Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Уже 140 лет стоит это краснокирпичное здание, строгими формами напоминающее и средневековый замок, и корабль, причаливший к берегу Свияги. Именно так видел его Борис Васильевич Аржанцев: «Архитектурно-художественный образ здания ассоциируется с образом огромного корабля, покоящегося на фоне водной глади. Такому сравнению способствует угловая шатровая башенка и трехоконная высокая люкарна с волютами над парапетом средней части здания, как бы символизирующие приподнятый нос корабля и шатер для его пассажиров. Архитектура здания гармонирует с природным окружением и панорамой города…»

В северной части здания сохранилась ажурная чугунная лестница, отлитая на заводе М.В.Андреева. На верхней ступеньке каждого лестничного марша едва различима надпись, почти стертая многими тысячами ног: «Симбирское ремесленное училище гр. Вл. Вл. Орлова-Давыдова. 16 августа 1880 года». Менялись названия, менялся профиль учебного заведения, но эти стены всегда служили одной главной цели: учить, воспитывать, давать путевку в жизнь.

Покинув свой пост из-за тяжелой болезни, симбирский губернатор граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов в октябре 1868 г. пожертвовал городу 10.000 руб. на устройство ремесленного училища для детей бедных жителей всех сословий. Через полтора года граф скончался. Его отец, В.П.Орлов-Давыдов, в память сына значительно увеличил пожертвованный капитал.

Открытие ремесленного училища графа В.В.Орлова-Давыдова состоялось в годовщину его смерти, 7 апреля 1871 года (по публикации в «СГВ» – 8 апреля) в здании городской думы. «В день открытия училища присутствовало уже 65 учеников», были сделаны многочисленные пожертвования. Почетный гражданин Симбирска Михаил Васильевич Андреев стал первым директором. Вскоре город предоставил училищу каменный 2-этажный дом на берегу Свияги. Этот дом Симбирску подарил герой Бородинского сражения П.И.Юрлов. В 1876 г. граф В.П.Орлов-Давыдов пожертвовал 25.000 руб. на постройку нового здания. Проект по его заказу разработал известный архитектор академик Р.А.Гедеке.

Образцовое училище отличалось прекрасным оборудованием и высоким уровнем преподавания; не раз получало награды на Всероссийских выставках. В.П.Орлов-Давыдов был его пожизненным почетным попечителем, позже над училищем «шефствовали» его сын и внуки. С 1882 г. оно именовалось «Симбирское Ремесленное графа В.В.Орлова-Давыдова училище под Августейшим покровительством Государя Императора». В начале ХХ века обучалось около 300 чел., конкурс на поступление был очень высок.

После революции здесь были политехническое училище, школа мастеров-техников, тракторный техникум и др. В апреле 1932 г. в здании на берегу Свияги начались занятия 1-го Всесоюзного авиатехникума Осоавиахим, готовившего младших авиатехников. За полгода до этого в Ульяновске открылась краевая летная школа Осовиахим; к ее открытию за Свиягой построен аэродром. В ноябре 1933 г. два учебных заведения преобразованы в Объединенную школу пилотов и авиатехников. В 1940 году летная школа передана в ведение Наркомата обороны и стала называться Ульяновская военная авиационная школа пилотов. Только за годы войны она выпустила 880 боевых летчиков; около 60 выпускников удостоены звания Героя. После войны авиационная школа была закрыта.

В феврале 1944 г. «Ульяновская правда» напечатала объявление: «Вечерний автомеханический техникум принимает студентов на I и II курс (без отрыва от производства) на отделение «Холодная обработка металлов». На I курс принимаются лица, окончившие 7 классов средней школы, на II курс – 9 классов…». Силы тылового города были направлены на одно – все для Победы. И вдруг – новое учебное заведение? Но именно такое решение диктовала неумолимая логика войны. Продукция эвакуированного в Ульяновск автомобильного завода им. Сталина была нужна фронту. А завод остро нуждался в квалифицированных кадрах.

