Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

О художнике Алексее Васильевиче Моторине давно было желание написать подробнее. Перечитывал собранный материал, несколько раз приступал вплотную. Но… сомнения одолевали. Все же в заметках о художниках на странице группы чаще шла речь об авторах ныне малоизвестных, почти забытых. А тут – величина! Народный художник РСФСР, участник многих престижных выставок, председатель Ульяновского отделения Союза художников на протяжении почти трех десятилетий. И написано о нем немало – коллегами, близкими друзьями, искусствоведами. Как-то неловко и боязно пытаться пристроиться в этот ряд.

А с другой стороны – после смерти художника в 2005 году публикаций о нем заметно поубавилось. Не то, чтобы забыли, но ушло имя в тень, как всегда и бывает. Давно не припоминается персональных выставок Моторина. Хорошо, что не пропало это имя в солидном сборнике Ульяновского отделения Союза художников России, изданном два года назад. Упоминается оно там лишь в историческом обзоре творческой организации, но зато рядом с какими мастерами! А вот что действительно обидно – до сих пор нет авторского альбома работ Алексея Васильевича. Отдельные репродукции встречаются там и сям, о других его картинах довелось лишь читать. А кто же более достоин подобного издания, как не он.

Этот текст рождался долго и мучительно, откладывался, переписывался. Читая, вижу: получилось сухо, порой казенно, не чувствуется живого человека. Очень хотелось бы повстречаться с художником лично. Увы, не довелось. Что ж, прошу не судить строго эти заметки.

Алексей Васильевич Моторин родился 28 января 1924 года в деревне Кушур Читинской области; был старшим из шести детей в семье забайкальского казака. «Современная» фамилия досталась ему от дедов и прадедов, пришла из времен, когда о моторах никто и не слыхал. Может быть, произошла она от слова «матёрый», что испокон века означало: большой, опытный, зрелый? Если так, то своей жизнью, своим творческим путем художник не посрамил родовую фамилию.

Первый рисунок дошкольника: дом и яблоня. Отчий дом? Потом был школьный кружок рисования, оформление стенгазеты, декораций к самодеятельному спектаклю. А вокруг – суровая и прекрасная природа Забайкалья, и люди под стать ей. Алексей в детстве помогал отцу на золотых приисках. В акварельных пейзажах пытался передать красоту заповедных уголков, жизнь земляков. Отец хотел видеть его врачом. «Нет, только художником», – отвечал сын. Мать поддержала Алексея.

Окончив семилетку, он с самодельным чемоданчиком отправился в Омск. Впервые в жизни плыл на пароходе по Ангаре, удивлялся каменным домам в Красноярске…
1939 год. Алексей Моторин – студент Омского художественного училища им. М.А.Врубеля. Богатое традициями училище дало возможность заниматься у опытных педагогов, увидеть оригиналы работ Серова, Врубеля, Юона. Но он успел окончить только два курса – началась война.

Училище закрыто. Алексея на фронт не берут – молод. Только через год, когда исполнилось 18, его направили в полковую школу. Потом – действующая армия, Курская дуга… Старшина автовзвода Моторин участвовал в боях за освобождение Украины и форсировании Днепра. Отсюда в марте 1944 года, прямо с передовой, направлен во 2-ое Ульяновское бронетанковое училище им. Калинина.

Так будущий художник впервые попал в город на Волге. В марте 1945 г., пройдя годичный курс подготовки, младший лейтенант Алексей Моторин покинул Ульяновск. Возможно, спустя 10 лет этот период повлиял на выбор места его работы и жизни. А пока путь воинского эшелона лежал на восток. Впереди был переход через пустыню Гоби и Маньчжурская операция, завершившая разгром Японии на Дальнем Востоке. За свои боевые подвиги А.В.Моторин награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями.

Демобилизовавшись в 1946 году, вчерашний командир самоходки поступил на 3-й курс Иркутского художественного училища. Уже в 1947 г. Моторин принимал участие в выставке работ иркутских художников. С отличием окончив училище, в 1949-м поступил на живописное отделение Академии художеств Латвийской ССР.

