Публикация группы Brandergofer

Конечно, о художниках Екатерине Артемьевне и Анатолии Анатольевиче Богомоловых можно было сделать отдельные публикации – о каждом. Но очень хотелось объединить рассказ о двух художниках в одно целое. Все-таки – семья. К тому же многие произведения созданы супругами Богомоловыми в соавторстве. Да и другие их работы очень гармонично сочетаются и дополняют друг друга, хотя каждый из членов творческой семьи шел своим путем в искусстве.
А то, что этот материал состоит из двух частей, позволит не только сделать рассказ более подробным, но и представить больше репродукций – на разные темы, в разных жанрах и различной технике. Ведь творчество Богомоловых на редкость многогранно.
***

Екатерина Артемьевна родилась 27 августа 1932 года на Украине, в Винницкой области. Но уже через несколько лет семья переехала в Ленинград.

– Рисовать я начала, как и все дети, лет с четырех. Сначала на мои рисунки не обращали внимания, а потом родители заметили, что у меня хорошо получается рисовать симпатичных девочек и всяких зверушек…

Это счастливое, самое обычное детство было прервано войной.

– Нам предложили эвакуироваться: в семье было трое детей, я самая старшая. Но взрослые решили остаться в Ленинграде всей семьей. Они не знали, какие тяжелые испытания выпадут в скором времени на долю каждого ленинградца. Многое я уже забыла, остались лишь разрозненные, отрывочные воспоминания.
Что я никогда не забуду, так это ночные бомбежки и беспрерывные, всегда неожиданно начинавшиеся артобстрелы. И, конечно, голод. Если между воздушными тревогами были, пусть самые короткие, перерывы, то для голода перерывов не существовало.
Во дворах и в скверах разбивали огороды, сажали картошку, капусту, лук. Не брезговали «заварихой» из овсяной муки и без соли. Перебивались, как могли и дождались-таки победы.
Однажды учительница повела нас гулять в Петропавловский парк после уроков. Светило солнце, дети спокойно гуляли, и вдруг немцы начали артобстрел. Мы побежали к кинотеатру и прижались к стенам. Свистели осколки снарядов, многих ранило. В кинотеатре бились стекла, одной девочке осколок вонзился в спину. Я застыла, прижавшись к стене, а другие люди метались в панике и попадали под снаряды. Я смотрела и не могла поверить, что все это происходит со мной.
Несмотря на все лишения осажденного города, люди жили, работали. У нас в школе была художественная самодеятельность, с которой мы часто бывали в госпиталях. Нас всегда встречали с большой радостью, а потом, после концерта, долго не отпускали, расспрашивали о семье, учебе, рассказывали о себе.

Отец ушел на фронт. Мать, Мария Ивановна, как могла, поддерживала жизнь троих детей. Было не до живописи, но Катя рисовала. Химическим карандашом – красок не было в осажденном городе, осваивая технику по рисункам в журналах и газетах. Наверное, тогда, еще неосознанно, она сделала выбор в пользу графики.

Уже после войны, когда жизнь стала налаживаться, родители отдали Катю в среднюю художественную школу при институте имени Репина в Ленинграде. Здесь ее любовь к карандашу стала призванием, выбором жизненного пути. И когда встал вопрос о специализации, сомнений уже не было – только графика.

В 1952 году Екатерина поступила на графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина по специализации художник-иллюстратор. Обучалась в мастерской книжной графики под руководством М.А.Таранова. В институте она познакомилась с будущим мужем Анатолием Богомоловым – учились на одном отделении.
***

Анатолий Анатольевич Богомолов родился в 1931 году в деревне Заречье Вологодской области. Его дед попал под раскулачивание. Семья перебралась в Колпино под Ленинградом, рядом с Ижорским заводом.

