова.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.1387, л.1


Троллейбус маршрута № 1 «Улица Оренбургская – станция Верхняя Терраса». 1979-ые годы. Первые работники троллейбусного депо (слева направо): водитель П.И.Малахов, мастер А.Я.Вдовин, водитель Т.Г.Зайнетдинов, начальник депо Г.Г.Юриков.
уэт73.рф


Вверху: «Ульяновская правда» от 7 декабря 1976 г. «Начались испытания на новой троллейбусной линии. Она соединит массивы Верхней и Нижней Террасы и доведет общую протяженность троллейбусного маршрута до 22 километров»
Внизу: «Ульяновская правда» от 13 ноября 1981 г. «Новый троллейбусный маршрут связал Нижнюю и Верхнюю Террасы. Его длина 3 километра»


Троллейбус и автобус на улице Врача Михайлова. Фото А.Оландер, 1988 год.
pastvu.com


Троллейбус на улице Врача Михайлова. Фото А.Оландер, 1988 год.
pastvu.com