Борьба ульяновцев за право дышать свободно продолжается. По жалобам жителей администрация города организует рейды по выявлению источников загрязнения атмосферного воздуха. На поверку выясняется, что большинство нарушителей даже не подозревают, что делают что-то незаконное.

– Ну а что такого?! В деревнях же топят бани, например, и никто там не возмущается, никаких претензий не предъявляет, – заявил проверяющим владелец гаража на Нижней Террасе, из трубы которого в этот момент валил черный дым в сторону жилых МКД.

Действительно, в деревнях топят, но дровами, а не отходами производства! Наконец, частные дома не стоят так скученно (стена к стене), как боксы в ГСК. Даже если предположить, что все гаражники вдруг закупили себе хорошие дрова, все равно, когда они решат затопить печки, пусть даже не все, а через одного, -образуется смог. Делать этого в городских условиях без надлежащего оборудования и фильтров категорически запрещено. Равно как и сжигать кучи мусора, вместо того чтобы заплатить регоператору за его вывоз и утилизацию…

– К сожалению, многие на самом деле не знают законодательство. Это 96-й Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Там прописаны мероприятия, которые необходимо проводить, чтобы не допустить загрязнения атмосферного воздуха. Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности. Причем наказание очень серьезное. По статье 8.21 КоАП РФ «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха», выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а также неиспользование оборудования или аппаратуры для очистки газов влечет наложение штрафов до 280 тысяч рублей и даже приостановление деятельности на срок до 90 суток, – пояснил заместитель начальника Управления по охране окружающей среды Кирилл ШУБАРОВ.

Регулярные рейды выявляют нарушителей, составляются акты,
но дым из труб от этого идти не перестает

Очередной рейд с участием муниципальных экологов и представителей администрации Заволжского района состоялся 14 февраля по трем ГСК на Нижней Террасе. Мы тоже напросились. Честно говоря, хотелось не столько посмотреть, как будут ловить нарушителей (это уже отработанная и ранее описанная нами технология), сколько пообщаться с людьми и выяснить их мотивацию: почему они продолжают дымить, несмотря на возмущения, по сути, их же соседей? В тех же деревнях, коль уж началось такое сравнение с подачи самих гаражников, друг к другу люди относятся уважительнее и не позволят себе гадить под нос соседу. А в городе можно?!

Первая точка нашего рейда – ГСК «Волна». Фотография здания (явно не гаража) с дымящей трубой прямо возле будки с названием гаражного кооператива ранее была размещена в соцсетях. На месте выясняется, что это автомойка, причем отношения к ГСК никакого не имеет, просто стоит вплотную к границам. Более того, гаражники, говорят, даже судятся с бизнесменом за то, что поставил свое предприятия так близко к ним. Им, видимо, тоже не нравится, когда в лицо дымят. На момент проверки, в 13.30, впрочем, никакого дыма уже нет. Заходим с тыла. Возле входа в строение обнаруживается куча угля и лопаты.

– Явно здесь отапливаются углем, значит, должны были установить соответствующее требованиям оборудование, фильтры, пройти экспертизу, получить разрешающие документы. Насколько я знаю, ничего этого нет, а это нарушение, – комментирует начальник отдела развития территорий Заволжской администрации Михаил БАРЫШЕВ.

Проходим вглубь ГСК. Несколько труб дымят. Идем туда. Обычный владелец гаража, если это не притворяющийся им предприниматель, укрывающий в боксе подпольный цех, встречает гостей радушно. Мы встречаем отца, который учит сына чинить мотоцикл. Встречаем бывалого байкера, который с гордостью рассказывает о хитрой конструкции своей печи и показывает собственноручно сделанный мангал. Нормальные адекватные граждане, которые искренне не знают, что нарушают, и с удивлением узнают от проверяющих, что им может грозить штраф.

Так в ГСК сжигают мусор, чтобы
не платить за его вывоз, – рядом полупустой контейнер

ГСК «Факел» проверку встречает уже недружелюбно. После первой же точки один за другим пропадают дымовые столбы – это по цепочке (возможно, через чаты в соцсетях) передается информация, что пришли с проверкой, и люди выключают свои печки, закрывают засовы и прячутся. На всей территории ГСК становится безлюдно, только валяются брошенные впопыхах инструменты. Присутствие людей выдает лишь звук работающего телевизора из-за закрытых ворот гаражей. Однако на стук никто не открывает.

В ГСК «Луч» такая же картина: все признаки производства, но двери закрыты, и проверяющим приходится ограничиться внешним осмотром. Впрочем, отличить обычные гаражи от перестроенных под производства можно даже не заходя внутрь. Потолки приподняты, стены укреплены, ворота усилены, есть сигнализация, по периметру – видеокамеры. Рядом может быть даже вывеска с названием фирмы, но чаще табличку успевают скрутить при появлении рейда.

В ходе нашего обхода было зафиксировано семь источников загрязнения воздуха. По каждому составлены акты фиксации нарушений, подкрепленные фото- и видеодоказательствами. Собранные данные направят в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, а также в природоохранную прокуратуру. Такие рейдовые мероприятия, по словам муниципальных экологов, проводятся регулярно. Помимо дымящих труб, в ГСК часто встречаются дымящие и тлеющие кучи мусора.

По их просьбе, гаражникам разрешили производить вывоз по заявкам. Имеется в виду, что когда накопились отходы, председатель ГСК обращается к региональному оператору и тот присылает машину. Оплата производится по факту, то есть сколько вывезли, за столько и заплатили. Естественно, чем меньше заявок, тем ниже плата. Так вот, например, за последние 8 месяцев из проверенных в ходе рейда ГСК на Нижней Террасе, по предварительным данным, поступила всего одна (!) заявка. Якобы мусора нет. Хотя мы его воочию видим, вот он – горит!

Зачастую занимающиеся в гаражах производством пластиковых
окон свозят сюда взятые при замене в МКД старые деревянные
рамы, используя их в качестве дров, – у бизнесменов все идет в дело

Пройдя вместе с проверяющими по ГСК, мы смогли убедиться, что ситуацию усугубляет повальное незнание законодательства. Подавляющее большинство владельцев гаражей убеждены, что не делают ничего предосудительного, разводя огонь в печи. Хотя они прекрасно знают, что это не нравится живущим в соседних МКД людям. но все равно продолжают дымить! Штрафы и рейды не особо влияют на общую картину. Некоторые ГСК вообще напоминают вольные поселения, эдакие городские слободы, не подчиняющиеся общим законам и существующие по своим собственным внутренним устоям. Здесь явственно ощущаешь, что 90-е годы не закончились, а еще в самом разгаре.

Тем не менее, какие бы времена и законы ни были, всегда было и (надеюсь) будет понятие взаимоуважения. Живи и дай жить другим! Нельзя нарушать права людей на чистый воздух. Мужики, хватит дымить: вашим женам и детям, которые остались дома, пока вы в гараже отдыхаете или работаете, невозможно форточки открыть и на улицу выйти погулять. Имейте совесть!