Вот такие «гаражи» обнаружили инспекторы эконадзора совместно с Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в ГСК «Околица»: многоэтажные здания, большие ангары, оцепленная территория с колючей проволокой на заборе, как у режимного объекта

Тема с запахом гари давно беспокоит жителей Ульяновска. А после того как появились посты наблюдения за атмосферой, опасения еще и подкрепились фактами. Фиксируется превышение предельно допустимых норм ядовитых веществ, о чем сообщается на официальном сайте администрации города.

Громче всего возмущения жителей раздаются в Заволжском районе, там это ощущается сильнее, что связано с особенностями рельефа местности. В безветренную погоду смог накрывает здесь жилые кварталы, словно подушка, и люди чувствуют неприятный запах. Между тем точно такие же проблемы есть и в других районах города, там, где рядом с МКД имеются большие площадки гаражно-строительных кооперативов (ГСК). Уже само по себе соседство с источником выхлопных газов не может радовать. Но суть в том, что, помимо автомобилей, зачастую в гаражах размещаются промышленные производства.

Самый худший вариант – мебельный цех, где сжигают токсичные отходы, содержащие пропитку и смолы, выделяющие при горении опасный для человека формальдегид. Впрочем, бывает, что и распространенные в ГСК станции техобслуживания (СТО) грешат тем, что утилизируют свой мусор (пропитанную мазутом ветошь, старые покрышки) в костре. Потом это все фильтруется прямиком через легкие жителей соседних МКД.

Наверняка никому не хочется получить хроническое заболевание только из-за того, что какому-то бездарю лень или жалко денег, чтобы выкинуть свой мусор как полагается. И поэтому он решил его сжечь! Проблема серьезная и насчитывает не один год, однако до сих пор не решается, хотя шаги для этого предпринимаются. Так, в городе были установлены посты наблюдения за атмосферным воздухом. Теперь есть официальные данные, а не только субъективные жалобы жителей на запах. ГСК подвергают проверкам и рейдам. Нарушителей штрафуют. Но кардинально на общую картину это не влияет.

Обнаружить производство в гаражах очень просто – по едкому дыму из трубы.

– У вас сильно дымит, что вы там жжете? – обращается инициатор рейда по заволжским ГСК депутат Гордумы Юрий МУХИН.

– Не знаю, я тут это, просто… С хозяином поговорите, но его нет сейчас! – отвечает мужчина с респиратором на лице и в спецодежде, едва выглянув в приоткрытую дверь гаражного бокса и тут же ее захлопнув перед лицом проверяющих.

Человек в спецодежде явно не автолюбитель, который пригнал свою машину в гараж. И едкий дым из трубы говорит о то, что в стенах боксах, скорее всего, подпольный цех. Но войти без приглашения проверяющие не могут, выламывать двери не решаются. Чаще всего рейды проходят именно так. Лишь в отдельных случаях удается привлечь нарушителей к ответственности.

– Видно, что на трубе даже нет фильтра. К сожалению, таких нарушителей много и не все идут на контакт. Если удается установить юрлицо, применяем административные меры. Штраф зависит от вида деятельности, которым занимаются в конкретном боксе. Здесь налицо отсутствие пыле- и газоочистительных систем – максимальная сумма штрафа для первого раза составляет до 250 тысяч рублей, – комментирует замначальника Управления по охране окружающей среды администрации города Кирилл ШУБАРОВ.

Впрочем, проблема не в отсутствии фильтров на трубах, она намного серьезнее, считает Юрий МУХИН. По его мнению, необходимо выводить весь бизнес из тени и создавать рабочие места, которые будут соответствовать требованиям.

– Мы идем навстречу таким предпринимателям. В портовоэкономической зоне созданы условия для вывода туда производств из гаражей. Конкретно данный ГСК находится на моем округе, и я лично столкнулся с этой проблемой. Здесь через дорогу жилые дома, рядом парк «Прибрежный». То есть людям приходится почти постоянно жить в дыму. Это недопустимо, и мы продолжим борьбу за чистый воздух! – говорит депутат и директор парка «Прибрежный» Юрий МУХИН.

Возникает вопрос: почему вообще в гаражах размещаются промышленные производства, цеха по изготовлению пластиковых окон, мебели, сайдинга и прочего? Ответ искали в Общественной палате Ульяновской области на «круглом столе», за который пригласили представителей Министерства природы и цикличной экономики региона, администрации города, Управления Росреестра, депутатов Ульяновской Городской Думы, экологов и общественников.