Рижская Академия славилась как учебное заведение высокого уровня и подлинно интернациональное. Прекрасные педагоги – Э.Ф.Калнынь, В.И.Козин, А.А.Скриде, О.Е.Скулме и др. не навязывали студентам традиций латышской культуры, но стремились развить в них самостоятельное видение жизни и собственный творческий почерк. Рядом с Моториным в Академии учились латыши Э.Илтнер, Р.Валнере, Б.Берзинь, И.Заринь; татарские художники И.Рафиков, К.Сафаргалеев, уроженец Ульяновска Н.Парамонов, связавшие позже жизнь с нашим городом И.Лежнин и Р.Айрапетян.

И.В.Лежнин вспоминал: «Помню, как в многоликой студенческой толпе появился стройный рослый парень с выразительным лицом сибиряка и непокорной шевелюрой жгучего брюнета. В студенческом общежитии с первого появления стал своим, держался просто, отличался самостоятельностью суждений, к нему прислушивались. Как способный волейболист держался на равных в академической команде. И по успехам в учебе был в числе «подающих надежды», что котируется выше обычной «пятерки». Студенчество послевоенных лет щеголяло во фронтовых обносках, донашивая полинявшие гимнастерки, штопаные шинели, солдатские сапоги. Но этот студент вид имел вполне презентабельный, интеллигентный. Иначе нельзя. Ему приходилось совмещать учебу с уроками рисования и черчения в одной из рижских школ. И знаю, делал это не кое-как. Можно было дивиться его самоотдаче и обязательности. Еще за три года до защиты диплома Алексей Моторин начал собирать материал к задуманной картине «Лесосплав на Байкале»

Каждое лето на заработанные в школе деньги он отправлялся за тысячи километров – в Сибирь, на Байкал. Работал в артелях лесорубов, бригадах строителей, «ночуя под лодками гостеприимных рыбаков, на стоянках плотогонов». Писал этюды, портреты сибиряков, накапливал материал. К зиме возвращался в Ригу и одержимо работал над будущим полотном.

Дипломная картина была защищена на «отлично». «Сплав леса на Байкале» (фото 3, вверху) экспонировался в Академии художеств СССР в Москве и на Всесоюзной выставке дипломных работ; оставлен на хранение в Рижской Академии. «Акцентируя грозную суровость природы – высокие волны на озере, тучи, затянувшие очертания скалистых берегов, порывы ветра, терзающего одежду плотогонов, – художник стремился ярче выявить мужество людей, вступающих в ежедневное единоборство со стихией…» (С.М.Червонная)

В 1955 году выпускник Академии Алексей Моторин приехал в Ульяновск. Сюда его «сманил» Николай Парамонов, окончивший Академию двумя годами раньше. Впрочем, особо уговаривать не пришлось. Со времени учебы в танковом училище Моторин полюбил простор Волги и тихий городок в зелени садов. «Была необыкновенно теплая осень, – вспоминал он о своем приезде. – Я долго бродил по городу. Ульяновск с его живописными местами и строениями согрел меня каким-то родным, русским теплом. Многие часы проводил я в Доме-музее В.И.Ленина. Необыкновенный настрой к добру и работе дает мне этот Дом-музей» (фото 4)

Ульяновск тогда только начал развиваться, и внешне мало отличался от того райцентра, каким был до войны. Трудно было с жильем. Под мастерскую пришлось приспособить угол в здании музея. Новый человек привлекал внимание: в городе тогда было всего 4 члена Союза художников и два кандидата, почти все – далеко не молодые люди: П.Г.Панин, М.М.Радонежский, В.И.Харитонова, Г.В.Васильев, А.В.Свиридов…

Уже первые работы А.В.Моторина. созданные в Ульяновске, заявили о нем, как о незаурядном художнике. С 1956 года он принимал участие в областных художественных выставках. Портрет девочки-волжанки «Маринка» (фото 5, слева) стал единственной работой ульяновских художников, представленной на Всесоюзной юбилейной выставке 1957 года в Москве. «Маринка» была и первой картиной Моторина, приобретенной Ульяновским художественным музеем.
В 1959 году ульяновские художники организовали первую тематическую выставку «Ульяновск сегодня». Одной из центральных ее работ стала картина Моторина «На стройке».