11 ноября 1943 г. издан приказ наркомата среднего машиностроения – открыть при Ульяновском автозаводе вечерний автомеханический техникум с тремя отделениями: холодная обработка металлов, ковочно-штамповочное и литейное. Уже 12 февраля 1944 года подписан приказ № 1 по учебному заведению: «Сего числа начинает свою деятельность вечерний автомеханический техникум, созданный по решению Государственного Комитета Обороны… Директор техникума А.Голубев». Был издан приказ по автозаводу, предусматривающий обеспечение техникума оборудованием и мебелью, сокращенный рабочий день для учащихся. Первые 90 студентов приступили к занятиям 15 марта 1944 года.

Осенью 1944 г. техникум стал дневным. В 1946 году состоялся первый выпуск: 22 техника по холодной обработке металлов. Среди первых выпускников – Л.П.Баканов, будущий изобретатель, лауреат ВДНХ СССР. Он вспоминал, как проходили первые занятия в комнате, где стоял стол директора и три стула. Но тяга к знаниям была огромной.
В первое время техникум размещался в неприспособленных помещениях на улицах Ленина, Гончарова. В октябре 1945 года учебное заведение переехало в старинное здание на берегу Свияги.

«Ульяновская правда», 23.02.1969:
…Библиотекарь Н.В.Верхова работает в техникуме с его основания. Первое, особенно запомнившееся событие – канун Октябрьских праздников 45-го года. Стоял солнечный день. На душе было хлопотно и празднично. В этот день переезжали в новое здание… Багаж небольшой: несколько тонн угля, разбитые старые шкафы и тысяча книг. Мальчишки погрузили все это на машины. Новое здание выглядело запущенным, но выгружались с шутками и были уверены, что доживут до хороших дней…
Праздник Октябрьской революции отмечали на новом месте. Это был скромный праздник: без музыки и длинных речей. Сели за стол, покрытый красным сукном, поздравили друг друга.
Весной техникум преобразился: приехали строители, начали делать перегородки. Потом были еще перестройки, и после каждой здание хорошело…
Хорошо помнится Наталье Васильевне нелегкое военное и послевоенное время. Не хватало учебников: она выдавала один на семь мальчишек. Но учились с охотой. Все, как один, выходили на воскресники, строили шоссейную дорогу, сажали деревья. На территории техникума это были тополя – они вытянулись, выросли вместе с ребятами…

Трудности организационного периода выпали на долю первого директора техникума Александра Михайловича Голубева. Инженер-конструктор, он работал на автозаводе им. Сталина с 1932 года, вместе с заводом приехал в Ульяновск. Коллеги отзывались о нем, как о требовательном руководителе, хорошем специалисте и педагоге. После Голубева директором стал К.Л.Поплавский. Техникум вставал на ноги, крепла материальная база, сложился педколлектив. Но и проблем хватало. Городские власти и руководство завода в это трудное время не всегда могли оказать техникуму необходимую поддержку.

ЗДЕСЬ ГОТОВЯТ КАДРЫ ДЛЯ АВТОЗАВОДА
(«Ульяновская правда», 24.04.1946)
В трудные дни Отечественной войны в Ульяновске был создан автомеханический техникум по подготовке кадров для Ульяновского автозавода. … До войны в стране вообще не было автомеханических техникумов, и нам приходилось начинать все заново. Сейчас в техникуме обучается 355 студентов. Есть хорошо оборудованные кабинеты: графики, физики, химии, автодела, станкового и инструментального дела. Есть своя столовая, общежитие на 110 коек…
В новом учебном году число учащихся увеличится вдвое, а к концу пятилетки будет обучаться 800-1000 чел. В 1947 г. техникум выпустит техников по автосборке, а в 1948 г. будет выпускать техников 5 специальностей…
Руководители автозавода им. Сталина должны усилить внимание к техникуму. Завод должен помочь техникуму переоборудовать классы, кабинеты и общежитие, изготовить необходимую мебель и оборудование, прикрепить цеха и лаборатории завода к кабинетам и лабораториям техникума…
Техникум, на содержание которого в 1946 году государство отпустило 2 миллиона рублей, вправе рассчитывать на первостепенное внимание городских и заводских руководителей.
К.Поплавский, директор Ульяновского автомеханического техникума

