Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Дмитрий Иванович Архангельский родился 10 (22 по н.с.) февраля 1885 года, но в семье день рождения отмечали 23 февраля. А после его смерти в 1980 году этот день, а не 13 января, стал для родных днем памяти.

Здесь не будет биографического описания или рассказа о его работах – об этом уже много написано. Хотелось сказать о другом. Размышляя о жизни Архангельского, невольно задумываешься о злой игре судьбы и удивительной силе человеческого духа. Ведь Дмитрий Иванович, который, как никто другой знал и любил Симбирск-Ульяновск, Волгу, половину жизни провел вдали от родного города.

В 1934 году Д.И.Архангельский, чья педагогическая деятельность началась в 1908 г., получил назначение учителем школы-колонии «Бодрая жизнь» в с.Обнинское Калужской области. Он согласился: в Ульяновске семья бедствовала, к тому же над головой Дмитрия Ивановича сгущались тучи. В Обнинском он с увлечением занимался с ребятами, задумал книгу «Сказка в жизни». Но отношения с администрацией не сложились, да еще сгорел дом, где жила семья Архангельских, и все имущество. Ученики спасли только коллекцию.

По семейным обстоятельствам – работа дочерей, необходимость помогать им с внучками – вернуться на родину было невозможно. Тогда был продан дом в Ульяновске и куплена недостроенная пристройка в подмосковном поселке Овражки-Вялки, позже переименованном в Родники. Здесь семья жила с 1941 года. Жила впроголодь. Дмитрий Иванович тяжело заболел, был на краю смерти. Его спасла младшая дочь Нонна Дмитриевна, сумевшая найти хорошего врача. Написав А.А.Пластову, она добилась, что Архангельского приняли в Московский союз художников, он стал получать продуктовые карточки. После войны художнику назначили пенсию – 20, позже 60 рублей. Как член МОСХ, он мог продавать свои работы через художественные салоны. Новую 2-комнатную квартиру Архангельский получил в возрасте 85 лет, а до 1970 года они так и ютились в пристройке без удобств.

Д.И.Архангельский работал в ряде археологических экспедиций: в г.Верея Московской области, в Чувашии, Болгарах и др. В последний раз он ездил в экспедицию в 1956 г. в возрасте 71 года.

Дмитрий Иванович часто бывал в Ульяновске, обязательно заезжал в Прислониху. Последний раз – в 1962 году, после смерти жены Надежды Павловны, его надежной опоры на протяжении всей жизни. Город уже мало напоминал Симбирск, который он помнил, все меньше оставалось старых друзей. А с годами сил на поездки не стало.

Но не таким человеком был Архангельский, чтобы на склоне лет предаваться унынию. Его любовь к искусству, людям, Симбирску была очень деятельной. «Ни дня без этюда», – этому правилу он следовал до конца жизни. Внучка, Наталья Андреевна, говорила, что дедушка продолжал рисовать в возрасте 94 лет, хотя с трудом выходил на улицу. Он много работал с коллекциями, систематизировал, постоянно пополнял. Свой дом художник называл музеем – так оно и было. 1-2 раза в месяц он делал новую выставку, доступную всем. Люди потоком шли и ехали к Архангельскому: старые и новые друзья, ученики, художники, историки и совсем незнакомые: посмотреть на художника и его работы, посоветоваться. А переписка! Дмитрию Ивановичу писали сотни людей, и на каждое письмо он отвечал подробно и обстоятельно.

В письмах хорошо видна кипучая энергия Архангельского, многообразие его интересов, желание помочь людям, любовь к Волге, Симбирску и… неизбывная тоска по ним. Вот лишь несколько отрывков из писем Дмитрия Ивановича и адресованных ему. Одни были напечатаны в различных изданиях, другие никогда не публиковались.

Из письма литературоведа Николая Владимировича Арнольда. 1950-ые гг.
…Ваши картины я бережно храню и постоянно, глядя на них, переношусь в колыбель моего детства, в наш милый город, который я так же нежно люблю, как и Вы, и о нем скучаю постоянно… Симбирск – это мое святая святых, и Волга, конечно. Поэтому я так высоко ценю ее поэтов, одними из больших поэтов Волги я считаю Вас и Пузыревского…

Из письма Д.И.Архангельского Николаю Аркадьевичу Пластову:
…За фотогалерею огромное спасибо. Теперь я часто беру папку…, вынимаю «Пластовский» раздел, устраиваю на столе выставку и пребываю в Прислонихе, вспоминаю всех вас. Хорошо, и на душе тепло.
Сейчас пишу осень. Она в этом году богатая и разнообразная. … И, конечно, часто возвращаюсь к Симбирску-Ульяновску, и никак нет ему конца… Вот это и есть мой клад, отдых и любовь к родному городу…

Из писем искусствоведа Натальи Сергеевны Храмцовой. 1960 год.

