Министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков пообещал, что в 2020 году вместе с Росводресурсами проработает вопросы изменений Правил использования Куйбышевского водохранилища. Будет предложено повысить допустимый уровень сброса водохранилища с 48 до 51 метра.
Правила использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища были приняты еще в 1983 году.
Сейчас уровень водохранилища – 52,71 метра. Нормальный уровень – 53 метра. Максимальное наполнение – 55,3 метра, а нижний уровень, он же уровень «мертвого объема» – 45,5 метра. 49 метров – предельный уровень для навигации по Волге.
В мае 2019 года реку сбросили как раз примерно до уровня в 49 метров, так что обнажился еще один остров рядом с Пальцинским. Возмущались рыбаки, так как произошло это в период икрометания, а река очень сильно обмелела. Чиновники в Ульяновской области объясняли, что, мол, ситуация не страшная, и вообще мы не виноваты ни в чем – Волгой заведуют на федеральном уровне.
В Татарстане рассудили по-другому. Но и мотивы у них другие: для соседнего региона речное судоходство – это бизнес, а для Ульяновска – то, чего в регионе больше нет.
– В мае прошлого года на Куйбышевском водохранилище обнажилась проблема, которая привела к значительной социальной напряженности. Возникли перебои в работе речного транспорта и угроза водным биологическим ресурсам, – цитирует портал РБК Шадрикова.
Причиной резкого обмеления Волги в 2019 году назывались ежегодные сельскохозяйственные и рыбохозяйственные выпуски в низовья Волги, сокращения притока воды. По факту резкого сброса возбуждалось административное производство против сотрудников Жигулевской ГЭС.
В этой ситуации интересно, что чиновники в Татарстане ищут возможности для того, чтобы решить проблему с обмелением Волги, а в Ульяновской области – нет. При этом полномочия у двух регионов одни и те же: и мы, и они, живя на Волге, ничего не решаем. Она просто есть. Если Волгу сильно спускают, начинает пахнуть вода даже в кранах на правом берегу, как это было в 2010 году, когда на фоне засухи к осени уровень воды в реке снизился до 49 метров. С Ульяновской областью никто не советуется, никто нас не спрашивает.
Тем не менее инициативы ульяновские чиновники выдвигать могут. В этой ситуации, как минимум, следовало бы поддержать предложение министра из Татарстана. 51 метр – это, по крайней мере, возможность для рыб нереститься, шанс, что почище будет вода в кранах.
Самый низкий уровень Волги фиксировался, кстати, в 1976 году – 46 метров, а самый высокий – в 1979 году, 54,77 метра.
Стоит напомнить, что, как считают экологи, Волга уже давно не река, а каскад водохранилищ – череда тухнущих озер. Волга, лишившись своего природного течения, скорость которого уменьшилась в 10 раз, заболачивается. В РАН отмечают, что важнее даже не это: исчезает естественная биомасса, появляются чужеродные для реки организмы, например, сине-зеленые водоросли. В 2018 году доктор биологических наук Сергей Саксонов говорил, что исследования Куйбышевского водохранилища показали начало процесса вторичного загрязнения волжской воды – от ее заиленного дна.
Он же отметил, что главная задача водохранилищ – выработка энергии. Все остальное при создании плотин было побоку. Поэтому река продолжает погибать, снижается качество воды, умирают живые организмы. Процесс фактически необратим: предложения некоторых просто взять, и спустить весь Волжско-Камский каскад ГЭС, по мнению экологов, приведет к тому, что, как говорил Саксонов, «миллионы гектаров его илистого дна превратятся в ядовитую пыль, которую ветер разнесет во все стороны», и получится «новый Чернобыль». Сейчас, по крайней мере, нужно хотя бы не загрязнять реку и бороться за спасение того, что в ней еще осталось.
Алекесандр
А почему именно 51 метр? Не 51,5, не 50,8? Хватит ли свободной емкости водохранилища при таком УНС (уровне нормальной сработки) для пропуска паводка хотя бы 1% обеспеченности (какой бывает 1 раз в сто лет)? Будет ли обеспечено то, что по приоритету стоит перед выработкой электроэнергии – устойчивость сооружений гидроузла и безопасность населения проживающего ниже плотины?
гость
Чувствую, что этой весной все заново повторится. Скажут, что грунт не промерз, все талые воды ушли в землю, и рекам нет ничего.
ЖИТЕЛЬ
Скорее всего Вы правы. Ждем весной максимального снижения уровня Волги.
будет ещё хуже!
Снега выпало то с гульки нос! А лето 2019 выдалось засушливым. чем Волга наполняться будет?
пирожок с ехидством
Вы Волгу-то видели? На старых картах, до ее затопления. Вот там была Волга. А нынешний гадюшник не смейте называть Волгой. *уйбышевское водохранилище это.
Жан Миндубаев
Запруды на Волгеи прочих равнинных реках России- это трагедия
.которая только начинается….В свое время (1966 год) я
публиковал в “Комс.правде” статью “Помирть плотину и луг!” в которой ставились все проблемы “каскадостроя” на Волге и Каме. ЕЕ обсуждал ГОСПЛАН СССР.И..да нет ничего!
расхлебывать эту заплесневелую бурду придется нашим пра-пра внукам…
Фанфары оттрубили.
едия
Владимир
“В этой ситуации интересно, что чиновники в Татарстане ищут возможности для того, чтобы решить проблему с обмелением Волги, а в Ульяновской области – нет. При этом полномочия у двух регионов одни и те же: и мы, и они, живя на Волге, ничего не решаем. Она просто есть. Если Волгу сильно спускают, начинает пахнуть вода даже в кранах на правом берегу, как это было в 2010 году, когда на фоне засухи к осени уровень воды в реке снизился до 49 метров. С Ульяновской областью никто не советуется, никто нас не спрашивает” – Это полная неправда, представители Ульяновской области участвовали на совещание в Республики Тататрстан. И там договорились, что 5 субъектвов будут идти единым фронтом по удерживанию уровня водохранилища. А защищять они его будут в Росводресурсоах, на ежемесячных заседаниях по регулированию Волжско-Камского каскада. Вот только это заседание и решения носят рекомендательных характер для Росводресурсов. Росводресурсы принимают окончательные решения сами. Также представители Ульяновской области как и Татарстан являются членами в рабочей группе по регулированию водохранилищ
Ахахах!)
“чиновники в Татарстане” просто бомбят от того,что понастроив свои коттеджи в водоохраной зоне,они теперь видят перед окнами песчаные бури,а не плеск водички))
Эколог
Да куда нашему марофонцу решать такие проблемы, ему бы лишь бы бегать в парке! Он же учитель биологии по образованию, посиди,прмычит на совещаниях и всё, а Волгу спустят и рыбы не будет. Какой он на х…. министр