КАДРЫ – НОВОМУ ЗАВОДУ
(«Ульяновская правда», 2.02.1947)
Из окон автомеханического техникума открывается панорама одной из новостроек пятилетки – Ульяновского автозавода. Не одна сотня квалифицированных специалистов потребуется заводу, когда начнется выпуск автомашин. Эти кадры готовит Ульяновский автомеханический техникум, в котором обучается более 500 человек. Они выйдут отсюда специалистами по холодной обработке металла, по ковке и штамповке, по автомобилестроению, инструментальному и литейному делу…
Прохождение курса автомобиля учащиеся подкрепляют практической работой в кабинете автодела. Здесь они знакомятся с деталями и узлами автомашины, овладевают техникой сборки автомобилей ЗИС и ГАЗ…
Техникум гордится своими учебно-производственными мастерскими. Механическое и слесарное отделения мастерских оборудованы 30 различными станками…
23 человека проходят практику на автозаводе. В цехе шасси они знакомятся с оборудованием, участвуют в ремонте станков, изучают кинематику механизмов, вычерчивают схемы…
Стоит задача организовать кабинеты электротехнический, инструментальный, машиноведения, лабораторию по теории резания и металлографическую. Решено организовать литейную и кузницу.
…В текущем году автозавод получит 40 техников по автомобилестроению и холодной обработке металлов, а в 1948 году выпуск специалистов будет увеличен вдвое.
А.Голубев, начальник механического отделения техникума

«Ульяновская правда», 8.04.1947:
В автомеханическом техникуме под руководством преподавателя Федотова участники конструкторского кружка разрабатывают новую конструкцию ветродвигателя мощностью 15-18 лошадиных сил для колхозов и совхозов области. … Силами студентов намечено изготовить один ветродвигатель для подшефного колхоза…

В 1953 году техникум был преобразован в радиотехнический – требовались специалисты в этой области. Достаточно вспомнить: в это время на Ульяновском приборостроительном заводе осваивался выпуск приборов для авиации и ракетной техники, а к середине 50-х завод полностью был оборонным. В 1957 году техникум снова стал автомеханическим.

В конце 40-х – 50-х годах директорами УАМТ были Александр Петрович Цухлов – инженер, прошедший на автозаводе путь до начальника цеха шасси; Дмитрий Иванович Макаров, работавший до этого преподавателем техникума; опытный производственник Г.В.Степанов. Педагогический коллектив здесь всегда был на высоте. В послевоенные годы рядом с преподавателями, начинавшими учить в дореволюционных гимназиях (Маковский, Ежов), работали молодые выпускники Горьковского университета (Г.Г.Солодарь, М.И.Белый, впоследствии профессор, и др.) и опытные специалисты завода. Всех хороших преподавателей, работавших в техникуме в разные годы, невозможно назвать: Г.Г.Кауфман, П.М.Обрезкова, В.В.Антипова, П.П.Гуськов, Е.М.Радонежская, Р.В.Вагина, Т.Н.Федюшин, Ю.Д.Муравьев, З.И.Казакова, Ю.Н.Игнатьев, Л.М.Орлова, В.Ф.Санина, Г.И.Первухина и многие другие. С 1960 года директором техникума был М.В.Бученков. Имея большой опыт педагогической работы, он продолжал преподавать и будучи директором, и после выхода на пенсию. Максима Васильевича с благодарностью вспоминали многие педагоги и выпускники.

Первых студентов готовили по ускоренной программе: производство в условиях войны и послевоенного восстановления не могло ждать. Потом необходимость в спешке отпала, к подготовке специалистов подходили основательно. Выпускников УАМТ охотно брали на лучшие предприятия страны. Преподавали по вузовским учебникам: пособий для средних учебных заведений еще не было. Связь между техникумом и автозаводом была тесной, учебный процесс ориентировался на первоочередные задачи производства. Дипломники разрабатывали темы, актуальные для завода.

«Ульяновская правда», 28.06.1962:
В Ульяновском автомеханическом техникуме началась защита дипломных проектов выпускниками 1962 года.
Темы проектов выпускников дневного отделения – участки механической обработки деталей для новых автомобилей УАЗ-451 и УАЗ-452, производство которых готовится на автозаводе.
Государственная комиссия отметила высшей оценкой проект С.Шляхова. Для обработки вторичного вала коробки передач УАЗ-451 он спроектировал автоматическую линию, использовав достижения передовых автозаводов страны.
Оригинальный проект обработки картера руля защищал В.Иванов. Он предложил отливать заготовку этой детали из алюминиевых сплавов (сейчас она делается из чугуна) и разработал новый технологический процесс ее обработки на специальном агрегатном станке…
К.Бутузов

В техникуме, чей первый выпуск составил 22 «холодника», работало три отделения: дневное, вечернее и заочное; расширялся перечень специальностей. В 1962 г. выпущено 160 молодых специалистов. В лучшие годы на дневное и заочное отделение набирали по 8 групп из 30 человек, на вечернее – 4 группы. Только в первые годы техникум был исключительно автозаводским. Позже он готовил кадры для многих предприятий Ульяновска и других регионов страны. А в 1965-м на УЗТС открылся филиал автомеханического техникума.

