Жители жалуются, что в такой воде страшно купать детей

Жалобы на некачественное горячее водоснабжение стали возникать в Ульяновске тогда, когда город начал постепенно уходить от центрального теплоснабжения. Для экономии средств застройщики устанавливают в новостройках так называемые крышные котельные. Покупателей квартир привлекают доступные цены, но затем случаются неприятные сюрпризы и претензии, которые люди, впрочем, адресуют уже не только тем, у кого приобрели жилье, а всем – от УК до Губернатора.

Последние несколько недель в соцсетях появились сообщения жителей о том, что у них в квартирах из крана течет ржавая горячая вода. Об этом писали жильцы домов по улицам Генерала Мельников, Хваткова, Игошина, Александра Невского и Панорамной. Примечательно, что это сплошь новостройки жилых комплексов Правобережья. Когда жалоб накопилось большое количество, стало понятно, что это не единичные сбои, и необходимо решать проблему системно. Вопрос рассмотрели на заседании Комитета жКх в Ульяновской Городской Думе, где была создана рабочая группа во главе с депутатом Денисом СЕДОВЫМ.

Если оглянуться назад во времени, то можно увидеть, что отдельные жалобы на ржавую горячую воду начали появляться в Ульяновске еще с 2007 года. Имеется в виду именно постоянный эффект окрашивания ГВС. Дело в том, что у старых домов, подключенных по схеме центрального теплоснабжения, тоже случаются такие проблемы, но, как правило, кратковременно, например, после гидравлических испытаний и ремонта сетей.

Раньше такие жалобы из новостроек были единичными, просто потому, что и строилось не так много домов с крышными котельными. Затем обращения стали приобретать массовый характер. Пожалуй, первое серьезное рассмотрение этой темы на общегородском и даже региональном уровне состоялось в 2012 году. Тогда этому посвятили заседание областной Экологической палаты, где представители Роспотребнадзора еще раз подтвердили, что вода, поступающая в городские сети, отвечает всем нормам. И уже тогда главный инженер «Ульяновскводоканала» заявил, что причина – в отсутствии подготовки воды, нагревающейся для нужд ГВС в крышной котельной.


Денис СЕДОВ вместе со специалистами Управления ЖКХ администрации города изучил положительный опыт борьбы с ржавчиной в ульяновских МКД

Позже, и все последние 10 лет, такие массовые проблемы с ржавой горячей водой начали появляться в Ульяновске постоянно – по мере все большего строительства новых жилых микрорайонов с автономным отоплением. Причем если в каких-то МКД вопрос уже удалось решить, к сожалению, этот положительный опыт никак не передавался и не тиражировался. Застройщики каждый раз заново наступают на одни и те же грабли. Желание сэкономить, однако, оборачивалось дополнительными тратами.

Рабочая группа под руководством Дениса СЕДОВА побывала в доме №63 по ул. Красноармейской. МКД был введен в эксплуатацию еще в 2005 году. С тех пор, действуя методом проб и ошибок, как могли, УК и собственники боролись с проблемой ржавой воды. Однако окончательно решить ее удалось лишь два года назад. Что только ни делали, но действительно помогли лишь замена всех стояков ГВС на полипропиленовые трубы и установка фильтров везде: на вводе в дом, на стояках и даже на внутренних сетях в квартире. Конечно, это влетело людям в копеечку!

По количеству обращений в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства жалобы на качество питьевой воды в 2019 году оказались на третьем месте, уступив первенство в антирейтинге лишь вопросам жилищных условий и реализации мусорной реформы.

Еще эксперты посетили дом №2 на ул. Водопроводной. Здесь жильцы тоже страдали из-за цветной воды в кране. Затем, несколько лет назад, они также заменили металлические стояки горячего водоснабжения на полипропиленовые, установили систему фильтрации. Конечно, это потребовало дополнительных расходов. По словам представителей управляющей организации АНО «Центр ТСЖ», закупка и монтаж оборудования стоили около 90 тыс. рублей. В сегодняшних ценах аналогичное решение обойдется собственникам намного дороже. Добавьте замену стояков. Но и это еще не все! Теперь жильцы Водопроводной, д. 2 вынуждены ежемесячно платить дополнительно по 1,8 рубля с квадратного метра, так как в фильтре необходимо регулярно менять картриджи.

