Невозможно дойти до каждого и с каждым поговорить — управлять высотным МКД сложно из-за большого числа собственников. Как достучаться до жильцов и сделать осознанным принятие решений на общем собрании? Хороший способ придумала и внедрила у себя в доме №44 по ул. Врача Михайлова председатель совета Людмила ФЕДОСЕЕВА.

Первое серьезное знакомство с ЖКХ этого художника-дизайнера, вышедшего на заслуженный отдых, произошло в 2011 году, после переезда на новое место жительства. В квартире навести порядок — дело понятное. А за порогом? Каждый день видеть обшарпанные стены, грязные окна, росписи на потолке — неприятно. Встал вопрос: кто должен сделать ремонт в подъезде? Чтобы было чисто и красиво, оконные стекла пропускали солнечный свет. Чтобы по вечерам все лампочки горели. В платежке был указан адрес: «ГУК Заволжского района». Только там могли ответить на эти вопросы…

Далеко не каждый новосел идет лично в офис УК сразу после заселения. Поступок неординарный. Чаще этот момент настойчиво игнорируется и даже избегается жителями по неизвестным причинам. Большинство предпочитают действовать по такой схеме: отдать деньги неизвестно за что и кому, а затем возмущаться, что никто ничего не делает в доме. Людмила Евгеньевна не из таких. Как она сама про себя говорит, ее приучили внимательно обращаться с документами. Поэтому, придя в офис УК, она первым делом попросила почитать договор управления.

Спросите себя, уважаемые читатели, кто из вас так делал? Наверняка среди жильцов МКД найдется немного тех, кто хотя бы издалека видел свой договор с УК, не говоря уже о том, чтобы его изучить и вникнуть в суть.

— Прочитала я договор и нашла в нем много того, что мне было непонятно. Пришла с этим к директору ГУК Нине Геннадьевне Сидорановой. Надо сказать, что она мне многое пояснила. И увидев мой интерес к договору, предложила пойти на курсы, чтобы разобраться в некоторых вопросах ЖКХ. Тогда курсы в УлГТУ проводились еще под руководством ныне покойного Александра Ефимовича Пещаницкого. В результате я получила удостоверение менеджера по управлению жилищным фондом. После курсов мне предложили стать старшей по дому. Честно говоря, я даже не предполагала, на что согласилась, — говорит Людмила ФЕДОСЕЕВА.

Поначалу было очень сложно. Дом большой: 9 этажей и 7 подъездов, которые не ремонтировались много лет. На территории — сорняки да вымирающий кустарник, и ни одного цветочка. Надо было начинать наводить порядок. Применять на деле знания, которые получила на курсах. Пригодился и опыт работы руководителя среднего звена в НПО «Марс». За два года начали появляться первые положительные результаты.

Тем временем, несмотря на то, что по инициативе директора управляющей компании на ул. Врача Михайлова, д. 44 появился наконец более-менее грамотный (закончивший курсы) председатель совета МКД, сама же ГУК с ним и боролась. Даже судилась! Ведь собственники начали предъявлять претензии к качеству работы УК, проверять сметы, просить отчеты…

— В 2014 году ГУК все-таки добилась своего, судом был отменен протокол общего собрания. И, как следствие, прекращено действие совета дома и председателя. Целый год УК выполняла работы на доме по своему усмотрению. Никто не проверял качество работы, ее стоимость. Подписывать акты выполненных работ было некому. Люди сразу это ощутили и поняли, что без контроля за управляющей организацией ничего хорошего ждать не приходится. Тогда жильцы предложили вновь взять на себя обязанности председателя совета дома. И с 2015 года выполняю эту работу я, для которой очень важное значение имеет общение с жильцами МКД. Надо как-то разъяснять решения, которые они должны принимать на общих собраниях, чтобы не бездумно ставили подписи в бюллетенях, — комментирует наша собеседница.

