Через неделю в региональной Общественной палате состоится заседание «Темы недели»: «Создание дизайн-кода города Ульяновска». К участию приглашены представители Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, представители Управления архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска, члены ОП УО, общественники. Собираем мнения экспертов.

Вопрос необходимости принятия данного проекта комментирует архитектор, директор архитектурной компании «Простор» Кирилл Штемпель:

«Проект дизайн-кода — это попытка систематизировать городскую среду. Проект может касаться многих аспектов, начиная с рекламы, оформления фасадов, вывесок, заканчивая элементами благоустройства, уличного освещения, уличной мебели, озеленения и так далее. Это система правил и договоренностей между жителями города, городскими властями и бизнесом о том, что и как необходимо оформить, чтобы городская среда была приятной и комфортной. Но наиболее часто это определение встречается именно в отношении наружной рекламы. Потому что, во-первых, это направление проще отрегулировать и прописать правила размещения. Во-вторых, это наиболее раздражающий фактор, в последнее время рекламы стало очень много, она стала очень разная и заполонила практически весь город. В связи с этим и возникла потребность систематизировать городскую среду именно в направлении рекламы. В результате, уличная реклама должна быть оформлена в одном стиле, не загромождать собой фасады, не раздражать жителей, необходимо убрать все баннеры, которые перекрывают большую часть зданий.

Существует несколько подходов для решения данной проблемы. Несколько городов России уже разработали и приняли дизайн-код. Можно принять один документ на весь город сразу. Можно внедрить его достаточно авторитарным путем, как это было в Москве, где были разработаны правила, и бизнес либо с ними соглашался, либо на следующий день рекламы этой компании там уже не было. Однако в случае с Ульяновском, я думаю, это должны быть такие пилотные пространства, где дизайн-код начнет внедряться сначала на центральных улицах, например, на Гончарова и пр-те Ульяновском.

Другой вопрос, как этого добиться. С нашей стороны, со стороны дизайнеров и архитекторов, эта проблема легко решаема, мы подготовим проект для основных улиц, где будет все чисто и красиво, но это всего лишь 10% от всей предстоящей работы. А вот бизнес в данном процессе пострадает больше всего. Он уже вложился в свою рекламу и сейчас, чтобы что-то поменять, ему снова придется нести затраты. Поэтому городские власти тоже должны пойти на уступки в этом вопросе, обеспечить какую-то компенсацию предпринимателям.

В основном, во всех городах практически одни и те же проблемы, стоят примерно одни и те же задачи, но несмотря на это, сама процедура реализации отличается. Например, в том же Ижевске, где дизайн-код был принят одним из первых, очень легко и быстро поменяли вывески в центральной части города, потому что практически все рекламные конструкции до этого там были размещены без разрешения. В Ульяновске же вся реклама на центральных улицах размещена по разрешению и согласованию. Все рекламные конструкции, хаотичные киоски в центре города были в свое время кем-то согласованы и законно оформлены. Поэтому заставить собственников сейчас снять все вывески и поменять их на другие будет гораздо сложнее. Так что в случае с Ульяновском, это должен быть документ, принятый совместно с дизайнерами, архитекторами, представителями бизнеса и властью».