…Милый Дмитрий Иванович, приезжайте, если будете хорошо себя чувствовать, в Ульяновск. Сколько старых и новых друзей Вы встретите!
Недавно я вела экскурсию по Вашей выставке. Рассказывала 6-классникам о Вас, как Вы были преподавателем, как учили видеть и любить прекрасное в маленьком и незаметном. И один мальчишка мечтательно произнес: «Эх, нам бы такого учителя. А то у нас только хулиганят на рисовании»…
Я разложила перед собой Ваши линогравюры – до чего хорошо! Становится немного грустно, вспоминаются стихи Блока, Есенина, провинциальные рассказы Чехова… Все-таки это очень мудро: Петербургу – дворцы, стрела Невского проспекта, скульптура Адмиралтейства… А провинции – вот эта тихая прелесть и поэзия…

Вот уже неделя, как я дома, и можно начинать разбираться в массе впечатлений… И одно из самых приятных и трогательных – это посещение Родников и знакомство с вами, милые бабушка и дедушка. Какая была луна в тот вечер, а какие чудесные акварели мы смотрели…
Милый, чудесный Дмитрий Иванович! Почему мало таких людей, как Вы? Спасибо Вам за то, что Вы есть на свете – это большая радость, и это помогает жить…

Д.И.Архангельский Н.С.Храмцовой. 1960 год.

…Я с головой ушел в тему «Симбирск». Как хорошо по нему «путешествовать», ведь у меня огромный материал. Вот что значит «жадность» художника-коллекционера! Приедете, покажу все мои «симбирские сокровища». Работаю упорно и с радостью, словно я и не уезжал никуда из милого Симбирска. Я вижу то, чего нет, а вы едва помните ушедшее в прошлое…

Из писем искусствоведа Надежды Александровны Агафоновой.

1960: …Ульяновский художественный музей к Вашему юбилею организует выставку Ваших работ из фондов музея и из частных собраний. … Дмитрий Иванович, обращаюсь к Вам с огромнейшей просьбой: пришлите, что найдете нужным и возможным, из своих работ на выставку. Любая тематика для нас интересна…

…Большое Вам спасибо за присланные на выставку работы. Рассматривали всем музеем, восторгались. … Решили, что все это должно быть у нас в музее и стали просить об этом Управление культуры. Управление разрешило приобрести всю серию…

…Сегодня торжественно открыли Вашу выставку при большом стечении публики. Были Ваши друзья, ученики и просто молодежь. … Казалось, что весной пахнуло, и воздух стал свежее и прозрачней, и зазвенел ручей. Вот именно с весенним звенящим ручьем хочется сравнить Ваши акварели! …Каждая из них просто и дружески говорит мне: «Люби жизнь! Умей видеть красоту всегда и везде»…

1962: Милый, хороший, родной наш Дмитрий Иванович! … Нет слов, чтобы выразить то изумительное, светлое чувство, которое охватывало меня, когда я летом была у Вас в Вашем милом, родном домике. И как трудно поверить, что вместе с Вами на крыльце этого домика не встречу больше нашу дорогую Бабушку – Надежду Павловну. … Тяжесть таких непоправимых утрат лечит только время. Но нужно мужаться – это главное…

М.А.Травина, 1965 год: …Дмитрий Иванович ведет обширную переписку с жителями ряда городов. Особенно много друзей у него в Ульяновске. Самые молодые его друзья – учащиеся детской художественной школы. В каждый конверт вместе с письмом он обязательно положит свою «акварельку». А недавно в дар художественной школе он прислал 30 своих работ. Они составили основу его выставки…

Из письма художника Петра Григорьевича Панина. 1966 год.
…Интересна Ваша работа над Симбирском! А помните, сколько было тогда открыток: видов Волги и Симбирска. Бывало, придешь в магазин «Семья и школа», открытки лежат большими пачками. Теперь здесь их собирают по одной и считают за ценные находки. Кабы знать! Я никак не найду открытку или фото на тему «Женская тюрьма». Помните, на Старом Венце стояло большое казенное здание… На углу – полосатая сторожевая будка, а дальше к обрыву – лавочки, где по вечерам любила сидеть симбирская публика. А в 12 часов ночи при тихой Волге в Часовне били часы, или по вечерам слышалась духовая музыка из Владимирского сада. На Волге тихо, печально, грустно. Только маячат огоньки на пристани, и где-то вдали шлепает буксир…