В декабре 1956 года на общем собрании ульяновских художников А.В.Моторин был избран председателем малочисленной тогда областной организации Союза художников. Впоследствии неоднократно переизбирался и в общей сложности занимал этот пост с 1956 по 1985 год. С именем Александра Васильевича связан расцвет изобразительного искусства в Ульяновске. Удивительно, как много он сделал за эти годы.

Первой задачей молодого председателя стало укрепление творческого коллектива местных художников. По его приглашению в Ульяновск начали приезжать выпускники художественных вузов. Иван Васильевич Лежнин вспоминал: «Когда я приехал, был всего 8-м или 10-м членом Союза. Город был тогда небольшой, прямо сказать – дыра. Но все приехавшие не жалели, что оказались здесь. Коллектив у нас был боеспособным, растущим, активно участвующим в выставках Поволжья. Он был, наверное, одним из самых крепких Союзов. … Так что у председателя была даже возможность выбора: выбирал людей, окончивших вузы, порой переманивал из других городов. Среди приехавших сюда были Клюев А.И., Дягилев А.И., Айрапетян Р.А., потом приехал Богомолов А.А. с Екатериной Артемьевной и др. Мы были пополнением к старикам, давно работающим в городе…». Список художников, приехавших в Ульяновск благодаря Моторину, можно дополнить именами В.Сафронова, С.Горина, Л.Турской, В.Черкунова и многих других.

Стараниями Алексея Васильевича начали проводиться коллективные выезды художников на пленэр, в колхозы и живописные места области, обсуждения работ, творческие встречи. Значительно расширился диапазон выставок. Его успешно реализованной идеей стал обмен выставками с соседними регионами. По инициативе Моторина в Ульяновске побывали с выставками известные художники В.Серов, М.Манизер, Н.Жуков, Н.Томский и др. В 1962 г. в Ульяновске прошло выездное заседание секретариата правления Союза художников РСФСР. На нем присутствовали А.А.Пластов, М.Г.Манизер и другие выдающиеся мастера. А.В.Моторин выступил с докладом о развитии изобразительного искусства в области. Ульяновское отделение Союза художников по праву считалось лучшим в Поволжье.

Очень хлопотным был период подготовки к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Ульяновские художники принимали активное участие в оформлении города, новостроек, интерьеров, создании монументальных произведений искусства. А.В.Моторин, как член Художественного совета Министерства культуры РСФСР, председатель областной организации и как художник был в самой гуще этой работы.

А сколько сил было отдано созданию с нуля и укреплению материальной базы областной организации художников! При Моторине появились первые художественно-производственные мастерские – здание барачного типа в северной части города, поделенное на клетушки. Некоторые художники там и жили. А в середине 60-х Моторин смог «пробить» (иначе не скажешь – стена!) разрешение и финансирование на строительство Дома художника. Сначала его хотели строить на окраине города. Алексей Васильевич сам выбрал место около «Детского мира» и отстоял его. Спущенная сверху директива – строить на основе типового 40-квартирного жилого дома – оптимизма не внушала. Лишь стараниями А.В.Моторина и автора проекта В.Н.Филимонова при столь скудных возможностях появилось удобное здание с индивидуальными мастерскими, цехом Художественного фонда и выставочным залом. В 1969 году Дом художника был сдан, и уже в декабре в его зале открылась зональная выставка «Большая Волга»

Благодаря энергии А.В.Моторина были открыты художественный салон-магазин, долгое время размещавшийся в здании гостиницы «Венец», галерея Ульяновского Союза художников на улице Гончарова, художники получали квартиры и творческие мастерские. Уходят в прошлое мелкие разногласия и обиды (как без них?), а все сделанное Алексеем Васильевичем на посту председателя остается людям.