Война… Отец Толи погиб на фронте, мать умерла в блокаду. Мальчик попал в детдом. Детдомовцам выделили участок под огороды на Марсовом поле, рядом с зенитными батареями. Там ребята работали в перерывах между налетами немецкой авиации, а во время бомбежек прятались в специально вырытые траншеи. Анатолий перенес дистрофию, выжил. Недаром одна из основных тем его работ – блокадный Ленинград (фото 2).

После войны занимался в кружке юных художников Дворца пионеров, потом поступил в художественную школу. Обучался он и ремеслу сапожника, но выбрал искусство. В 1952 году поступил в институт имени И.Е.Репина. Учился тоже на графическом факультете, в той же мастерской М.А.Таранова.
***

1958 год. Екатерина и Анатолий завершили учебу в институте. Выбор был большой – выпускников института имени Репина хотели заполучить многие города Союза. Но только Ульяновск приглашал сразу двух графиков. Это обстоятельство и стало решающим для молодых художников. Вскоре после приезда в Ульяновск они поженились.

Их встретил тихий провинциальный город: наполненные поэзией старые улочки, зеленые спуски, необъятная ширь Волги и заволжских далей. Е.А.Богомолова: «Город меня поразил. Столько здесь старины, тишины, прекрасно сохранились места, связанные с жизнью семьи Ульяновых. Я как художница это очень остро чувствовала». И неслучайно, что первой большой работой Богомоловых в Ульяновске стала совместная серия «Ульяновск – родина Ленина» (1959-1960). 24 цветных линогравюры, изображающие памятные ленинские места, улицы и архитектурные памятники города.

Ульяновск середины ХХ века во многом сохранил черты губернского города, каким его видели Ульяновы и их современники. «Таким и показывают старый Симбирск художники Е.А. и А.А.Богомоловы в линогравюре «Спуск Минаева» [фото 3]. Круто взбирается в гору улица. Скрипящие деревянные настилы не спасают пешеходов от непролазной грязи. За старыми заборами палисадники невзрачные домишки, кое-где в окнах слабый свет…» (художник А.В.Моторин)

«…Светятся теплыми желтыми огоньками окна вечернего города, голубовато-фиолетовые отсветы лежат на снегу, на воде… Композиции городских пейзажей компактны, памятники архитектуры даны крупным планом («Дом офицеров», «Дворец книги», «Зима на Венце»), но встречаются и панорамные пейзажи («Спуск к Волге», «Овраг»). В большинстве гравюр пейзаж оживлен фигурками прохожих, во многих композициях детские фигурки придают городским улицам живой и радостный вид. Тему «Ульяновск – родина Ленина» Богомоловы раскрывают как тему города, не только богатого памятниками старины, но и привлекательного своими новостройками, светлыми проспектами, наполненными людьми и транспортом» (искусствовед С.М.Червонная)

Работы этой серии были представлены на первой областной тематической выставке «Ульяновск сегодня» (1959), а две из них – «Спуск Минаева» и «Последняя остановка» – экспонировались в 1959 году на выставке «Советская Россия» в Москве.

Екатерине Артемьевне и Анатолию Анатольевичу и позже случалось работать в соавторстве. И все-таки каждый из них был самостоятельным художником, каждый искал собственный творческий путь. Е.А.Богомолова: «Нам часто доводилось работать вместе в качестве художников-монументалистов: расписывали стены учреждений, украшали стены домов большими мозаичными изображениями. Однако в живописи мы с мужем были совершенно разными людьми: ему нравились холодные тона, я любила использовать теплую гамму цветов; я пишу в основном портреты, а он рисовал пейзажи»
***

Е.А.Богомолова работала в самой разной технике: в пастели, акварели, гуаши, во всех видах офортов, обращалась к монотипии, иллюстрировала книги. «Богомоловы в Ульяновске были инициаторами и энтузиастами возрождения эстампа, почти забытого здесь с 1920-х годов» (С.М.Червонная). «Ее привлекает и нежная бархатистость пастели, и четкость гравюры на линолеуме, и легкая прозрачность акварели. Любимой техникой художницы является редко встречающаяся монотипия. Особенность ее в том, что полученный с помощью станка отпечаток всегда является единственным, неповторимым. Ульяновский зритель впервые познакомился с техникой монотипии по работам Е.Богомоловой. Темы работ Богомоловой самые разнообразные…» (искусствовед Н.Спешилова, 1962)