Однако в доме 252 квартиры, обойти все и с каждым поговорить просто нереально. Что же делать? И вот тут председателю совета пригодился навык дизайнера. Людмила Евгеньевна начала выпускать свою собственную внутридомовую газету под названием «Мы». Вернее, сначала это был один листочек, а теперь уже полноценное издание, которое старшая по дому печатает в типографии небольшим тиражом и раздает собственникам МКД. Это не просто разъяснения по вопросам ЖКХ, написанные сухим языком с цитатами из законов.

По мнению Людмилы Евгеньевны, оформление информации должно привлекать внимание читателей. Тексты должны быть написаны простым и понятным каждому человеку языком. Кроме ежемесячного выпуска газеты, перед каждым собранием собственников старшая по дому готовит лист с комментариями по вопросам повестки дня, где разъясняет каждый пункт для голосования. Причем делается это не обычно, а в графическом виде, схематично, чтобы даже не посвященному в вопросы ЖКХ человеку было понятно. Жители читают, вникают, некоторые перезванивают уточнить, интересуются подробностями. То есть сейчас председателю совета МКД не приходится ходить за каждым по квартирам, люди сами идут навстречу. За счет газеты появилась обратная связь! Это было очень мудрое решение. Ведь зачастую, когда старший по дому хлопочет и проявляет активную заботу об общем имуществе, у жителей закрадываются сомнения: «А зачем ему это надо?», «Не просто так он суетится!» и т.п. Это идет от незнания процессов управления МКД и от того, что люди элементарно не понимают, что происходит. Из-за этого непонимания и отсутствия коммуникаций между собственниками и УК, между жильцами и старшим по дому, в общем, между всеми возникает напряжение, подозрение, неверие, а в итоге — конфликт.

К сожалению, очень часто приходится слышать, что «жильцы дома воюют со своей управляющей организацией». Хотя это звучит так же нелепо, как, скажем, противостояние покупателей с продавцами или противоборство пациентов с врачами. Как можно и, главное, зачем бороться с тем, кого ты за деньги нанял выполнять твои же поручения и помогать тебе же?.. Но жители не всегда понимают, что УК — нанятая ими же организация для оказания жилищно-коммунальных услуг, которые прописаны в договоре управления домом. А на ежегодном собрании надо давать УК задание на выполнение работ по текущему ремонту и определять условия содержания общего имущества. В свою очередь, задача председателя совета дома – следить, как УК выполняет поручения собственников.

— Не понимаю, как это — бороться с УК, зачем?! Быть партнерами — гораздо полезнее для общего дела! А если у собственников не складываются отношения с какой-то управляющей организацией, надо просто ее сменить. Из ГУКа мы давно перешли в УК «Мегалинк», и сейчас у нас принципиально иной подход к решению вопросов управления нашим домом. Я прихожу к директору компании, говорю, что нам хотелось бы сделать в доме. Он думает и предлагает, как это можно сделать, и сколько это будет стоить. А мы, собственники, уже выбираем и принимаем решение, что нам нужно и за какую цену. То же самое с ежегодным установлением размера платы за содержание и ремонт. Мы не голосуем, как многие МКД, общей суммой. Опять же через нашу газету я расписываю по каждой строке, что входит в сумму, какие услуги, в каком объеме. Люди выбирают, что надо, а что нет. То есть собственники принимают осознанное решение и знают, за что конкретно они платят, — объясняет Людмила ФЕДОСЕЕВА.

За все время, с тех пор как стала председателем совета МКД, наша собеседница окончила еще пять курсов повышения квалификации, накопила дипломов. Она постоянно учится, развивается и расширяет свои знания в сфере ЖКХ. Среди подрядчиков по городу уже пошел слух, что с 44-м домом по ул. Врача Михайлова лучше не шалить: приписки и липовые акты не прокатят, за качеством работы будут внимательно следить и денежки просто так не заплатят.

Более того, молва добралась и до регионального оператора по капремонту. Жительницу пригласили в Фонд модернизации ЖКК по Ульяновской области в качестве эксперта. Сейчас Людмила Евгеньевна пишет свою версию брошюры с полезными советами и рекомендациями для собственников, как грамотно сделать капитальный ремонт МКД. В следующих выпусках мы планируем обязательно рассказать об этом уникальном опыте отдельно и более подробно.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.