ТЕХНИКУМ НА ЗАВОДЕ
(«Ульяновская правда», 19.10.1966)
…Специалистов среднего звена для предприятий Засвияжья готовит в основном автомеханический техникум. В нем занимаются тысячи будущих автомобилестроителей, металлистов, литейщиков, кузнецов, прессовщиков, станочников. На заочное и вечернее отделения предприятия посылают своих рабочих и командиров-практиков.
Завод тяжелых и уникальных станков сделал еще более серьезный шаг. В прошлом году здесь открыт филиал автомеханического техникума. За его парты тогда сели 60 человек, будущих литейщиков и специалистов по холодной обработке металлов. … В прошлом году здесь занимались две группы учащихся, а сейчас более 200 человек посещают 7 групп…
Завод тяжелых станков на свои средства оборудовал 9 аудиторий, обставил их мебелью, изготовил наглядные пособия… Этот филиал, работающий непосредственно на заводе, является единственным в Ульяновске. Учащиеся могут в любое время пойти в цеха и ознакомиться, как варится сталь, выплавляется чугун, обрабатываются детали. Руководство автомеханического техникума выделило для филиала своих лучших преподавателей…
Ф.Коновалов

КУЗНИЦА КАДРОВ НА УЗТС
(«Ульяновская правда», 22.10.1968)
Четвертый год работает на заводе тяжелых и уникальных станков вечерний техникум – филиал автомеханического. В 12-ти его аудиториях занимаются 420 человек, из которых 206 работают на УЗТС, 154 – на автозаводе и 60 – на других предприятиях. Техникум готовит техников-механиков, технологов по обработке металлов резанием, технологов-литейщиков, кузнецов, инструментальщиков…
Завод ежегодно проводит ремонт классных помещений, приобретает оборудование и наглядные пособия. В качестве преподавателей здесь работают лучшие специалисты завода – механик Ю.Д.Поройков, конструктор А.П.Садовничий, технолог М.М.Илюшкин и др. Оборудовано несколько учебных кабинетов…
Ф.Коновалов, инженер УЗТС

С 1968 года существовал филиал автомеханического техникума в Мелекессе, ныне Димитровградский технический колледж.

Окончание далее


Ремесленное училище графа В.В.Орлова-Давыдова. Старое здание, ранее принадлежавшее П.И.Юрлову, бывшая удельная больница.
Вверху: УОКМ. Фото Б.Р.Бик.
Внизу: ГАНИ УО. Из коллекции С.Л.Сытина.Ремесленное училище графа В.В.Орлова-Давыдова. Старое здание, ранее принадлежавшее П.И.Юрлову, бывшая удельная больница.


Вид из-за Свияги на Симбирск и ремесленное училище графа В.В.Орлова-Давыдова.


Ремесленное училище графа В.В.Орлова-Давыдова.


Ремесленное училище графа В.В.Орлова-Давыдова.


Чугунная литая лестница в здании автомеханического техникума, изготовленная на заводе М.В.Андреева в Симбирске. На верхней ступеньке каждого ее марша еще можно разобрать надпись: «Симбирское ремесленное училище гр. Вл. Вл. Орлова-Давыдова. 16 августа 1880 года».


Автомеханический техникум. 1940-ые годы.
https://ok.ru/profile/529921285876 – Любовь Лагунова-Карпова


В учебно-производственных мастерских.
УАМТ


Учащиеся на токарной практике.
УАМТ


Защита дипломных проектов в автомеханическом техникуме.
УАМТ


Первый выпуск техников-электриков. 1953-1957 гг. Директор Д.И.Макаров.
А.К.Пьянов «Замок на берегу Свияги», Ульяновск, 2004.