Среди ранних работ Екатерины Артемьевны – натюрморты («Рябина», «Осенний натюрморт»), пейзажи («Сыро»). «Но среди множества тем и жанров, волнующих художницу, самой важной темой являются дети. Веселые и грустные, шаловливые и серьезные – все они полны непосредственности и искренности. Вот они – Вали, Сережи, Наташи, девочки и мальчики, чьи портреты всегда можно увидеть на выставках художницы. Согретые теплом ее сердца, они становятся милыми и дорогими для нас» (Н.Спешилова)

«У нее свой почерк, свое письмо. Несколько женских портретов – просто «женских портретов» – привлекают свежей, звонкой гаммой. … Взволнованное участие в судьбах людских, дружеское внимание к человеку – самое главное, что заставляет зрителей подолгу стоять перед произведениями Богомоловой. Я был свидетелем того, как московский гость, народный художник СССР, пораженный остановился перед портретами, и вырвались непроизвольные слова: «Какой большой мастер!» (Е.Кончин, 1962)

На протяжении жизни Е.А.Богомолова не раз обращалась к ленинской теме. Но если серия «Ульяновск – родина Ленина» была посвящена городу детства вождя, то в дальнейшем ее привлекают образы самого Володи Ульянова и членов его семьи. В 1960-1964 гг. Екатерина Артемьевна создает серию пастелей «Семья Ульяновых».

Е.А.Богомолова: «Привлекало и обилие материала, и новизна темы. Ведь художники писали Ленина-вождя, уже взрослого человека. А детский, юношеский период почти не затрагивался. Известны были лишь работы Жукова. И потом – дети. Я люблю рисовать детей. А у Ульяновых их шестеро, и такие яркие характеры…
Начинать было очень трудно. Мало фотографий старого Симбирска, старой Волги, а ведь художнику важны все детали. Совершенно мало фотографий членов семьи. Собиралось все по крохам, по кусочкам…
Начались поиски натуры. Мне нужно было видеть линии, пластику движений… Я рисовала Шарымова, артиста нашего театра, исполнителя ролей Ленина и И.Н.Ульянова; актрису Сухорукову, исполнившую роль Марии Александровны. Маленького «Сашу» я увидела во дворе, затащила его домой, он охотно позировал. «Володю» нашла в спортзале, но ему никак не хотелось иметь дело с художницей, пришлось обратиться к тренеру. Как-то неожиданно и быстро нашла «Оленьку». Накапливались рисунки характерных жестов, поз…
Все это были лишь заготовки. Каждый портрет должен был нести образ, передавать духовный мир. … Брожу по усадьбе, провожу часы в доме-музее Ленина. Да, это было трудное время. Маленький ребенок, трудности быта, а главное поиски себя, как художника. Первые рисунки никому не показывала. Потом серия листов. … Жили мы в то время по-молодому шумно, часто приходили друзья, тоже художники. Смотрели на мои рисунки и выносили «смертный приговор». Но иногда и хвалили, редко, правда. Но они и подстегивали меня, и училась я у них. В общем, это хорошо, когда есть беспощадные друзья»

«В кабинете отца», – показывает художница почти законченный эскиз. Илья Николаевич работает. Напротив, в глубоком кресле, Володя. Притихший, внимательный. Следующий эскиз называется «В гостиной»: вся семья вместе, Мария Александровна играет. Наброски «Володя занимается», «Возвращение из гимназии»… Не раз молодая художница шла той же дорогой, по которой возвращался Володя Ульянов из гимназии, мимо старой монастырской стены, мимо сохранившихся деревянных домов…» (Е.Кончин, 1962)