Из письма Д.И.Архангельского дочери, Галине Дмитриевне Невзоровой. 1969 год.
…У меня все прибавляется работы по Симбирску. Все спрашивают, как и что было. Вот и вчера я получил письмо, …хотят меня видеть два архитектора по реставрации дома бабушки Прибыловской и дома, где прошло детство В.И.Ленина. А сегодня… эти архитекторы приехали*. Вчера до 11 часов готовил материал для них… Занимался я с ними 6 часов подряд. Многое обсуждали, зарисовывали, расспрашивали, входили в разные тонкости архитектурных деталей. Это то, о чем я давно мечтал: много им было интересно узнать и проверить на моем материале, много и сам услышал и узнал по строительству.
…На днях был еще искусствовед из одного издательства, отобрал 23 акварели для воспроизведения Симбирской старины…
[* Видимо, это была главный архитектор проекта реставрации И.В.Ильенко с кем-то из коллег]

Художник Иван Васильевич Лежнин:
…В письмах Архангельский умел по-деловому заинтриговать и втянуть своего корреспондента в орбиту собственных замыслов и намерений, да так убедительно, что отказать ему в просьбах или отмолчаться было невозможно. В письмах ко мне у него тоже всегда были просьбы. То ему надо фотографии последних работ, то групповую фотографию участников выставки или каталоги. Но сам он был внимателен, щедр и предупредителен в этих случаях. По праздникам Дмитрий Иванович вкладывал в конверт свои «акварельные приветы»… Кто был в переписке более длительной и постоянной, должно быть, стали обладателями целого собрания таких приветов. Он был из тех редкостно щедрых людей, кто бескорыстно спешит обрадовать знакомых и малознакомых людей долей своего таланта и отзывчивости…

Из писем Д.И.Архангельского Николаю Ильичу Яценко. 1970-ые годы.

…Меня посещают ученики и ребятишки яслей, которые приходят ко мне со своими громадными лохматыми медведями. Я им показываю очередную выставку моих работ и снабжаю их картинками из журналов. Они говорят «спасибо» и медленно уходят со своими куклами-медведями. И это происходит в неделю раза 2-3.
По субботам выхожу с внучкой и рисую, а дома пишу акварелью. Это меня очень освежает. В будни работаю над своими собраниями работ.
Николай Ильич! У меня к Вам такая просьба: выходят ли в Ульяновске какие-либо книги Ульяновских писателей? Если есть, то не можете ли добывать их для меня? Буду благодарен, а расплачиваться могу своими акварелями…

…Спасибо Вам за письмо и очень интересную и полезную книжку Н.Рябинина. … А сегодня я открыл у себя очередную выставку (на 2 недели) на тему «Волга под Симбирском». Приедете, я покажу ее и Вам. По-прежнему прихварываю, но работаю всегда…

…Все свое время я отдаю Симбирску и Волге, проверяю, пополняю свои папки, и все еще не вижу конца, все «откапываю» новые листы, фото и т.д. Словом, живу и дышу своим городом. Нашего дома на Шатальной улице уже нет, остались только ямы и бурьян. Как поется в старой песне: «Позабыт, позаброшен»…
Два дня назад посетили меня два симбиряка – чуваши. Один писатель, а другой историк. Они учились в Симбирске в чувашской школе, где я преподавал рисование. … Мы организовали там этнографический музей, я написал и издал книжку «Чувашские узоры». … Я рад, что все это было сделано, и у меня сохраняется большинство этих работ…

Из писем Д.И.Архангельского библиотекарю Дворца книги Нине Ивановне Никитиной. 1960-1970-ые годы.

…Когда будете в Москве, загляните к нам в Родники, покажу Вам старый Симбирск в акварели, графике, фото и др. материалах и ряд коллекций. Каждое воскресенье у меня бывают друзья и приезжие. У меня каждый раз бывает новый материал, выставки и идет беседа… Таким образом мои вещи «работают»…

…Я не писал до сих пор по той причине, что ко мне потоком идут посетители посмотреть акварели по Симбирску и на другие темы в мою мастерскую-музей. Я всегда рад посетителям. Недавно окончилась моя выставка «По ленинским местам» на Кузнецком…

…В этот день [22 апреля 1970 г.] я смотрел мои материалы по старому Симбирску и показывал всем, кто приходил ко мне. Впрочем, посещения идут чуть ли не ежедневно. Прибывают друзья, новые, незнакомые и очень интересные. А сколько еще необходимо сделать по Симбирску!..

