Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Два года назад на странице группы публиковался материал о довоенных планах реконструкции Ульяновска.

Напомним вкратце, не давая оценок. В каждое время ставятся свои задачи и определяются свои пути их решения.
В 1931-1932 гг. план развития Ульяновского района в составе Средне-Волжского края и собственно Ульяновска составил московский институт «Гипрогор». В основе плана лежали перспективы разработки ундоровских сланцев. Возле Ундор, где будут жить 55 тысяч человек, намечалось построить добывающие предприятия, газовые заводы и ТЭЦ.Сам Ульяновск, в котором численность населения к 1942 г. составит 145 тыс. человек, протянется далеко на юг. Здесь, в новом районе города, куда будет поступать газ из Ундор, возникнет мощный промышленный комплекс: химические заводы, заводы пластмасс и синтетического каучука, целлюлозно-бумажный комбинат, стекольная фабрика и т.д. Южный район будет иметь свой железнодорожный вокзал – бывшая станция Киндяковка, пристани, огромный парк культуры и отдыха, набережные.

Старая часть Ульяновска, в основном сохранив исторический облик, придвинется ближе к волжскому склону. Здесь будут разбиты большой парк и площадь; на широких бульварах, в лучших зданиях города разместятся учебные заведения. В районе площади Марата (бывшей Ярмарочной) будет создан второй промышленный комплекс из предприятий пищевой и легкой промышленности. В это время здесь уже имелись плодовинзавод и швейный комбинат.

Старую и новую части города свяжет трамвайная линия. По спуску Степана Разина побегут автобусы. От пристани к остановке трамвая на Завьяловской площади (бульвар Пластова) пассажиров будет доставлять подъемник. Будут построены новый речной порт и вокзал станции Ульяновск-2.

Через несколько лет от этого проекта отказались из-за очень растянутой планировки города – до Криуш на юге, и крайне малой плотности застройки. Новый проект реконструкции начал разрабатывать ленинградский «Гипрогор». Ленинградские архитекторы видели будущий Ульяновск компактным, зеленым и удобным для жизни людей городом. До войны успели составить лишь схематический проект планировки Ульяновска. В основу генерального плана 1945 года, также разработанного «Ленгипрогором», легли эти разработки с учетом изменившихся за время войны городских реалий.

Публикация 2018 года была составлена в основном по материалам статей «Пролетарского пути» за 1933-1940 гг. Конечно, газетные статьи дают лишь самое общее представление о намечавшихся преобразованиях. Несколько штрихов к этой картине добавляет отрывок из книги «Октябрь на родине Ленина», изданной в 1932 году. По дате ясно, что речь идет о первом плане реконструкции Ульяновска, разработанном «Мосгипрогором» в 1931-1932 годах.

Так, из этого текста следует, что проект городского парка разрабатывали ульяновские специалисты. Идея огромного паркового массива, объединяющего Новый Венец, Свердловский сад, сады Подгорья, ряд культурных и спортивных учреждений, выглядит весьма впечатляюще. Действительно, город-сад.

Рост города и потребностей горожан, намеченное развитие промышленности, строительство трамвая требовали создания мощной энергетической базы. Об Ундоровской ГРЭС уже было упомянуто. Что же касается Свиягостроя – гидроэлектростанции на канале, соединяющем Свиягу с Волгой, то идея такого сооружения высказывалась еще до революции. Более детально она была рассмотрена в 1918 году, в ходе разработки 2-го проекта симбирского трамвая.
***

Из книги:
В.Ягодкин
«ОКТЯБРЬ НА РОДИНЕ ЛЕНИНА» (по документам и материалам Ульяновского истпарта и Музея революции), Средневолжское краевое государственное издательство, Москва – Самара, 1932.

…За последние годы все чаще ставится вопрос о реконструкции города Ульяновска, о превращении его в один из индустриальных городов Средне-Волжского края.
Выгодное географическое положение – глубокий тыл – город стоит на скрещении железной дороги и волжской магистрали, наличие ископаемых богатств для стройматериалов и энергетической базы, обеспеченность сельскохозяйственным сырьем для промышленности и питания, наличие свободной рабочей силы в связи с механизацией сельского хозяйства, солидная культурно-техническая база – 23 техникума, – все это создает реальные перспективы промышленного развития города.