«Один из лучших листов серии – «В кабинете отца» [фото 9]. Отложив на время дела, Илья Николаевич беседует с сыном. Выражением лиц, сопоставлением большой фигуры взрослого и хрупкой фигурки ребенка, теплым колоритом дает почувствовать художница, как понятен Илье Николаевичу душевный мир маленького Володи» (К.П.Анисова, 1965). Есть и другие трактовки сюжета этой работы. «Володя, 9-летний мальчик, сидит в кабинете отца в черном кресле, что, как известно, служило наказанием. В картине доминирует тема воспитания: строгий и в то же время ласковый взгляд отца, мальчишески беспокойные, озорные глаза Володи» (Ю.Леонтьев, 1964)

С работами серии «Семья Ульяновых» зрители познакомились на областной выставке в 1964 году, затем они были представлены на зональной выставке «Большая Волга-64» в Куйбышеве. Ленинская тема была своеобразной «путевкой в жизнь» для многих художников. В 1960 году Екатерина Артемьевна становится кандидатом в члены Союза художников СССР, в 1965-м – членом Союза художников.

Вскоре художница создает вторую серию работ «Семья Ульяновых» в технике линогравюры. В нее вошли семь листов. Е.А.Богомолова: «Ко второй серии я шла, что-то ломая в себе, избавляясь от той иллюстративности, за которую упрекали меня. Шла через символы, к обобщению. Это были уже линогравюры. Они удались, я это чувствовала…». В 1967 году эта серия экспонировалась на второй зональной выставке «Большая Волга» в Волгограде и была хорошо встречена публикой и критиками. Серию «Семья Ульяновых» дополнил А.А.Богомолов, создав линогравюры «Братья Ульяновы», «Володя Ульянов на экзамене» и др. (1966-1967)

Наконец, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, Екатерина Артемьевна решила завершить тему «Семья Ульяновых», подвести своеобразный итог. В третью серию вошли четыре акварели. Володя слушает сказки бабушки, играет с отцом в шахматы, помогает А.Огородникову подготовиться в университет. Четвертая работа – символическая композиция «Мать»: одинокая женская фигура у занесенной снегом могилы. Е.А.Богомолова: «Больше всего страшилась повториться, измельчать… Решилась на акварель. Мне казалось, могу справиться с цветом, выразить себя в новой технике. Хотелось дать квинтэссенцию всего, что накопилось раньше. Выставком не одобрил мои новые искания. … Но я люблю эту серию». Две акварели были отобраны на юбилейную выставку «Советская Россия» 1970 года.

Окончание далее


Екатерина Артемьевна Богомолова. Фото Г.Зиновьева. 15 марта 1970 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1. д.582, л.1


А.А.Богомолов. В библиотеке. Из серии «Ленинград в блокаде». 1970.


А.А.Богомолов, Е.А.Богомолова. Спуск Минаева. 1959. Линогравюра из серии «Ульяновск – родина Ленина»


Вверху: А.А. и Е.А.Богомоловы. Дом офицеров. 1959. Из серии «Ульяновск – родина Ленина»
Внизу: А.А.Богомолов. Солнечный день. 1959


А.А.Богомолов, Е.А.Богомолова.
Вверху: Сквер на улице Гончарова.
Внизу: Дом свободы.
Из серии «Ульяновск – родина Ленина». 1959.


А.А.Богомолов. Иллюстрации к сборнику стихов «Места, священные навек», Ульяновск, 1962.


А.А.Богомолов. Иллюстрации к сборнику стихов «Места, священные навек», Ульяновск, 1962.


А.А.Богомолов. Восточный бульвар. 1964. Из серии «Засвияжье строится».


Е.А.Богомолова. В кабинете отца. Пастель из серии «Семья Ульяновых». 1963.
УОХМ


Е.А.Богомолова. В саду. Линогравюра из серии «Семья Ульяновых». 1967.
УОХМ