Конечно, жителям новостроек не нравится тратить средства на то, чтобы улучшить качество воды, которая им вроде бы должна по умолчанию поставляться в соответствии с нормами.

Налет на металлической трубе ГВС может образовываться такой, что для воды остается отверстие шириной со
спичечную головку

– Какая может быть дополнительная химподготовка, если вода поступает от «Водоканала» надлежащего качества?! Это та же самая питьевая вода, только нагретая. Надо себе представлять устройство крышной котельной, в ней вода не соприкасается с источником тепла. Она там не закипает в котлах, как это себе, возможно, представляют некоторые люди. Питьевая вода от «Водоканала» заходит в дом и по той же трубе (никуда не переливаясь) проходит, нагреваясь от пластинчатого теплообменника, и попадает в кран к потребителю. И если в воде изначально не превышен показатель содержания железа, при нагревании оно не окисляется, и не появляется посторонний цвет. Мы обслуживаем МКД не только в Правобережье, но и в Заволжье. В Новом городе у нас 18 домов с крышными котельными, причем 10 из них с металлическими трубами, остальные с полипропиленом, но, независимо от этого, там проблем с качеством воды нет, – сказал директор УК «Аметист» Андрей ТОЛОЧКО.

По его мнению, есть вопросы именно к качеству поверхностных источников Куйбышевского водохранилища. Возможно всплеск проблем с ржавчиной в Ульяновске спровоцировало сильное понижение уровня Волги прошедшим летом. Спуск воды, кстати, был отмечен и совсем недавно, этой зимой. Впрочем, эту версию в МУП «Ульяновскводоканал» категорически отвергают.

– Этого не может быть, так как проблемы с ржавчиной отмечаются не во всех домах Правобережья, а только там, где стоят так называемые крышные котельные. На наш взгляд, в этих домах застройщиком применялись материалы, технологии и оборудование, не учитывающие возможность изменения воды при нагреве. Что касается питьевой воды, то вся она в городе соответствует СанПиН. Это подтверждается ежедневными исследованиями нашей лаборатории (100 контрольных точек в Правобережье). Это подтверждается мониторингом Роспотребнадзора, который берет пробы на вводах в МКД. Отклонений по железу нет! – заверил заместитель директора «Ульяновскводоканала» Дмитрий УРУСОВ.

Что касается анализа воды, который УК сделали в независимой организации, замдиректора предупредил жителей, что очень часто за эту работу берутся лаборатории неаккредитованные, методики исследований которых не соответствуют требованиям и не могут выдавать достоверные результаты. Он также заявил, что, возможно, МУП будет жаловаться в Росаккредитацию по таким лабораториям с тем, чтобы они вообще не могли работать с пробами воды и вводить людей в заблуждение, так как на предприятии уже несколько раз сталкивались с подобным явлением.

Дмитрий УРУСОВ считает, что УК и застройщики хотят переложить ответственность на «Ульяновскводоканал». Как пояснил директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска Алексей ПАЛИБИН, за ГВС в доме отвечает управляющая организация, и каждый житель, может требовать предоставления качественной услуги. Если жители не удовлетворены реакцией УК или просто возникли вопросы по качеству ЖКУ, они всегда могут обратиться за помощью к юристам Контакт-центра: ул. Карла Маркса, д. 15, телефон горячей линии 73-79-11.

– Ставить точку еще рано. Чтобы понять, как решить проблему, сначала надо определить ее причину. Есть два предположения, которые требуют проверки и подтверждения. Первое предположение заключается в том, что качество водоснабжения не соответствует нормативным требованиям на входе в дом, и поэтому при нагреве происходит окисление железа, появляется ржавчина. Вторая версия – нарушается технология приготовления ГВС внутри дома. Есть результаты анализов, подтверждающие оба тезиса, соответственно, нам нужно независимое и авторитетное мнение третьей стороны. Для этого мы планируем привлечь федеральных научных экспертов из московского института, специализированного и аккредитованного. Причем будем делать тройной забор воды из одной точки: лабораториями водоканала, Роспотребнадзора и московской организации, а затем сравним полученные результаты, – прокомментировал Денис СЕДОВ.

Специалистов из Москвы планируют пригласить на этой неделе. Возможно, что уже очень скоро мы узнаем развязку этой истории.