Хождение по инстанциям, «выбивание» денег, «проталкивание» идей – сколько времени и сил это требовало! Сколько не создано собственных талантливых произведений. Понятно огорчение Аркадия Александровича Пластова: «Как это Алеша успевает везде?! Губит уйму времени, во вред себе…». А он успевал и творить, участвовал во всех выставках. У местных властей, несмотря на случавшиеся конфликты, пользовался неизменным уважением. Первый секретарь Ульяновского горкома КПСС А.С.Золотов писал в статье, опубликованной в «Советской культуре» 4 мая 1982 г.: «Много лет Моторин возглавляет областную организацию Союза художников. Под его руководством она стала коллективом, способным решать масштабные задачи. Произведения ульяновских художников экспонируются на республиканских и всесоюзных выставках. Творческому подъему способствовала здоровая, доброжелательная обстановка, созданная в областной организации…»

А сколько еще «общественных нагрузок» приходилось нести Алексею Васильевичу. Он неоднократно избирался членом Правления СХ РСФСР, с 1976 г. – секретарем Правления СХ РСФСР; заместителем председателя Художественного фонда РСФСР (1976, 1984), являлся членом многочисленных выставкомов. Депутат горсовета, член горкома партии… всего не перечислить. И все это помимо главного дела жизни – творчества.

Еще об одном хотелось бы упомянуть. С пребыванием на посту председателя областного Союза художников связано заочное знакомство Моторина с Дмитрием Ивановичем Архангельским, характеризующее его, в первую очередь, как человека. До 1961 г. Д.И.Архангельский получал пенсию 45 руб. в месяц. Ульяновцы, посещавшие старого художника в Родниках, рассказывали, как бедно он живет. Алексей Васильевич собрал правление областной организации и предложил ходатайствовать о назначении Архангельскому персональной пенсии. Ходатайство возымело действие. Вскоре Дмитрий Иванович написал Моторину: «Уважаемый Алексей Васильевич! От М.М.Радонежского я узнал, что Вы вернулись с летних работ, а потому сообщаю Вам о своих пенсионных делах. Я получил персональную пенсию в размере 60 руб. с 1 мая с.г. [1961] За хлопоты по этому делу я Вам очень благодарен. Желаю Вам творческих удач и благополучия». Внучка Архангельского, Н.А.Мешалкина, вспоминала, что дедушка радовался 15-рублевой прибавке к пенсии как ребенок.

Когда в 1962 г. в Ульяновске проходило выездное заседание секретариата Союза художников РСФСР, Д.И.Архангельский прислал на имя Моторина приветствие этому форуму и предложения для обсуждения на нем. В частности, он предлагал создать в Ульяновске постоянную экспозицию работ художников-волжан конца XIX века; увековечить в городе имя Павла Ильича Пузыревского, издавать больше репродукций ульяновских художников. Мысли, не потерявшие актуальности и сегодня.

Большое влияние на А.В.Моторина оказало творчество Аркадия Александровича Пластова и знакомство с ним. «Я его воспринял не сразу. Но потом, мало-помалу сближаясь с ним, понял всю силу этого гиганта. Я понял, что важно создавать не образ неземной красоты, а в обычном земном видеть прекрасное…». Этому – видеть правду без прикрас, избегать пафоса, находить красоту в обыденном, любить и уважать своих героев – простых тружеников – Алексей Васильевич учился у Пластова.

Окончание далее


Алексей Васильевич Моторин.


Ульяновское отделение Союза художников, 1980-ые годы. Алексей Васильевич Моторин – в первом ряду 5-й справа.


А.В.Моторин
Вверху: Дипломная работа «Сплав леса на Байкале». 1955 (репродукция в журнале)
Внизу: Лесосплав на Суре. 1960. УОХМ.


А.В.Моторин. В саду дома Ульяновых. 1958.
УОКМ.


А.В.Моторин.
Слева: Маринка. 1956.
Справа: Тетка Анисья. 1982.
УОХМ


А.В.Моторин
Слева: Ульяновский порт. Этюд. 1958.
Справа: Весна. Этюд. 1957.


А.В.Моторин.
Вверху: Дом с мезонином. 1958. УОКМ
Внизу: Яблони цветут. 1950-ые годы. УОХМ


А.В.Моторин.
Слева: Сплавщики на Суре. 1961.
Справа: У окна. Весенний мотив. 1964.
УОХМ
Буд


А.В.Моторин. Бурный день. 1989.
Тольяттинский художественный музей


А.В.Моторин
Вверху: Мемориал строится. 1968.
Внизу: Морозный день на Венце. 2001.