Какие же эти промышленные перспективы у города? Прежде всего, это создание энергетической базы в виде двух электростанций – Ундоргрэса [1] и Свиягостроя. Первую электростанцию мощностью в 24.000 киловатт намечается построить на сланцах, общий запас которых в районе исчисляется в 400 миллионов тонн. Для второй гидростанции – Свиягостроя – намечается использовать разницу в уровне реки Свияги, достигающую высоты 60 метров над уровнем Волги.

На базе этой энергетики будет развиваться промышленность Ульяновска в виде новых заводов – консервного, деревянного станкостроения, маслобойного, стеклянного, фосфоритных мельниц и спичечной фабрики. Одновременно с этим новым строительством приступлено к реконструкции имеющихся предприятий.

Ярким примером этого является завод «Металлист». Возникший еще в 60-х годах прошлого столетия [2] как завод для ремонта волжских судов, этот завод, восстановленный исключительно руками самих рабочих, имеет сейчас совершенно новое назначение. Завод «Металлист» сейчас изготовляет главным образом запасные части к тракторам для машино-тракторных станций и зерносовхозов, а также изготовляет сланцевые топки для перевода промышленных предприятий и учреждений на сланцевое топливо. Кроме того намечается на заводе наладить производство кирпиче-делательных прессов и механизмов для стройки.

Произведена также реконструкция завода № 3 [3]. Этот завод проделал большую работу по освоению ролико-подшипникового производства, необходимого для тракторов (пока единственный завод в Союзе). Намечается на заводе постройка специального цеха роликовых подшипников.

Реконструкция этих двух заводов тесно связана с тем, что хозяйственная жизнь района вступила уже в новую фазу своего развития – перестройки сельского хозяйства района на новой, более высокой технической базе.
В Ульяновском районе выстроено две машино-тракторных станции – Ульяновская и Телешовская, которые являются основными опорными пунктами сплошной коллективизации и ликвидации на ее основе кулачества как класса.

Среди других колхозов под самым Ульяновском, в одном только километре от Дома-музея В.И.Ленина, организован, между прочим, колхоз «Родина Ильича» – новый живой памятник имени Ленина. Это – ближайший колхоз к Ульяновску. Сюда на Свиягу не раз бегал на рыбную ловлю Володя Ульянов. Здесь же он чуть было не утонул, и был вытащен из воды рабочим. Каждый уголок на Свияге, что против колхоза, дышит воспоминаниями об Ильиче. И колхоз «Родина Ильича» по праву носит это свое название.

В колхозе «Родина Ильича» 400 хозяйств. Село Конная, где находится колхоз, завершило сплошную коллективизацию. В 1931 году Конно-Подгородная слобода впервые благодаря МТС увидела такую вспашку, воистину историческую пахоту, о какой и мечтать не могли в старину крестьяне.
Мысль В.И.Ленина о переделке сельского хозяйства на социалистический лад и о том, чтобы пересадить крестьянина с коня на трактор, воплощается теперь в жизнь и на родине самого Ильича, на Свияге и на Волге.

Так меняется лицо города Ульяновска. Оно изменится и со стороны внешнего благоустройства: индустриальный город будет одновременно и городом-садом.

Горкоммунотделом разработан уже проект внутригородского парка культуры и отдыха, как одна из составных частей тех проектно-планировочных работ, выполнение которых горкоммунотдел взял на себя по договору, заключенному с Государственным институтом проектирования городов [4].

Ульяновск представляет все возможности для открытия образцового внутригородского парка. Он уже сейчас имеет около 30 процентов всей городской площади под садами (против 10-процентной нормы). Великолепная же панорама, открывающаяся с Венца на Волгу (Венец возвышается над Волгой на 140 метров) и на железнодорожный мост, а также наличие огромной площади и культурных учреждений – клуба Фрунзе [5], городского театра, естественно-исторического музея и Дворца книги – обеспечат широчайший выход на улицу всех видов искусства.

В центре этого огромного зеленого кольца, в зону которого войдут Свердловский сад, сады Подгорья, новый Венец, садик у естественно-исторического музея, намечено соорудить стадион, площадки и трибуны, окаймленные лесными насаждениями.
Все музеи – антирелигиозный, художественный, естественно-исторический и музей революции – включаются в парк культуры и отдыха.

Водонапорную башню [6] намечено превратить в бельведер, откуда открывается великолепный вид на Волгу и на город, в пункт астрономического наблюдения с телескопом для массового обсерваторного обслуживания. В случае если будет построен Свиягострой, около Духовского [7] спуска намечено устройство подъемника, чтобы предоставить отдыхающим легкий доступ к Волге.