В ходе обсуждения выяснилось, что за прошлый, 2019 год было проведено более 50 рейдов, выявлено порядка 70 различных нарушений, в частности – загрязнение атмосферного воздуха.

Предпринимателям были выписаны штрафы в общей сумме на полмиллиона рублей!

Кроме того, 11 предприятий вышли из тени и зарегистрировались в налоговой. Впрочем, точечными рейдами, по мнению главного регионального инспектора по охране окружающей среды Гульнары РАХМАТУЛИНОЙ, данную проблему опять же не решить.

По словам и.о. руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области Ольги ПЕТУХОВОЙ, проверки идут регулярные, но всегда по согласованию с прокуратурой. Без согласования внеплановые проверки – незаконны, и результаты, соответственно, не могут быть учтены при вынесении судебного решения. Конечно же, при таком раскладе к визиту проверяющих готовятся заранее: скручивают вывески с названием предприятий, закрываются и не работают в этот день. То есть законодательство так прописано, что поймать за руку и зафиксировать наличие подпольного производства в гараже очень сложно. Зайти в помещение без разрешения собственника тоже нельзя, и проверяющие ограничиваются лишь визуальным осмотром снаружи.

То есть официально нагрянуть внезапно не выходит, а неофициально мы сколько угодно наблюдаем работу нелегальных цехов в гаражах и нюхаем формальдегид из их труб. Видим, знаем, а сделать ничего не можем – правовое бессилие в правовом государстве.


Во время рейдов выявляются не только экологические нарушения, но и нарушения прав людей, которые работают на этих подпольных цехах ГСК в нечеловеческих условиях, не соблюдая нормы безопасности. Наверняка и трудовых договоров с этими работниками никто не заключает

– Я живу 6 ЖСК; это не ГСК, но тоже строительный кооператив. Если я у себя в квартире, например, задумаю открыть предприятие какое-то – цех по чеканке – меня же, извините, с потрохами съедят всевозможные проверки из различных надзорных органов. А почему тут иначе? Почему в гараже можно открыть любое нелегальное производство, без разрешений, без соблюдения требований безопасности? – возмущается Лев ЛЕВИТАС, член региональной Общественной палаты.

На это представитель Росреестра разъясняет, что надзорная деятельность ведется у нас на заявительной основе. То есть владелец гаража, если он хочет провести реконструкцию, обязан обратиться с соответствующим заявлением. А если он не захотел обратиться, тогда что? Ставит такой вопрос главный эколог города Ульяновска Александр КУРАШОВ: кто контролирует эту ситуацию? Выясняется, что никто! Закона, регламентирующего и регулирующего данную деятельность на территории гСк, просто нет. Оно и понятно! Предполагается, что в гаражах люди ставят свои автомобили, а не станки для производства мебели. Поэтому такого законодательства о создании предприятий в ГСК нет и быть не должно, так как это не место для промышленных производств.

Однако, как разъяснили эксперты, участвующие в «круглом столе», раз в законодательстве нет прямого запрета на размещение промышленного производства на территории ГСК, то и суды не могут вынести однозначного решения. Именно поэтому все эти многочисленные рейды, проверки и штрафы не приносят результата. К тому же заплатить штраф для предпринимателя сегодня дешевле, чем организовать бизнес по всем правилам. И пока такая ситуация сохраняется, ничего не изменится.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Виктор КУПРИЯНОВ, председатель Ассоциации гСк Ульяновской области:

– Есть же муниципальный контроль, земельный надзор, а самовольный захват территории и нецелевое использование земли – это нарушения закона. И не надо тут придумывать никаких новых запретов! Меня даже перестали приглашать на эти «круглые столы», которых уже столько было по данной теме. Потому что я везде говорю, что чиновники просто не хотят работать. Хотя ничто не мешает сегодня перевести предприятия из гаражей в промышленную зону. Если раньше это было проблематично, то сейчас создана портово-экономическая зона, пожалуйста, переводите туда свои цеха! Но это же надо объяснить людям, помочь с переездом. А кто будет этим заниматься? Я встречался с руководителем Корпорации развития промышленности и предпринимательства Русланом Гайнетдиновым, поговорили… Ну и что?! Я понимаю, наверное, ему проще подписать один контракт с крупной фирмой на миллиард, чем ходить по всем гаражам собирать этих мелких предпринимателей с их многочисленными заботами и проблемами. Ведь они в отчеты не добавят красивых цифр. Мое мнение, что просто власть не заинтересована, нет ответственного, поэтому и не решается проблема с предприятиями в ГСК.