…Пишу Вам потому, что Ваше письмо всколыхнуло во мне все прошлое, все Симбирское, и, признаться, пишу в слезах, уж очень дорог для меня мой милый, родной город и друзья. … У меня весь Симбирск, со всеми подробностями, как и Волга, всегда передо мной…

…Когда я заскучаю об Ульяновске, то открываю свои папки (а их у меня много) и начинаю в какой раз перелистывать акварели или графику, и словно, как и раньше, бродишь по родному городу. Ведь он у меня зарисован до мельчайших подробностей. Вы, конечно, не знаете, как укреплялась от оползней р.Симбирка или где и на каких станках работали «колесники» … и многое другое. Сохранились и открытки мои 1908-16 годов, и уже только в одном экземпляре каждая… И вот таких «заначек» у меня много…

Из писем Галины Дмитриевны Невзоровой (Архангельской) Н.И.Никитиной. 1980-ые годы.

…Мы с Д.И.А. – моим отцом тосковали и вспоминали наши родные места всю жизнь. Мы покинули родину, а привыкнуть к Москве так и не смогли. В 18 лет я не могла себе даже представить, что так сложится моя жизнь, и я навсегда покину свой родной город. Бывают обстоятельства сильнее нас. Я и сейчас вспоминаю со слезами свой родной Ульяновск, знаю, что там мне не побывать больше никогда.
А Вы знаете – я окончила школу, которая находилась рядом с Дворцом книги. Потом в этом здании был педагогический институт. … И тут же рядом – Карамзинский садик, такой знакомый. Мы ведь жили рядом от этих мест. Раньше наш адрес был таким: Ульяновск, Шатальная ул., д. № 32а, Архангельским.
Да, все это ушло в такое далекое, невозвратимое прошлое, что тяжело и больно вспоминать. … Впрочем, все кто жил в этом доме не Шатальной – все умерли, осталась я одна, как обломок, «археологический осколок» того времени…

…Ульяновск – Родина моя!
Он был когда-то тихий уголок,
Его природа садами щедро одевала,
И у его зеленых ног
Волга голубая спокойно протекала.
Таким я его знала и любила,
Таким покинула надолго… Навсегда.
О, Ульяновск! Тебе мой поклон и вечная любовь!..

…Как Вы знаете, 13 января исполнилось три года со дня кончины Д.И.А. – моего отца. А 23 февраля будет день рождения Д.И. У нас в семье отмечается день рождения Д.И.А. как день памяти. Собираются все родные и близкие в Родниках…
Сообщите мне, пожалуйста, будут ли отмечать в Ульяновске где-нибудь память о Д.И.А. – в день его кончины 13 января или в день рождения 23 февраля?..

Н.И.Яценко: …В апреле 1991 года я вновь посетил квартиру Дмитрия Ивановича. В ней жила его внучка Наталья Андреевна Мешалкина. … При нашем посещении могилы Архангельского она спросила у меня:
– Знаете ли Вы, отчего страдал дедушка в последние годы жизни?
– От чего же?
– Не от своей болезни, которая, конечно же, его угнетала, а от того, что он не мог в период болезни приносить радость людям, о чем он мне говорил неоднократно, – продолжала Наташа…

И еще: в комментариях к тексту – очень симпатичная и добрая статья о Д.И.Архангельском, опубликованная в 1969 году. Почитайте!


Дмитрий Иванович Архангельский (справа) с друзьями на Новом Венце. 1950-ые годы.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф124


Поселок Родники, 3 февраля 1963 года.
Вверху: В.В.Арнольд, Д.И.Архангельский, В.Н.Арнольд. Фото Б.Жутовского.
Внизу: Б.Жутовский, Д.И.Архангельский, В.Н.Арнольд. Фото В.Арнольда.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф149


Дмитрий Иванович Архангельский в Родниках. Фото М.Кубарева, 23 февраля 1970 года.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф124


Д.И.Архангельский. Подгорье. 1923.


Д.И.Архангельский. Дворик на Московской улице. 1923.


Д.И.Архангельский. Вид из окна. 1920-ые годы.


Д.И.Архангельский. Сады цветут. (Завьяловский спуск, дом и сад С.С.Рогозина). 1950-ые годы.


Д.И.Архангельский. Двор гимназии.


Д.И.Архангельский.
Вверху: Андреевская мельница на Свияге. Фотокопия.
Внизу: Дом Прибыловской на Стрелецкой улице. 1967. Фотокопия.
«Старейший волжский художник, большой мастер акварели и рисунка Д.И.Архангельский, живущий в настоящее время в Подмосковье, пополнил свою серию «Ленинские места в Симбирске» новой акварелью «Дом А.С.Прибыловской на Стрелецкой улице». Эту акварель Д.И.Архангельский написал по моей просьбе для моей коллекции открыток, фотографий и картин старого Симбирска…»
В.Н.Арнольд, апрель 1968 года


Д.И.Архангельский. Этнографические зарисовки.
Ленинский мемориал.