Детальная съемка не только местности будущего парка, но и зеленых насаждений, дорожек уже закончена. Ведутся подготовительные работы к тому, чтобы открыть парк и постепенно развертывать в нем дальнейшее строительство.

Так бывший Симбирск, теперь Ульяновск, отразивший в себе почти трехсотлетнюю историю общественного развития России, будет превращен из захудалого города глухой провинции в город-сад, город учебы и физкультуры, в город индустриальный, действительно достойный памяти Ленина.

Примечания:
1. ГРЭС – Государственная районная электростанция.
2. Чугунолитейный завод Андреевых, один из старейших в России, построен Ильей Андреевичем Андреевым в 1826 году, потом принадлежал его потомкам. Здесь производились лестницы и ограды из чугуна, сельскохозяйственные машины и др. В 1916 г. завод приобрела петроградская фирма «Русский автомобильный завод Пузырева». Под руководством А.А.Шодэ были перестроены корпуса, установлено новое оборудование для производства двигателей. В 1920-х гг. национализированное предприятие переименовано в завод «Металлист». В годы войны входил в состав эвакуированного из Москвы автозавода им. Сталина. Потом являлся литейным цехом выделенного в 1944 г. из состава УльЗИС завода малолитражных двигателей (моторного завода). Уникальный памятник промышленной архитектуры, в настоящее время – развалины на улице Кирова.
3. Завод имени Володарского, до 1922 г. – 3-й Симбирский патронный завод, построенный в 1917 году. После окончания гражданской войны завод перешел на выпуск мирной продукции: сельскохозяйственной техники, станков, различных металлоизделий. До Великой Отечественной войны завод им. Володарского оставался единственным крупным предприятием Ульяновска.
4. Московский «Гипрогор»
5. Вероятно, Дом Красной Армии, размещавшийся в 1930-х гг. в здании филармонии (бывшего Общественного собрания)
6. Водопроводная (Владимирская) башня, возведенная в ходе строительства 1-го симбирского водопровода, открытого в 1872 г., находилась на Венце, у входа во Владимирский сад. Высота 21, 3 м. Снесена во 2-ой половине 1930-х годов. Вероятно, последняя ее фотография, сделанная А.И.Маркелычевым с крыши бывшего Троицкого собора, была опубликована в «Пролетарском пути» 22 марта 1936 года.
7. Духовский (Владимирский, Крутой) – пешеходный спуск к Волге от здания филармонии.


Вверху: Чугунолитейный завод Андреевых. Начало ХХ века (ныне развалины на ул.Кирова, 103)
Внизу: Завод «Металлист», 1920-ые годы (те же корпуса, перестроенные в 1916 г. по проекту А.А.Шодэ). УОКМ.


Вверху: Ульяновский плодовинзавод на площади Марата (бывшая паровая мельница П.С.Балакирщикова на Ярмарочной площади). Бланк предприятия, 1920-ые годы
Внизу: Швейно-трикотажный комбинат имени Ворошилова на улице Лассаля (ныне ул. К.Маркса, 17). 1930-ые гг.
ГАНИ УО, Ф.6214, оп.1, д.51, л.1


Берег Свияги.
В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, М.-Л., 1926.

Село Конная, бывший колхоз «Родина Ильича» на левом берегу Свияги. 1960-ые годы.
Вверху: https://ok.ru/group52676591747143 – «Село Конная», Виктор Осипов.
Внизу: УОКМ. Берег Свияги напротив автомеханического техникума.


Слева: Проект благоустройства площади Ленина. 1939 год.
Справа: Проект реконструкции бульвара Новый Венец. Архитектор Е.И.Голенко, 1948 год.
ГАУО


Дети на прогулке. Вид с Венца на Волгу, острова и проран.
Почтовая карточка, «Союзфото», 1930-ые годы. Фото Блохина.


Вид на сады Подгорья и Попов остров во время разлива.
В.Н.Алексеев «На родине Ленина», ГИЗ, М.-Л., 1926.


Слева: Вход на Новый Венец. «Пролетарский путь» от 4 июля 1938 г.
Справа: На Новом Венце. «Пролетарский путь» от 15 апреля 1937 г.


Слева: Художественный музей в Ульяновске (бывший Естественно-исторический). Почтовая карточка, Ульяновск, 1948.
Справа: Школьники у Дворца книги. «Пролетарский путь» от 9 января 1939 года.


Водопроводная Владимирская башня, так и не ставшая бельведером с «пунктом астрономического наблюдения».
Слева: открытка начала ХХ века.
Справа: макет в Музее истории симбирского водопровода.