• Общественная палата. Олег Владимиров по дизайн-коду: «Регламенты формально будут соблюдаться, а эстетики и культуры мы не получим»

    20 февраля на площадке региональной Общественной палаты будет обсуждаться создание дизайн-кода УльяновскаТему комментирует ульяновский архитектор Олег Владимиров:

    «В стране уже есть опыт разработки и применения на практике дизайн-кодов — системы документов, регламентирующих рекламу, вывески, витрины в городской среде. В целом, на мой взгляд, это направление регулирования отдельных элементов городского дизайна положительно сказывается на качестве городской среды: визуального мусора становится меньше, а дизайнерские решения более сдержанные.

    Но у такого тотального регламентирования есть и свои недостатки. Централизованное проектирование, когда коллектив авторов может не удержаться в рамках разработки правил и перейти к навязыванию своего видения дизайна, что приводит к однообразию решений. Думаю, невозможно найти одну супер-профессиональную команду, которая в состоянии учесть все особенности городской среды, изменяющиеся с течением времени. Конфликты неизбежны. У малых бизнесов будут огромные трудности. Также тотальное регулирование исключает профессиональные авторские работы по созданию необычных дизайнерских решений, методами тотального регулирования невозможно достичь эстетически совершенного состояния городской среды. А условия, при которых на регулярной основе отбирается только самое дешёвое и халтурное, останутся. Халтура при любом сверхжестком регламентировании себе дорогу пробьет. Регламенты формально будут соблюдаться, а эстетики и культуры мы не получим.

    Мне ближе вариант методичного улучшения городской среды, описанный в одной из книг Роберты Грац. Такой метод иногда называют градоустройством: создается междисциплинарная команда архитекторов, дизайнеров и других специалистов, и в течение нескольких лет эта команда занимается отдельным участком города. Проводит обучающие семинары для жителей, консультирует, разрабатывает раздаточный информационный материал для бизнеса и делает другую работу. Условно говоря, методично «окучивает территорию», стимулирует появление на ней не только качественного дизайна, но и рост малого бизнеса».